Разработка урока Художественный мир Леонардо да Винчи 10кл.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Разработка урока по предмету «Мировая художественная культура»

для 10 класса

(Программа Г.И. Даниловой)

Тема раздела: Возрождение.

Тема урока: Художественный мир Леонардо да Винчи.

Тип урока: развитие темы раздела.

Вид урока: проблемный урок с элементами дискуссии.

Цель урока: закрепить представление о ренессансной личности на примере личности Леонардо да Винчи.

Задачи урока:

  1. Формировать представление о многогранности личности Леонардо да Винчи.

  2. Закрепить представление об оппозиции ученый/художник.

  3. Развивать навык аналитического мышления при знакомстве с художественным произведением.

  4. Учить вычленять главное в художественном произведении.

  5. Создавать педагогические ситуации, стимулирующие формирование у воспитанниц собственного мнения, личностного эмоционально-ценностного отношения к текстам культуры.

  6. Расширять представление о культуре эпохи Возрождения.

  7. Формировать интерес к знакомству с достижениями художественной культуры Возрождения.

  8. Воспитывать уважение к достижениям мировой художественной культуры.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, выставка научно-популярной и художественной литературы о Леонардо.

Предварительная работа: изучение жизненного пути Леонардо да Винчи и круга его интересов, знакомство с основными произведениями живописи, просмотр 2-х серийного художественного фильма «Жизнь Леонардо да Винчи» (производство телекомпании «RAI» Италия, 1974 год), составление синквейна к образу картины «Мона Лиза. Джоконда»

Используемые технологии:

Примечание: В скобках приводится примерный ответ детей.


Ход урока:

Организационный момент.

Вводный:

Задание №1.

Из предложенного ряда выберите характеристики, которые соответствуют вашему представлению о Леонардо да Винчи. Обоснуйте выбор примерами.

(Творчество Леонардо да Винчи неизмеримо разнообразно.Приоритетными среди названных характеристик следует считать: ученый – исследователь, изобретатель, живописец.)

1 слайд

Учёный – исследователь

Изобретатель

Музыкант

Скульптор

Живописец

Архитектор

«Шоумен»

Анализируют, выбирают вариант ответа, обосновывают собственную точку зрения.

Основной. Постановка главной проблемы урока:

Задание №2.

Наши представления о Леонардо многообразны.

Но кем, сам мастер считал себя, в первую очередь? Этому есть письменное подтверждение.

(Раздать листы с текстом письма).

Не найдя признания ни во Флоренции, ни в Риме, он направил регенту герцогства Миланского ЛодовикоСфорца письмо, в котором представился изобретателем всяческих орудий «изумительного действия» для преследования и уничтожения неприятеля на суше и на море. Лишь после перечисления мостов, лестниц, повозок, мортир, катапульт, средств жечь и рушить мосты, осушать рвы, разрушать любые укрепления, бесшумно проходить по подземному ходу под рвами или рекой, он перечисляет остальные свои занятия.

Задание №3.

Проанализируйте отрывок из письма Леонардо.

Меняет ли данное послание наше привычное (стереотипное) представление о нем?

(Послание характеризует автора в первую очередь, как изобретателя, причём, увлечённого новаторскими методами ведения войны, а в мирной жизни как архитектора – новатора.)

Правильно, об этой же стороне исканий Леонардо, пишет Д.С.Мережковский в своем знаменитом романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Итак, мы видим, что истинные интересы Леонардо концентрировались далеко не только в области искусства. Интересно и то, что перечисляя все свои «умения и ремесла», живопись он ставит на последнее место, при этом он утверждает, что исполнит в живописи «всё, что только можно». О чем говорит это утверждение?

(Оно говорит о том, что Леонардо не видел для себя ничего не возможного в плане предмета живописи).

Развитие главной проблемы урока:

Леонардо обращался к живописи только по собственной воле, мало считаясь с заказчиками и сроками создания произведения, отчего о нем шла дурная слава, и шлейф недоверия его крупно подводил несколько раз в жизни. По этой причине Папа Римский не захотел видеть Леонардо в числе приближенных мастеров. У него было мало начатых картин и еще меньше законченных. Но каждое его произведение – это шедевр.

Было бы ошибкой заключать, что живопись была для него чем-то второстепенным. Как раз наоборот. Он относился к живописи так ревниво, как если бы право владеть ею принадлежало только ему одному на всем свете. Живопись была для него не ремеслом, а таинством. Это очень чувствуется в его работах.

Перед вами знаменитая фреска «Тайная вечеря», созданная по заказу монахов доминиканского монастыря Санта Мария деллеГрацие в Милане.

Задание №4.

Проанализируйте композицию фрески. Выявите её центр. Какие композиционные приёмы подчеркивают геометрическую логику её построения и математическую упорядоченность структуры?

(Центром композиции является фигура Христа. К нему сходятся линии боковых проемов и потолочного членения. Такая геометрическая логика создаёт иллюзию глубины пространства. На данном приёме базируется использование пространственной перспективы, что является открытием живописи Возрождения. Фигуры апостолов за столом делятся на 4 группы, по 3 человека в каждой. Даже хлеба на столе расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. В целом, композиция фрески отличается простотой и лаконичностью).

Действительно, композиция фрески проста и упорядочена. Кажется, что автор подошел к трактовке сюжета о тайной вечери больше с интеллектуальной стороны, чем с художественной. Так ли это? Внимание на экран. (Просмотр фрагмента фильма)

Какой вывод мы можем сделать о творческом подходе к работе над живописным произведением Леонардо? На какие особенности его художественного мышления указывают ведущие западные искусствоведы?

(Они указывают на глубокую осмысленность (продуманность) мастером трактовки каждой детали произведения и на осознание им важных символических начал сюжета.)

Говоря о живописных работах Леонардо на религиозные сюжеты, нужно отметить, что трактовать их порой можно далеко не однозначно.

Задание №6

Рассмотрите загадочную картину Леонардо «Иоанн Креститель».

Сравните трактовку Леонардо с трактовкой образа Иоанна Крестителя другими мастерами.

(Образ Иоанна Крестителя принадлежит к наиболее определённо характеризованным, ясно очерченным и несомненным в истории христианства. Нет лучшего примера для единодушия. Упоминание о нём вызывает в каждом из нас представление аскетического, неистового, одержимого прозелита. Неожиданно, Леонардо даёт образ, выпадающий из традиционной иконографии Предтечи)

По каким образным характеристикам, по каким деталям трактовки «Иоанн Креститель» Леонардо отличается от других живописных примеров?

( Он отличается несоответствием идейного содержания картины её религиозному сюжету. Леонардо показывает, по замечанию многих ведущих искусствоведов, некую «мясистую тварь» андрогинного характера, лукаво улыбающуюся и указывающую ввысь, как бы приглашающую нас взглянуть – не на являющегося миру Христа, а на Вакха, шумно несущегося мимо со всем своим сбродом. Этот образ не соответствует образу пламенного аскета из Евангелия. Традиционно, образ Иоанна – мужественный, солнцем иссушенный, изголодавшийся в пустыне. То, что Иоанн изображен безбородым, тоже несколько странно. В предшествовавшей Леонардо иконографии Иоанн Креститель изображался обычно в одеянии, соответствующем религиозно – историческим источникам: из грубой верблюжьей шкуры. То, во что одет Креститель у Леонардо, не содержит в себе и намека на грубый верблюжий волос).

Что же могло послужить предпосылкой к появлению этого образа?

(Если понимать эту картину как насмешку, значит Леонардо был атеистом, только в этом случае он мог позволить себе такого рода юмор.Иоанн Креститель изображался на золотом флорине, имевшем хождение во Флоренции. Леонардо отрицательно относился к деньгам вообще. Возможно, идейный замысел этого шедевра направлен и против некоторых современных художнику иерархов Церкви, которые лишь на словах следовали учению Христа, на деле же вели порочный образ жизни).

Почему же Леонардо скрывал от современников и даже учеников истинный смысл (идейное содержание) своих «странных» произведений?

(Чтобы сохранить скрытое величие замысла)

Конечно,больше всего в этом смысле поражает знаменитая «Джоконда» или «Портрет Моны Лизы».

Эта картина по праву считается самой загадочной в мире. Постарайтесь описать её загадочность, выполняя следующее задание.

Задание №5.

Зачитайтесинквейн, описывающий «Портрет моны Лизы».(по желанию)

Назовите проблемы, связанные, на ваш взгляд, с загадочностью этого шедевра?

(Основная загадка в том, что выражает улыбка Джоконды и кто изображен на картине).

Эта картина обросла бесчисленным количеством мифов. Основные из них вы видите сейчас на доске. (Приложение №1) Попробуем в них разобраться.

Основным новаторским живописным приёмом при написании этой картины, было использование автором техники сфумато, то есть мягкое рассеивание очертаний предметов на картине, которое позволяет ускользать предмету от окончательной определенности. Это так называемая дымка, которой окутана Мона Лиза.Отвечая на вопрос о том, кто же изображен на картине? Опираясь на изучение многочисленных исследовательских трудов, можно утверждать, что это действительно молодая флорентийкаМона Лиза Джоконда.Рассматривая проблему жанровости этого полотна, следует иметь ввиду, что Леонардо, каждое свое произведение выстраивал как интеллектуальный продукт, утверждая, что «живопись – удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений…», поэтому «Мону Лизу» следует понимать как портрет-картину.

2 слайд

Текст письма Леонардо к ЛодовикоСфорца













































3 Слайд

«Тайная вечеря»




















Фрагмент фильма из цикла «Частная жизнь шедевров» (ВВС): «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.











4 Слайд

«Иоанн Креститель»





5 Слайд

Примеры образа Иоанна Крестителя




















6 Слайд

«Портрет Моны Лизы»



7 Слайд

Таблица по проблемам интерптерации «Портрета Моны Лизы»

Читают текст, анализируют его.

















Анализируют, формулируют вариант ответа.











Рассуждают, формулируют ответ.



Воспринимают новый материал.
















Анализируют, обсуждают, формулируют вариант ответа.












Воспринимают новый материал.



Анализируют просмотренный фрагмент фильма и формулируют выводы.







Воспринимают новый художественный образ.



Проводят сравнительный анализ, обсуждают, формулируют оценочные суждения.

















Рассуждают, предлагают варианты ответов.














Зачитывают синквейны, высказывают собственную точку зрения по поводу художественного произведения.





Воспринимают новый материал.












Все – таки, творческие поиски каждого мастера возможно обобщить до общей содержательной направленности. Разбирая мир художественных образов Леонардо да Винчи, мы поняли, что он очень сложен и неоднозначен в своей трактовке. Но, ведущие направления в нем можно выделить. Обобщим их, опираясь на следующие оппозиции.

8 Слайд

1 проблема

Интеллектуальное / Духовное

2 проблема

Атеист / Верующий (исихаст)

3 проблема

Учёный / Художник

Учащиеся анализируют предложенные оппозиции и формулируют выводы.

Домашнее задание.

Завершая обзор творчества великого флорентийца, думаю, что у каждой из вас сложилось собственное представление о Леонардо. Домашним заданием будет написаниеэссе на тему «Приближение к Леонардо», по окончании выполнения которого, сбросьте готовые эссе на общий сервер в папку своего класса.

Заключительный организационный момент.

9 Слайд

Эссе на тему

«Приближение к Леонардо»

Записывают домашнее задание.