КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МХК (10-11 КЛАСС) РАПАЦКАЯ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рассмотрено»

Руководитель Ш МО учителей:

______Е.А. Дементьева

Протокол № ____

«___»_____ 2016

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______ Е.А. Ваткова

« » сентября 2016 г.


«Утверждаю»

Директор школы

Приказ №

« » сентября 2016

_________ О.Д. Гудков


г. Керчи Республика Крым «Школа №26»





Рабочая программа по предмету

мировая художественная культура

10-11 класс

Составитель: Сопина Т.Е.

Учитель высшей категории









2016-2017 г.




Пояснительная записка

Программа составлена из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю в 10-11 классах.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для выполнения и оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу 10-11класса

Обучающиеся должны знать /понимать:

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусств;

  • основные жанры и виды искусства.

Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:


  • для организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.


Стандарт содержания курса (70 часов)

Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира (не менее 8 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (не менее 10 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса (не менее 10 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.


Художественная культура Нового времени (не менее 15 час). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Художественная культура конца XIX -- XX вв. (15 час) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Культурные традиции родного края.

Основные виды контроля:

тесты, анализ произведений искусств, групповая работа, защита проектов и электронных презентаций, исследовательская работа, художественно-практическая деятельность, написание сочинения (эссе). Учитываются так же участие и достижения в конкурсах, олимпиадах, выставках, викторинах и др.

Итоговый контроль качества знаний проводиться в конце учебного года по результатам самостоятельной или коллективной исследовательской (проектной), творческой деятельности.


Учебно-тематический план.



РАЗДЕЛ

Количество часов

10 класс

11 класс

1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА

2


2

ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

10


3

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

15


4

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ : У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ (X-XVIII)

7


5

ПРЕДЧУВСТВИЕ МИРОВЫХ КАТАКЛИЗМОВ: ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ – НАЧ. ХХ века


14

6

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX - начала XX века


15

7

ЕВРОПА И АМЕРИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: XX века


3

8

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX века


2

Итого

34

34


Календарно-тематическое планирование 10 класс.


Класс

Дата проведения

Раздел, тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока


Требования к уровню знаний

план

Факт

Раздел I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (2ч.)

1






2




Введение в

предмет «Мировая художественная культура». Предмет, цели и задачи курса.


Первые художники Земли.

Что изучает предмет МХК. Понятия культура, художественная культура. Предметы художественной культуры.


Роль мифа в культуре. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Древние образы и символы. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека

Знать что изучает предмет МХК. Определения культуры, художественной культуры. Понятие стиля, эпохи. Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания


РАЗДЕЛ II. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ (10 часов)


3.




Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая

вечность

«Пирамиды» - жилища вечности фараонов.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света.


Знать хронологические закономерности развития искусства; правила канона.

Уметь назвать храмы, пирамиды; выражать собственное мнение о произведениях искусства и архитектуры. Изображать.


4.




Архитектура Среднего и Нового царства Египта.


Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут.

5.




Изобразительное искусство Египта.


«Книга мёртвых»; канон в изобразительном искусстве; Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельеф и фрески)

6.




7.




Художественная культура Древней и Средневековой Индии


Храмовое зодчество Индии.










Особенности художественной культуры. "Скульптурное" мышление древних индийцев.

ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Классическая музыка Индии. «Веды», «Ригведы». Театральное искусство «Натьяшастры». Индийский танец как синтез искусств

Понимать специфику развития индийской культуры.

Знать названия главных храмов; истоки культурных связей России и Индии.

Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания


8.






9







Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений


Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.






Философия. Великая китайская стена. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве. Значение и уникальный характер художественной культуры Китая. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. комплекс Бейхай в Пекине.

Многообразие жанров китайской живописи. Символизм. Жанры китайской живописи. Монохромность живописи Средневекового Китая



Знать и понимать основы учения Лао-цзы и Конфуция; историю возведения Великой китайской стены; имена поэтов и названия музыкальных инструментов. Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре


10




11











Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой



Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства






Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).

Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства







Понимать влияние китайской культуры на становление японской. Знать особенности чайной церемонии и искусство икебаны. Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания



12




Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

Комплекс Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры.


Знать и понимать специфику нравственных законов ислама; особенности архитектуры мечети, её ориентацию на Мекку; имена поэтов, названия сказок из «Тысячи и одной ночи». Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания


РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

(14 часов)

13






Античность -колыбель европейской художественной культуры


Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись). Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.

Знать хронологические закономерности развития искусства; философы; истоки зарождения театра, первые театральные жанры; имена выдающихся мастеров и их творения. Архитектуру и скульптуру античности.

Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания.

14








Античность -колыбель европейской художественной культуры

Идеалы красоты. Скульптура. Философия. Архитектура и скульптура Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись). Театр. Архитектурные символы римского величия. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей Раннехристианское искусство.


15






16





17




18






19






20





21



22





23





24



25



26




27




От мудрости Востока к европейской христианской культуре.





Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Тексты Ветхого Завета, их разновидности


Евангельские образы в западноевропейском искусстве.


Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности.


«Пламенеющая готика» европейских соборов.










Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.




Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.


Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.



Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных».


Северное Возрождение: в поисках правды о человеке Живопись нидерландских мастеров.


Северное Возрождение. Живопись Дюрера



Вневременная художественная ценность идей Возрождения.


Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей


Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры.

Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.


Христианская художественная культура, её истоки; Ветхий Завет; Новый Завет








Архитектура Средневековья. Романский стиль. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.


Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэтическое творчество трубадуров и миннезингеров).



Эстетика итальянского Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.



Мир Леонардо да Винчи.




Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти


Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника


Живопись нидерландских мастеров. Творчество Босха.

Брейгеля



Дюрер – «художник, достойный бессмертия».

Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка.


Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей.



Культура Европы XVII века. Барокко, классицизм. Барокко, основная тематика и её художественное воплощение. П.П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С. Баха

Знать историю Библии как памятника культуры; структуру Ветхого Завета; структуру Нового Завета.

Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выражать собственные суждения о произведениях искусства






Знать особенности Базилики, шедевры романского и готического стиля архитектуры становления новых средств художественной выразительности, жанры искусства.

Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».


Знать имена великих художников и их произведения. Великие мастера Итальянской, нидерландской, голландской живописи.

Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела.

Делать сравнительный анализ произведений разных авторов. Участвовать в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов.

Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.


РАЗДЕЛ IV. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ : У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ (X-XVIII( 7 часов)

28











29




30







31








32





33






34




Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства.










Изобразительное искусство Древней Руси .



Изобразительное искусство Древней Руси Икона.







Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства.





Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.


Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.



Итоговый урок. " Перед новою столицей померкла старая Москва". А.С. Пушкин.


  1. Архитектурный облик Древней Руси. Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика).

  2. Киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском).

Шатровое зодчество. Храм Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного.


Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков. Икона и иконостас. Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас.

Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Творчество Дионисия.

Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица").


Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Архитектура Московского Кремля. Облик московского Кремля; сочетание русских и итальянских традиций. Церковь Василия блаженного в Москве. Церковь Вознесения в Коломенском.


Эстетика барокко. «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Творчество К. Росси, Д. Кваренги, О. Монферран, Д. Трезини, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Щедрин, А.Н. Воронихин

В.В. Растрелли, В. Баженов,

Д. Левицкий, В. Боровиковский - " русская европейскость".

Архитектурные творения Б.Ф. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Знать особенности становления новых средств художественной выразительности, стилистическое многообразие воплощение единого образца. Творчество Рублева.

Уметь охарактеризовать культуру Древней языческой и Киевской Руси. Храмостроение, литературные произведения, иконопись. музыку.

Понимать смысл «обмирщения» литературы, специфику стиля в сочетании русских и византийских традиций, различие между иконой и парсуной. Уметь осуществлять поиск необходимой информации. Работать с источниками интернет








Знать имена великих художников и их произведения.

Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела.

Делать сравнительный анализ произведений разных авторов . Участвовать в дискуссии на тему " Петр Великий, соединив нас с Европой..." Карамзин.




Календарно-тематическое планирование

11 класс



Класс

Дата проведения

Тема, раздел

Элементы содержания урока


План

Факт

Раздел I.

ПРЕДЧУВСТВИЕ МИРОВЫХ КАТАКЛИЗМОВ: ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ – НАЧ. ХХ века

( 14 часов)

1




Романтизм в художественной культуре Европы XIX века: открытие «внутреннего» человека


Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов; проникновение во внутренний мир личности; лирическая образность в произведениях


Понимать специфику романтизма как несовпадение личного и общественного, усиление психологического начала Делать сравнительный анализ произведений разных авторов .

2




Романтизм в живописи:

Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Путь к свободе через красоту» Д. Фридрих, У.Тёрнер. Пейзажная живопись. И.К.Айвазовский..

Знать и понимать эстетику специфику выразительных средств, произведения художников и музыкантов

3




Романтизм в живописи

Романтизм в живописи: Революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, Т.Жерико, История глазами романтиков. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»). Герой романтической эпохи. Кипренского. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера).


4




5











6




7




Художественная культура классицизма и рококо .



Архитектура классицизма











Изобразительное искусство классицизма



Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма.

Эстетика классицизма.


Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. « Сказочный сон Версаля». «Строгий, стройный вид» Петербурга.

Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Творчество К. Росси, Д. Кваренги, О. Монферран, Д. Трезини, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Щедрин, А.Н. Воронихин.



Пуссен, Давид.

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям.

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Музыкальный мир В.А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. (Героическая симфония, Лунная соната).


Знать и понимать эстетику классицизма, специфику выразительных средств, произведения художников и музыкантов, архитекторов и градостроителей, опрос; анализ художественных произведений

8




Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

Изобразительное искусство классицизма

Рождение импрессионизма во французской живописи; новые средства художественной выразительности; музыкальный импрессионизм К. Дебюсси и М. Равеля.

Художественные искания импрессионистов. Жизнь и человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара.

Знать и понимать эстетику импрессионизма, специфику выразительных средств, произведения художников и музыкантов,опрос; анализ художественных произведений

9





Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм)

Сущность экспрессионистической образности; символика; экспрессионизм в музыке и театре. Творчество Мунка, Отто Дикса.

Знать и понимать эстетику экспрессионизма, специфику выразительных средств, произведения художников, музыкантов, драматургов

10






11



12




13




Мир реальности и мир «новой реальности». Реализм и символизм в литературе





Постимпрессионизм. Винсент ван Гог, Гоген



Кубизм. Пабло Пикассо





Сюрреализм. Сальвадор Дали

Символизм как философская «сверхидея» искусства; многожанровая литература. Деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.



Символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна

Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре.



Сверхреальность в интеллектуальных ребусах художника. Иррационализм подсознательного в сюрреализме


Знать основные произведения литераторов, художников; понимать специфику новых средств выразительности.

Анализ художественных произведений.

14




Формирование стиля модерн в европейском искусстве


Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля.

Знать особенности модерна, собор Святого Семейства А. Гауди.

Просмотр фильма

Раздел II ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX - начала XX века (15ч)


16




Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины XIX .


Творчество Пушкина, М. Глинки. Глинка как основоположник русской музыкальной классики.

Знать и понимать произведения композитора, его значимость в искусстве

17




Живопись первой половины


XIX века.

Портреты Кипренского О. А, В. А. Тропинина, А. Г. Венецианов- родоначальник бытового жанра в изобразительном искусстве.

Знать и понимать произведения художников, его значимость в искусстве

18




19





Живопись первой половины XIX века. К. П. Брюллов




Живопись первой половины XIX века. А.А. Иванова.

От классицизма к академизму в живописи на примере произведений

К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям.


Знать и понимать произведения художников, его значимость в искусстве. Анализ художественных произведений



20









Жизнь и творчество. П.А.Федотова





Творческая индивидуальность А.А. Иванова и П. А. Федотова.





Знать и понимать произведения художников, его значимость в искусстве. Анализ художественных произведений


21




Культура пореформенной эпохи. «Могучая кучка» Гуманистические идеалы П. И. Чайковского


Идеи национального музыкального самовыражения. Композиторы, входившие в состав «Могучей кучки». Реалистическая образность произведений

Прослушивание произведений

22




Реализм – художественный стиль эпохи

Реализм: эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства).

«Передвижники». И. Н. Крамской, И. И. Шишкин,

A. К. Саврасов, B. Д. Поленов

Знать художников -передвижников.

23




Социальная тематика пореформенного периода в живописи.

Социальная тематика в живописи реализма: В. Г. Перов.

Знать основные произведения В. Перова,

И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова.

Уметь раскрыть тематику и специфику художественных приёмов мастеров портретной живописи

Обобщение знаний по теме:«Фундамент национальной классики»

24




Русские художники-передвижники.


Художники - передвижники, И. Е. Репин,

25




Русские художники-передвижники.

Художники – передвижники В. Суриков

26




«Былинная» живопись

В. М. Васнецова

«Былинная» живопись В. М. Васнецова


27




Переоценка ценностей в ХК «серебряного века». Символ и миф в живописи и музыке.

Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина).

28






29




Русское изобразительное искусство 20 века.





Творчество художников неоклассицизма и позднего романтизма. Н. Рерих. И. Левитан, М. Нестеров,

В. М.Кустодиев


Абстракционизм, супрематизм и «аналитическое искусство» в творчестве художников . Отказ от изобразительности в абстрактном искусстве

Абстракционизм В. Кандинского.

Супрематизм к. Малевича.


Образный мир художника, увлеченность древнерусским искусством Романтическая образность, лирико-психологические настроения полотен. Творчество Рериха.

Знать даты, персоналии, произведения русских художников, композиторов


Обобщение темы раздела. Контрольное тестирование по теме «Художественная культура России XIX - начала XX века» XX века.


Раздел III. ЕВРОПА И АМЕРИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX века (3 ч.)

30




Шедевры мирового кинематографа.

Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.

Знать персоналии Уметь охарактеризовать представление авторов произведений искусств о нравственных категориях

31





Синтез искусств - особенная черта культуры XX века Становление и расцвет кино.


Киноавангард ХХ в. Рождение национального кинематографа. Киноискусство как создатель легенд «о стране Советов». «Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини

32




Синтез искусств - особенная черта культуры XX века. Мюзикл.

Мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX века (3 ч.)

33





34










Социалистический реализм: политизация культуры 20-30-хх гг.




Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет

Авторская песня

Б. Ш. Окуджава,

В. С. Высоцкий

К.С. Петров-Водкин "Смерть комиссара"

Б.В. Иогансон "Допрос коммуниста"

В. Мухина " Рабочий и колхозница",

А. Пластов " Колхозный праздник".



Образы противостояния фашизму во всех жанрах художественной культуры. Кукрыниксы. Дейнека.

Плакат " Родина - мать зовет!"

Традиция русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов-шестидесятников.

Знать персоналии, произведения русских художников.

Уметь: Анализировать произведения.


Уметь анализировать систему ценностей в военные и послевоенные годы отечественной культуры

духовные искания поэтов-бардов