Рабочая программа по ИЗО для 7 класса к учебнику Т.Я. Шпикаловой

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана на основе авторской программы Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В., Пороховской Г.А., Неретиной Л.В, Колякиной В.И. 5-9 классы. М.: «Просвещение», 2009 и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по изобразительному искусству.


В соответствии с учебным планом школы, рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).


Тип программы: базовая программа по изобразительному искусству.


Реализация учебной программы обеспечивается:

  • Учебником Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В., Поровской Г.А., Неретиной Л.В. и др.; под ред. Шпикаловой Т.Я.. Изобразительное икусство. 7 класс. М.: «Просвещение», 2013, включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 - 2014 учебный год.

  • Пособием для учителя Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В., Поровской Г.А. и др.; под ред. Шпикаловой Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 7 класс. М.: «Просвещение», 2013.


Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.


Тема года: Человек и рукотворный мир в искусстве


Цели: формирование эстетических представлений о рукотворном мире человека, о культуре быта и красоте обыденных вещей и их отображении в произведениях искусства разных видов и жанров; развитие творческой активности в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.

Задачи:

углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже, портрете, бытовом жанре, скульптуре, народном искусстве;

формировать зрительскую компетентность в процессе дальнейшего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;

знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения творческих работ учащимися;

давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;

раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому;

углублять представления учащихся о синкретичности народного искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессионального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;

продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов;

развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа;

развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села)


Виды и формы контроля.

текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.

а) по способу проверки:

устный (беседа, контрольные вопросы);

письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);

практический;

б) по охвату учащихся:

индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды);

групповой (кроссворды, лото, игры);

фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).








Учебно-тематический план


35

11

6


4

5

6



Содержание тем учебного курса


Раздел 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. 8 часов.

Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. Петров-Водкин. В. Ван Гог, П. Пикассо.


Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. 6 часов.

Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива в изображении интерьера.


Раздел 3. Народный мастер – носитель национальной культуры. 10 часов.

Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Истори и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др.. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.


Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. 11 часов.

Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. весия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.зия окружаюо, декоративно-прикладное искусствоПространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина., П. Корин, Ш. Э. ле Корбюзье.


Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Работа на пленэре*

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Создание эскизов интерьера, транспорта (космический корабль).

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение архитектурных заповедников.

Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).


*Примечание: работа на пленэре, запланированная на втором уроке может быть перенесена на другое время в связи с погодными условиями)





Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, обучающихся по данной программе


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать:

  • имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

  • жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;

  • отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII-XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;

  • зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

  • произведения современных художников-фантастов и космонавтов на космическую тему;

  • правила линейной перспективы в построении интерьера (разные точки схода);

  • локальные школы народного мастерства в таких видах народного искусства, как роспись по дереву, вышивка. Глиняная игрушка, ювелирное искусство;

  • символику орнаментальных мотивов;

  • основы построения фигуры человека в движении с учетом пропорций частей тела и их взаимосвязи;

  • проявление синтеза и искусств на примере праздника весенней ярмарки как торжества народного мастерства и творчества;

уметь:

  • проявлять зрительную компетентность при восприятии произведений искусства разных эпох и народов;

  • применять правила линейной и воздушной перспективы в изображении городского и сельского пейзажа;

  • выполнять конструктивное построение формы, объема предметов, их содержательной связи в натюрморте, посвященному миру увлечений, профессии человека;

  • применять линию горизонта, точки схода в зарисовке интерьера;

  • передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

  • выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);

  • передавать движение фигуры человека в пространстве;

  • проявлять творческую активность художественно-практической компетенции в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;

  • выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы при создании модели космического корабля;

  • выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;

  • участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида;


применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, просмотре кино, чтении художественной литературы;

  • использовать свою художественно-практическую компетентность – владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, города, родного края.












Перечень учебно-методического обеспечения


Методические пособия:

  1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Пороховская Г.А., Неретина Л.В., Колякина В.И. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 5 – 9 классы. М.: «Просвещение», 2009.

  2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Пороховская Г.А. и др.; под ред. Шпикаловой Т.Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 5 – 8 классы. М.: «Просвещение», 2012.

  3. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Пороховская Г.А., Неретина Л.В. и др.; под ред. Шпикаловой Т.Я.. Изобразительное искусство. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2013.

  4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Пороховская Г.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2013.

Дополнительная литература:

  1. Кузин В.С. Изобразительное искусство. Учебник общеобразовательных учреждений. – Москва: «Дрофа», 2006.

  2. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011.

  3. Лунячек Й. Основы изображения с натуры. – Киев: Издательство АН УССР, 1961.

  4. Небукина Ю.А. Пейзаж. Основы техники изображения. – Москва.: «Мир книги», 2006.

  5. Оросова Т.В. Изобразительное искусство. 7 класс. Поурочные планы по программе Неменского Б.М. – Волгоград, 2003.

  6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5-8 класс. Проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: «Учитель», 2008.

  7. Суонвик Р. Рисуем ландшафт. – Москва: «Кристина – новый век», 2003.

  8. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 7 класс. Поурочные планы по программе Кузина В.С. – Волгоград, 2012.

  9. Платонова Н. Искусство. Энциклопедия. – Москва: «Росмэн», 2007.

Медиаресурсы:

1. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – М.: «Новый диск», 2001.

2. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. – М.: ЗАО «Интерсофт», 1998.

3. Шедевры русской живописи. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2001.




Приложение к программе

Календарно-тематическое планирование учебного материала

7 класс



Архитектурный пейзаж. Изображение в графике и живописи реальной и воображаемой архитектуры в естественной природной среде. Сравнение родной природы с природой других регионов России. Пространство в искусстве пейзажа города и деревни. Композиция как равновесие, контраст, ритм, понятие единства на основе соподчинения и гармонии. Линейная и воздушная перспектива в пейзаже.

А. Остроумова-Лебедева. Графическая серия «Виды Петербурга», В. Поленов. «Московский дворик», И. Левитан. «Околица», Б. Кустодиев «Лесное озеро»; М. Глинка. «Патриотическая песня».

Изображение городского или сельского пейзажа на темы: «Старинные улочки», «Знакомые окраины», «За околицей» и др. Композиционное решение пейзажа, определение центра, линии горизонта, точки схода. Плановость пейзажа. Передача состояния единства природы и архитектуры.

Материалы: карандаш, уголь, сангина.



Блок 2. Предметная среда человека в натюрморте (3 ч)

3

Ожившие вещи.

1

Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношении человека к окружающей жизни. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты в искусстве натюрморта.

Изображение натюрморта в интерьере по памяти, представлению, состоящего из предметов, позволяющих определить мир увлечений или профессию человека, на темы «Музыкальные инструменты», «У мольберта», «В гостях у народного мастера» и т.п.

Материалы: карандаш, тушь, перо, мелки и др.



4,5

Атрибуты искусства в твоем натюрморте.

2

Отечественные и зарубежные мастера натюрморта. Своеобразие колористической палитры в работах разных живописцев. Разнообразие технических приемов в живописи.

П.П. Кончаловский. «Сухие краски», П.Г. Богомолов. «Книги», М.А. Врубель. «Подсвечник, графин» и др.


Натюрморт в цвете с натуры. Приемы выявления формы предмета при помощи цвета и света. Тоновые отношения предметов. Передача воздушной перспективы. Передача фактуры предметов.

Материалы: акварель, гуашь и др.



Блок 3. Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения (3 ч)

6,7

Интерьер

2

Интерьер как жанр ИЗО. Интерьер дома. А. Венецианов – родоначальник жанра интерьера в отечественном искусстве. Линейная и воздушная перспектива в изображении интерьера.

Выполнение зарисовок по памяти интерьера своего дома или комнаты с различных точек зрения. Линии горизонта, разные точки схода. Изображение пространственных отношений между предметами.

Материалы: графические материалы по выбору учащихся.



8

Интерьер твоего дома.

1

Зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения (столовая, коридор, спальня, зал).

К. Сомов. «Детская», П. Стожаров «Наша комната», Ю. Кугач. «На кухне» и др.

Выполнение рисунка интерьера в цвете. Выделение в пространстве интерьера одного или нескольких предметов. Цветовое решение. Учет пространственного фона.

Материалы: акварель, гуашь.



II четверть. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни

человека в искусстве. 8 часов (ноябрь – декабрь)

Блок 4. Русская усадьба как архитектурный ансамбль (3 ч)

9

Внешний облик дворянского особняка.

1

Русская дворянская усадьба как родовое гнездо. Архитектурный облик русской усадьбы 18-19 вв. Архитектурные элементы здания в стиле классицизма. Целесообразность и выразительность, ясность и чистота пропорций, торжественность здания, лаконичность и строгость архитектурных форм.

Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху: фасад, портик, балкон, колонны, беседка, мостик, фонтан.

Материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь.



10,11

Интерьер дворянского особняка.

2

Интерьер дворянской усадьбы 18-19 вв. Соединение мира вещей и интерьера комнаты, отражение статуса человека в обществе, его увлечений. Передача одухотворенности предметно-пространственной среды, привнесенной ее обитателями.

А Венецианов. «Комнаты», К. Кольман «Гостиная в особняке Юсуповых», В. Поленов. «Кабинет», «Столовая», «Портретная», «Библиотека» и др.

Изображение интерьера дворянского дома по описанию в литературных произведениях 19 века (залы, анфилады комнат, детская, гостиная и т. д.) и характерных элементов декора стен, меблировки и т. п.

Материалы: акварель, гуашь, восковые мелки, пастель и др.



Блок 5. Одежда и быт русских дворян в искусстве (5 ч)

12

Светский костюм дворян.

1

Одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Украшения и аксессуары в зависимости от социального положения: нашивки, ожерелья, кружева, пуговицы. Стилистическое единство в декоре одежды. Цельность цветового решения костюма. Прическа, головной убор, украшения.

Зарисовка элементов мужской и женской одежды, причесок, характерных дл русского дворянства 18-19 столетий, по представлению и описанию.

Материалы: цветные карандаши, мелки, фломастеры.



13,14

Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома.

2

Человек как главный объект скульптуры (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Материалы скульптуры, их пластические и образные возможности. Образ человека в разнообразных пластических решениях.

Лепка композиции из двух фигур в движении на тему «Встреча», «Танцующая пара» и др.

Материалы: пластилин, проволочный каркас.



15,16

Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе.

2

Дворянские праздники в усадьбе. Традиции их проведения. Отражение традиций русских балов в искусстве. Гармония и единство стиля. (Домашний театр. Традиции, обряды и атрибуты рождественского праздника.)

Д. Шмаринов. Иллюстрации к роману Толстого «Война и мир» В. Боровиковский . «Портрет М.И. Лопухиной», К. Сомов. «Арлекин и дама». Музыка - С. Прокофьев «Золушка» и др.

Выполнение фигур участников бала по представлению и описанию. Художественная организация интерьера, размещение фигур.

Материалы: по выбору уу.

(Создание эскизов и проектирование персонажей кукольного театра. Одежда, конструкция куклы.

Материалы: пластилин, цветные лоскутки ткани, палочка.)




III четверть. Народный мастер - носитель национальной культуры. 10 часов (январь – март)

Блок 6. Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй,

художественные традиции (8 ч)

17,18

Вышивка.

2

Значение и место народной вышивки. Древние образы и образный строй. Цветовое и композиционное решение. Образы древней славянской мифологии в народной вышивке.

Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстяных нитей в технике коллажа.

Материалы: цветные карандаши, шерстяные нити, клей.



19,20

Роспись по дереву.

2

Художественная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в культуре Древней Руси. Школы народного мастерства. Мезенская роспись.

Выполнение упражнений на повтор главных элементов мезенского орнамента и сюжетной композиции для декоративного панно.

Материалы: гуашь, черного и красного цвета.



21,22

Глиняная игрушка.

2

Отличительные черты локальных школ народной глиняной игрушки. Образ народной глиняной игрушки-свистульки. Приемы работы с глиной, изготовление свистульки.

Лепка и роспись игрушки-свистульки.

Материалы: глина, пластилин одного цвета.



23,24

Ювелирное искусство.

2

Изначальное предназначение ювелирного украшения – функции оберега и амулета. Ювелирное изделие как символ социального статуса. Место украшения в костюме. Ювелирное искусство - традиции и современность.

Разработка и моделирование украшения.

Материалы: береста, бисер, бусины, нитки, фольга.



Блок 7. Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства (2 ч)

25,26

Ярмарочный торг.

2

Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств. Ярмарочная площадь с торговыми рядами, артистами и зазывалами. Форма, декоративное убранство: плакаты, афиши, шары.

П. Брейгель «Ярмарка с театральным представлением», Б. Кустодиев. «На ярмарке» и др.

Выполнение проектов оформления ярмарочной площади. Сочинение закличек для торговцев и афиш.

Материалы: акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки и др.



IV четверть. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. 8 часов (апрель – май)

Блок 8.Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их

в изобразительном искусстве (5 ч)

27

«Галактическая птица».

1

Космическая тема в искусстве. Разнообразие структур природных форм в конструировании летающих аппаратов.

Выполнение зарисовок различных летательных космических аппаратов.

Материалы: карандаш, фломастеры, тушь, перо.



28,29

Проект твоей космической станции.

2

Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта А. Леонова.

К. Юон. «Новая планета», графика – первые летательные аппараты Л. Да Винчи и др.

Проектирование макета и конструирование космической станции.

Материалы: бумага плотная, цветная, упаковочный материал, проволока.



30,31

Защитник Отечества в портретной живописи.

2

Образ защитника Отечества. Портрет героя войны как традиция увековечивания его в памяти народа.

О. Кипренский. «Портрет Дениса Давыдова», П. Корин. «Александр Невский», «Портрет маршала Жукова» и др.

Работа над композицией портрета на темы «Пришел солдат с фронта», «Мой дед – герой войны» и др.

Материалы: простой карандаш, гуашь, акварель.



Блок 9. Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве (3 ч)

32

Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве.

1

Образы победителей олимпийских игр в античной скульптуре. Проявление восхищения современных художников силой, ловкостью, телосложением спортсмена в своих произведениях.

Выполнение наброска фигуры спортсмена по представлению.

Материалы: карандаш, туш, перо, фломастеры по выбору.



33,34

Спортивный праздник в твоей композиции.

2

Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов, болельщиков в творчестве современных художников.

Мирон. «Дискобол», А. Самохвалов «На стадионе», Д. Жилинский. «Гимнасты» и др.

Рисование на темы «На старте», «Кто выше», «Школьная спартакиада» и др.

Материалы: гуашь, акварель.



35

Резервный урок.