Календарно-тематическое планирование по ИЗО (6 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Ермекеево

муниципального района Ермекеевский район

Республики Башкортостан


Рассмотрено Согласовано Согласовано

Руководитель ММО с род.ком. 6 класса Зам.дир. по УВР

_______/ Гайфуллина Р.Р./ Протокол №1 от ____ /Галяутдинова Д.А./

Протокол №1 от 29 августа 2016 г. 30 августа 2016 г.

25 августа 2016 г.

Утвержден

Директор школы

_____/А.Р.Сафин /

30 августа 2016 г.


Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 6 класса


Срок реализации программы – 1 год

(2016-2017 учебный год)






Составитель:

Халиуллина Гузель Равиловна,

учитель искусства высшей квалификационной категории















Ермекеево

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно-правовая основа:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.

  •  Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 года № 696-з.

  • Закон Российской Федерации « О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991г. №1807-1.

  • Закон Республики Башкортостан « О языках народов Республики Башкортостан» от 15.02.1999г. №216-з.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03 марта 2011 года регистрационный №19993)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее -СанПиН 2.4.2.2821-10)

  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Ермекеево муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан,

  • Годовой календарный учебный график муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Ермекеево муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан на 2016-2017 учебный год.

  • Учебный план основной школы для 5,6 классов, составленный в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФГОС)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования

  • Данная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 классов составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.

  • Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс. Под редакцией Б.М. Неменского; – М.: Просвещение, 2013.


Цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование на­выков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-приклад­ном творчестве.

Задачи:

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

  • раскрывать художественно-образный язык изображения окру­жающей действительности в различных видах и жанрах изобра­зительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анимали­стический жанр);

  • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;

  • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или исполь­зование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;

  • показывать неповторимое своеобразие русской народной куль­туры через раскрытие художественного языка народного искус­ства на примере выдающихся памятников деревянного зодче­ства, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;

  • развивать умения учащихся работать в разных видах худо­жественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изо­бразительной, декоративной или пространственной компози­ции;

  • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;

  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра

  • и обсуждения выполненных работ в классе.


Общая характеристика учебного предмета в учебном плане

Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», в соответствии с учебным планом программа рассчитана на 35 часов. Изложение материала соответствует содержанию примерной программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России,  академика РАО Б.Н. Неменского. Содержание   образовательной программы разработано на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработанного в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.


Роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки школьников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсе­дневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представле­ния о значении искусства в их личностном становлении. Преду­сматривается широкое привлечение их жизненного опыта, приме­ров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отно­шения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и пони­мать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помога­ет осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску ис­тины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомят­ся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульп­туры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искус­ство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа, а также знакомство с но­выми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-про­странственное моделирование, проектно-конструктивная деятель­ность; декоративная работа с различными материалами; художе­ственная фотография и видеосъемка.

Тематическая цельность и последовательность развития про­граммы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

6 класс предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.


Информация о количестве учебных часов

Программа расчитана на 35 учебных часов в год.

В программу включён перечень работ по изобразительному искусству, среди которых:

в 6 классе:

-практические занятия-26, в т.ч. проектов-9;

-экскурсии-1;

-теоретические занятия-6.

  1. Содержание учебного предмета, курса 6 класса

  2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.


1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (7 ч)

Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества

Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто­ятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Тема. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображе­нии и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — свет­лое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Домини­рующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цвето­вой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщен­ность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цве­та». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодейст­вие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живопи­си. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональ­ных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные воз­можности, художественное творчество и художественное воспри­ятие, зрительские умения.

Планируемые результаты: УУД

Личностные:

Называть пространственные и вре­менные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы про­странственных искусств: изобразитель­ные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни челове­ка, в организации общения людей, в создании среды материального окруже­ния, в развитии культуры и представ­лений человека о самом себе.

Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.

Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.

Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.

Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.

Понимать, что восприятие произве­дения искусства — творческая деятель­ность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.

Метапредметные:

Иметь представление и высказы­ваться о роли художественного мате­риала в построении художественного образа.

Характеризовать выразительные особенности различных художествен­ных материалов при создании художе­ственного образа.

Называть и давать характеристи­ки основным графическим и живопис­ным материалам.

Приобретать навыки работы гра­фическими и живописными материала­ми в процессе создания творческой ра­боты.

Развивать композиционные навы­ки, чувство ритма, вкус в работе с ху­дожественными материалами.

Предметные:

Приобретать представление о ри­сунке как виде художественного твор­чества.

Различать виды рисунка по их це­лям и художественным задачам.

Участвовать в обсуждении вырази­тельности и художественности различ­ных видов рисунков мастеров.

Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.

Учиться рассматривать, сравни­вать и обобщать пространственные формы.

Овладевать навыками размещения рисунка в листе.

Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

2 Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окру­жающего его мира. Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира — натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории ис­кусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жа­нра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.


Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор­мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и по­чему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ра­курса.

Тема. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собствен­ная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как сред­ство организации композиции в картине.

Тема. Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможно­стей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи­си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состоя­ния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искус­стве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художни­ка, его представлений и представлений людей его эпохи об ок­ружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­тие. Натюрморт в искусстве XIXXX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Планируемые результаты:УУД

Личностные:

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произ­ведениях.

Объяснять понятия: цветовые от­ношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.

Различать и называть теплые и хо­лодные оттенки цвета.

Объяснять понятие «колорит».

Развивать навык колористического восприятия художественных произведе­ний, умение любоваться красотой цве­та в произведениях искусства и в ре­альной жизни.

Приобретать творческий опыт в процессе создания

красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

Овладевать навыками живописного изображения.

Метапредметные:

Формировать представления о раз­личных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).

Осваивать простые композиционные умения организации

Предметные:

Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.

Получать навыки художественного изображения способом аппликации.

Развивать вкус, эстетические пред­ставления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе соз­дания практической творческой работы.

3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (11 ч)

Тема. Образ человека — главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. Ис­тория возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художни­ки-портретисты.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и череп­ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции кост­ных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди­видуальных особенностей и физиономических типов.

Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пят­но. Выразительность графического материала.

Тема. Портрет в скульптуре

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, конт­растность освещения.

Тема. Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVIIXIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом пор­трете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и ос­вещение. Цвет как выражение настроения и характера героя пор­трета. Цвет и живописная фактура.

Тема. Великие портретисты (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в создан­ных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художни­ком. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Планируемые результаты: УУД

Личностные:

Знакомиться с великими произве­дениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного обра­за человека в искусстве.

Получать представление об из­менчивости образа человека в истории.

Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.

Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сход­ства в художественном портрете

при­сутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.

Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет).

Рассказывать о своих художествен­ных впечатлениях.

Метапредметные:

Приобретать представления о кон­струкции, пластическом строении голо­вы человека и пропорциях лица.

Понимать и объяснять роль про­порций в выражении характера модели и отражении замысла художника.

Овладевать первичными навыками изображения головы человека в про­цессе творческой работы.

Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами ап­пликации

Предметные:

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.

Создавать зарисовки объемной кон­струкции головы.

4 Раздел

« Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч.)

Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический жанры.


Тема. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определен­ными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст­ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюже­том. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древ­ней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины прост­ранства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази­тельная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива — учение о способах передачи глубины прост­ранства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высо­та. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокраще­ния. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз­душной перспективы и изменения контрастности.

Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений (общая композиция после предварительно­го эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть исполь­зован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искус­ства — труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуаль­ность художника.

Планируемые результаты: УУД

Личностные:

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.

Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.

Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.

Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.

Учиться по-новому видеть инди­видуальность человека (видеть как ху­дожник-скульптор).

Метапредметные:

Приобретать интерес к изображе­ниям человека как способу нового по­нимания и видения человека,

окружа­ющих людей.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.

Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.

Овладевать новыми умениями в рисунке.

Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

Предметные:

Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.

Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в

отечественном искусстве XX века.

Приводить примеры известных портретов отечественных художников.

Рассказывать о содержании и ком­позиционных средствах его выражения в портрете.

Интересоваться, будучи художни­ком, личностью человека и его судь­бой


Учебно-тематический план 6 класс


Раздел

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства

и основы образного языка

8

Мир наших вещей. Натюрморт.

8

Вглядываясь в человека. Портрет.

11

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

8

Итого

35


Система оценки достижения планируемых результатов.

Освоение основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

-«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

-«хорошо», «отлично» – оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).


Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

Проектная деятельность осуществляется в любом доступном материале в групповых и коллективных формах и предусматривает объ­единение совместных усилий учащихся и педагога. Темы проектов выбираются относительно теме года. Материал для изготовления проекта выбирается самостоятельно.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.


  1. Календарно - тематическое планирование


п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения


Фактические сроки прохождения

Примечание






Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1


Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1 час


1.09







2

Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества

1 час

8.09







3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

1 час

15.09







4

Пятно как средство выражения

1 час

22.09







5

Ритм пятен

1 час

29.09







6

Цвет. Основы цветоведения

1 час

6.10







7

Цвет в произведениях живописи

1 час

13.10







8

Объемные изображения в скульптуре

1 час

20.10







9

Основы языка изображения

1 час

27.10







«Связь времен в народном искусстве»

10

Реальность и фантазия в творчестве художника

1 час

3.11







11

Изображение предметного мира – натюрморт

1 час

10.11







12

Понятие формы.

Многообразие форм окружающего мира

1 час

17.11







13

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

1 час

1.12







14

Освещение. Свет и тень

1 час

8.12







15

Натюрморт в графике

1 час

15.12







16

Цвет в натюрморте. Выразительные

возможности натюрморта

(обобщение темы)

1 час

22.12







17

Образ человека – главная тема искусства

1 час

29.12







«Декор – человек, общество, время»

18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

1 час

12.01







19

Изображение головы человека в пространстве

1 час

19.01







20.

Портрет в скульптуре

1 час

26.01







21

Графический портретный рисунок

1 час

2.02







22

Сатирические образы человека

1 час

9.02







23

Образные возможности освещения в портрете

1 час

16.02







24

Роль цвета в портрете

1 час

2.03







25.

Великие портретисты прошлого

1 час

9.03







26

Портрет в изобразительном искусстве XX века

1 час

16.03







27

Жанры в

изобразительном искусстве

1 час

23.03







«Декоративное искусство в современном мире»


28

Изображение пространства

1 час

30.03







29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

1 час

6.04







30

Пейзаж – большой мир

1 час

20.04







31.

Пейзаж настроения. Природа и художник

1 час

27.04







32

Пейзаж в русской живописи

1 час

4.05







33.

Пейзаж в графике

1 час

11.05







34

Городской пейзаж

1 час

18.05







35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы)

1 час

25.05








  1. Календарно - тематическое планирование


п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения


Фактические сроки прохождения

Примечание


6 б





Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1


Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1 час



6.09






2

Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества

1 час


13.09






3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

1 час


20.09






4

Пятно как средство выражения

1 час


27.09






5

Ритм пятен

1 час


4.10






6

Цвет. Основы цветоведения

1 час


18.10






7

Цвет в произведениях живописи

1 час


25.10






8

Объемные изображения в скульптуре

1 час


1.11






9

Основы языка изображения

1 час


8.11






«Связь времен в народном искусстве»

10

Реальность и фантазия в творчестве художника

1 час


15.11






11

Изображение предметного мира – натюрморт

1 час


29.11






12

Понятие формы.

Многообразие форм окружающего мира

1 час


6.12






13

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

1 час


13.12






14

Освещение. Свет и тень

1 час


20.12






15

Натюрморт в графике

1 час


27.12






16

Цвет в натюрморте. Выразительные

возможности натюрморта

(обобщение темы)

1 час


10.01






17

Образ человека – главная тема искусства

1 час


17.01






«Декор – человек, общество, время»

18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

1 час


24.01






19

Изображение головы человека в пространстве

1 час


31.01






20.

Портрет в скульптуре

1 час


7.02






21

Графический портретный рисунок

1 час


14.02






22

Сатирические образы человека

1 час


21.02






23

Образные возможности освещения в портрете

1 час


28.02






24

Роль цвета в портрете

1 час


7.03






25.

Великие портретисты прошлого

1 час


14.03






26

Портрет в изобразительном искусстве XX века

1 час


21.03






27

Жанры в

изобразительном искусстве

1 час


28.03






«Декоративное искусство в современном мире»


28

Изображение пространства

1 час


4.04






29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

1 час


18.04






30

Пейзаж – большой мир

1 час


25.04






31.

Пейзаж настроения. Природа и художник

1 час


2.05






32

Пейзаж в русской живописи

1 час


16.05






33.

Пейзаж в графике

1 час


23.05






34

Городской пейзаж

1 час


30.05






35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы)

1 час










































  1. Календарно - тематическое планирование


п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения


Фактические сроки прохождения

Примечание






Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1


Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1 час




7.09





2

Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества

1 час



14.09





3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

1 час



21.09





4

Пятно как средство выражения

1 час



28.09





5

Ритм пятен

1 час



5.10





6

Цвет. Основы цветоведения

1 час



12.10





7

Цвет в произведениях живописи

1 час



19.10





8

Объемные изображения в скульптуре

1 час



26.10





9

Основы языка изображения

1 час



2.11





«Связь времен в народном искусстве»

10

Реальность и фантазия в творчестве художника

1 час



9.11





11

Изображение предметного мира – натюрморт

1 час



16.11





12

Понятие формы.

Многообразие форм окружающего мира

1 час



30.11





13

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

1 час



7.12





14

Освещение. Свет и тень

1 час



14.12





15

Натюрморт в графике

1 час



21.12





16

Цвет в натюрморте. Выразительные

возможности натюрморта

(обобщение темы)

1 час



28.12





17

Образ человека – главная тема искусства

1 час



11.01





«Декор – человек, общество, время»

18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

1 час



18.01





19

Изображение головы человека в пространстве

1 час



25.01





20.

Портрет в скульптуре

1 час



1.02





21

Графический портретный рисунок

1 час



8.02





22

Сатирические образы человека

1 час



15.02





23

Образные возможности освещения в портрете

1 час



1.03





24

Роль цвета в портрете

1 час



15.03





25.

Великие портретисты прошлого

1 час



22.03





26

Портрет в изобразительном искусстве XX века

1 час



29.03





27

Жанры в

изобразительном искусстве

1 час



5.04





«Декоративное искусство в современном мире»


28

Изображение пространства

1 час



19.04





29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

1 час



26.04





30

Пейзаж – большой мир

1 час



3.05





31.

Пейзаж настроения. Природа и художник

1 час



10.05





32

Пейзаж в русской живописи

1 час



17.05





33.

Пейзаж в графике

1 час



24.05





34

Городской пейзаж

1 час



31.05





35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы)

1 час









Материально- техническое обеспечение образовательного процесса


Список  методической  литературы, для учителя:


1.  Технологии  личностно-ориентированного  урока  В.В.Шоган,»Учитель» 2003г
2.  «Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М.  «Просвещение»,2003г.  
3.  «Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2003г. 
4. «ИЗО и художественный труд»(1-4) Б.М.Неменский М. «Просв.» 2003г.
5. «ИЗО и художественный труд»(1-8) Б.М.Неменский М. «Просв.» 2003г
6. «Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.
7.  «Академический рисунок» Н.Н. Ростовцев, М. Просвещение 1995г.
8.  Школа ИЗО под редакцией Пономарева А.Н. М. Агаров 1998г.
9.  ИЗО в школе Л.Б.Рылова, Ижевск 1992г.
10.  Методика преподавания ИЗО в школе Н.Н.Ростовцев, М.Агар 1998г.
11. «Русь деревянная» А.О.Половников, М. Просвещение 1998
12. «Звучащее безмолвие или основы искусства знания» М.Просвещение 1997г.
13. «Древняя Русь в лицах» М.Семенова, М.Просвещение 1998г.
14. «Обучение ИЗО» С.В.Аранова «Каро С- Петербург» 2004г.
15. «ИЗО и методика его преподавания в школе» В.С. Кузин. М. Агар 1988г.
16. «Вариации прекрасного» А.М. Вачьянц М.изд Центр 1997.
17. «Михаил Врубель» М.А.Дмитриева, М. «Детская литература». 1988г.
18. «Казимир Малевич» А.Шатских, М. «Слово» 1996г.
19. «Изобразительное искусство» А.Д.Алехин, М.Просв, 1984г.
20. «Когда начинается художник» А.Д. Алехин. М. Просвещение, 1994
21. «Декоративно- оформительские работы» С.С.Губницкий, М. Профиздат. 1961г.
22. «Основы рисунка» ч1 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
23. «Основы композиции» ч2 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
24. «Основы живописи» ч3 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
25. «Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г

Федеральный государственный образовательный стандарт на­чального общего образования. — М., 2012.

Федеральный государственный образовательный стандарт ос­новного общего образования. — М., 2012.

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Не-менский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-при­кладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.

Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /

A. Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.


Список   литературы для учащихся:

«Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М.  «Просвещение»,2003г.  
«Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2003г. 

«Основы рисунка» ч1 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
«Основы композиции» ч2 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
«Основы живописи» ч3 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
«Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г


Технические средства обучения

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор


Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы (в том числе в цифровой фор­ме) по природоведению, истории искусства, этнографии народов России и мира.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

Презентации по темам раздела

Электронные тесты контроля знаний

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор муляжей овощей. Компания «СТРОНГ» все для образования.

Набор муляжей фруктов. Компания «СТРОНГ» все для образования.

Набор геометрических тел демонстрационный. Компания «СТРОНГ» все для образования.

Оборудование класса

Ученические столы одно— и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного мате­риала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.


Планируемые результаты 6 класс

Личностные:

  • знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

  • жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;

  • отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIIIXIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;

  • зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

Метапредметные:

  • передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

  • выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);

  • передавать движение фигуры человека в пространстве;

  • проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художествен­ной выразительности разных видов искусств;

Предметные:

  • выполнять план проектируемого объекта; конструировать про­стые геометрические формы при создании модели космического корабля;

  • выполнять художественные изделия, свободно используя зада­чи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народ­ного творчества;

  • участвовать в творческих группах при выполнении коллектив­ных работ разного вида.

  • применять полученные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни:

  • проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эсте­тическом восприятии художественных произведений и заключен­ных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при про­смотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;

  • использовать свою художественно-практическую компетент­ность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декора­тивно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.