Изобразительное искусство 5 кл

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю.

методического объединения с зам. директора школы по УВР Директор школы

учителей художественно _________________ ________________

-эстетического цикла Острокостова В.Т. Солошенко Н.М . Протокол №____________ «______» __________2016 г Приказ № ____________

от «_____» _______ 2016 г. от «___» _____________2016 г.

Руководитель МО

________________________

Фролова Л.В.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования


по искусству (Изобразительное искусство)

для 6 класса


(ФГОС ООО)









Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной

программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ

(«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 5-9 классы» (под редакцией

Б.М. Неменского), созданная в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего

образования./[Б.М. Неменский, Н.А.Горяева,

Л.А. Неменская, А.С.Питерских], - М.: Просвещение,2011/.







учителем изобразительного искусства и

черчения

Фроловой Людмилой Викторовной








2016 г






ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ





п.п.

Раздел рабочей программы

Нумерация страницы

1

Пояснительная записка

3

2

Учебно – тематический план

7

3

Планируемые результаты освоения учебной программы

8

4

Содержание тем учебной программы

10

5

Требования к уровню подготовки учащихся за курс

11

6

Тематичекое планирование

14

7

Критерии оценивания реализации рабочей программы

19

8

Ресурсное обеспечение программы

21

















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа составлена на основе рабочей программы «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 5-9 классы» (под редакцией Б.М. Неменского), созданной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования./[Б.М. Неменский, Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских], - М.: Просвещение,2011/.

Структура документа

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности.

На протяжении курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства, дизайна и народного искусства разных стран и эпох, а также с искусством мастеров Воронежского края и современным выставочным декоративным искусством. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественно-эстетическое развитие обучающегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Основные формы учебной деятельности:

-практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами;

-зрительское восприятие произведений искусства;

-эстетическое наблюдение окружающего мира.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть пропущена через чувства ученика, что возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Эмоционально-чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно- образного языка и средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному переживанию - основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. Освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также культуры народа Воронежского края. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма. Принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры» - в основе программы.

Предусматривается чередование уроков индивидуального творчества учащихся и уроков коллективной работы. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

Учитывая условия региона, характер классов, а также индивидуальные особенности учащихся планируется объединение некоторых тем курса, связанных по смыслу, единым заданием. Так, учащиеся смогут успевать спокойно, в соответствии с принципом целостности и неспешности освоения программы, выполнять творческие задания.

Место предмета в учебном плане

Настоящая программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в в 6 классе - в объеме 17,5 часов в год (0,5 учебного часа в неделю)

При увеличении количества часов на изучение предмета за счет вариативной части, определяемой участниками образовательного процесса или за счет внеурочной деятельности, предлагается не увеличение количества тем, а при сохранении последовательной логики программы расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. Данная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формиро-нание у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога к мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства и повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.










УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала



п\п

Содержание

Кол-во часов

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка


5

2

Мир наших вещей. Натюрморт


5

3

Вглядываясь в человека. Портрет


3

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве


4.5


ИТОГО:

17.5































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Представленная программа обеспечивает достижение личностных, межпредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Межпредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при-

знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (5 ч)

Жанры и виды изобразительного искусства. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве художников. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). «Локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и еѐ выразительные возможности Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Основы языка изображения.



«Мир наших вещей. Натюрморт» (5 ч)

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта. Художественное познание: реальность и фантазия. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.



«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (3 ч)

Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность. Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.



«Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж» (4.5 ч)

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников Татарстана. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.





















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа

Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа.

Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)

Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.

Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры

Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве.

Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики

Знать основные характеристики и свойства цвета.

Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов

Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа.

Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.

Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников,

Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусств.



«Мир наших вещей. Натюрморт»

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта.

Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)

Иметь представление о многообразии и выразительности форм

Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости.

Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры

Знать основы изобразительной грамоты: светотень.

Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта.

Знать выдающихся художников-графиков.

Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики

Знать выразительные возможности цвета.

Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Знать такой жанр искусства, как натюрморт; выдающихся художников, произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков).

Уметь анализировать образный язык произведений жанра



«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр.

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека.

Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов).

Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры.

Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пят-но) и уметь применять их в творческой работе с натуры.

Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.

Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами.

Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра.

Уметь применять полученные знания при работе с натуры.

Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель.

Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа.

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.

Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт).

Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.



«Человек и пространство в изобразительном искусстве»

Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.

Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства.

Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

Традиции изображения пейзажа в древнем Китае, Европе. Совершенствовать технику работы с красками, развитие творческого воображения.

Совершенствовать технику работы с красками, развитие творческого воображения. Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры.

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике.

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа.

Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п\п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты усвоения материала

Примечания




Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (5 часов)


1



Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

-рассмотреть значение искусства в жизни человека;

-иметь представление о пластических видах; искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные.

-уметь различать особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

-уметь различать основные жанры изобразительного искусства;

- знать виды искусства.


2-3



Рисунок - основа изобразительного искусства.


Линия и ее выразительные возможности

Беседа о значении рисунка в искусстве – рассмотреть виды рисунка.

Познакомиться с материалами для его выполнения, техниками работы над рисунком.

-уметь выполнять рисунок карандашом с натуры;

- развивать навыки овладения техникой рисования.


4




Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

-беседа о возможностях и значении цвета в изобразительном искусстве;

- изучить основы цветоведения.

Изучит понятия « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.



-уметь работать с цветом;

-знать понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;

-находить гармонические цветовые сочетания.

-уметь находить гармонические цветовые сочетания;

- развивать технику работы с красками;

-знать о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.









5



Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изобразительного искусства.

-беседа о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

-рассмотрение выразительные возможности объемных изображений на примере произведений искусства.


Беседа о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном воспитании.


-знать выразительные возможности объемного изображения.

-уметь работать с графическими, цветным и пластическими материалами;

-уметь применять выразительные возможности разных видов изобразительного искусства;

-знать известнейшие музеи своей страны и мира, а также местные художественные музеи.






Мир наших вещей. Натюрморт(5 часов)


6



Реальность и фантазия в творчестве художников.

Изображение предметного мира- натюрморта.

Разобрать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.

Беседа об истории натюрморта.

Рассмотрение жанров натюрморта.

-развивать навыки фантазии и практической деятельности;

-уметь пользоваться различными графическими техниками.

-уметь применять знания о композиции при составлении натюрморта;

-знать понятие натюрморт;

- знать виды и жанры натюрморт;

-знать правила композиции в натюрморте.


7



Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

-изучить понятие формы и ее вариации;

- выразительные возможности формы.

-уметь применять различные формы, при составлении композиции.


8



Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

Беседа о выразительных средствах и правилах изображения предмета на плоскости.

-уметь строить натюрморт по правилам.


9



Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

Изучить возможности освещения предметов.

Беседа о выразительных возможностях графических материалов рассмотреть приемы работы карандашом.

Уметь передавать освещение и объем предметов.,развивать навыки решения композиционных задач.


10



Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Беседа о живописном натюрморте на примере произведений различных художников. Рассмотреть особенности и выразительные возможности натюрморта в различных его видах.

-уметь добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

-передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

-уметь применять знаний линейной и воздушной перспективы.



Вглядываясь в человека. Портрет (3часа)


11



Образ человека - одна из главных тем искусства. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

-беседа о способах изображения человека в искусстве разных эпох;

-изучить историю возникновения портрета.

беседа об истории изображения образа человека в

графическом портрете, его особенности.

-уметь работать с натуры в живописи и графике над портретом;

-уметь выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над портретом;

-знать то, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир.

- уметь отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе;

-уметь изображать голову человека.


12



Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Автопортрет.

Беседа о пропорциях человека на примере схем.

Работа в альбоме по схеме. Объяснение о способах и последовательности изображения человека в пространстве.

Определить понятие автопортрет.

Работа в альбомах по заданию учителя.


-уметь изображать голову человека;

-знать закономерности в конструкции головы человека, пропорциях лица;

-знать понятие средней линии и симметрии лица.

- уметь правильно выбирать поворот или ракурс головы;

-отработать приемы рисования головы;

-знать технику рисования головы человека.


13



Портрет в живописи. Роль цвета в портрете.


- беседа об обобщенном образе человека в живописи Возрождения, в XVI-XIX и XX веках;

- развивать навыки изображения человека;

-работа с иллюстративным материалом.

-уметь составлять композицию в портрете;

-совершенствовать технику работы карандашом, красками;

-уметь наблюдать за натурой;

-знать о роли и месте живописного портрета в истории искусства.

-уметь выражать цветом настроение и характер героя портрета;

-знать о цветовой возможности решения образа в портрете;



Человек и пространство в изобразительном искусстве (4,5 часа)


14



Жанры в изобразительном искусстве.

-систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства;

-работа с иллюстрациями.


-уметь различать различные жанры изобразительного искусства;

-уметь вести беседу о художниках и их произведениях;

-знать предметы изображения и картину мира в изобразительном искусстве, и его видение в разные эпохи.


15



Правила линейной и воздушной перспективы.

Знакомство с понятием перспектива, точка схода.

Выполнение упражнений, работа в альбоме по заданию учителя.


-знать о перспективе как о способе передачи глубины пространства;

-знать понятие «плоскость картины», «точка схода», «перспективные сокращения».

Уметь передавать линейно-воздушную перспективу.


16



Пейзаж - большой мир.

Организация изображаемого пространства

-беседа, обобщение;

-рассмотреть работы художников пейзажистов;

Работа в альбоме.

-повторение законов и средств композиции на примере работ художников.

-знать о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве;

-знать виды пейзажа и их особенности;

-уметь передавать настроение, состояние в пейзаже;

-уметь работать с красками и графическими материалами.


17



Пейзаж - настроение.

Природа и художник.

-беседа о пейзаже как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности;

-рассмотрение многообразия форм и красок окружающего мира, изменчивость состояния природы в зависимости от освещения;

Работа с иллюстрациями.

Работа в альбоме.

-уметь находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д.;

-уметь передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение;

-совершенствовать технику работы с красками.


18

(0.5)



Великие художники.

Обобщить изученный материал.


-знать о значении изобразительного искусства в жизни людей;

-знать виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность

  2. Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы

  3. Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация

  4. Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ

  5. Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла

  6. Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств

  7. Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы

  8. Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)

Оценка`5`
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка`4`
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка`3`
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка`2`
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Оценка`1`
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.(НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ)


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.













































рЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Учебник, учебное пособие

Изобразительное искусство, 6 класс, Искусство в жизни человека, Неменская Л.А.,/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014

Рабочая тетрадь для обучающихся


Электронное приложение к УМК


Методическое пособие с поурочными разработками

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.




Дидактический материал

Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 класс, Абрамова М.А., 2004.


Материалы для контроля (тесты и т.п.)




Список используемой литературы

Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.


Автоматизированное рабочее место учителя

Компьютер

Цифровые и электронные образовательные ресурсы, Интернет - ресурсы

- [link]

Помните фонохрестоматию? Здесь можно найти много забытого: http://www.staroeradio.ru/

Оборудование, материалы, инструменты

Акварельные и гуашевые краски; карандаши простые, цветные и восковые; ножницы, клей, цветная бумага, пластилин, баночка для воды, ветошь,альбом.