Статья Внеклассные занятия выразительным чтением

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Работа по самообразованию.

Внеклассные занятия выразительным чтением

Артист – это музыкант в оркестре.
Чтец – это весь оркестр целиком.
Легуве

Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам. Отношение в педагогике было неоднозначным. С одной стороны, существовали школы для одаренных детей, проводились многочисленные соревнования (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и др.), позволявшие выявлять детей с выдающимися способностями. С другой стороны элитарность в обучении, тесты для идентификации одаренности часто подвергались резкой критике. В последние годы интерес к этой проблеме заметно усилился, открылись новые школы для детей с высоким уровнем развития способностей.

Современная педагогика очень часто говорит о понятии конкурентоспособности. Существование огромного количества конкурсов и семинаров для одарённых детей и те требования, которые предъявляются к участникам, заставляют преподавателя по-новому взглянуть на то, что называется конкурентоспособностью ученика.

Действительно, приходится именно конкурировать, бороться за успех, изобретать новые способы подачи работы ученика, новые формы защиты, новые технические средства оформления исследования, реферата, выступления.

Пребывание в литературных глубинах вместе с учащимися позволяет педагогу внимательно всмотреться в него. Это трудная работа по развитию и формированию личности ребенка.

Работа над литературным произведением ---- воспитание чувств---инициатива мысли---поступок. Оригинальный подход к делу, так называемая «изюминка», плюс подготовленная безупречная речь выступающего зачастую решают всё на конкурсах без заочного этапа, что в свою очередь и определяет важный компонент воспитания и образования - успешность.

Отсюда следует, что для любого предметника, работающего с одарёнными детьми, обратиться к актуальной проблеме подготовки чтецов, умеющих не только красиво говорить, но и с истинно актёрским мастерством перевоплощаться в образ рассказчика, просто необходимо. Не во всякой общеобразовательной школе есть педагог с актёрским образованием, поэтому обычно подготовка чтецов состоит из нескольких, традиционно принятых этапов.

Внеклассные занятия искусством чтения имеют самые разнообразные формы: кружки, смотры-конкурсы, подготовка выступлений на школьных вечерах и утренниках, подготовка выставки по искусству художественного слова. У каждой из названных форм свои воспитательные цели, задачи и возможности. Каждая требует особой организации и методики руководства. Однако во всех случаях внеклассная работа над исполнением литературного произведения — выразительным чтением подчиняется единым методическим требованиям, обусловленным спецификой данного искусства и условиями внеклассной работы.

На внеклассных занятиях принципы работы над исполнением литературного произведения те же, что и на уроке. Но реализация их получает новые дополнительные возможности. Во внеклассной работе нет той строгой ограниченности во времени, отводимом на анализ литературного текста и воссоздание его в звучащем слове, как это имеет место на уроке. Кроме того, на внеклассных занятиях учитель работает с каждым учеником отдельно и чаще всего над специально подобранным для него произведением. Эти два обстоятельства позволяют добиваться от каждого ученика предельной для него полноты творческого освоения исполняемого произведения и возможного потолка в качестве исполнения.

Однако и в этом случае у разных учеников глубина творческого освоения исполняемого произведения и полнота воплощения освоенного в звучащем слове не одинаковы. Отсюда — необходимость учета возможностей каждого ученика и соответствующая дифференциация предъявляемых к ним требований. Даже у одного и того же ученика глубина понимания и качество исполнения разных произведений не одинаковы, что также необходимо учитывать в процессе работы. Добиваясь от каждого ученика предельно высокого для него уровня исполнения, важно не погасить у него интереса к произведению и веры в свои силы завышенными требованиями и непосильными задачами.

Процесс внеклассных занятий над исполнением литературных произведений строится на тех же принципах и протекает в той же последовательности, что и творческий процесс чтеца-профессионала. Специфика занятий искусством чтения со школьниками в том, что подготовка исполнения подчиняется воспитательным задачам: развивать творческие способности учащихся, умение преодолевать трудности, содействовать формированию мировоззрения, служить средством нравственного и художественного развития.

В занятиях с детьми первостепенное значение имеет правильная организация творческой работы над исполнением, а не искусственное подтягивание к определенному результату путем обучения с голоса учителя, копирования интонаций чтецов и т. п. . Одним на основных условий работы над исполнением называют любовь к художественной литературе вообще и увлеченность отобранным для исполнения произведением в частности. Увлеченность произведением — это захваченность не только его содержанием, но и формой, мастерством писателя. Увлеченность произведением вызывает потребность читать это произведение слушателям, чтобы взволновать их тем, что волнует самого исполнителя.

«Чтец получает право на исполнение тогда,— пишет И. В. Ильинский,— когда он непременно хочет поделиться со слушателями теми впечатлениями, чувствами и мыслями, которые вызваны у него полюбившимся произведением, когда исполнитель является пропагандистом и толкователем литературного произведения».

Увлеченность произведением — необходимое условие работы по выразительному чтению и со школьниками. Чем старше возраст учащихся, тем тоньше и глубже способны они понять и оценить художественное произведение. Однако в занятиях с учащимися любого возраста необходимо во время анализа произведения и в последующей работе над его исполнением обращать их внимание на такие детали содержания и формы исполняемого произведения, понимание которых повышает интерес к произведению. Учитывая уровень развития и индивидуальные особенности учеников, учитель помогает каждому найти такой оттенок подтекста, такую деталь в описании поведения героев, картины природы, быта, отдельных предметов или явлений, которая сделает изображенное автором наиболее близким, понятным и волнующим для данного исполнителя.

Во внеклассных занятиях искусством чтения учитель имеет возможность добиваться от учеников наиболее полного и точного воссоздания в воображении (видения) изображенной в произведении жизни. Чем полнее и ярче видения, тем сильнее и глубже волнует произведение исполнителя. Четкого видения изображенной в произведении жизни нельзя достичь за два-три занятия. Видения уточняются и детализируются в течение всей работы над исполнением, на которую, как показывает практика, требуется не менее месяца при условии двух занятий в неделю. В период анализа произведения, предваряющего работу непосредственно над исполнением, важно, чтобы ученик представил себе в общих чертах то, о чем говорится в произведении. В дальнейшей работе учитель, не оставляя без внимания ни одной фразы, ни одного выражения в тексте, выясняет их смысл и помогает ученику увидеть за ним то, что видел автор. Естественно, что при этом чтец привносит отдельные подробности, созданные его собственным творческим воображением.

Чем ближе и понятнее произведение исполнителю, тем лучше подготовлена почва для действия словом, общения. Однако общение не всегда возникает само собой.

Умение и потребность общения необходимо специально воспитывать, и внеклассные занятия представляют для этого самые благоприятные условия. Добиваясь общения, учитель следит, чтобы в центре внимания читающего было воздействие на слушателей (педагог и все присутствующие на занятии ученики). Нельзя допускать, чтобы читающий предавался собственным переживаниям и погружался в собственные видения, забывая о слушающих, что часто приходится наблюдать на конкурсах чтецов, проводимых в школе. Нет, он должен активно действовать словом, т. е. стремиться вызвать в воображении слушающих конкретные картины и образы, раскрыть им внутренний, глубинный смысл изображенных автором явлений и пробудить к ним определенное отношение.

Во внеклассной работе над исполнением литературного произведения учитель является одновременно и режиссером, что несколько меняет его обычные взаимоотношения с учеником. Они приобретают характер творческого содружества. Резкой грани между функциями педагога и режиссера нет. Режиссер всегда педагог. Но специфика его задачи заключается в том, чтобы в совместной творческой работе с исполнителем-чтецом помочь ему средствами искусства звучащего слова воплотить произведение, созданное другим художником, автором, т. е. дать этому произведению новую жизнь в звучании или, говоря иными словами, создать произведение чтецкого искусства, искусства звучащего слова.

Режиссер — помощник, сотоварищ чтеца, активно участвующий в творческом процессе подготовки исполнения на всех его этапах. Он помогает чтецу разобраться в произведении, глубоко продумать его, определенным образом интерпретировать и соответственно воплотить в звучащем слове. Направляя анализ произведения, помогая исполнителю понять, увидеть, правильно оценить и пережить все, о чем говорится в тексте, режиссер не диктует своего понимания и отношения. Вопросами и объяснениями, высказыванием своих суждений он подводит чтеца к его собственной трактовке. В занятиях с детьми одна из основных задач режиссера-педагога — расшевелить потенциальные творческие силы исполнителя-школьника, заинтересовать работой, заставить его вникать в текст, находить в нем новые интересные детали, все более тонкие оттенки подтекста. Для этого режиссер активно участвует в анализе произведения, думает вместе с учеником-исполнителем, высказывает свои мысли, соображения, делится своими видениями, увлекая этим исполнителя и направляя его по правильному пути.

Очень важна и ответственна роль режиссера в период работы непосредственно над исполнением (воплощением произведения). Внимательно вслушиваясь в интонации читающего, он следит за точностью выражения мыслей, действенностью выполнения исполнительских задач, полнотой выявления подтекста, правильностью видений. Он не только замечает ошибки и указывает их исполнителю, но и устанавливает причину каждой из этих ошибок, которую помогает устранить (не то отношение, неверное видение, недооценка важной детали и т. п.). Подсказывает выразительные средства, помогающие более рельефно выделить ту или иную мысль, обстоятельство, поворот сюжета (психологическая пауза, изменение темпа, перемена тональности); следит, чтобы второстепенное не заслоняло главного, и т. д.

Творческое содружество режиссера с исполнителем определяет соответствующую форму общения — искренность, непринужденность, обоюдное уважение и доверие. Во время анализа произведения, который требует большой вдумчивости, сосредоточенности и занимает много времени, необходимо, чтобы ученик сидел близко к педагогу. Беседа на большом расстоянии или в положении стоя может утомить ученика и не достигнуть своей цели — взволновать, увлечь произведением и предстоящей работой. И во время анализа, и при работе над исполнением надо следить, чтобы ученику было удобно, чтобы не было помех, вызывающих физическую усталость или излишнее напряжение.

Режиссеру приходится вторгаться во внутренний мир исполнителя, в сферу его чувств и переживаний. И здесь необходим большой такт, чтобы не смутить ученика и не заставить его замкнуться. С некоторыми учениками процесс подготовки исполнения идет медленно и трудно. Ученики бывают чрезвычайно неподатливы, малоэмоциональны, с неразвитым воображением. Занятия с ними представляют большие трудности. Но и в этих случаях нельзя позволять себе резких замечаний, проявления раздражительности или усталости. Работа режиссера-педагога требует огромной выдержки и терпения.

Сообразуясь с уровнем развития и индивидуальными особенностями ученика, он ищет такие пути и методы, которые помогут ученику с предельной для него полнотой освоить и воплотить художественное произведение. Для одних — это прежде всего видения. Для других — ведущее значение имеет тщательный логический анализ текста, помогающий уяснить и передать мысли, выраженные предложениями, их взаимосвязь и подчиненность главной мысли отдельной части произведения и, наконец, значение каждой части для выявления основной мысли (идеи) всего исполняемого произведения или отрывка. Есть ученики, которым освоить произведение помогает тщательный анализ элементов художественной формы, т. е. уяснение не только того, что изображает автор, но и того, как, какими средствами он это делает.

Эти три компонента (видение, логический анализ и уяснение элементов формы) необходимы в занятиях выразительным чтением с каждым учеником, но в зависимости от индивидуальности последнего один из них приобретает главенствующее значение.

Работа над подготовкой исполнения проводится в школе эпизодически, в период подготовки того или иного мероприятия (вечера, сбора, смотра художественной самодеятельности, конкурса чтецов и пр.), и систематически — в специальном кружке. Наибольшее воспитательное значение занятия выразительным чтением приобретают в кружке, работающем систематически, планомерно и длительное время.

Подготовка исполнения включает:

а) анализ произведения;
б) воплощение произведения в звучащем слове. Параллельно целесообразно выделять время для воспитания у учащихся качеств, умений и навыков, необходимых для выразительного чтения: воображения, наблюдательности, умения действовать словом, общаться;
в) занятия техникой речи — развитие реберно-диафрагматического дыхания, выработка четкой дикции. Упражнения для этого раздела занятий можно найти в специальных пособиях;
г) обсуждение исполнения на разных этапах его подготовки. Обсуждения воспитывают у учащихся умение слушать чтеца, т. е. понимать достоинства и недостатки его исполнения, вырабатывают правильный критерий оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике, сплачивают коллектив.

В работе над выразительностью чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы. Каждый ученик работает над отдельным произведением, к анализу же этого произведения и к обсуждению исполнения привлекаются все присутствующие на занятии. Занятия по технике речи проводятся коллективно, но не исключена и индивидуальная работа, связанная с исправлением недостатков речи отдельных учеников. Упражнения и этюды, используемые для развития воображения, наблюдательности, умения действовать словом и общаться со слушателями, проводятся коллективно. Кроме того, параллельно с индивидуальной работой над исполнением используются и такие формы, как коллективное или хоровое чтение.

Поверхностный же анализ и отсутствие должной требовательности к качеству исполнения снижают воспитательное значение занятий и не дают положительных результатов в обучении выразительному чтению. Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Перспектива выступления служит радостным стимулом в работе и помогает преодолевать трудности. Но выступлениями нельзя злоупотреблять. У учащихся надо воспитывать требовательное отношение к качеству своего исполнения и не допускать выступлений с плохо подготовленным чтением. Они должны понять необходимость упорного труда в период подготовки исполнения и полюбить этот труд, а к выступлениям относиться как к радостной, но серьезной и ответственной задаче.

Воспитательное значение занятий выразительным чтением в большой степени зависит от качества произведений, выбранных для исполнения. И здесь, кроме общих обязательных требований высокой идейности и художественности, огромное значение приобретает требование доступности. Не все произведения, понятные детям и доступные для обычного чтения глазами, посильны им для исполнения. Не все, что им полезно и интересно читать по книге, педагогически целесообразно брать для работы по выразительному чтению. При отборе материала для исполнения необходимо учитывать психологические и физические особенности учащихся. Произведения, отбираемые для работы, должны быть понятны учащимся по содержанию и посильны для исполнения, которое требует значительно большей затраты психических и физических сил, чем просто чтение глазами.

Так, детям и подросткам не следует исполнять произведения, большие по объему или требующие сильного напряжения голоса, произведения драматические, освоение которых будет тяжелой нагрузкой для психики исполнителя. Не стоит также брать для исполнения произведения, в которых выражены мысли и чувства, далекие от личного опыта исполнителя, несвойственные его возрасту.

Предлагая ученикам доступный материал для исполнения, необходимо учитывать индивидуальные особенности, интересы и вкусы : склонность к юмору, героике, лирике и т. д. Однако нельзя допускать, чтобы ученик работал над исполнением произведений одного характера или жанра. Интересы и исполнительские возможности надо всячески расширять, привлекая их к работе над произведениями самыми разнообразными по содержанию и жанру. Но при этом необходимо учитывать исполнительские данные каждого ученика (темперамент, силу и тембр голоса) и его внутренние потенциальные возможности.

Нельзя насильно заставлять ученика читать предложенное руководителем произведение даже в том случае, если оно отобрано из самых верных педагогических соображений. Ученика необходимо заинтересовать работой над этим произведением, раскрыв ее увлекательные стороны.

Материал для исполнения отбирает руководитель в соответствии с намеченным планом работы и привлекает к отбору учеников. Каждый из них ищет материал не только для себя, но и для своих товарищей. Собранный учениками материал руководитель просматривает и оценивает.

Участие в отборе материала для исполнения заставляет их много читать, расширяет их литературный кругозор и воспитывает художественный вкус.

Среди мероприятий, содействующих популяризации выразительного чтения, значительное место занимают вечера-концерты чтецов-профессионалов.

У многих школьников есть возможность послушать «живые» выступления мастеров звучащей литературы. Коллективное восприятие произведений искусства слова, «общая эмоциональная зараженность» (К.С. Станиславский) — исключительно важный фактор. Происходит влияние исполнителя на зрителей, воздействие аудитории на исполнителя, зрителей друг на друга.

Что же нужно, чтобы посещение литературных концертов было максимально эффективным? Перед посещением или после него опытные учителя дают справку об исполнителе, иногда рассказывают о его творчестве.

Перед концертами больших мастеров художественного слова, исполняющих крупные литературные произведения, ученикам предлагается предварительно ознакомиться с текстом, который они услышат на концерте: это сосредоточит внимание на творческой манере чтеца, стиле исполнения и обеспечит высокий уровень анализа прослушанной программы. Особенно это необходимо, когда исполняется композиция, сделанная на классическом литературном материале.

С учениками не следует посещать выступления тех исполнителей, которые не являются подлинными мастерами своего дела и чья творческая манера чужда учителю.

Заслуживает всяческого поощрения прием записи своих впечатлений, наблюдений и суждений в антрактах, после концерта. Обсуждать исполнение можно лишь по окончании программы. И в оценке следует исходить из основных особенностей искусства художественного слова. Если концерт обсуждается сразу же после выступления чтеца и на этом разборе присутствует сам исполнитель, то разговор получается очень интересным и поучительным. Но конечно, к такой творческой встрече должны быть хорошо подготовлены и преподаватель и учащиеся.

Таким образом, накапливается материал и для литературного творчества. Дети учатся анализировать, оценивать и группировать материал: произведения художественной литературы, документы, сочинения учащихся и т. п.

Использую ключевые слова и фразы:

  1. Познание: Сформулируй, установи, спиши, назови

  2. Понимание: Расскажи своими словами, опиши, суммируй, покажи взаимосвязь, объясни смысл

  3. Применение: Продемонстрируй, объясни цель применения, воспользуйтесь этим, чтобы решить

  4. Анализ: Разложи на составляющие, объясни причину, сравни, классифицируй, объясни, как и почему

  5. Синтез: Разработайте новый вид продукта, создайте, что произойдет, если..., придумай другой вариант, есть ли другая причина

  6. Оценка: Установите нормы, взвесьте возможности, выскажите критические замечания, выберите то, что вам больше всего нравится, что вы думаете о...

  7. Тренинг мышления и памяти: Составление предложения. Поиск общего. Что лишнее? Поиск предметов, обладающих общим свойством. Поиск предметов, с противоположными свойствами. Поиск предметов по заданным признакам. Поиск предметов-звеньев, объединяющих данные предметы. Поиск способов применения предметов. Учимся формулировать определения. Учимся выражать мысли другими словами. Перечень заглавий к рассказу. Сокращение рассказа. Выражение. Построение сообщения по алгоритму. Слова наоборот. Учимся замечать главное. Узнаём зашифрованные предложения. Пробуем иначе. Преобразование свойства предметов. Сопоставление противоположных мнений. Смена порядка следования. Отделение одного предмета (явления) привычно существующего во взаимодействии. Резкое сокращение времени между явлениями. Перемещение во времени, существование какого-либо предмета. Совмещение пространственно разделенных предметов. Гипотетическая ситуация. Отвечаем на вопрос «Почему?». Анализ пословиц. Слова с одной буквы. Города. Украшаем слова. Добрые слова. Картина. Антонимы. Антонимы и синонимы. Пересказ по кругу. Запоминаем текст. Учим текст наизусть. Зрительная память. Двигательная память. Скороговорки и считалки.

  8. Тренинг внимания: Игры: Часы. Исправляем ошибки. Пишем предложение. Сравниваем картины. Поём вместе. Кто внимательней. Поиск предметов. Развиваем внимательность и наблюдательность. Лови мяч. Передай смысл стихотворения. Ищем ошибки в тексте. Знаем ли мы пословицы?

  9. Психогимнастика: Мимические и пантомимические этюды. «Любопытный» (выражение интереса), «Я так устал» (эмоции, страдания, печали), «Игра с камешками» (эмоции радости, удовольствия), «Что там происходит» (развитие способности понимать эмоциональное состояние другого), «Сосредоточенность», «Я – грозный боец» (выражение смелости), «Вкусные конфеты» (эмоции удовольствия), «Золотые капельки» (эмоции радости), «Перемена погоды» (эмоции страдания и печали), «Гроза» (выражение страха), «Сердитые мальчики» (эмоции гнева), «Жар-птица» (удивление, восхищение), «Стыд» (эмоции стыда, вины) и др.

  10. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций: «Любящий сын» (эмпатия), «Застенчивый ослик» (застенчивость), «Робкий ребёнок» (профилактика робости), «Капитан» (коррекция застенчивости), «Упрямый мальчик» (коррекция упрямства), «Туча» (коррекция эгоистичности), «Вагончики» (профилактика трусости), «Жадина», «Подари подарок» (щедрость), «Добрый человек», «Робкий подосиновик» (робость), «Ссора» (профилактика агрессии), «Поздоровайся» (вежливость), «Честный шофёр» (профилактика лживости); игра- сказка «Брыкающиеся лошадки» (упрямство, капризы), игра «Злые-добрые кошки» (снятие общей агрессии), «Мышка» (профилактика хвастовства).

  11. Этюды игры, имеющие психотерапевтическую направленность: «Уходи, злость, уходи!» (коррекция агрессивного поведения), «Слушай хлопки» (активное внимание), коррекция лжи и агрессии «Карабас Барабас», «Ты – лев» (саморегуляция), «Капризный мальчик», этюды на внимание, память, преодоление двигательного автоматизма, коррекцию непослушания, несобранность, неорганизованность.

В процессе работы у учащихся формируются следующие способности и умения:

  1. Познавательные способности. Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного знания на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Использование путей поиска информации. Умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат. Умение рассуждать. Построение гипотез. Критичность мышления. Высокая любознательность.

  2. Творческие способности. Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость мышления и действий. Способность высказывать оригинальные идеи. Богатое воображение. Развитие интуиции.

  3. Особенности эмоциональной сферы. Уважение к другим. Толерантность. Склонность к самоанализу. Настойчивость в выполнении задания. Соревновательность. Чувство юмора. Чуткость к анализу нравственных проблем.

I. Упражнения, направленные на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что волнует, удивляет и радует персонаж. Для усиления эмоционального восприятия учащимся предложите следующие задания:· Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

  • Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть и т.п.

  • Найдите в тексте слова, передающие настроение автора;

  • Придумайте или подберите мелодию к прочитанному произведению.

II. Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников.

Пробуждение воображения и фантазии учащихся необходимо постоянно. Ведь, чтобы развивать воображение школьников, нужна систематическая и кропотливая работа. И данные упражнения помогут в этой деятельности любому учителю.

  • Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.п.

  • Подберите словесную иллюстрацию к выбранному вами отрывку или нарисуйте её сами;

  • Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?

III. Упражнения, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

Работа над образным языком очень важна. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся, приближает к творческому процессу. Именно выразительные средства языка, красоту поэтических выражений должны понимать дети.

  • Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;

  • Изменится ли описанный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?

  • Найдите в тексте образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору;

  • Найдите эпитет и слово, которое он определяет.

IV. Упражнения, направленные на выражение личностного отношения:

Любому учащемуся нужно чувствовать настроение автора, произведения в целом, уметь высказывать своё отношение к прочитанному и к каждому герою в отдельности. Предлагаю упражнения, которые помогут выражению личностного отношения:

  • Какие настроения автора вы почувствовали?

  • Поделитесь с товарищами, родителями своими впечатлениями об услышанном;

  • Выразите возникшее у вас чувство;

  • Расскажите о своём отношении к воображаемой после прочтения картине.

Все эти принципы позволят учащимся овладеть способами мыслительной деятельности, умениями самостоятельной творческой деятельности, расширить кругозор, проявить себя на олимпиадах различного уровня.