Аннотация. Предлагаемый материал содержит текст итоговых тестовых заданий по МХК, адресованный учащимся 10 классов школ, лицеев, гимназий, изучение предмета в которых осуществляется в рамках базового курса. Цель проведения данной работы - контроль качества ЗУНов старшеклассников, а также оценка уровня способов их деятельности в области отечественной и зарубежной культуры. Охвачены разделы программы от культуры барокко до культуры конца 19 – нач. 20 века. В тест включены задания разного типа и уровня. Использование поэтических текстов и афоризмов обеспечивает содержанию высокую информативность и качество. Специфика работы заключается в сочетании традиционных тестовых заданий с сугубо творческими (см. 3 часть), что и позволяет учителю осуществить комплексную проверку деятельности учащихся по предмету. [pic]
Соколова В.И., МБОУ гимназия № 17 г. Н.Новгорода
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕСТОВОЙ РАБОТЕ ДЛЯ 10 КЛ.
В преподавании предмета МХК в школе большое значение имеет контроль знаний. Однако перед учителем возникают определенные трудности, поскольку четкие критерии контроля до конца не разработаны. В связи с тем, что целью предмета является развитие личности через освоение пространства художественной культуры, конечный итог обучения не должен выражаться простой суммой знаний. Необходимо дифференцировать навыки научного и художественного мышления, интеллектуального и эмоционального освоения мира, которые способствуют правильному восприятию произведений искусства на основе сопоставления, сравнения, обобщения, умозаключения.
Итоговый контроль знаний учащихся удобнее проводить в тестовой форме, поскольку она обеспечивает полную проверку ЗУНов старшеклассников по всем разделам учебной программы. Кроме этого тестовая форма предоставляет учителю возможность учитывать специфические особенности предмета МХК и его отдельных разделов за счет применения современных методик и разработки различных форм тестовых заданий.
Содержание тестовых заданий предполагает наличие у испытуемых более высокого уровня знаний по предмету, а также соответствующих умений и навыков, поэтому предлагаемые задания составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, их жизненного опыта. Наряду с новым материалом включены задания на повторение отдельных тем и разделов, пройденных в предыдущие годы, что, с одной стороны, способствует более глубокому осмыслению причинно - следственных связей, целостному восприятию мира художественной культуры, и, с другой стороны, отвечает общедидактическим принципам преемственности, историзма, наглядности.
В целях более глубокого и всестороннего контроля ЗУНов учащихся включены задания разного характера: информативного и творческого, которые позволяют проявить и, соответственно, оценить разные аспекты деятельности школьников. В этом же русле разработаны и разноуровневые задания исторической и технологической направленности. Особую значимость приобретает практическая часть (см. часть 3), в которой старшеклассники должны показать навыки самостоятельного анализа произведения искусства, глубину их восприятия, умение правильно оценивать. При этом каждый образец рассматривается как продукт своей эпохи.
Данная работа традиционна по форме: четыре варианта заданий, правильные ответы выбираются из четырех возможных. Однако традиционность не является ее исчерпывающей характеристикой. В заданиях первой части использован интересный материал, предназначенный для работы с текстом. Это отрывки из стихов русских и зарубежных поэтов, афоризмы, которые являются своего рода инструментарием для определения специфики художественных направлений, жанров, особенностей музыкального стиля композиторов и т.д. Использование этого методического приема направлено на решение целого комплекса задач:
- усиление интегративного характера заданий;
- повышение интереса к предмету;
- развитие креативного мышления;
- более глубокое осознание образной природы языка искусства и др.
Задания второй части представляют собой анализ шедевров изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, который выполняется с помощью презентации, создания нужного зрительного ряда.
Тестовая форма контроля не является единственно универсальной и при всей ее заданности и лаконичности не создает возможности для проявления навыков развернутого ответа старшеклассников, выражения их самостоятельных суждений и в полной мере творчества. В целях реализации и развития данного потенциала у испытуемых разработаны задания по третьей части – творческой. Они соответствуют принципу вариативности и выполняются в одной из форм по выбору ученика или по усмотрению учителя, которая предполагает полный анализ произведения искусства по плану или написание сочинения в форме эссе (требования к нему и план написания прилагаются).
Как показала практика, совокупность заданий творческой направленности с тестовыми является наиболее эффективной формой, которая расширяет возможности реализации деятельности учащихся, а также обогащает и совершенствует формы и методы контроля ЗУНов.
Данные тесты предназначены для школьников 10 классов, изучающих МХК в рамках базового курса (один час в неделю) по программе Даниловой Г.И. с включением дополнительного материала по соответствующим разделам из программы Рапацкой Л.А. Тест охватывает годовые темы, начиная с западноевропейской художественной культуры 17 века, до искусства импрессионизма.
Дополнительные источники:
Алпатов М., Алленов М. Этюды об изобразительном искусстве. М., «Просвещение», 1994
Алпатов М., Ростовцев Н.Н. Искусство. Книга для учителя. М., «Просвещение», 1989
Березовская Л.Г. История русской культуры. М., «Русское слово», 2011
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., «Искусство», 1995
Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК (10 кл.) Воронеж, «Учитель», 2003
Мирецкая Н.В. Культура эпохи Просвещения. М., «Просвещение», 1996
Плешаков С.А. Шедевры архитектуры. М., «Вече», 2006
Рапацкая Л.А. Русское искусство 18 века. М., «Просвещение», 1995
Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры. М., «Сфера», 2000
Соколова В.И. (высшая категория), учитель МХК, русского языка, музыки,
стаж работы 38 лет, МБОУ гимназия № 17.
Г. Нижний Новгород 2012г.
Т Е С Т Ы П О М Х К Д Л Я 10 –го КЛ ( ИТОГОВЫЕ )
ВАРИАНТ 1
Ч А С Т Ь 1
1. Культурная эпоха, предшествующая Постренессансу?
А) Возрождение Б) Античность В) Средневековье
2.Каким особенностям архитектуры барокко посвящены следующие строки?
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей. . .
А) Культ разума Б) Сложность построений В) Преувеличенная пышность форм Г) Обилие причудливых деталей
3.Музыка барокко отличается:
А) Динамическими контрастами Б) Строгостью В) Ясностью
Г) Бурным движением
4. О каком художественном стиле писал Н. Буало?
Так пусть же будет смысл всего дороже нам,
Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам !
А) О классицизме Б) О сентиментализме В) О реализме
Г) О гармонии
5.Идеалы красоты в культуре Просвещения:
А) Ум Б) Образованность В) Воспитанность Г) Сословное происхождение 6. Композиторы, представители Венской классической школы:
А) В. А. Моцарт Б) М. И. Глинка В) Л. ван Бетховен Г) Гусляры
7. Русский поэт и ученый 18 в., утверждавший,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
А) В. Растрелли Б) М. Ломоносов В) Ф. Шубин Г) Н. Карамзин 8.Какие утверждения являются ошибочными?
Портрет Екатерины Второй Д. Г. Левицкого и картина «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина:
А) Посвящены одной теме. Б) Проникнуты разными настроениями.
В) Психологичны Г) В отличие от картины в портрете образ приукрашен
9. Какой стиль в искусстве конца 18 в. явился одной из предпосылок появления романтизма?
А) Классицизм Б) Сентиментализм В) Маньеризм Г) Барокко
10. Вид искусства, наиболее предпочитаемый романтиками ?
А) Архитектура Б) Компьютерная графика В) Музыка Г) Художественная фотография
11.Какие особенности музыки Ф.Шопена отмечаются в данном отрывке?
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
А) Лиризм Б) Трагичность В) Возвышенный характер Г) Мелодич –
ность 12. Вставить недостающее слово в отрывке А.С. Пушкин.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг , . . . посвятим
Души прекрасные порывы!
А) Спорту Б) Учебе В) Природе Г) Отчизне
13.Характерная черта натурализма в искусстве - это:
А) Образное отражение действительности Б) Копирование действительности В) Создание « искусства для искусства « Г) Создание искаженного образа окружающего мира
14.Русская классическая музыка берет свое начало в творчестве:
Глинки Б) В. Жуковского В) А) М. Трубадуров Г) И. Крутого
ВАРИАНТ 2
Ч А С Т Ь 1
1.Указать особенности стиля барокко в данном отрывке.
Лишь там, где полускрыта красота,
Достигнута искусства полнота,
Цель мастера – контрастами играть,
Скрывать границы, взоры удивлять.
А) Аллегоричность Б) Стремление удивлять В) Строгость форм
Г) Яркая экспрессивность
2.Каким особенностям музыки И. С. Баха посвящен данный отрывок?
Все лица превращались в лики,
Все будни тлели вдалеке,
И Бах не в лунном парике ,
А в звездном звоне плыл по Риге.
А) Возвышенный характер Б) Торжественное настроение В) Величественность Г) Многоголосие
3.Идеалу искусства классицизма не соответствует ( - ют )
А) Торжественность Б) Строгость В) Экспрессия Г) Обилие украшений
4.Какие суждения являются ошибочными?
А) Картины В. Хеды « Ветчина и серебряная посуда « и П. де Хоха « Хозяйка и служанка « отличаются торжественным настроением.
Б) Они отражают реалистические тенденции в живописи Голландии.
В) Относятся к жанру натюрморта. Г) Картины этих художников выражают идеалы рококо.
5.Составляющие характеристики культуры Просвещения:
А) Установка на разум Б) Разностильность В) Гармоничное искусство Г) Церковная направленность
6.Зарубежная музыка эпохи Просвещения отличается:
А) Светской направленностью Б) Усложнением музыкального языка В) Радостным настроением Г) Трагичностью
7.Жанры искусства в культуре русского Просвещения, которые согласно правилам классицизма не считались высокими:
А) Пейзаж Б) Исторический В) Комедия Г) Ода
8. Указать правильные варианты ответа. Портрет Екатерины Второй Д. Г. Левицкого и «Бурлаки на Волге» И. Е.
Репина:
А) Посвящены одной теме. Б) Выражают разное настроение. В) Психологичны. Г) В отличие от картины в портрете образ приукрашен.
9. Указать ошибку, нарушающую хронологию культурных эпох:
А) Античность Б) Средневековье В) Постренессанс Г) Возрождение
10.О какой особенности романтического портрета говорят нам стихи Н. Заболоцкого?
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
А) О стремлении к передаче внутреннего мира человека
Б) О связи с поэзией
В) Об использовании ярких красок Г) О монохромности
11.Вставить недостающее слово в отрывке А. С. Пушкина.
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, . . . забор.
А) Новенький Б) С графити В) Рухнувший Г) Сломанный
12.Объединение русских композиторов 1 пол. 19 века:
А) Передвижники Б) Могучая кучка В) ЮНЕСКО Г) Трубадуры
13.Идеалы эстетики реализма:
А) Объективное изображение действительности Б) Необычный герой В) Типичный герой Г) Пессимизм
14.В русской живописи 18 –первой пол. 19вв. ведущим жанром был:
А) Пейзаж Б) Портрет В) Натюрморт Г) Иконописный
ВАРИАНТ 3
Ч А С Т Ь 1
1.Название 17 в. в мировой художественной культуре:
А) Возрождение Б) Постренессанс В) Ренессанс Г) Век барокко
2.Какое направление в искусстве 19 в. становится ведущим после кризиса романтизма?
А) Готика Б) Реализм В) Барокко Г) Сентиментализм
3. Эстетику какого художественного направления отражает данный от-
рывок?
Лишь там, где полускрыта красота,
Достигнута искусства полнота,
Цель мастера - контрастами играть,
Скрывать границы, взоры удивлять.
А) Барокко Б) Романтизма В) Рококо Г) Классицизма
4. К какому своему произведению композитор А. Вивальди сочинил следующие стихи?
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
А) Ночной зефир Б) Времена года В) Маленькая ночная музыка
Г) Осенняя песня
5.Расположить культурно-исторические эпохи согласно хронологии.
А) Просвещение Б) Средневековье В) Возрождение Г) Постренессанс
6.Какое утверждение является ошибочным?
А) Картина Т. Гейнсборо « Дети художника « и В. М. Боровиковского
Портрет М. И. Лопухиной относятся к жанру портрета.
Б) Сюжет в картинах современный.
В) Художники выразили чувства человека. Г) Особое внимание уделено деталям быта.
7. Особенности культуры русского Просвещения:
А) Подражательный характер Б) Культ разума В) Противоречивый характер Г) Воспитательная функция искусства
8. Архитектуре какого города выразил свое восхищение А. С. Пушкин?
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
А) Москвы Б) Киева В) Петербурга Г) Парижа
9.Эпиграфом к культуре какого художественного направления может быть высказывание: « Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого «?
А) Просвещения Б) Романтизма В) Постренессанса Г) Реализма
10. Романтическая музыка отличается:
А) Ярким настроением Б) Развитием вокальных жанров
В) Камерным характером Г) Тяготением к крупным формам
11. Вставить пропущенное слово в отрывке Н. Заболоцкого.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души . . . приметы
Переносить на полотно.
А) Немеркнущей Б) Всклокоченной В) Изменчивой Г) Поющей
12.Заслуга М. И. Глинки в русской музыке:
А) Применял интонации русской народной музыки
Б) Сочинял романсы на стихи русских поэтов
В) Заложил основы симфонизма Г) Сочинял блюзы
13.Отметить верные утверждения.
А) Картины Г. Курбе « Похороны в Орнане « и « Дробильщики камня « - образцы реалистической живописи Франции.
Б) В картине « Похороны в Орнане « люди изображены в натуральную величину. В) Первая из них представляет натуралистическую живопись, вторая - реалистическую. Г) Сюжеты заимствованы из
Библии. 14.Какому художественному направлению посвятил А. С. Пушкин следующие строки?
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
А) Романтизму Б) Барокко В) Реализму Г) Сентиментализму
ВАРИАНТ 4
Ч А С Т Ь 1
1.Культуре какой эпохи посвящены следующие слова?
Наш век семнадцатый – вершина всех вершин. . .
А) Ренессансу Б) Постренессансу В) Просвещению Г) Рококо
2. Указать особенности музыки И.С. Баха на основе отрывка.
Светлы старинные соборы,
В одном из них по вечерам
Сиял и пел орган, который
Был сам похож на божий храм.
А) Произведения И. С. Баха предназначены для органа. Б) Его музыку называют барочной В) Она отличается возвышенным характером Г) Служба в католических церквях сопровождается звучанием органа.
3. Продолжить выражение.
Жанры искусства, которые согласно правилам классицизма считались высокими - это. . . . . и . . . .
А) Трагедия Б) Басня В) Портрет Г) Пейзаж
4. Какие черты не характерны для жанра парадного портрета?
А) Иконографическое изображение человека Б) Изображение человека в официальной обстановке В) Торжественный характер
Г) Яркая эмоциональность
5.Культурные открытия эпохи Просвещения:
А) Введение правил этикета Б) Издание первой « Энциклопедии «
В) Идея всеобщего образования Г) Появление понятия: мировая художественная культура
6.Черты музыкального стиля Л. Бетховена, выраженные в стихах?
…И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
А) Героический характер Б) Тонкий лиризм В) Сила чувств Г) Мятежный дух
7.Каким идеалам русского Просвещения посвящен данный отрывок?
Будь мужествен ты в ратном поле,
В дни мирны добрый гражданин.
Не чином украшайся боле,
Собою украшай свой чин.
А) Служение отечеству Б) Гражданственность В) Ценились личные качества человека Г) Знатность происхождения
8.Парсуна - это:
А) Гравюра Б) Нецкэ В) Иконографическое изображение человека Г)Арабеска 9. Отметить верные утверждения.
А) Писатели - романтики обратились к изучению фольклора.
Б) Внутренний мир человека – главное открытие искусства романтизма. В) Особого расцвета достигла вокальная музыка.
Г) Главным жанром литературы стал философский роман.
10.Указать различия в картинах И. К. Айвазовского « Девятый вал « и И. Е. Репина « Запорожцы пишут письмо турецкому султану «:
А) Жанр Б) Художественный стиль В) Тема Г) Образцы русской живописи
11.Вставить пропущенное слово в отрывке Ф. Тютчева.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная . . . . . . –
В Россию можно только верить.
А) Душа Б) Суть В) Стать Г) Природа
12.Продолжить фразу. Срывание всех и всяческих масок становится одним из критериев. . . .
А) Романтизма Б) Сентиментализма В) Натурализма Г) Критического реализма
13.Расположить культурные эпохи в правильной последовательности.
А) Средневековье Б) Возрождение В) Постренессанс Г) Античность
14.К какой картине Г. Курбе относятся слова самого художника?
« На одной стороне полотна изображен семидесятилетний старик,
он согнулся над работой. . .»
А) « Сватовство майора « Б) « Дробильщики камня « В) « Похороны в Орнане « Г) « Улица Транснонен»
Ч А С Т Ь 2
1 [pic]
1 ВАР. Названия архитектурного стиля церкви Покрова в Филях:
А) Готический В) Московское барокко
Б) Романский Г) Нарышкинское барокко
2 ВАР. Указать архитектурные элементы:
А) Восьмерики В) Луковичные купола
Б) Ярусы Г) Кокошники
3 ВАР. Отметить вид архитектурного сооружения:
А) Церковь В) Ступа
Б) Зиккурат Г) Пагода
4 ВАР. Композиционные приемы архитектуры церкви:
А) Центричность В) Асимметрия
Б) Равновесие масс Г) Строгость
[pic]
2
1 ВАР. Указать вид архитектурного сооружения:
А) Собор В) Ступа
Б) Зиккурат Г) Пагода
2 ВАР. Композиционные приемы архитектуры:
А) Симметрия В) Строгость
Б) Равновесие масс Г) Асимметрия
3 ВАР. Указать элементы архитектуры собора:
А) Базилика В) Фронтон
Б) Колонны Г) Купол
4 ВАР. Создатели собора Святого Петра в Риме:
А) Д. Браманте В) М. Ф. Казаков
Б) Б. Микеланджело Г) Донателло
[pic] [pic]
3
1 ВАР. Сходство: Э. Греко «Апостолы Петр и Павел» и Мирон «Дискобол».
А) Жанр В) Образцы ИЗО
Б) Эпоха Г) Выполнены из мрамора
2 ВАР. Различия: Э. Греко «Апостолы Петр и Павел» и Мирон «Дискобол».
А) Идеалы красоты В) Характер образов
Б) Вид портрета Г) Сюжетны
3 ВАР. Указать ошибочное утверждение:
А) В картине Э. Греко силуэты деформированы. Б) Прием контраста отсутствует. В) Скульптура Мирона симметрична. Г) Является образцом античного искусства.
4 ВАР. Указать верные утверждения:
А) Картина и скульптура выражают связь времен. Б) Картина Э. Греко композиционно сложна. В) Авторы использовали прием контраста. Г) В картине представлены идеальные образы.
[pic] 4
1 ВАР. Петровский дворец:
А) Находится в Москве В) Построен в Петербурге
Б) Купольное сооружение Г) Имеет форму ротонды
2 ВАР. Автор проекта Петровского дворца:
А) М. Ф. Казаков В) Петр Первый
Б) М. В. Ломоносов Г) И. И. Шишкин
3 ВАР. Архитектурный стиль Петровского дворца:
А) Элементы готики В) Разностильность
Б) Нарышкинское барокко Г) Мавританский
4 ВАР. Вид архитектурного сооружения:
А) Церковь В) Дворец
Б) Минарет Г) Ступа
[pic] [pic]
5 1 ВАР. Произведения да Винчи «Мадонна Бенуа» и Микеланджело Б.«Пьета» А) Не связаны с Библией В) Представляют идеальные образы
Б) Проникнуты гуманизмом Г) Являются храмовым искусством
2 ВАР. Произведения да Винчи и Микеланджело:
А) Не являются видами ИЗО В) Образцы Южного Возрождения
Б) Представляют образы богов Г) Связаны с Библией
3 ВАР. Сходство в произведениях да Винчи и Микеланджело:
А) Источник сюжета В) Характер образа
Б) Содержание образа Г) Настроение
4 ВАР. Отличия в произведениях да Винчи и Микеланджело:
А) Жанр искусства В) Разновидности портрета
Б) Являются символами материнства Г) Разные ситуации
6 [pic]
1 ВАР. Архитектурные элементы Зимнего дворца:
А) Базилика В) Балюстрада
Б) Колонны Г) Готическая роза
2 ВАР. Вид архитектурного сооружения:
А) Церковь В) Мечеть
Б) Дворец Г) Особняк
3 ВАР. Композиционные приемы архитектуры:
А) Разностильность В) Наращение объемов
Б) Асимметрия Г) Использование скульптуры
4 ВАР. Архитектурный стиль Зимнего дворца:
А) Барокко В) Барокко и классицизм
Б) Классицизм Г) Мавританский
[pic]
7
1 ВАР. Композиционные приемы архитектуры Большого дворца:
А) Ансамбль дворцово-парковый В) Этажность
Б) Строгость Г) Симметричность
2 ВАР. Стиль архитектуры Большого дворца в Версале:
А) Классицизм В) Готический
Б) Барокко Г) Романский
3 ВАР. Версальский дворец:
А) Резиденция королей В) Отличается протяженностью
Б) Образец строгого стиля Г) Устремлен ввысь
4 ВАР. Элементы архитектуры Большого дворца:
А) Колонны В) Арки
Б) Балюстрада Г) Донжон
[pic] [pic]
8
1 ВАР. Сходство в картинах П. Брейгеля «Страна лентяев» и Л. Кранаха
«Мадонна с младенцем»: А) Жанр В) Изображение деталей быта Б) Тема Г) Образы неидеальные
2 ВАР. Различие в картинах П. Брейгеля и Л. Кранаха:
А) Сюжеты В) Идеи
Б) Образы Г) Жанр
3 ВАР. П. Брейгель и Л. Кранах:
А) Художники Северного Возрождения Б) Их картины символичны В) Картина П. Брейгеля –сатирическая. Г) Изображали идеальных людей.
4 ВАР. С какими утверждениями не согласны?
А) Брейгель и Кранах-титаны Южного Возрождения. Б) Развивали
традиции Средневекового искусства. В) Создавали идеальные образы.
Г) Их картины поэтичны
[pic] [pic]
9
1 ВАР. Картины А.Г. Венецианова «На пашне» и К. Брюллова «Последний день Помпеи»:
А) Наиболее известны В) Образцы реалистической живописи
Б) Проникнуты гуманизмом Г) Основаны на приеме контраста
2 ВАР. Какие утверждения являются ошибочными?
А) Картина Венецианова поэтична. Б) Не случайно имеет второе название «Весна». В) Картина Брюллова связана со средневековым искусством. Г) Она выражает гармонию человека и природы.
3 ВАР. Найти сходство в картинах А.Г. Венецианова «На пашне» и К. Брюллова «Последний день Помпеи».
А) Тема В) Жанр
Б) Содержание образов Г) Символичность
4 ВАР. Отметить отличия в картинах Венецианова «На пашне» и Брюллова «Последний день Помпеи».
А) Тема В) Настроение
Б) Краски Г) Смысл
3 часть Выполнить анализ произведений или написать эссе.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Перечень предлагаемых произведений искусства для выполнения
анализа или написания эссе
1 ВАРИАНТ
Л. Бернини « Аполлон и Дафна «
2 ВАРИАНТ
Н. Пуссен « Танкред и Эрминия «
3 ВАРИАНТ
Э. Фальконе « Медный всадник «
4 ВАРИАНТ
Д. Н. Левицкий « Портрет Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской «
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА произведения СКУЛЬПТУРЫ
1.История создания произведения.
2.Сведения об авторе. Какое место занимает это произведение в
его творчестве?
3.Принадлежность к художественной эпохе, направлению, стилю.
4.Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
5.Принадлежность к видам скульптуры (монументальная, мемориальная,
станковая).
6.Используемый материал и техника его обработки.
7.Какое впечатление оказало данное произведение на Вас?
8.Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА произведения живописи (КАРТИНА)
1.Сведения об авторе. История создания картины. Ее место в творчестве художника.
2.Принадлежность к культурно-исторической эпохе, направлению, стилю.
Чем соответствует их требованиям?
3.Жанр (портрет, пейзаж, исторический и т.д.)
4.Смысл названия.
5.Особеннсти сюжета и композиции.
6.Средства создания художественного образа: характер рисунка, ритм,
колорит, светотень, манера письма.
7.Впечатления и ассоциации, вызванные картиной.
ПЛАН НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ - ЭССЕ
1.Определить форму эссе (письмо, беседа, очерк).
2.Выбрать адресата (друг, собеседник).
3.Продумать систему художественных и образных средств (сравнения,
метафоры, антитеза).
4.Определить жанровую разновидность эссе (художественное, историческое, литературно-критическое, философское).
ТРЕБОВАНИЯ к написанию сочинения-эссе: небольшой объем, конкретность темы и ее личностное осмысление, свободная композиция,
афористичность, соблюдение языковых и речевых норм.
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Первая часть
1 ВАР. 1А; 2БГВ; 3АГ; 4А; 5АБВ; 6АВ; 7Б; 8АВ; 9Б; 10В; 11АБВГ;
12Г; 13Б; 14А
2 ВАР. 1АБГ; 2АБВ; 3ВГ; 4АГВ; 5АБ; 6АВ; 7АВ; 8БГ; 9АБГВ; 10А;
11Г; 12Б; 13АВ; 14Б
3 ВАР. 1Б; 2Б; 3А; 4Б; 5БВГА; 6Г; 7АБВГ; 8В; 9Б; 10АБВ; 11В;
12АБВ; 13АБВ; 14В
4 ВАР. 1Б; 2АВ; 3АВ; 4АГ; 5БВ; 6АВГ; 7АБВ; 8В; 9АБВ; 10АБВ; 11В;
12Г; 13ГАБВ; 14Б
Вторая часть
1 ВАР. 1ВГ; 2А; 3АВ; 4А; 5БВ; 6АБВ; 7АБВГ; 8АВ; 9АБГ
2 ВАР. 1АБВГ; 2АБВ; 3АБВ; 4А; 5ВГ; 6Б; 7А; 8АБВ; 9ВГ
3 ВАР. 1А; 2АБВ; 3Б; 4АБВ; 5АБВ; 6АГ; 7АБВ; 8АБВ; 9Г
4 ВАР. 1АБ; 2АБ; 3АБ; 4В; 5ВГ; 6В; 7АБВ; 8АБ; 9АБВГ