Рабочая программа по ИЗО для 5 класса к учебнику Т.Я. Шпикаловой

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана на основе авторской программы Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В., Пороховской Г.А., Неретиной Л.В., Колякиной В.И. 5 – 9 классы. М.: «Просвещение», 2009 и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по изобразительному искусству.

В соответствии с учебным планом школы, рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Тип программы: базовая программа по изобразительному искусству.

Реализация учебной программы обеспечивается учебником Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В., Пороховской Г.А., Неретиной Л.В. и др.; под ред. Шпикаловой Т.Я.. Изобразительное икусство. 5 класс. М.: «Просвещение», 2014, включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 - 2014 учебный год.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено изучению взаимосвязи природы и человека в искусстве на примерах поэтического образа русской природы в изобразительном искусстве, произведений деревянного русского зодчества, народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека, на образах фольклорных героев русского народного эпоса, народных календарных праздников и др.

Цели программы: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

Задачи  программы:

  1. воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

  2. раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (в пейзаже, натюрморте, портрете, анималистическом жанре);

  3. углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;

  4. знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;

  5. показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;

  6. развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;

  7. развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;

  8. развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных в классе работ.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Виды и формы контроля.

текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.

а) по способу проверки:

устный (беседа, контрольные вопросы);

письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);

практический;

б) по охвату учащихся:

индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды);

групповой (кроссворды, лото, игры);

фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).



Учебно-тематический план

Графика

Декор. творчество

Скульптура

Изобразит. творчество

Живопись

Народное творчество

1.

Образ матери-земли в искусстве.

8

2

1

1

2

2


2.

Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.

8

4



2

2


3.

Лад народной жизни и образы его в искусстве.

10

2

4




4

4.

Образ единения человека с природой в искусстве.

8

3


1

2


2


Резерв

1







Итого:

35

11

5

2

6

4

6







Содержание тем учебного курса

Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.


8

2. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.

Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник - творец - гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.


8

3. Лад народной жизни и образы его в искусстве.

Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси -фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.


10

4. Образ единения человека с природой и искусством.

Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.


8

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения изобразительного искусства в 5 классе учащиеся должны

знать:

  • жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);

  • имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

  • выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);

  • проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников (Масленица, Троица), классической оперы, образа положительного героя былин и сказок народов России и мира;

уметь:

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

  • применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;

  • применять приемы художественного конструирования объмных предметов с опорой на план проектируемого объекта;

  • изображать с натуры, по памяти и представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;

  • изображать фигуру человека, животных с натуры, по памяти и представлению с передачей движения и пропорций;

  • выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды;

  • сравнивать предметы по форме, размеру, фактуре материала изображаемых с натуры предметов;

  • самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей традиций искусства родного края;

  • создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;

  • работать в творческих группах;

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятие произведений искусства и высказывания суждений о них;

  • участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;

  • сохранение памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.



Перечень учебно-методического обеспечения

Методические пособия:

  1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Пороховская Г.А., Неретина Л.В., Колякина В.И. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 5 – 9 классы. М.: «Просвещение», 2009.

  2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Пороховская Г.А. и др.; под ред. Шпикаловой Т.Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 5 – 8 классы. М.: «Просвещение», 2012.

  3. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Пороховская Г.А., Неретина Л.В. и др.; под ред. Шпикаловой Т.Я.. Изобразительное икусство. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2014.

  4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Пороховская Г.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2013.

Дополнительная литература:

  1. Кузин В.С. Изобразительное искусство. Учебник общеобразовательных учреждений. – Москва: «Дрофа», 2006.

  2. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011.

  3. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Методическое пособие. – М.: «Просвещение», 2007.

  4. Небукина Ю.А. Пейзаж. Основы техники изображения. – М.: «Мир книги», 2006.

  5. Порохневская М.А. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Неменского Б.М. – Волгоград, 2003.

  6. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5-8 класс. Проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: «Учитель», 2008.

Медиаресурсы:

1. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – М.: «Новый диск», 2001.

2. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. – М.: ЗАО «Интерсофт», 1998.



Приложение к программе

Календарно-тематическое планирование учебного материала

5 класс

Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в технике монотипии. Выполнять эскизы живописного фона для осеннего пейзажа в технике монотипии.

Материалы: бумага, гуашь, стекло, кисть, перо.



2

Осенние мотивы.

1

Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение темных и светлых пятен, силуэты. Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики.

Выполнять осенний пейзаж графическими средствами по наблюдению, впечатлению. Выбор мотивов изображения в соответствии с заданным фоном на темы «В парке», «Осенний хоровод» и др.

Материалы: черная тушь, кисть, карандаш, фломастер, гелевая ручка, монотипия.



3

Осеннее настроение.

1

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения. Основные компоненты книги. Шрифты, иллюстрации.

Выполнение иллюстрации к лирическим стихам русских поэтов.

Материалы: бумага, акварель, тушь, перо.



Блок 2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве (5 ч)

4

Дары осени.

1

Натюрморт как жанр изобразительного искусства в творчестве художников разных эпох (Хруцкого, Коровина, Лентулова, Машкова, Стожарова и др.) Объем и форма. Композиция и пропорции.


Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов. Передача природных форм и их изобилия.

Материалы: простой карандаш, бумага.



5

Богатый урожай.

1

Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его окружения, цветовой рефлекс. Выявление формы предмета цветом, «мазок по форме».

Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

Материал: акварель, гуашь, кисть, бумага.



6-7

Осень в твоем натюрморте.

2

Реалистическое и декоративное изображение плодов в живописи и графике. Стилизация формы и цвета предмета. Силуэт как главное средство выразительности.

Выполнение декоративной композиции натюрморта на темы «Осень», «Дары осени» и т.д. в технике коллажа.

Материалы: бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы.



8

Чудо-дерево.

1

Дерево жизни в искусстве народов мира: в сказках, загадках, песнях и заговорах, Разнообразие художественных образов древа жизни. Фантастические образы древа в современном декоративно-прикладном искусстве и народном творчестве.

Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево», стилизация.

Материал: пластилин, глина, стеки, проволочный каркас.



II четверть. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве. 8 часов (ноябрь-декабрь)

Блок 3. Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла (4 ч)

9

Человек и земля-кормилица.

1

Изобразительное и народное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и искусстве.

Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию. Поиски характерного движения, костюма, необходимых атрибутов для композиции «Осенние посиделки» (начало работы).

Материалы: мелки, фломастеры, акварель, бумага.



10

Делу – время, потехе – час.

1

Традиции. Русский народный костюм разных регионов России. Художественные приемы плетения поясов и изготовления дымников.

Выполнить графический эскиз пояса или дымника с флюгером.

Материалы: бумага, простой карандаш, тушь, гуашь.



11-12

Осенние посиделки.

2

Сохранение и развитие традиций осенних праздников и ярмарок в культуре народов России. Роль живописных и композиционных средств (сюжет, смысловой центр, ритм, контраст, пятно, цвет, колорит).

Выполнение многофигурной композиции «Праздник урожая» или «Ярмарка» (продолжение работы).

Материалы: по выбору учащихся.



Блок 4. Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека (2 ч)

13-14

Зимняя пора.

2

Пейзаж как портрет времени года в творчестве выдающихся художников России и Западной Европы. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней природы. Графические средства выразительности (линия, силуэт, пятно, штрих).

Выполнение по представлению зимнего пейзажа. Поиск выразительной композиции: ажурность, изящество деревьев и кустов, сказочность заснеженных архитектурных построек, изображение людей, радующихся зиме.

Материалы (по выбору): пастель, мелки, гуашь, акварель.



Блок 5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2 ч)

15-16

Портрет героев сказок и былин для школьной новогодней галереи.

2

Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись, графика, скульптура, народное и декоративно-прикладное искусство. Произведения В. Васнецова «Богатыри», М. Врубель «Царевна –Лебедь» , сказки народов мира, музыкальные фрагменты П. Чайковский. Балет «Щелкунчик».

Выполнение портретов былинно-сказочных героев: «Василиса Прекрасная», «Елена Премудрая», «Русский богатырь Илья Муромец», «Золушка», «Щелкунчик», «Добрая фея».

Материалы: акварель, гуашь, цветные мелки, тонированная или белая бумага.



III четверть. Лад народной жизни и образы его в искусстве. 10 часов (январь-март)

Блок 6. Польза и красота в образах деревянного русского зодчества (5 ч)

17

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

1

Памятники древнерусской архитектуры. Особенности конструкций северных домов-комплексов в Кижах. Единение деревянных построек с ландшафтом.

Выполнять графические зарисовки деревянных построек. Выбор точки зрения и применение линейной перспективы как элемента художественного изображения.

Материалы: простой, цветные карандаши, фломастеры.



18

Изба как модель мироздания.

1

Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Выражение народной символики в резном убранстве избы. Общность и разнообразие резного декора изб разных регионов.

Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома: причелины, полотенца, карнизы, оконные наличники, ставни. Работа в группах.

Материалы: цветные карандаши, фломастер. (Тонированная бумага, ножницы, клей, фломастеры).



19

Изба – произведение русских древоделов.

1

Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.

Выполнять макет избы или других дворовых построек из бумаги.

Материалы: карандаш, бумага, клей картон, ножницы.



20-21

Фасад – лицо избы, окна – ее глаза.

2

Дом как материальная основа и духовная целостность семьи.

Конструирование элементов декора крестьянской избы. Составление коллективного макета. (Завершающий этап).

Материалы: писчая бумага, клей, ножницы, технологическая карта.



Блок 7. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (2 ч)

22

Декорации к опере-сказке «Снегурочка».

1

Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов) в работе над оперой-сказкой «Снегурочка».

Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ Берендеевки.

Материалы: акварель, гуашь, кисть, бумага.



23

Герои сказки в оперной постановке.

1

Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка». Эскизы декораций, костюмов В. Васнецова, сказка А. Островского, музыка Н. Римского-Корсакова (фрагменты сказки–оперы).

Выполнение эскизов костюмов персонажей по выбору учащихся к опере - сказке «Снегурочка». Работа в группах.

Материалы: цветные карандаши, фломастер, пастель.



Блок 8. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 ч)

24

Масленица – праздник конца зимы и начала весны.

1

Изображение человека и праздничных действий в момент масленичных гуляний на картинах художников В.И. Сурикова, Б.М. Кустодиева и др. Образ масленицы.

Зарисовки с натуры, по памяти людей в народных костюмах, в движении для панно «Широкая Масленица».

Материалы: по выбору учащихся.



25-26

Гулянье на широкую Масленицу.

2

Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки.

Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица». Работа в группах. Праздничное действие на ярмарке.

Материалы: цветная бумага, гуашь, акварель, кисть и др.



IV четверть. Образ единения человека с природой в искусстве. 8 часов (апрель – май)

Блок 9. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2 ч)

27

Братья наши меньшие в твоей жизни.

1

Своеобразие изображений животных. Анималистический жанр. Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Реальные образы животных и декоративная их разработка.

Наброски и зарисовки животных с натуры, по памяти и представлению.

Материалы: пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь, фломастер и др. (по выбору учащихся).



28

Животное и его повадки в творчестве анималистов.

1

Изображение животных в современном декоративно-прикладном искусстве. Искусство В. Ватагина, И. Ефимова и др. Художественные средства выражения повадок животного.

Лепка с натуры, по памяти и представлению животного с использованием разных приемов лепки.

Материалы: глина, пластилин, стеки.



Блок 10. Тема защиты природы в искусстве (2 ч)

29 - 30

Экологическая тема в плакате.

2

Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. Специфика художественного языка плаката. Произведения художников рисовального плаката: А. Родченко, Кукрыниксы, М.Лукьянова.

Выполнение эскизов плакатов на темы: «Голоса весеннего леса» , «Пусть поют птицы», «Экология в картинках» по выбору учащихся.

Материалы: по выбору учащихся.



Блок 11. Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве (4 ч)

31-32

Обрядовая кукла Троицыной недели.

2

Кукла в праздничном наряде как образ возрождающейся природы. Особенности конструкции обрядовой куклы Троицыной недели.

Конструирование троицкой куклы в образе лесной девы.

Материалы: нитки, трава, бумага, ткань, клей.




33-34

В Троицын день.

2

Образы весенних праздников и обрядов в культуре и искусстве народов мира. Декоративные средства выразительности, передающие идею праздничности , торжественности, массовости, единения человека с природой.

Выполнение многофигурной композиции на тему «Хоровод»

Материалы: гуашь. акварель, фломастеры и др.



35

Резервный урок

1