Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе по теме Плакат и его виды. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


43

Класс 7

Предмет «изобразительное искусство»

Тема урока: Плакат и его виды. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Цели:

  1. Сформировать представление о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка.

  2. Познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком.

  3. Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликации.

  4. Воспитывать любовь и интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.


Ход урока:

I. Организация урока.

1. Приветствие

Учитель. С произведениями графического искусства мы с вами уже встречались на уроках искусства в начальной школе и в прошлом году.

- Какие виды графики вам известны?

(Станковая графика, книжная, плакат, прикладная графика.)

Давайте обратимся к произведениям графики.

Видеоряд графических произведений представлен на доске.






44

[pic]



[pic]











Н. В. Кузьмин Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Тушь. Россия. XX в.

45

[pic]









П. Пикассо. Голубь мира. Тушь. Франция. XX в.


Мы видим, что специфика и задачи различных произведений графики могут быть противоположными. Сравните, например, станковую графику и плакат.

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с плакатом, как особом виде графики, обратим внимание на специфику его образного языка, узнаем, какая роль отводится тексту в плакате и его взаимосвязь с рисунком.

III. Изучение нового материала.

1. Понятие о плакате.

Учитель. Произведения станковой графики требуют камерного, постепенного, внимательного вглядывания вместе с художником изображаемого мира.

Восприятие станкового графического произведения предлагает неоднозначность понимания. Художник-станковист раскрывает зрителю свой взгляд на мир, его оттенки понимания произведения могут быть различными.

У плаката же совершенно другие задачи. Содержание его должно пониматься однозначно.

46

Плакат - это броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполненное в агитационных, информационных или учебных целях.

Плакат рассчитан на то, чтобы вызывать одинаковую у всех реакцию. Искусство плаката хорошо известно вам. Вы встречаетесь с ним чаще, чем с любыми другими видами изобразительного искусства.

- Приведите примеры плакатов, где вы с ними встречались?

Давайте поговорим о плакате подробнее.

(Видеоряд плакатов на доске.) [pic]





Специфика плаката заключается в том, что он отражает текущие события. И хотя плакат - вид графики, функции его сходны с функциями монументального искусства. Он, как и другие виды монументального искусства, обращен одновременно ко многим людям. Вступая в общение со зрителями, он напоминает о каких-то важных событиях для общества, страны, призывает людей откликнуться на идеи, провозглашенные художником, выразителем идеалов своей эпохи.


47

У плаката, как у хорошего оратора, «речь» должна быть яркой, предельно выразительной и краткой. Плакат должен приковывать к себе взгляды, порой даже в экстремальных условиях нашей стремительной жизни.

В потоке информации, среди бесчисленных надписей, вывесок, опознавательных знаков, рекламных щитов, светящихся витрин плакат должен найти путь к уму и сердцу зрителя.

Часто одного беглого взгляда, иногда даже из окна движущегося транспорта, достаточно, чтобы смысл, содержание плаката сразу раскрылись. Плакат только тогда выполнит свою функцию, когда его зримый образ адекватен заложенным идеям, глубоко отражает его смысл. Язык плаката предельно лаконичен и скуп. Изображение составляет с текстом единое целое.

Давайте рассмотрим специфику плаката как вида графического искусства на примере лучших образов отечественного плакатного «искусства, которые хранятся в музеях и могут встать в один ряд с выдающимися произведениями других видов изобразительного искусства.

2. Беседа о плакате Д. Моора «Помоги».

Обратимся к плакатам Д. Моора, и в первую очередь его знаменитому плакату «Помоги».

А поможет нам в этом разговоре книга В. В. Алексеевой «Что такое искусство?».

«Горожане спешат, поглощенные заботами, мыслями. Горожан - тысячи. И машин - тысячи! Значит, надобно пробиться к человеку сквозь движущуюся толпу, шумящую пестроту современной городской жизни! Но как? Сначала захватить глаз (зрительное внимание), а через него к уму и сердцу. Лучше прямо к сердцу - тогда умом будешь принят наверняка. Глаза же человека смотрят чаще, чем читают, стало быть, Смысл должен стать Изображением. Он должен быть «ладно скроен» в самом изображении, чтобы человек Увидел! и Понял! без слов.


48

Иль спаять изображение воедино с текстом. Иль с одним только словом, которое станет... громом разряжающейся молнии Смысла. Как «разрядилась» в плакате «Помоги» восклицающая белая тень Человека-Голода; восклицающая всем своим бесплотным высохшим существом, начиная от вскинутых «рук-костей» через «восклицательный знак» тела вплоть до огромных ног, бредущих в черном бесплодном пространстве неродившей Земли. Как только выдерживает обыкновенная бумага черно-белую вспышку беды?

Это было давно. В двадцатых годах голодало Поволжье. И страна помогала. Помогал и плакат. Он шел по стенам, по заборам не одним листом. Он кричал «Помоги» во много голосов, ступал белыми рядами из черноты прямо к нам за помощью.

[pic]
















Плакат «Помоги». Д. Моор

49

И тревожило глаз черно-белое, и сжималось сердце под напором видимого горя, и задумывался разум. «Что делать?, чтобы помочь в ответ на призыв плаката».

3. Понятие о графическом дизайне.

Учитель. Теперь мы подошли к тому моменту, когда сможем использовать на практике знания и композиционный опыт, которые приобрели, выполняя, казалось бы, совершенно отвлеченные упражнения с квадратиками и линиями. Искусство композиции лежит в основе ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА. Оно определяет облик книг, журналов, плакатов, влияет на их образное восприятие.

IV. Практическое задание:

Основываясь на правилах композиции, выполните упражнения, объединяющие в себе изображения и текст, в которых вместо прямоугольников – фотографии, а вместо линий – строки текста («рыба»)

[pic]












(учащиеся выполняют задание)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

50

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы

Только что вы проследили, как линия превращается в строку. Тем самым текст становится элементом композиции, приобретая и изобразительный, и информационный смысл.

[pic]











[pic]












51

Перед вами плакаты. Если вы внимательно вглядитесь в них, то сможете обнаружить сходство со своими композиционными упражнениями. Только вместо линий и полосок здесь текст, а вместо прямоугольников и пятен — изображения. В упражнениях прямоугольники были лишь контрастными пятнами, а в плакате эти пятна превращаются в конкретные фотографии, рисунки и предстают изобразительными элементами композиции.

4. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

На примере плаката проследим, как взаимодействуют текст и изображения. ПЛАКАТ — это изобразительная композиция, включающая в себя краткий, активно воздействующий текст.

Соединение, синтез изображения и текста позволяет создать произведение на стыке графики и дизайна. В отличие от картины, которая ведет со зрителем бессловесный диалог, плакат ведет его в прямом смысле, неся некое сообщение. Язык плаката точен, выразителен и многообразен: от шутливого напоминания «Ты позвонил?» до страстного призыва «Голосуй, а то проиграешь!». Плакат может быть истинным произведением искусства, если его делал Художник. Символом своего времени стали плакаты «Помоги!», «Родина-мать зовет!». Выразительность и яркая образность этих плакатов помогли остаться им в памяти народной, как не всякой картине удается.

Изобразительный язык плаката отличается от языка реалистической картины. В плакате перед нами плоскостное изображение, в нем вообще нет глубины, в отличие от картины, где создается иллюзия пространства. Изображение в плакате строится не по логике перспективы (что ближе, то крупнее), а по композиционно-смысловому принципу (что важнее, то крупнее и ближе вне зависимости от того, где оно находится). Мы видим, например, рядом с валенком, изображенным крупно, дом, равный ему по размерам. И это норма плакатного искусства.


52

Объекты разных времен, разной величины, в разных ракурсах вместе с текстом композиционно соединяются в единой плоскости. Соединение изображения и текста по принципу образно – смысловой значимости называется монтажным или монтажом. [pic]

Слово и изображение, соединенные в плакате, воспринимаются не по отдельности. А как нечто единое. Вместе они приобретают новый смысл и рождают новый художественный образ.

[pic] [pic]












53

Одно и то же изображение (например, руки) в зависимости от его соединения с другими изображениями, текстами или фонами может рождать разные образы.

Единая образность порождает стилистическое и цветовое единство шрифта и изображения в плакате.

Образ в искусстве плаката создается минимумом изобразительных средств при максимуме обобщения, доходящего в своей броскости до символа. [pic]

[pic]









54

Мы видим, что в плакате образ подчас может рождаться и без текста, но никогда — без изображения. Проследим, какого вида изображения используются художником в плакате.

Прежде всего это рисунок: реалистический или условный, вплоть до декоративной абстракции.

Фотография активно формирует образный язык и стиль современного плаката.

Фотография на поле плаката может быть отдельным элементом (например, в виде прямоугольника), а может (как и текст) «вырастать» из фона. В учебных работах этого эффекта можно добиться, вырезав фотографию по контуру и вклеив ее эскиз плаката.

В плакатах, книгах и журналах фотоизображение может быть не только фрагментом композиции, но и ее фоном. Вы видите, как фотография (часто это пейзаж) может служить фоном для изобразительной детали и текста. В печатной проекции очень значима читаемость текста, для этого его размещают на спокойной, нейтральной части фотоизображения.

Работа над эскизом плаката доставит вам удовольствие и тем, кому она будет предназначена.

V. Итог урока

Выставка работ учащихся.

Домашняя работа: выполнить плакат, используя фотографии из журналов, в технике коллажирования.













55

Используемая литература:

  1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы», под рук. Б. М. Неменского. - Москва «Просвещение», 2008

  2. Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям / авт.-сост. Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: учебное пособие для вузов (С.Н. Гуревич – М.: Аспект Пресс, 2004.

  5. Гуревич С.М. Номер газеты. – М.: Аспект Пресс, 2002.

  6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.