Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №9
города Аткарска Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО
____________/ /
Протокол № ___ от «__»
____________20 ___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ №9
___________/Жилкина П.В./
«__»____________20____г.
«Утверждаю»
Директор МОУ-СОШ №9 _____________/Жилкина Ф.С./
Приказ № ___ от «__»____20____г.
Рабочая программа
по предмету:
«Изобразительное искусство»
учителя изобразительного искусства Барченковой О.В.,
6 класс
Учебник: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.:Просвещение,2013. – 1975 с.
Аткарск
2016
Содержание рабочей программы.
1. Пояснительная записка стр. 3 – 4
2. Планируемые результаты изучения курса «Изобразительное искусство.
6 класс» стр. 4 – 6
3. Содержание учебного курса «Изобразительное искусство.6 класс» стр. 6 – 8
4. Календарно-тематическое планирование стр. 9 – 20
5. Приложения к программе стр. 21 - 27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ИЗО 6 класс разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Описание места в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
Для обязательного изучения в VI классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Формами проведения итогов реализации программы являются творческие работы и тематические выставки.
Формы организации учебного процесса
Работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Технологии обучения, используемые на уроках:
Здоровьесберегающие технологии ( технология успешного обучения, групповое обучение в малых группах, проектная деятельность, исследовательская деятельность и т. д.)
Информационно-коммуникативная технология
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 6 КЛАСС »
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта, направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у обучающихся будут сформированы - эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере у обучающихся будут сформированы - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у обучающихся будут сформированы - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
- уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
- обогащать ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- мотивации и умению организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
В познавательной сфере ученик научится - пониманию значения искусства в жизни человека и общества; восприятию и характеристики художественных образов, представленных в произведениях искусства; умению различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; формировать представления о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере ученик научится - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознанию общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умению эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); у ученика появится устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере ученик научится - способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умению обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере ученик научится - умению использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделированию новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики)
В итоге освоения программы учащиеся будут знать:
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью, и другими художественными материалами;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.
Учащиеся будут уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунке;
- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительное наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т.д. в процессе рисования с натуры и на темы;
- передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте;
- применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
6 КЛАСС»
п/п Тематический блок
Кол-во часов
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
1.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
1 ч
2.
Рисунок – основа изобразительного творчества
1 ч
3.
Линия и её выразительные возможности
1 ч
4.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
1 ч
5.
Цвет. Основы цветоведения
1 ч
6.
Цвет в произведениях живописи
1 ч
7.
Объёмные изображения в скульптуре
1 ч
8.
Основы языка изображения
1 ч
Всего:
8 ч
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
1.
Реальность и фантазия в творчестве художника
1 ч
2.
Изображение предметного мира - натюрморт
1 ч
3.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
1 ч
4.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
1 ч
5.
Освещение. Свет и тень
1 ч
6.
Натюрморт в графике
1 ч
7.
Цвет в натюрморте
1 ч
8.
Выразительные возможности натюрморта
1 ч
Всего:
8 ч
Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов)
1.
Образ человека – главная тема искусства
1 ч
2.
Конструкция головы человека и её пропорции
1 ч
3.
Изображение головы человека в пространстве
1 ч
4.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
1 ч
5.
Портрет в скульптуре
1 ч
6.
Сатирические образы человека
1 ч
7.
Образные возможности освещения в портрете
1 ч
8.
Портрет в живописи
1 ч
9.
Роль цвета в портрете
2 ч
10.
Великие портретисты
1 ч
Всего:
11 ч
Человек и пространство в изобразительном искусстве ( 8 часов)
1.
Жанры в изобразительном искусстве
1 ч
2.
Изображение пространства
1 ч
3.
Правила линейной и воздушной перспективы
1 ч
4.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства
2 ч
5.
Пейзаж – настроение. Природа и художник
1 ч
6.
Городской пейзаж
1 ч
7.
Выразительные возможности изобразительного искусства
1 ч
8.
Язык и смысл
1 ч
Всего:
8 ч
Итого:
35 ч
Практическая часть
Уроки, включающие контрольные работы
1 ч
Уроки, включающие практические работы
28 ч
Уроки, включающие тестовые задания
3 ч
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, является изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживания его образному содержанию.
«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч.)
История развития жанра "натюрморт" в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объем, форма, свет).
«Вглядываясь в человека. Портрет» (11ч.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
«Человек и пространство. Пейзаж» ( 8 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Тема года: «Изобразительное искусства в жизни человека»
Изобразительное искусство в семье пространственных искусств.
Урок изучения и первичного закрепления новых
знаний
Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные, декоративные. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Знать виды пространственных и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
2
Рисунок - основа изобразительного творчества.
Урок изучения и первичного закрепления новых
знаний
Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек ( колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.)
Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер).
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
3
Линия и ее выразительные возможности.
Урок изучения и первичного закрепления новых
знаний
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Задание: выполнение ( по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер ( линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий – тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и др.)
Знать выразительные свойства линии, виды и характер линии, условность и образность линейного изображения,
ритм линий, ритмическая организация листа, роль ритма в создании образа. Уметь использовать линию в собственной творческой работе.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: тёмное – светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе ( ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени)
Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности. Знать роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
5
Цвет. Основы цветоведения.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвет. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета( Царство снежной королевы, Изумрудный город, Розовая страна вечной молодости, Страна золотого солнца и др.)
Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
6
Цвет в произведениях живописи.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.д.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением – радостный, грустный, торжественный, тихий и др.
Понимать значение слова « колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
7
Объемные изображения в скульптуре
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. – и их выразительные свойства.
Задание: объёмные изображения животных в разных материалах.
Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
8
Основы языка изображения.
Урок обобщения и систематизации знаний
Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Проверочная работа по разделу.
Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку.
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт ( 8 часов)
9
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
10
Изображение предметного мира - натюрморт.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморт. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов ( например , кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.
Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран
даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция).
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Уметь разделять сложную форму предмета на простые геометрические фигуры.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
12
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объёмного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел ( зарисовки).
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
13
Освещение. Свет и тень.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия – свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
14
Натюрморт в графике.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник. Гравюра и её виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма и оттиски.
Задание: оттиск аппликации на картоне
Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
15
Цвет в натюрморте.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета ( локальный) и цвет в живописи ( обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусств. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и др.
Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
16
Выразительные возможности натюрморта.
Урок обобщения и
систематизации знаний
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать « натюрморт – автопортрет».
Проверочная работа по разделу.
Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку.
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет ( 11 часов)
17
Образ человека – главная тема искусства.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определённого реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
18
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: работа над рисунком или аппликацией – изображение головы с соотнесёнными по – разному деталями лица(нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т.д.)
Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
19
Изображение головы человека в пространстве.
Урок применения знаний и умений
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Задание: объёмное конструктивное изображение головы.
Уметь изобразить голову человека с учетом пропорций
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
20
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Урок изучения и закрепления новых знаний
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Задание: рисунок ( набросок) с натуры друга или одноклассника.
Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
21
Портрет в скульптуре
Урок изучения и закрепления новых знаний
Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человек
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
22
Сатирические образы человека.
Урок изучения и закрепления новых знаний
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.
Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
23
Образные возможности освещения в портрете.
Урок изучения и закрепления новых знаний
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдение натуры и наброски с изображением головы в различном освещении.
Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
24
Портрет в живописи
Урок изучения и закрепления новых знаний
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения, в 17-19, в 20 веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
Знать особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 17-20 века, выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль , Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
25,
26
Роль цвета в портрете.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Урок практикум
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека ( члена семьи, друга).
Умение видеть цвет, понимать его эмоциональное воздействие, рассказывать о своих впечатлениях от портретов великих мастеров. Овладевать опытом создания портрета в цвете. Умение создавать портрет в цвете различными материалами.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
27
Великие портретисты.
Урок обобщения и систематизации знаний
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Проверочная работа по разделу.
Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку.
Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве ( 8 часов)
28
Жанры в изобразительном искусстве
Урок обобщения и систематизации знаний
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина.
Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку.
29
Изображение пространства
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Виды перспективы в изобразительном искусстве. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие глубины. Глубина пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Пространство иконы и его смысл.
Нарушение правил перспективы в искусстве 20 века.
Знать особенности и способы изображения пространства в различные эпохи, композиция, цвет, светотень, перспектива в работах художников.
Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку.
30
Правила линейной и воздушной перспективы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Перспектива. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удалённых предметов – перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Понимать, что такое « точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «точка схода», «высота линии горизонта». Знать правила линейной и воздушной перспективы, изменения тона и цвета предметов по мере удаления.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
31,
32
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Урок практикум
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа.
Знать основы изобразительной грамоты пространства и уметь применять приобретенные знания на практике. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. Знать особенности выполнения «пейзажа настроения». Умение передать в пейзаже личностное восприятие. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
33
Пейзаж – настроение. Природа и художник.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже - настроении.
Задание: создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.
Знать историю развития импрессионистского течения во Франции и России.
Уметь характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве художников – импрессионистов. Приобрести навыки создания пейзажных зарисовок используя приём точечной живописи..
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
34
Городской пейзаж.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве 20 века.
Задание: создание графической композиции «Мой город».
Знать основы изобразительной грамоты городского пейзажа и уметь применять приобретенные знания на практике. Применять навыки наблюдательной перспективы при изображении городского пейзажа.
Устный, письменный
Демонстрационный материал, презентация к уроку, педагогический рисунок
35
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл.
Урок обобщения и систематизации знаний
Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно – выразительного языка и произведения как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Итоговая проверочная работа.
Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года.
Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.
Устный, письменный
Демонстрационный материал. Рисунки учащихся.
Приложения.
Примеры контрольно-измерительных материалов.
Проверочная работа № 1 по разделу « Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
Почему можно сказать, что изобразительное искусство – это особый, образный язык?
Как ты объяснишь понятия: тон и тональные отношения; цвет и цветовые отношения; цветовой контраст?
Как ты объяснишь, что такое ритм?
Какие изобразительные виды искусства ты знаешь? Чем они отличаются друг от друга?
Какую роль в твоей жизни играет изобразительное искусство?
Проверочная работа № 2 по разделу « Мир наших вещей. Натюрморт»
Что такое конструкция и как выявить конструкцию предмета?
Что такое выразительность цвета?
На какие две большие группы можно разделить все натюрморты?
Картины каких художников с изображение натюрмортов ты запомнил?
Проверочная работа № 3 по разделу « Вглядываясь в человека. Портрет»
В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?
Какие виды портрета ты знаешь, приведи примеры.
Каким образом цвет в портрете раскрывает образ человека?
Как проявляется в портрете эпоха создания? Объясни, по каким признакам можно догадаться о времени создания произведения?
Какие из великих портретистов тебе известны?
Назови великих русских портретистов.
Итоговая (годовая) проверочная работа
1.Что относится к графическим материалам для изображения?
А) глина, гипс, дерево
Б) темпера, акварель, масло
В) камень, песок, бумага
Г) сангина, карандаш, пастель
2. Как называется искусство чёрно-белого?
А) живопись
Б) скульптура
В) графика
Г) аппликация
3. Основное средство изображения на плоскости?
А) пятно
Б) линия
В) точка
Г) штрих
4. Что это: « Полярное противопоставление»?
А) сравнение
Б) контраст
В) симметрия
Г) фактура
5. Выбери список, где правильно указаны пары дополнительных цветов.
А) жёлтый и красный, зелёный и синий, зелёный и оранжевый
Б) красный и зелёный, фиолетовый и жёлтый, синий и оранжевый
В) оранжевый и жёлтый, синий и фиолетовый, зелёный и красный
Г) красный и фиолетовый, зелёный и жёлтый, оранжевый и синий
6. Что это: « Цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов»?
А) контраст
Б) спектр
В) палитра
Г) колорит
7. Выбери правильное определение к понятию « круглая скульптура».
А) скульптура, которая имеет объём и существует в реальном, в том же, что и зритель, пространстве
Б) скульптура, которая изображает шар
В) скульптура, построенная на плоскости
Г) скульптура, которая по своему строению имеет плавные переходы, округлые выступы
8. Изображение чего предусматривает анималистический жанр?
А) изображение человека
Б) изображение природы
В) изображение животных
Г) изображение предметов быта
9. Слово « натюрморт» в переводе с французского означает – «мёртвая натура». А как называют натюрморт англичане?
А) не живая природа
Б) тихая жизнь вещей
В) вещи природы
Г) домашняя утварь
10. Что это : « Строение, структура, то есть взаимное расположение частей предмета, их соотношение. Это можно увидеть при внимательном рассмотрении любых предметов, даже самых сложных»?
А) конструкция
Б) симметрия
В) постройка
Г) форма
11. Что такое блик? Выбери правильное определение?
А) это теневая сторона предмета
Б) отражённый свет окружения
В) скользящие под углом по поверхности предмета лучи
Г) самое светлое место, куда попадает наиболее короткий и прямой луч света
12. Что называют станковой живописью?
А) картины, которые высекаются на неподвижной поверхности
Б) картины, изображающие заводские сюжеты
В) картины, которые выполнялись на станке (мольберте)
Г) картины, изображающие ткацкие станки
13. Что это: « Система отображения на плоскости глубины пространства»?
А) линия горизонта
Б) последовательность
В) светотень
Г) перспектива
14. Какой не бывает гравюры?
А) цветография
Б) ксилография
В) офорт
Г) литография
15. Что в переводе с латинского означает слово « портрет»?
А) изображение человека
Б) лицо человека
В) извлечение сущности
Г) душа человека
16. Что является главным для художника-карикатуриста?
А) мастерство владения линией
Б) художественное преувеличение
В) умение передать портретное сходство
Г) чувство юмора
17. Какого жанра не бывает в изобразительном искусстве?
А) бытовой жанр
Б) исторический жанр
В) миниатюрный жанр
Г) сказочно-былинный жанр
18. Какой метод построения пространства используется при работе над иконой?
А) обратная перспектива
Б) угловая перспектива
В) воздушная перспектива
Г) линейная перспектива
19.Как называется художественное направление, которое возникло от французского слова «впечатление» ?
А) футуризм
Б) модернизм
В) импрессионизм
Г) кубизм
20. Способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или остриём резака бумаги, закрашенной тушью? Это слово в переводе с французского означает « царапать».
А) монотипия
Б) граттаж
В) акватинта
Г) лавис
Ответы
Планирование исследовательской и проектной деятельности учащихся
Тип работы (исследовательская работа, творческая работа, исследовательский проект, информационный проект и т.д.)
Форма
(коллективная, групповая, индивидуальная)
Отметка о выполнении
Цвет. Основы цветоведения
ИЗО
2 недели
Информационный проект
индивидуальная
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства
ИЗО
2 недели
Информационный проект
индивидуальная
Великие портретисты
ИЗО
2 недели
Информационный проект
индивидуальная
Роль цвета в портрете
ИЗО
2 недели
Исследовательский проект
индивидуальная
Пейзажная живопись в творчестве Аткарских художников
ИЗО
2 недели
Исследовательский проект
групповая
Многообразие форм и красок окружающего мира
ИЗО
2 недели
Информационный проект
индивидуальная
Лист коррекции
(объединение тем, домашнее изучение + контрольная работа, т.п.)
Анализ выполнения программы 2016 – 2017 учебного года
ФИО учителя: Барченкова Ольга Вячеславовна
Предмет: изобразительное искусство
Класс(ы): 5 класс
I полугодие
II полугодие
год
Выполнение практической части программы за год:
Предмет
Лабораторные работы
Практические работы
По плану
Фактически проведено
По плану
Фактически проведено
I полугодие
II полугодие