Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Структура документа.
Рабочая программа по мировой художественной культуре представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам, требования к уровню подготовки обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет обучающимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) обучающихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Цели
Изучение мировой художественной культуры направлено на достижение следующих целей:
- формирование основы эстетических потребностей, развитие толерантное отношения к миру, способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развитие навыков оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры.
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
-воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
-освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
-овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Мировая художественная культура" на этапе среднего общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
владение монологической и диалогической речью;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы мхк; строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание учебного предмета.
Художественная культура 18 века ( 12 часов).
Возникновение новых стилей и Возрождение.
Стили и художественные направления в искусстве. Характерные черты архитектуры барокко. Человек и новая картина мира характерные черты искусства маньеризма.
классицизм как художественное воплощение идей просвещения. Происхождение термина «рококо». Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.
Архитектура барокко. Изобразительное искусство барокко.
Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф.Б.Растрели в Санкт –Петербурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко.
Классицизм в архитектуре Западной Европы.
Идеи величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля. Прогулка по Версалю. Архитектурные творения К.Рена Собор Святого Павла.
Шедевры классицизма в архитектуре России.
«Архитектурный театр» Москвы (В.И.Баженов и М.Ф.Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно- лучшие творения В.И.Баженова. Проект здания Сената в Кремле.
Изобразительное искусство классицизма и рококо.
От классицизму к академизму в живописи. Пуссен, как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений.
Реалистическая живопись Голландии.
Многообразие жанров голландской живописи и её знаменитые мастера. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Судьба художника. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений
Русский портрет 18 века.
Шедевры русских композиторов портретистов: Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский.
Музыкальная культура барокко. Творчество И.С.Баха.
Расцвет гомофонно- гармонического стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С.Баха. Многогранность разнообразие творческого наследия композитора.
Композиторы Венской классической школы
Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л.В.Бетховен: путь от классицизма к романтизму.
Театральное искусство 17-18 вв.
Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества Пути развития русского драматического театра.
Художественная культура 19 века (7 часов).
Романтизм.
Романтизм как художественный стиль эпохи конца 18 – начала 19 в. «Путь к свободе через красоту» Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран. Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры.
Изобразительное искусство романтизма.
Герой романтической эпохи в творчестве Ф.Гойи, Э.Делакруа, О.А.Кипренского и К.П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков.
Реализм – художественный стиль эпохи.
Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые каритны жизни в творчестве Г.Курбе, о.Домье, художников - -передвижников: И.Е.Репина, В.И.Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность.
Художники импрессионизма.
Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К.Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э.Дега, О Ренуара. Постимпрессионизм В Гога, Сезанна, П.Гогена.
Пути развития западноевропейского театра.
«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В.Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. Э.Золя как теоретик западноевропейского театра реализма.
Русская музыкальная культура.
Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А.Балакирив, А.П.Бородин, М,П,Мусогкский, Н.А,Римский –Корсаков. Многообразие творческого наследия П.И.Чайковского.
Искусство 20 века (12 часов)
Русский драматический театр.
Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С.Мочалов и В.А.Каратыгин). М.С.Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н.Островского. Особенности театра А.П.Чехова.
Искусство символизма.
Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М.А.Врубеля и В.Э.Борисова – Мусатова
Искусство модернизма.
Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства.
Архитектура: от модерна до конструктивизма.
Идеи и принципы архитектуры начала 20 в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А.Гауди, В.Орта, Ф.Л.Райт, О.Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф.О.Шежтеля.
Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.
Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства.. Фовизм А .Матисса. Кубизм П.Пикассо. Сюрреализм С. Дали.
Мастера русского авангарда.
Абстракционизм В Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма.
Зарубежная музыка и зарубежный театр 20 в.
Традиция символизма и романтизм в творчестве А.Н.Скрябина. Многообразие творческого наследия С.В.Рахманинова и И.Ф.Стравинского. Творчество С.С.Прокофьева, Д.Д. Шостаковича и А.Г.Шнитке.
Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б.Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперимента п Брука. Зарубежный театр последних лет
Русский театр 20 в.
К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард. Мастера современного отечественного театра.
Становление и расцвет мирового кинематографа. Достижения американского кино.
Рождение и первые шаги кинематографа. Открытие братьев Л.иО.Люмьер. Творчество Ж. Мельса. Выдающиеся достижение американского кино.
Великий «немой». Шедевры Ч. Чаплина.
Выразительные возможности первых шедевров «немого» Ч.С. Чаплина – великий комик мирового экрана.
Нетрадиционные подходы в киноискусстве.
Киноискусство А.А. Тарковского, Э.А.Рязанова. Лента Роберита Вине «Кабинет доктора Калигари». Поиски нетрадиционных подходов Луиса Бунюэля.
Итоговое занятие (1 час)
Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий. (эссе, докладов, отзывов, сочинений) и их защита по изученной теме.
Учебно-тематический план.
п/п
Наименование раздела и тем
Кол-во часов
-
Художественная культура 18 века
12
-
Художественная культура 19 века
9
-
Искусство 20 века
12
-
Итоговое занятие
1
Итого
34
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
-для выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Учебно-методический комплекс,
обеспечивающий реализацию рабочей программы.
Учебно-методические пособия для учителя Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам
« Мировая художественная культура» 10,11 класс. М.: Дрофа,2008 .
Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам/ авт.-сост. О.Е. Наделяева. – Волгоград: учитель, 2009
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. –М.: ООО 2ТИД «Русское слово-РС», 2006
Дидактические материалы, интернет ресурсы
Электронные пособия:
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
[link]
.