Тема урока № 11 Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления
Мотивированность
Возможность проверить
Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов
Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции
Парфенон – образец высокой классики
1. Профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.
2. Многое открывается, если с любовным вниманием посмотреть из XXI века на культуру Древней Греции, где не люди взирали снизу вверх на небеса, а боги Олимпа обращали свои взоры на землю, сходя к людям.
3. Продолжаем гармонический анализ мира чувственным способом через древнегреческое искусство.
- ведем диалоги;
- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;
- рисуем схемы в тетради;
- записываем определения;
- выполняем задания учителя;
- работаем с мини-тестами по теме урока
Технологическая карта урока № 11-10
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся
УУД
Дидактическая структура урока
Организационный момент
Сообщает интересные факты:
- Слово «педагог» пришло из Древней Греции и переводилось как «ведущий ребенка». Так называли не учителей и воспитателей, а рабов, которые отводили детей своих хозяев в школу и приводили их обратно. Эти рабы не могли больше работать, но отличались особой верностью своему дому.
- Скульптуры и части храмов окрашивались, что придавало им особую красоту и реалистичность. Через много столетий под воздействием света и воздуха цвет был потерян.
- В древней Греции для хранения зерна, вина, масла и т.д. использовали большие глиняные сосуды, которые назывались «Пифосы», их закапывали в землю. Именно в таком пифосе жил известный древнегреческий философ Диоген, а не в бочке, как многие думают. Кстати, «Ящик Пандоры» тоже на самом деле не ящик, а пифос.
Продолжить информацию, опираясь на свои знания истории, литературы.
Предметные
- закрепление основных знаний, полученных в рамках разных дисциплинарных образовательных программ
Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме
Изучение нового материала
Участвуют в скоростной интеллектуальной разминке - «Удивляй».
Ученики делятся своими необычными, яркими ассоциациями, связанными с Древней Грецией.
Записывают в тетрадь этапы развития древнегреческой культуры
Вспоминают, что такое архитектурный ордер
Отвечают в ходе диалога с учителем на вопрос, почему
греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов.
Расстановка акцентов:
Древнегреческое искусство (с VII по I в. до н.э. )
архаика (VII – VI вв. до н.э.)
классика (V – IV вв. до н.э.)
эллинизм (III – I вв. до н.э.)
Культура Древней Греции (как любая культура) - проявление народного духа, сформировавшегося в данной местности под воздействием определенного климата.
Склонность эллинов наделять человеческими свойствами предметы и природные стихии обусловило появление архитектуры, соразмерной пропорциям человеческого тела, и скульптуры, которая воспроизводила идеальный образ бога-человека.
Пропорции здания и его живописный образ определял архитектурный ордер (от лат. ordo – порядок) – дорический и ионический, в соответствии с эстетическими пристрастиями основных племен, населявших Грецию, суровых воинственных дорийцев и мягких изнеженных ионийцев.
Типы древнегреческих храмов: храм в антах, простиль, периптер, диптер, моноптер.
Главное помещение греческого храма – целла (глухой каменный объем). В целле находится статуя бога, пройти к которой можно через дверь с восточной стороны.
Целла стоит на стереобате (ступенчатое основание) и окружена по периметру колоннами.
Колонны поддерживают горизонтальное балочное перекрытие – антаблемент с опирающейся на него двускатной крышей, которая на стороне треугольника образует фронтон.
Антаблемент состоит из трех горизонтальных балок: архитрав, фриз, карниз.
Элегантный синтез стилей, выражение идеала красоты Древней Греции – ансамбль афинского Акрополя, сложившийся в эпоху расцвета афинской демократии в середине V в. до н.э. при Перикле.
Парфенон – символ победы греческой демократии над восточной деспотией (архитекторы Иктин и Калликрат – 447-438 гг. до н.э.) посвящен Афине Парфенос.
Задание 1.
Древнегреческий храм: типы, конструкция
Зарисовывают в тетрадь типы храмов и подписывают их.
Задание 2.
Прочитать текст. Написать максимальное количество определений или словосочетаний, относящихся к искусству Древней Греции.
Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:
1.Греческий храм как архитектурный образ.
2. Акрополь – архитектурное выражение идеала красоты Древней Греции.
3. Парфенон – символ победы греческой демократии над восточной деспотией.
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Закрепление нового материала
Работают с вопросами и заданиями учебника. стр. 79
Раздает и собирает и сразу оценивает тестовые задания по теме урока
Мини-тестирование. Вопросы подготовлены учителем
Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Контроль
Работают с текстом учебника
Контролирует ход выполнения самостоятельной и групповой работы
Формулируют два вопроса по теме и записывают их в тетрадь
Предметные
- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы
Предметные
- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ
Рефлексия
Обсуждают выполнения заданий.
Оценивают свою работу на уроке и урок в целом
Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями
Метапредметные
- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать
Коммуникативные
- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.
Задание 1
Перед вами типы древнегреческих храмов (1-7) и модель (8). Зарисуйте схемы, подпишите названия. Работа в тетради!
[pic] [pic] 8
Это интересно:
Слово «Олигарх» пошло также из древней Греции. Так называли очень богатых людей, которые также принимали участие в управлении тем или иным городом. Переводилось это слово как «Правящий меньшинством».
Первые древнегреческие олимпийские игры состояли всего из одной дисциплины - бега.
Древняя Греция - родина театра. Именно там начали ставить спектакли, правда изначально было всего два жанра — Сатира (комедия) и Драма (трагедия). Но в то время играть в театре могли только мужчины. Если мужчина играл красивую женщину, то он надевал белую маску, а если некрасивую - желтую. Зрителями тоже были только мужчины и на спектакли они приносили с собой еду, питье и даже подушки, так как представление могло идти по несколько часов.