Памятка для занятий по изобразительному искусству при изучении темы Натюрморт в интерьере (6 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Памятка

для занятий по изобразительному искусству при изучении темы «Натюрморт в интерьере»

Автор учитель изобразительного искусства Корскова Анастасия Валерьевна

МАОУ «Лицей №21» г.Тамбова


  1. Выполнение форэскизов, на небольших по размеру форматах листа различной формы – квадратном, вытянутом в высоту, положенном по горизонтали. В них заключен поиск композиции, основных цветовых и тональных отношений.

[pic] [pic]

[pic]











[pic] [pic]












  1. Композиционное размещение предметов для передачи пространства на плоскости листа.

-выбрать наиболее удачный вариант эскиза композиции интерьера;

-выбрать формат бумаги в соответствии с масштабом рамки выполненного эскиза композиции.

-наметить основные линии стен, пола потолка, контуры предметов;

-определить наибольшую ширину и высоту всей изображаемой постановки, а также приблизительную глубину, т.е. заход предметов одного за другой;

-определить большие пропорциональные соотношения между предметами, найти каждому их место на плоскости стола и одновременно наметить их общую форму.


[pic]























  1. Выявление пропорциональных отношений.

-проверить и уточнить пропорциональные отношения между предметами;

-наметить окна, двери и др. конструкции.

-наметить основные крупные предметы, не отвлекаясь на детали, строго следить за пропорциональными величинами предметов по отношению друг к другу, а так же за характером формы (узкая, широкая, круглая);

-выполнив построение в рисунке основных предметов, проверив их, перейти к уточнению деталей;

-все построения ведут линиями без нажима, и предметы рисуют как бы прозрачными («сквозными»), уточняя их конструктивные особенности.


[pic]
























  1. Объемно-конструктивное построение натюрморта в интерьере.

-начинают изображение предметов с их основания. Необходимо наметить осевые линии и поверхности каждого предмета, как видимые, так и невидимые;

-у тел вращения изображают овалы, с учетом расположения линии горизонта, а прямоугольные предметы строим, применяя закон перспективы;

-уточняется общая композиция и пропорции, а также отношения, пространственное положение;

-на следующем этапе намечают падающие и собственные тени предметов, закрывая их слегка тоном.





[pic]





















5.Работа в тоне.

-тоновой рисунок это - рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик - собственной окраски предметов, света и теней, как собственных, так и падающих;

-начинать тоновой рисунок следует с прокладки теней с усилением контраста тона на границах со светом.

-усиление контрастности теней с разбором их тональных отношений.

-разработка полутонов.

-тщательная проработка деталей тоном.

-тональное обобщение рисунка.

[pic]





















6. Работа над живописным этюдом с целью выявления пространства живописными средствами.

-разобраться в характере цветовых отношений натуры;

- в первую очередь покрывать предметы, имеющие наиболее сильную окраску. Закон контраста говорит нам, что цвет выглядит бледнее или темнее в зависимости от фона. Поэтому чаще всего вначале заполняются большие пустые пространства. В этюде натюрморта в интерьере это обычно фон;

-найти отношения основных цветовых пятен с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (её силы и спектрального состава). Например, цвет горизонтальной поверхности фона и основного предмета, а затем уже и остальных предметов. При этом не покрывать всю поверхность цветом, а лишь пробовать для начала на отдельных небольших участках, граничащих между собой;

-светлые части (блики) предметов оставлять незакрашенными;

-цвет подбирать предельно близко к натуре. Замеченные недостатки тут же необходимо корректировать;

-все пространство картинной плоскости заполнять постепенно;

-необходимо помнить, что если вы работаете в помещении, то падающий рассеянный дневной свет придает освещенным поверхностям предметов холодный оттенок цвета, а теневым – теплый;

-необходимо большое внимание уделять передаче пространства. Это передний план (чаще край стола), средний (группа предметов) и дальний (вертикальная плоскость фона). Так, глубина пространства передается более насыщенным и контрастным светотеневым изображением предметов переднего и второго планов;

-считается, что передний план композиции, так как он ближе всего к зрителю – более яркий, а задний – более темный. В действительности же, передний план как раз и самый светлый, и самый темный одновременно, вблизи своеобразный контраст света и тени действует всего сильнее, делая контуры предметов наиболее отчетливыми. Чем дальше они расположены от глаз наблюдателя – тем бесцветнее и неопределеннее их контуры. Если не смягчить краски задних предметов, то последние будут «выпирать» на передний план;

-помнить, что акварельные краски по высыхании светлеют, поэтому цвет можно сразу брать интенсивнее и темнее;

-на первых этапах лучше идти путем постепенного усиления тонов: первую прокладку красок делают очень легко и прозрачно. Цветовое звучание усиливают постепенно, каждый новый слой краски наносят на просохший предыдущий слой;

-необходимо помнить, что чем больше слоев проложено на бумаге, тем менее прозрачным становится цвет предметов, увеличивается возможность появления излишней жесткости и глухоты изображения;

-писать надо все предметы одновременно, сравнивая их по светлоте, постепенно усиливая тона;

-следить за наличием теплых и холодных оттенков на поверхности предметов;

-каждое пятно краски, каждый мазок необходимо класть по рисунку, согласно поверхностям, которые ограничивают предмет.

[pic]

















7.Этап обобщения.

-привести изображение в соответствие с продуманным в форэскизе композиционным, колористическим и тональным решениями.

проверить, насколько ярко выделен композиционный центр;

-окончательно определить конструктивно-пластические связи всех частей изображения;

-оценить в целом изображение, чтобы понять, подчинены ли все элементы рисунка целому, не «вырывается» ли какая-либо часть композиции из этого целого, не нарушен ли общий цвето-тоновой строй натюрморта;

-для исправления ошибок необходимо ослабить или усилить тон или цвет какой-то части натюрморта, смягчить или выделить контур или край поверхности, то есть добиться целостности и единства в натюрморте.

[pic]