Тематическое планирование по ИЗО для 5 класса (ФГОС)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС). Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руково­дством Б. М. Неменского ( 5-9 классы), пособия для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа составлена с учетом базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности, в единую образовательную струк­туру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основно­го общего образования предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Рабочая программа предусматривает возможность изучения кур­са «Изобразительное искусство» 1 учебный час в неделю: 5кл.-34ч

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние — это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, сво­ей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру,

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме ху­дожественных действий. Для этого необходимо освоение худо­жественно-образного языка, средств художественной выразительнос­ти. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искус­ства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собствен­ный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценно­стных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающи­мися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценност­ные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального госуда­рственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися лично­стных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты освоения изобразительного ис­кусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие ви­зуальных образов реальности и произведений искусства;

  • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

  • освоение художественной культуры как сферы материально­го выражения духовных ценностей, представленных в про­странственных формах;

воспитание художественного вкуса как способности эсте­тически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере:

  • овладение основами культуры практической творческой ра­боты различными художественными материалами и инст­рументами;

в познавательной сфере:

  • овладение средствами художественного изображения;

  • развитие способности наблюдать реальный мир, способ­ности воспринимать, анализировать и структурировать ви­зуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.


Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной афере:

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и про­странственной среды и понимании красоты человека;

  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точ­ке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирую­щего способность к самостоятельным действиям в ситуа­ции неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • умение эстетически подходить к любому виду деятель­ности;

в познавательной сфере:

  • развитие художественно-образного мышления как неотъем­лемой части целостного мышления человека;

  • формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной па­мяти;

  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навы­ков коммуникации.


Предметные результаты освоения изобразительного ис­кусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жиз­ни, осознание и принятие системы общечеловеческих цен­ностей;

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстети­ческих позиций;

  • активное отношение к традициям культуры как к смысло­вой, эстетической и личностно значимой ценности;

в познавательной сфере:

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

  • понимание основ изобразительной грамоты, умение ис­пользовать специфику образногоязыка исредств художе­ственной выразительности, особенности различных худо­жественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художествен­ных образов;

  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необ­ходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных инфор­мационных ресурсах;

  • диалогический подход к освоению произведений искус­ства;

  • понимание разницы между элитарным и массовым искус­ством, оценка с эстетических позиций достоинств и недо­статков произведений искусства;

в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно­-прикладного искусства и т. д.).


Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала








Учебно-методическое обеспечение

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы..

7. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

8. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006

9. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе 3-е изд. М., 1997.:

Технические средства обучения

  • Компьютер, проектор

Методический фонд

  • Репродукции картин художников.

  • Муляжи для рисования

  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  • Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Планируемые результаты по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс

Учащиеся должны знать:

- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России.


Учащиеся должны уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.


В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Формы и средства контроля по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.







Формы контроля уровня достижений учащихся 5 класса

п/п

Содержание работы

1

Творческая работа № 1 Создание декоративной композиции орнамента

2

Творческая работа № 2 Композиция украшения элементов избы.

3

Творческая работа № 3 Подмалевок внутреннего пространства русского дома.

4

Творческая работа № 4 Конструирование из картона предметов быта.

5

Творческая работа № 5 Эскиз узора вышивки на полотенце

6

Творческая работа № 6 Создание эскиза народного праздничного костюма

7

Творческая работа № 7 Создание игрушки.

8

Творческая работа № 8 Украшение посуды росписью в технике Гжели.

9

Творческая работа № 9 Украшение посуды росписью в технике Городца.

10

Творческая работа № 10 Выполнение фрагмента росписи в стиле Жостово.

11

Творческая работа № 11 Выполнение эскизов браслетов, ожерелий и т.п.

12

Творческая работа № 12 Эскизы украшений Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции.

13

Творческая работа № 13 Декоративное панно: «Бал в интерьере дворца», «Золушка

14

Творческая работа № 14 Создание проекта собственного герба, эмблемы


Всего часов: 14







Критерии и система оценки творческой работы.

  1. Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

  2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

  3. Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

  4. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

5.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены.



























Дом.

задание

Дата

Личностные

Предметные

Метапредметные

Древние корни народного искусства (9 часов)

1

Древние образы в народном искусстве. Урок изучения и первичного закрепления новых

знаний

1

Традиционные образы народно – прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.


доброжелате-

льность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


Узнают

символический характер народного декоративного искусства.

научатся

«прочитать» орнамент.

Познаватель-

ные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникатив-ные: аргументировать свою позицию.

Регулятив-ные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Подбор материала о русской избе


2\3

Убранство русской избы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трехчастная структура и образный строй избы.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.


ценностное отношение к культуре своего края.


. Узнают

элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и др.).

научатся

выстраивать орнаменталь-ную композицию.

Познаватель-

ные: рассуждать о характерных признаках народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Подбор иллюстративного материала


4

Внутренний мир русской избы Урок формирования новых знаний.

1

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь.

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Узнают

жизненно важные участки крестьянского дома.

научатся

использовать выразительные средства декоративно – прикладного искусства.

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.Регулятивные:преобразо-

вывать познаватель-

ную задачу в практическую.


Материал об орнаментальных символах


5\6

Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки.

Рушник. Урок формирования новых знаний.

2

Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки рубеля.

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

ценностное отношение к природному миру.


Узнают

орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства научатся

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Познаватель-

ные: использовать общие приемы задач.

Коммуникати-вные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Найти иллюстра-

ции с русскими народными элемента-ми вышивки


7

Русская народная вышивка Урок формирования новых знаний.

1

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.

Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

уважительное отношение к иному мнению.


Узнают

символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.

научатся

работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель).

Познаватель-

ные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникати-вные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Найти иллюстра-

ции с русскими народными костюмами


8

Народный праздничный костюм.

Урок формирования новых знаний.

2

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Севера – русский и южно – русский комплект одежды.

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


Узнают

крестьянский костюм – образная модель мироздания

научатся

сравнивать украшения и фронтона избы.

Познаватель-

ные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникати-вные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Найти иллюстра-

ции с русскими народны-ми празд-ничными обрядами.


9

Народные празднич-

ные обряды. Урок обобщения и систематиза-ции знаний

1

Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

.

Узнают

роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Обрядовые действия праздника, их символическое значение.

научатся

работать с различными материалами

Познаватель-

ные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуника-

тивные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Найти иллюстра-

ции с русскими народными игрушками


Связь времен в народном искусстве (8 часов).

10\11\

12

Древние образы в совреме-нных народных игрушках Урок формирова-ния новых знаний.

3

Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек.

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

Узнают

дымковскую,

филимонов-скую, каргопольскую игрушку.

научатся

передавать единство формы и декора в игрушке.


Познаватель-ные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникатив-ные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

Подобрать иллюстра-ции с гжельской посудой.


13

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла Урок формирования новых знаний.

1

История развития промысла.

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности Гжельской росписи.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

кистевого мазка - «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

уважительное отношение к народным традициям.

Узнают

особенности росписи, цветового строя, главный элемент орнамента.

научатся

- передавать единство формы и декора;

- выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели.

Познаватель-ные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.


Подобрать иллюстра-ции с изделиями городецких мастеров.


14

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла Урок формирова-ния новых знаний.

1

История развития промысла. Розаны и купавки - основные элементы декоративной композиции городецкой росписи.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца

уважительное отношение к народным традициям.


Узнают основные приемы городецкой росписи.


научатся передавать единство формы и декора.

Познаватель-ные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.


Подобрать иллюстра-ции с жостов-скими подносами.


15

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие помысла Урок формирова-ния новых знаний.

1

История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Узнают

основные приемы жостовской росписи.

Научатся

выполнять орнаменталь-ную композицию определенного типа

Познаватель-ные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.


Подобрать иллюстра-ции с хохлом-ской росписью





















16

Хохлома. Истоки и современное развитие помысла Урок формирова-ния новых знаний.

1

История развития промысла. Разнообразие форм посуды и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы хохломского письма

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора

ценностное отношение к природному миру.

Узнают

основные приемы хохломской росписи

Научатся выполнять орнаменталь-ную композицию определенного типа

Познаватель-ные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.


Подобрать иллюстра-ции с

изображе-нием матрешки


17

Истоки и современное развитие помысла.

Матрешка. Урок формирования новых знаний.

1

История развития промысла. Разнообразие форм и вариантов построения композиций. Основные приемы росписи матрешки Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи игрушек.

об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор , принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

ценностное отношение к труду и культуре своего народа

Узнают несколько традиционных промыслов России Промыслы как искусство художестве-нного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Научатся

анализировать искусство художественного сувенира

Познаватель-ные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.


Посмот-реть украшения, которые хранятся в доме.


«Декор – человек, общество, время» - 11часов

18

Зачем людям украшения Урок формирования новых знаний.

1

Все предметы декоративного искусства несут в себе печать определенных человеческих отношений. Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.


уважительное отношение к иному мнению.

Научатся видеть в произведениях декоративно – прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

Познаватель-ные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.


Подобрать зритель-ный ряд с изображе-нием украшений народов разных стран, книжные иллюстра-ции.











19\20

Декор и положение человека в обществ Урок формирования новых знаний.

2

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы.

Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процесс е выполне­ния практической творческой работы.


самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта. Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью ее хозяина.

Научатся

работать с выбранными материалами


Познаватель-ные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружа-ющей действитель-ности;

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий;

вносить необходимые изменения в действие.


Подобрать зритель-ный ряд с изображе-нием украшений народов разных стран, книжные иллюстра-ции.































21\22

23

Одежда «говорит» о человеке. Урок формирования новых знаний.

3

Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.


Доброжела-тельность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.


научатся творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художестве-нных материалов.

Познаватель-ные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.


Подобрать изображе-ние гербов разных стран, клубов,

семей.


24\25

Декоративно – прикладное искусство Западной Европы

Урок формирования новых знаний.

2

Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Западной Европы (эпоха барокко, готика, классицизм).

Высказываться

о многообразии форм и декора в одежде народов раз­ных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать в коллективной форме дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды.

Доброжела-тельность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Узнают различия между стилями барокко древне-египетского и древне-китайского.

Научатся

творчески работать над предложенной темой.

.Познаватель-ные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.


Подобрать изображе-ние гербов разных стран, клубов,

семей.


26\27

О чем рассказы-вают гербы и эмблемы

Урок формирования новых знаний.

2

История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе.

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию герба, в соответствии с традициями цветово­го и символического изображения гербов

Доброжела-тельность и эмоционально-нравственная отзывчивость

.Узнают сущность герба как отличитель-ного знака человека.

Научатся составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои..

Познаватель-ные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий

Присмот-реться к образцам совреме-нного декоратив-ного искусства.


28

Роль декоратив-ного искусства в жизни человека и общества

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Обобщение тематического блока «Декор-человек, общество, время»

Участвовать в итоговой игре-вик­торине по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству и систематизировать его по соци­ально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Использовать в речи новые худо­жественные термины.

ценностное отношение к труду и культуре своего народа.


Научатся

различать по стилисти-ческим особенностям декоративное искусство разных времен и народов

Познаватель-ные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.


Присмо-треться к образцам совреме-нного декоратив-ного искусства.


Декоративное искусство в современном мире (6 часов).

29\30\31

Современное выставочное искусство Батик.(1) Соленым тестом(2)

Урок изучения новых знаний.

3

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло. Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно­-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.


целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художестве-нных произведений;эстетические потребности

Узнают многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.

Научатся работать с соленым тестом.


Познаватель-ные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные:преобразовать познавательную задачу в практическую

Присмо-треться к образцам совреме-нного декоратив-ного искусства.


32\33\34

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства Тополиный пух Макароны Резаная нить

Урок практического применения знаний, умений Урок обобщение Урок комплексного применения знаний

3


Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с различными материалами

Обобщение материала по темам раздела и года.

Разрабатывать, создавать эскизы · панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно­-прикладного искусства, Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения


Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

уважительное отношение к иному мнению

эстетические чувства уважительное отношение к иному мнению




узнают о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;

- о специфике языка разных художественных материалов.

Знать многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.


Познаватель-ные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познаватель-ные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата


Присмо-треться к образцам совреме-нного декоратив-ного искусства.