Проектная работа «Формирование ценностного отношения к культуре родного края на уроках музыки и изобразит

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...






Проектная работа

слушателей курсов

«Новые подходы к преподаванию и технологии обучения

учебных предметов «ИЗО» и «Искусство»

в условиях поэтапного введения ФГОС ОО»

«Формирование ценностного отношения к культуре родного края на уроках музыки и изобразительного искусства»





Разработчики проекта:

Гиниятуллина Т.Я.

МБОУ «Джалильская СОШ №2»Сармановского района РТ

Мухаметзянова И.М.

Сидорова О.Л.

МБОУ «Чув.Чебоксарскя ООШ»Новошешминского района РТ

Сорокина Л.П.

МБОУ «СОШ №97» г. Казань

Хабибуллина А.Г.


Руководитель проекта: ст. преподаватель

Габдрахманова Е. В.











Оглавление

Введение

Глава 1 Современные требования к этнокультурному воспитанию обучающихся

1.1 Основные принципы организации воспитания

1.2 Этно - педагогические особенности работы с детьми в рамках программы ИЗО

Глава 2 Этнокультурное воспитание на уроках художественно-эстетического цикла (из опыта работы)

2.1 Механизм и этапы реализации проекта

2.2 Планируемые результаты этнопедагогической работы

Литература

Приложение





















  1. Введение

У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.

(А. Твардовский)

Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время “массированного наступления” на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России. Задача педагогов -построить учебно-воспитательный процесс, целью которого является формирования национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе, на ряду с другими культурами. Необходимость создания такого обучения обосновывается социальными и педагогическими факторами. К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост пост отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная функция образования и всей системы воспитания детей и молодежи.

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись декоративная, ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д. В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культуры и верования.

Наиболее общим элементом служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в народном промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе, помощи родителям.

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности". Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение их в роду в течение трех веков — это и есть народная педагогика в действии. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех жанров народного искусства, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Следует также отметить и долго сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.















  1. Актуальность выбранной темы:

Современный образовательный стандарт устанавливает новые требования к внеурочной деятельности и ее результатам.Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны, в том числе, отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Сегодня приходит понимание того,  сколь много потеряно там, где нет воспитания  на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи. Мы считаем, что нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной земле, её природе, уважительное отношение к предкам. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоритических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная ее культуру и традиции. Необходимо осветить для детей общность наших культур через призму своей семьи и традиций.Данной проектной работой, мы хотим познакомить учащихся с народными татарским и русским праздниками, познакомить их с национальными костюмами, песнями; заинтересовать историей русской и татарской культуры.

На основании образовательных государственных стандартов основного образования по изобразительному искусству и музыке, после участия в проекте учащиеся смогут:

  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

  • осваивать знания об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве;

  • знакомиться с выдающимися произведениями русской и зарубежной художественной культуры;

В познавательной среде:

  • познавать мир через визуальный образ, представить место и роль изобразительного искусства и музыки в жизни человека и общества;

  • приобретать практические навыки и умения в музыкальной и изобразительной деятельности;

  • описывать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученного понятия.

В ценностно-ориентационной среде:

  • понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

В трудовой среде:

  • применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве, как в традиционных так и инновационных (информационных) технологиях.

  • приобретать опыт применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Во время работы над проектом у учащихся формируются качества 21 века:

- ответственность и адаптивность;

- межличностное взаимодействие и сотрудничество;

- креативность и любознательность; критическое и системное мышление.



























3. Цель и задачи проекта:

Цель данного проекта: Рассмотреть этнокультурную составляющую уроков искусства и музыки как основу воспитания современного школьника, как средство повышения культурно-познавательной деятельности обучающихся при изучении русского и татарского народных праздников.

Задачи проекта:

знакомство с русским и татарским народным праздниками, песнями, костюмами и их ролью в жизни человека.
—дать представление о русском и татарском народном костюме, национальной музыке, играх и праздниках;
—познакомить с устно-поэтическим творчеством, выражающим идею целостности мира через образный строй народной песни, одежды;
—познакомить с картинами русских и татарских художников, отражающих черты национального своеобразия в народной праздничной одежде;
— развивать образное мышление для составления художественных образов;















4. Содержание проекта

Этапы реализации проекта

-разработка содержания проекта.

-беседа с детьми « Что я знаю о народных праздниках татарского и русского народов

постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; музыкального сопровождения.

ознакомление детей с музыкальной и художественной литературой;

проведение бесед;

рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);

− проведение занятий;

проведение мероприятия;

прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

рисование с детьми на данную тематику;

создание презентации.

 

- рефлексия.

- обобщение работы по реализации проекта.

- анализ деятельности всех участников проекта. 

- определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения



5. Целевые группы проекта

  • учащиеся 1-7 классов.

  • Педагоги школы.

  • Родители учащихся.

  • Сотрудники школьного музея и библиотекари.

6. Ресурсы проекта:

Информационные ресурсы: библиотечный фонд, интернет – ресурсы, информация, полученная участниками проекта в ходе исследования и бесед, семейные архивы.

Человеческие ресурсы:Учащиеся, педагоги, члены семей учащихся.

Материально- технические ресурсы: мультимедийное оборудование, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, цифровой фотоаппарат, домашние цифровые ресурсы.

7. Ожидаемые результаты проекта

В ходе работы над проектом дети познакомятся с историей русского и татарского праздника, с музыкой обоих народов, узнают, чем отличатся праздничный костюм от повседневного, с особенностями национального орнамента.

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Планируемые  результаты:

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

- описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

 УУД :

Личностные:

- Знание народных традиций;

- Чувство гордости за русскую и татарскую культуру;

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

 Регулятивные: 

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

 Познавательные:

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно следственные связи.

- Давать определения понятиям.

 Коммуникативные:

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

8. Риски проекта:

Цели проекта могут быть частично не достигнуты под влиянием следующих рисков:

Стереотипы общественного сознания

Несознательное отношение к выполнению заданий

Слабая организация отдельных целевых групп

  • Формирование позитивного общественного мнения через СМИ,

  • Выступление перед родителями

  • Различные методы стимулирования, создание положительной мотивации

  • Оказание методической помощи



8. Сроки разработки и реализации проекта:

  1. подготовительный этап- …….

  2. Основной этап ……….

  3. Завершающий этап- ………



9. критерии эффективности проекта:

Современный образовательный стандарт предъявляет определенные требования к проектной деятельности. Рефлексия является обязательным элементом учебно-воспитательных мероприятий. На завершающем этапе необходимо осуществить обобщение работы по реализации проекта, проанализировать деятельность всех участников, определить проблемы, возникшие в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения. В рамках заданной темы во всех классах будут проведены классные часы, беседы, анкетирование, которые определят степень вовлеченности школьников .

1.1 Основные принципы организации воспитания

наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющего систему общечеловеческих ценностей;

единство естественного механизма развития народных педагогик, выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и народности;

общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);

общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания.

Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе. В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социально значимую основу.

Сколько всего передали нам в наследство наши неистощимые на выдумку, мудрые предки! Бери, наслаждайся, радуйся, дари эту красоту другим! Но для всего этого необходимо быть еще человеком с развитыми чувствами, развитой душой, отзывчивым сердцем. Ибо только душа дает человеку и вдохновение, и право наслаждаться, испытывать радость от встречи с прекрасным, помогает постичь науку добра. Без великой работы души самое главное не войдет в тебя, не станет частью тебя самого. У Антуана де Сент-Экзюпери, прекрасного французского писателя, есть очень важная мысль: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Только сердцем и можно почувствовать истинное, доброе, прекрасное в любых проявлениях щедрого русского таланта. Вначале сердцем и душой, а потом может включиться и сознание, и мышление, но только в органическом единстве с эмоционально-чувственным восприятием. «Душа обязана трудиться» - вот главный закон на занятиях изобразительного искусства.

Для становления мировосприятия ученика народное декоративное искусство имеет особенно важное значение. Вопрос лишь в том, как мы приобщаем к этому плодотворно в итоге это приобщение. Ведь довольно часто в ныне существующей практике изучение декоративно-прикладного искусства замыкается на чисто внешней стороне, т. е. на декоративной и функциональной. А социальная сторона, духовно-нравственная, характеризующаяся разнообразными связями и отношениями, отходит во второй план, а чаще всего не рассматривается. Все, что за пределами формы, для ребят остается тайной. Тайной остается и взаимоотношение человека с миром. Для народного искусства и природа, и окружающий мир всегда служили колыбелью. Оно явилось образным отражением самой действительности, частью огромного мира. Именно в нем с наибольшей силой выразились представления наших предков об устройстве мира и отношение к нему.

Определяя пути и способы приобщения обучающихся к декоративно-прикладному искусству, необходимо сохранять целостность, а не выхватывать, не вырывать отдельные образцы народного искусства из сложной системы духовных связей с человеком, с природой, вселенским миром. Народное декоративное искусство – это язык символических образов. И этот условный, образной язык был понятен прежде каждому человеку, ибо это был своеобразный язык общения между людьми. Народное искусство было своеобразной формой всеобщего образования народа – учебником жизни. Мы, педагоги, сможем увлечь, заинтересовать наших детей, если по-настоящему откроем перед ними народное искусство как тайну образной символики, как духовный акт общения человека с миром. Приобщая детей к декоративно-прикладному искусству, мы стараемся раскрыть содержание каждого занятия через мировосприятие человека-творца.



1.2 Этно-педагогические особенности работы с детьми

Примером образа древнерусских традиций при составлении программы ИЗО в 5 к ласах послужил небольшой городок Городец. Экскурсии по городу, посещение музеев «Добра», «Самовара», «Детской игрушки» и «Города мастеров» оказали неизгладимые впечатления в душе. Старинные дома, резные наличники на окнах. А сколько мастеров живет в этом городе! Нижегородская область славится народными промыслами. «Город мастеров» - большой терем ,сооруженный лучшими мастерами страны, а в нем кузница народного творчества- Палех, Хохлома ,Городецкая роспись, Дымковские, Филимоновсие игрушки ;гончарные круги и действующие старинные ткацкие станки; золотошитье и иконопись, и многое другое. Здесь же проводятся мастер-классы для детей и всех желающих ознакомиться с творчеством. Вот где рай для воспитательного процесса дополнительного образования детей! Много в городе детских творческих студий. Преимущество народного творчества - доступность каждому, независимо от художественных способностей.

Мы живем в период кризисов – политических, социальных, экологических, экологических – и смены ориентиров. Остается одна нереализованная возможность построить мир на сознании красоты: красоты природы, красоты человека и человеческих отношений, красоты искусства. Одна из задач дополнительного образования – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: соломке, травинке, глине, кусочке бумаги…

Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках.

Творческая деятельность способствует формированию у учащихся преобразующего мышления, навыков исследовательской и изобретательской работы. Учащихся надо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Тяжелое положение на рынке труда побуждает человека на поиск своих возможностей для профессионального самоопределения. Эти возможности мы попытаемся раскрыть на занятиях нашей студии.

Программа не рассчитана на углубленное изучение какого-то одного прикладного искусства или изобразительной деятельности. Ребята знакомятся с различными техниками, пробуют свои силы. В дальнейшем они сами разберутся, что им больше по душе. Главное, что они приобретут навыки и умения в создании красоты не только для себя, но и для окружающих, применяя любой подручный материал. Хорошо, если это поможет им в дальнейшем получить профессиональную подготовку и найти свое дело в жизни.

Программа охватывает культуру многонационального народа Республики Татарстан. Сохраняются и возрождаются народные традиции, промыслы и технологии, создаются эскизы одежды, предметов быта. Обучать детей швейному мастерству, технике лоскутной мозаики, аппликации, строить выкройки по меркам, правильно раскраивать ткань и шить изделие, навыкам рукоделия, конструирования, моделирования. Развивать у воспитанников художественно-эстетический вкус, кругозор, познание прекрасного, прививать любовь к труду и к предмету своей деятельности – профилю студии в частности, видеть перспективу своего труда, стремиться к достижению намеченной цели.

2. Проектная работа «Этнокультурная составляющая уроков искусства как основа воспитания современного школьника»

2.1 Механизм и этапы реализации проекта

План работы над проектом.

1.Социологический опрос “Русский народный костюм в современном мире”.

2.Этнографическое исследование.

2.1.Посещение выставки “Бабушкин сундук” в Казанском Кремле.

2.2.Составление кроссвордов, лабиринтов по данной теме.

3. Практическая работа.

4.Защита проекта.

Проблема — Русский народный костюм — что это такое?Одежда - творение эпох или рассказ о них?
1.1 (Беседа с детьми)
— Чем русский народный костюм отличается от современного? (размышление ребят на тему)
— Встречали ли они какие либо иллюстрации, рассказывающие о русской народной одежде? (ребятам предлагается разыскать вспомогательный материал к теме).
1.2 Погружение в проблему и первичная поисковая работа (самостоятельная поисковая работа школьников)


Проблемные вопросы:

Одинаковы ли были народные костюмы в разных регионах России?

Что могут рассказать цвета используемые в народных костюмах?

Какова роль головных уборов в русском народном костюме?

С помощью каких украшений народный костюм становился более красивым и нарядным?

Как отражаются в современном костюме элементы народного?

Учебные вопросы:

Из каких элементов состоит сарафанный комплекс?

Какие виды головных уборов относят к девичьим?

Какие виды головных уборов относят к женским?

Какие виды женских украшений вы знаете?

На каких частях рубахи выполнялась вышивка?

Какие виды вышивки использовались в женских костюмах?

Этнографическое исследование

Провести соц. опрос одноклассников о данной проблеме – «Русский народный костюм в современном мире».
Ребята провели Мониторинг – соц. опрос школьников в 5-х классах, где они обучаются. Опросник был построен на 2-х главных вопросах:
1. Знакомы ли ребята с понятием «русский народный костюм» и откуда они его знают?
2. Где они сами могли увидеть его?

Самостоятельная поисковая работа школьников;
поиск различных детских книг, хрестоматий и другой литературы, в которой встречаются тематические иллюстрации, различных художников (поисковая работа школьников);

Сегодня мир, в котором мы живем, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость  многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поиске цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас  в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремиться осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым.  Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих сегодня художественных промыслах. Руководителем в Древней Руси занимались женщины -  пряли, ткали, вышивали, изготавливали одежду, занимались лоскутным шитьем. Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли. У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

  Она воспитывала  и воспитывает в людях поэтическое  восприятие  мира и делала их художниками. Мы пытаемся заглянуть в прошлое, так как будущее возникает  на основе  знаний истории и традиций

.. Без духовной оседлости, без ощущения корней,

без любви, без интереса к собственной истории,

дальней и близкой, к культуре своей страны

     не может быть полноценного человеческого счастья.

                  Культурная среда также необходима для нравственной

                    жизни, как растительный и животный мир

для нашего биологического существования.

                                                                                     Д.С. Лихачев

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций.
Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами.

[pic]

На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. 

[pic]

Праздничный девичий костюм из Вологодской губернии.
Известный русский художник И. Билибин изобразил девушку из северной деревни. Ее наряд — сарафан клинник и душегрея перо сшиты из покупного штофа с богатым узором. Такую ткань привозили из стран Востока. А вот головной убор венец — русской золотошвейной работы.
Праздничный женский костюм из Вологодской губернии.
Снова И. Билибин, и снова вологодская крестьянка. Только на сей раз молодуха — так называли женщину в раннюю пору замужества, чаще до появления первенца. Богато украшенный костюм ее символизировал этот цветущий возраст, как бы призывая на будущую мать благодать неба и земли. Сарафан и душегрея сшиты из узорного штофа, причем последняя отделана полосами золотного шитья. Высокий золотошвейный кокошник убран каменьями. Поверх его повязана врос-пуск шелковая шаль, превратившаяся в накидку.

Важно и другое. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус — внутренняя суть коренного русского человека. Вот отчего в течение долгих веков прежде всего крестьянство являлось хранителем национальных традиций в костюме. Особенно же после знаменитого указа Петра, обязавшего всех, кроме крестьян и духовенства, носить платье европейского образца. Горожане вынуждены были перейти на «немецкую» одежду, и только жители деревни продолжали носить народный костюм.

[pic]

«Привески» — элемент головного убора девушки. Томская губерния.Конец XIX — начало XX века.
Каким же он был? Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Макарьеве или Ирбите, вы бы поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых не сыскать! Действительно, за века чуть не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции — так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, своеобразно одевались сибирячки. Об этих ансамблях и расскажем.

Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части — рубаха и сарафан.

Рубаху наши предки носили с незапамятных времен — это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском. 

[pic]

Праздничная женская рубаха. Олонецкая губерния. Начало XIX века.
Украшая рубаху щедрой вышивкой, мастерица использовала бумажную, шелковую и золотную нити. Особенно интересен узор на подоле: Древо Жизни с птицами по бокам.

В старину рубаху шили из льняного или конопляного холста, пропуская цельное полотнище от ворота до подола. Отсюда и название — проходчица, бытовавшее в Вологодской губернии. Но уже в прошлом столетии такая одежда встречается лишь как свадебная и похоронная, в обычное же время носят рубаху из двух частей. Верхнюю называли на Севере рукава и шили из более тонкой, даже покупной материи, нижнюю — стан — из обычной домотканины.
В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую, годовую, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор. Шли с песнями — ведь для крестьян сбор урожая не только тяжкий труд, но и великий праздник. В Олонецкой губернии бытовала нарядная плакальная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами. Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая обушедшемдевичестве и будущей жизни в чужой семье...

На Руси издавна ценились дородство в фигуре, поэтому рубаха подпоясывалась низко, а над поясом делался напуск. Это, в основном, касалось середовых – людей среднего возраста; молодежь подпоясывалась по талии. Нижняя рубаха подпоясывалась шнурком) Длина рубахи так же имела свои возрастные различия: старики (белые люди) и дети носили длинные рубахи. Мужики носили рубахи короче – немного выше или немного ниже колена. Женщины – до стопы. Так же разным возрастам соответствовали разные типы вышивок: наибольшее количество вышивок присутствовало на девичьей одежде. Таков был древнерусский канон, позже, с течением времени, претерпевший некоторые изменения, но в главном сохранивший и донесший до нас сквозь столетия драгоценное наследие древней культуры. 

[pic]

Юбка «подольница». Олонецкая губерния. Начало XX века.
Удивительно красива эта юбка, почти сплошь покрытая тканым узором. Приглядевшись к нему, можно увидеть, как мерно шествуют вокруг солнечных ромбов олени с ветвистыми рогами. Сюжет выбран не случайно. Такая юбка отделилась от рубахи покосницы, подол которой щедро украшали браным ткачеством. На первый выгон скота молодые женщины надевали по две, а то и три подольницы, показывая солнышку и подружкам свое богатство.

Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах XIV века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана — шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Впрочем, встречались и другие названия — по ткани: кумашник, набоешник, штофник — ведь клинники шили не только из окрашенной в синий или красный цвет домотканины, но и из покупных материй. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани — атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях — парчу. Во второй половине XIX века на смену косо-клинному пришел прямой сарафан из пяти-шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка.

Помнится, не так давно были модны широкие платья без пояса, выдержанные будто бы «в русском стиле». Но так ли? Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканые, вязаные, плетеные. Широкие — для верхней одежды и поуже — для горничной, праздничные и повседневные. Из гарусной шерсти ткали узорные пояса с пышными махрами на концах. Многие были «со словесами» — искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто: «Кого люблю, того дарю», и имена...

[pic]

Праздничный костюм девушки из Архангельской губернии.
Наряд кажется поначалу простоватым. Но почему он так притягивает взгляд? Своедельская рубаха из беленого холста расшита красными нитками. С ней хорошо сочетается сарафан набоешник с яркими пятнышками рябинок и зубчиками красной тесьмы на подоле. А желтая перекликается по цвету с головной повязкой, шитой жемчугом и каменьями. Ансамбль, создающий образ девической чистоты, довершает тканый поясок — древний символ целомудрия. Да, за внешней простотой — тонкий вкус и рукодельный навык, большой труд и великое терпение!
Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой — это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки — перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.
Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотной нитью и речным жемчугом (до XVIII века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские — с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок.

[pic]

Праздничный женский костюм из Рязанской губернии.
Недаром традиционный русский костюм называют «многослойным»: рубаха, понева, навершник, занавеска, кичка, платок... И совершенно непривычное для нас обилие украшений! Возьмите прямой, как мешок, длинный навершник. Холста, из которого он скроен, не видно — практически весь он закрыт нашивками из тесьмы и позумента. Но что удивительно: немыслимый преизбыток одежд и пестрота красок непостижимым образом приведены в гармонию.
Что еще дополняло основной костюм? С богатым сарафаном надевали для тепла парчовую душегрею, собранную на спине красивыми складками. С рукавами — называлась епанёчка, на лямках — коротенька. Вышитый передник тоже мог иметь рукава, но чаще надевался на шею или повязывался над грудью. Ну и в праздник — красивый платок или шаль, скажем, каргопольский золотой плат с узорами. Таков наряд крестьянок русского Севера.
Костюм южных губерний заметно отличался от него. И по составу — это так называемый «поневный комплекс». И по материалам — здешние крестьяне жили беднее и не покупали дорогих тканей. И по стилю — южнорусский костюм ярче и пестрее, чему причиною иной климат и соседство степных народов.

[pic]

Праздничный женский костюм из Воронежской губернии.
Это тоже жительница южной Руси — видите, как ярок наряд! Да и состав костюма иной: основа его — клетчатая понева с синей прошвой. По подолу тесьма и рядок тканого узора; шерстяной пояс с концами из разноцветного бисера. Из него же нагрудное украшение. А венчает фигуру рогатая кичка с золотошвейным налобником и шерстяными розетками у висков.

Основу его составляет древняя поясная понева. Представьте себе три сшитых полотнища с продетым вверху шнуром — гашником. Их обертывают вокруг бедер и укрепляют на талии, причем полы не сходятся и в просвете видна рубаха. Это старинная распашная понева. Глухая появилась позже, когда прореху стали закрывать полотнищем другой материи — прдшвой.
Делали поневу обычно из шерстяной домотканины, синей или черной, в крупную клетку. Этот орнамент дополняли вышитым или тканым узором, молодухи к тому же нашивали ленты, кисти, пуговицы, блестки. Для здешнего наряда вообще характерна повышенная узорность. Скажем, на плечи рубахе, и без того насыщенной вышивкой и ткачеством, часто нашивали красные прямоугольники — налёты. Сама рубаха суцельная и очень длинная. Ее подтягивали до колен, и у пояса образовывался большой напуск, который использовали как карман. Из-за этого мешка рязанок в старину часто дразнили «косопузыми».
В полный ансамбль входили еще навершник древнего туникообразного покроя и передник, прикрывающий прореху или прошву. Все это вы увидите на иллюстрациях. А вот о головном уборе замужней женщины — кичке следует сказать особо. Это целое сооружение, состоявшее порой из десяти частей, а по весу достигавшее семи килограммов. Кое-где ее называли «сорокой» — по верхней части, напоминающей в разложенном виде птицу с крыльями.. Сначала надевали собственно кичку — холщовую шапочку на вздержке с твердым остовом. В передней части ее нередко возвышались рога. Видимо, они связаны с какими-то весьма древними представлениями, ибо раскопанные в Киеве глиняные женские фигурки тоже имеют двурогие уборы. Поверх кички надевали расшитые золотом или бисером налобник, позатыльник, сороку, наушники... Как ни странно, русские женщины долго не хотели расставаться со всем этим. И. С. Тургенев рассказывает, как один помещик велел крепостным заменить «тяжелые и безобразные» кички на кокошник, но крестьяне носили его... поверх кичек. Известна и задорная частушка: «Рязанские рога не кину никогда: буду есть одну мякину, а рога свои не кину!..»

[pic]

Праздничный женский костюм. Забайкалье. Середина XX века.
Предки этой женщины переселялись в Сибирь целыми семьями, отсюда и название — «семёйекие Забайкалья». В большой чистоте пронесли они через века старинные обычаи и обряды и едва ли не до сего дня носят традиционную одежду. На рисунке мы видим обычный для Руси ансамбль: рубаха, сарафан, передник, кичка, шаль. Правда, все это с подробностями, свойственными именно семейским. Скажем, шаль повязана особым образом — наподобие чалмы, а на груди несколько ниток янтарных бус. Порой их набиралось до двенадцати, а отдельные янтарины были столь массивны, что получили название фунтовых.
Своеобразен сибирский костюм. Русские люди переселялись в Сибирь из самых разных мест европейской России. Со временем их привычные наряды менялись в новых природных условиях. Причем многое переселенцы заимствовали у местных народов, особенно теплую одежду и обувь. Так, в низовьях Оби мужчины и женщины носили ненецкую малицу из оленьего меха шерстью внутрь с капюшоном и рукавичками. Осваивали и новые ткани, ибо лен и конопля росли не везде. Например, в Забайкалье повседневные сарафаны шили из синей хлопчатобумажной дабы, которую привозили из Китая, для праздничных же широко использовали восточные шелка. Однако в целом традиционный костюм сохранился в Сибири и даже обрел неповторимые черты, особенно там, где переселенцы жили большими селами, свято храня обычаи отеческой старины.
Состав мужской одежды был повсюду одинаков. А вот о пестряди, из которой наравне с холстом шили рубахи и порты, стоит рассказать. Это клетчатая или полосатая ткань из крашеной пряжи. Расцветка и узор порой восхитительны — недаром деревенские щеголихи носили сарафаны пестрядинники. Клетка шла на рубахи, а полоска на штаны, которые так и назывались — синеполосые.

[pic]

Праздничный мужской костюм из Архангельской губернии.
Примерно так одевались крестьяне по всей России: рубаха, порты и пояс.
На голове грёшневик— широко распространенный убор из валяной шерсти.
Иногда его украшали лентами и цветами.

Наконец, обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь их носили преимущественно в центральночерноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право. Тут даже венчали и хоронили в лаптях. Зато степняки, поморы, сибиряки их вовсе не знали. На Севере лапти плели для работы, ибо на покосе или жатве они незаменимы : удобные, легкие и ногу не наколешь. В праздники же надевали обувь кожаную — сапоги, полсапожки, башмаки. И еще коты с красной оторочкой — что-то вроде туфель попросторнее, чтобы нога в шерстяном чулке вошла. Вязаные чулки до колен с узорной опиской носили и мужчины и женщины, но с лаптями — обычно холщовые или суконные онучи белого цвета. Кажется, самая незамысловатая деталь костюма, а сколько и тут выдумки! Оборы, которыми привязывали обувь к ноге, часто плели из черной шерсти — представьте, как красиво перекрещивались они поверх праздничных онуч!

[pic]

Праздничная мужская рубаха. Семипалатинская губерния. Конец XIX — начало XX века.
Весьма красочной была мужская одежда так называемых «бухтар-минских старообрядцев», живших на Южном Алтае. По богатству украшений рубаха, которую вы видите, мало чем уступает женской: кумачовые ластовки и нашивки, вышивка и мережка. Готовя подарок жениху, невеста с особым старанием вышивала верх груди, где, по древним поверьям, обитала душа. Находившийся там узор в виде решетки называли оконышком и украшали бисером.

Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, поневах, передниках: Женщины с воздетыми руками, неотцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посредине... Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери-земли, столь близкую душе земледельца. А верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных женских уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице (по-старому кокоши), лебеде («кичет лебедь белая»). Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская крестьянка представляла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно.

[pic]

Праздничные мужские порты. Семипалатинская губерния. Конец XIX — начало XX века.
Переселившись в XVIII веке на склоны Алтая, «бухтарминцы» были вынуждены приспосабливаться к иным условиям жизни. И со временем в костюме их появились новые черты. Например, вышивки на мужских штанах, в европейской России встречающиеся крайне редко. Причем орнамент часто сочетал русские и казахские мотивы. В нашем примере традиционному Древу Жизни предстоят вполне реалистические кони, игравшие в жизни переселенцев столь важную роль.

Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур — земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.

[pic]

Мужской и женский костюмы для зимних поездок. Центральные губернии России.
На бабе овчинная шуба, на мужике суконный зипун. Художник несколько модернизировал его: у русских одежда застегивалась только на левую сторону. Шубы и тулупы делались с очень глубоким запахом, так что мать могла даже укутать ребенка. На голове у мужчины свое-делъекая валяная шапка, у женщины поверх кокошника фабричная шаль. Лапти с теплыми онучами либо катанки, варежки узорной вязки. Кнут в руку — и пошел!

[pic]

Передник с земледельческими календарями-«месяцами». Олонецкая губерния. Конец XIX века.
Затейливые узоры, вышитые на каргопольском переднике, не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков внутри круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи — важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например, 2 мая — «Борис-Глеб — сею хлеб», 31 мая — «Придет Федот — земля примется за свой род». Подобные месяцесловы вышивали еще на подолах рубах и на полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их по наследству.

Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

А какие наряды надевали в праздники?

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты — тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке. У донских казачек достаток мерялся, например, по числу юбок, которых бывало по пятнадцать—двадцать штук, а к ним для пары полагалась еще и кофта того же цвета. Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых, как правило, не было в повседневной одежде. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое-многое другое.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам — самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса — всему миру краса». Отсюда и различие: у девушек — легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин — глухие сороки, кики, повойники, платки.

И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это — ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. На страницах этого проекта вы сможете познакомиться   с   некоторыми   видами русской   народной   праздничной одежды.

Знакомство с устно-поэтическим творчеством, выражающим идею целостности мира через образный строй народной одежды.
Русский костюм не просто одежда в привычном понимании, а образная модель мира, мироздания.
Образно-поэтическое восприятие народного праздничного костюма помогает проникнуть в строй мышления древних славян, что находит выражение в образном строе народной одежды.

Знакомство с картинами русских художников, выражающих народные представления о красоте
Просмотр тематической презентации , с характерными художественными образами.

Знакомство с творчеством художника Ивана Яковлевича Билибина. И.Я. Билибин глубоко интересовался историей русского костюма: разыскивал старинные национальные одежды, собирал вышивки, научился разбираться в старых узорах. В традиционной русской одежде, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус — внутренняя суть коренного русского человека. Вот отчего в течение долгих веков прежде всего крестьянство являлось хранителем национальных традиций в костюме.

Просмотр иллюстраций (Билибина, Маковского, Васнецова), подобранными самими детьми к теме для создания различных образов.

Русский праздничный наряд — это состояние души

Накануне народных гуляний на Руси всегда распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома, тем завиднее являлся жених или невеста. Праздничная одеждабросалась в глаза сразу, ибо обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками – так, чтобы с первого взгляда было видно:

Я — парнишка озорной,

Я в рубахе расписной,

Шляпу до бровей надвину,

Хоть пиши с меня картину.

Или:

Я скажу вам без обмана:

Лучше нету сарафана.

Мне сказала тетя Настя:

Сарафан приносит счастье.

Создание подобной «ослепительной красоты» доставляло немало хлопот. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка являлась сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилось будущее платье, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.

[pic]

И.П. Аргунов - «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (megabook.ru)

Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Макарьеве или Ирбите, вы бы поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых не сыскать! Действительно, за века чуть не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции, так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда «модники» родом.

Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

Старинный русский костюм, без преувеличения сказать, – это состояние души. К примеру, пусть попробует современная девушка надеть сарафан с рубахой. Можно ли в такой одежде пойти быстрой, угловатой походкой или совершить другие резкие движения? Нет! Девушка невольно выпрямится, поднимет голову, ступит мягко, аккуратно, «будто пава». Присмотримся же к нарядам поближе.

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком.

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой или подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету как оберегу. Особое значение придавалось расположению рисунка. Например: нагрудные узоры защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, наподольные не давали подобраться злым силам снизу.

В центральных и северных районах России женщины на праздники примеряли сарафан. Плавные линии сарафана как бы струились, делая женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они и зовутся лебедушками. В праздничный наряд входили и душегреи – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики.

[pic]

В.М.Васнецов, Портрет В.С.Мамонтовой в однорогом кокошнике

А на юге России предпочтение отдавалось т. н. поневным нарядам. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, после — навершник.

Передник щедро украшался вышивкой. 

И, наконец, головные уборы, которые четко делились на девичьи (кокошники, ленты, венки) и женские (коруна, сорока, кичка). Конечно же, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины – ушные, шейные и нагрудные. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. Для изготовления использовались самые различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера и даже пуха птиц.

[pic]

 Саврасов «Хоровод в селе»

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но и вовсе не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой костюм. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили, а хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. И нередко случалось, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили переодевать в менее дорогое платье.


Заключение

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами, способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов, наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не воруй", "не лжесвидетельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в число библейских заповедей.

Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда отводила заповедям — целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа. Она выражается не только вописаний героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие защитники Отечества.

Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других.

Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в народных пословицах: "Деревья смотри в плодах, а людей — в делах", "Под лежачий камень вода не течет".

Но одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике считается доброе, уважительное отношение к ребенку.

Мы уверены в том, что наши занятия – это только импульс к глубоким рассуждениям, которые будут сопутствовать ребенку на протяжении всей его жизни.



Список литературы:

1.Аппатов М. Этюды об изобразительном искусстве. – М.: Просвещение, 1994

2.Беда. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1998

3.Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992

4.Бортон П. Игрушки забавные, ужасные. – М.: РОСМЭН, 1998

5.БЭС. Искусство. – М.: Внешсигма, 2000

6.Валеева-Сулейманова. ДПИ казанских татар. – М.: Советский художник, 1990

7.Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань, 1984

8.Выгонов В.В. Оригами. – М.: Издательский Дом МСП, 2003

9.Выгонов В.В. Поделки из бумаги. - М.: Издательский Дом МСП, 2003

10.Вешкина О. Этот удивительный батик. – М.:Эксмо, 2010

11.Гагарин. Бумажная пластика. – М.: Просвещение, 1987

12.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение, 1991

13.Гульянц. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991

14.Давыдов С. Энциклопедия. Батик. – М.: Аст-пресс, 2005

15.Иванова. Цветы-оригами для любимой мамы. – М.: Сталкер, 2004

16.Максимов. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983

17.Макарова. Перспектива. – М.: Просвещение, 1989

18.Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе. – Волгоград: Учитель, 2006

19.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: Просвещение, 2011