Методическое сообщение на тему: Как писать пастелью?

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Добрянская детская школа искусств»

Пермский край

«Как писать пастелью»

Методическое сообщение по изобразительному искусству

подготовила

Ефимова Олеся Вячеславовна

преподаватель изобразительного искусства

первой категории


г. Добрянка

2015 г.

Картина – это особая форма выражения, сотканная из чувств,

врожденных способностей и навыков. Она сопряжена с истинным

наслаждением, присущим любому виду творчества.

Пастель, сочетающая свойственную рисунку быстроту штриха с

богатством художественных средств, которыми располагает живопись.

Пастель позволяет наиболее полно выразить наши эстетические

воззрения, видения мира формы и цвета. Надо лишь работать – быстро,

легко, увлеченно. С давних пор в этой технике творили художники самых

разных направлений, которых привлекало сходство этого материала с углем

и сангиной.

Как любая техника, пастель имеет свои неудобства. Пастельная

живопись создается спонтанно, на одном дыхании. При этом требуется

большое мастерство, легкость. Пишется непосредственно руками,

прикосновением пальцев.

Для пастели хороши все сюжеты, из-за той легкости, с которой

растушевываются краски на пастозном фоне, что позволяет уравновесить

тончайшие оттенки цвета, свет и тень.

Пастель. Материал, в который изготавливается из порошка

тонкотертых красочных пигментов с добавлением связующих веществ, чаще

всего гуммиарабика. Смесь разливают в формы и получают спрессованные,

готовые к употреблению хрупкие мелки. Если потереть пастельным мелком о

соответствующую основу, на ней отложится тонкий слой красочной пыли,

плотно удерживаемый поверхностью. Пастельные мелки бывают мягкими и

твердыми. В первом случае при широком и свободном нанесении красочного

слоя можно получить фактуру, напоминающую живопись маслом. При

работе твердой пастелью фактура изображения напоминает рисунок. (9.)

Пастель (фр.Pastel; итал.Pastello)- техника живописи и рисования по

шероховатой поверхности бумаги, картона и т.п. специальными карандашами

из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих

веществ (пастельными карандашами; пастелью). При этом:

- начинают жестковатыми карандашами и заканчивают мягкими;

- красочный порошок растирают пальцами или растушкой.

Для пастели характерны:

- бархатисто-матовая поверхность красочного слоя;

- звучный и чистый цвет;

- мягкость красок, сохраняющих первоначальную свежесть.

Великие французские художники эпохи барроко, такие, как Кантен де

Латур и Шарден, довели технику мягкой пастели до совершенства и оставили

нам произведения высочайшего уровня. Эдгар Дега, один из самых

выдающихся мастеров пастельной живописи, работая твердой пастелью как

обыкновенным карандашом, сумел извлечь из этой техники все ее

возможности.

Писать пастелью, лучше мягкими мелками: они легче наносятся на

основу.

Из истории пастели

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

История пастели как материала насчитывает около трехсот лет.

Только около 1720 года художники поняли, что пастель отвечает всем

требованиям «большой живописи».

Пастель похоже на другие материалы, которые применяются в

рисунке, и ее самостоятельное развитие начинается с момента, когда рисунок

перестает быть вспомогательной техникой для живописи и становиться

равноправным видом искусства.

Это осознание значимости рисунка начинается в XV веке, в эпоху

Возрождения, когда художники открыли для себя античную культуру, что

привело к появлению нового взгляда на природу человека. Начиная с XVI

века, в период Чинквеченто, овладение техникой рисунка становится

обязательным для всех художников. Впервые видна фактура, напоминающая

пастель в рисунках Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

Несмотря на то, что мастера Чинквеченто применяли разные

материалы (сангину, уголь, тушь, свинцовый карандаш, мел), их все же

можно назвать пионерами техники, похожей на пастель.

Эта манера рисунка будет процветать и в эпоху барроко, у которой

нет четких границ с Возрождением.

Эпоха барроко, охватывающая период от Возрождения до

классицизма, то есть с начала XVII до середины XVIII века, открывается

маньеризмом. Для барроко характерен апофеоз фантазии, порожденной

восхищением художников великими мастерами XVI века и неослобляющим

интересом к классической древности.

Барочные тенденции распространяются по всей Европе, где

проявляется в очень своеобразной форме, известной под названием «рококо».

Именно в этот период, когда декоративный элемент в живописи

принимает самые изощренные формы, и появляется пастель, нашедшая

весьма достойное выражение в творчестве венецианской художницы

Розальбы Каррьеры (1674 -1757) ее произведения отмечены печатью

изящества и легкомыслия. Прославилась главным образом благодаря своим

блестящим пастельным портретам. Сто пятьдесят ее пастелей хранятся в

Дрезденской картинной галерее.

РОКОКО И ПОЯВЛЕНИЕ ПАСТЕЛИ

К 1780 году увлечение пастелью охватило весь Париж и число

художников, отдавших предпочтение этой технике достигло с двух с

половиной тысяч. Утонченность пастели в сочетании с галльским

темпераментом позволяла наилучшим образом передать дух эпохи через

портреты ее самых прославленных представителей.

Самым известным художником XVIII века, работавшим в технике

пастели и расширившим его возможности, был Кантен де Латур. Созданные

им произведения отличаются изяществом, порой близким к слащавости, и

тонким психологизмом.

Однако единственным серьезным соперником де Латура был

Перроно. Прекрасным примером его творчества служит знаменитая пастель

«Девочка с кошкой» (1745), хранящаяся в лондонской Национальной галерее.

ИМПРЕССИОНИЗМ

Впервые термин «импрессионист» (от французского impression

впечатление) был употреблен в 1874 году в связи с картиной Клода Моне

«Впечатление. Восход солнца». Постепенно определение перешло на всех

участников выставки, организованной Обществом живописцев, скульпторов

и граверов, членами которого были Писсаро, Моне, Дега, Ренуар, Сислей,

Сезанн, Гийомен и Берта Моризо. Всем их объединяло стремление порвать с

официальным академическим искусством.

Сам способ нанесения мазков – один рядом с другим,

неопределенность границы, между задним и передним планом, между

предметами и их тенями сводили на нет значение рисунка, считавшегося до

импрессионистов границей формы. Речь шла о действительно новом

понимании живописи, заключавшемся в том, что художник импрессионист

изображал реальный мир посредством цветовых впечатлений. И этой

концепции идеально соответствовала пастель.

Некоторые художники этого периода использовали пастель для того,

чтобы запечатлеть ускользающие мгновения в виде набросков, на основе

которых они впоследствии создавали свои живописные полотна. Другие, как

Дега, обнаружили в пастели идеальный материал для живописи и достигли

блестящих результатов. Самые известные в мире пастели созданы Эдгаром

Дега.

В пастелях импрессионистов цвет является носителем света; он

рождает реальность, живущую благодаря цвету и свету.

Пастели импрессионистов характеризуются расплывчивым,

призрачным изображением, напоминающим видение, существующее

благодаря светоносности колорита.

МАТЕРИАЛЫ

Как правило, в качестве основы под пастель берут тонированную

бумагу разнообразных оттенков и различной фактуры. Можно даже

использовать ее цвет в качестве основного тона. Так, для марины подойдет

бумага холодного тона, например серо-голубая, а для портретов – более

теплого оттенка, скажем, охристая или коричневая. Можно использовать

крупнозерновую бумагу для акварели.

Пастельные мелки имеют цилиндрическую форму; диаметр обычно 1

см, длина 9 см. Если потереть мелком об основу, на ней остается слой

красочной пыли, которая проникает между волокнами бумаги.

Пастельные краски – укрывистые, непрозрачные, их можно

смешивать прямо на основе, накладывать один слой на другой. Они

позволяют писать светлым по темному и наоборот. Но главной особенностью

пастели является легкость, с которой она растушевывается (чаще всего

простым пальцем), что позволяет создавать тончайшую игру света и тени.

Обычно пастельные мелки служат долго.

Любая форма художественного творчества требует применения

дополнительных материалов и принадлежностей, имеющих не меньшее

значение, чем основные. Это относится и к живописи пастелью.

Мелки. Они могут быть белыми, цвета сангины или жженой сиены.

Ими вы будете делать предварительный эскиз, набрасывать композицию.

Резинка для стирания. Они должны быть высокого качества чтобы

не пачкать поверхность. Одной резинкой подчищают края, другой по мере

необходимости удаляют краску с поверхности картины.

Веерообразная щетинная кисть. Служит для частичного удаления

краски с того или иного участка требующего переделки, а также для

достижения некоторых эффектов.

Растушка - короткая палочка из бумаги или замши с

конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании

пастелью и другими мягкими материалами.

Вам следует также запастись промокательной бумагой и тряпками,

которыми можно почистить мелки или растушевать большую поверхность.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Композиция

Набросок наилучший вид гимнастики ума.

Перед тем как начать работу, сюжет необходимо правильно

разместить, продумать расположение каждого элемента будущей картины и

выбрать композиционный центр – точку, которая будет притягивать взгляд.

Иными словами, компоновать – значит размышлять, сочинять графически.

Цветовая гармония

Цвет в живописи обладает огромной силой воздействия, в частности

на психофизиологическое состояние человека.

Любая картина характеризуется цветовой доминантой, которая во

многом зависит от сюжета. Но есть и другая доминанта. Она определяется

настроением, которое художник хочет вызвать у зрителя. Комбинация тонов

в живописи, как и в музыке, могут быть гармоническими и

дисгармоническими, переходы тонов плавными и резкими, а общая

тональность – теплой и холодной. Проводя аналогию с музыкой, мы говорим,

что в картине есть гармония цвета, когда все тона находятся в соответствии с

доминирующей тональностью, к которой для усиления художественного

эффекта можно добавить несколько контрастных аккордов, диссонирующих

с основной гаммой.

Все сказанное относится к теории цвета, разработанной на основе

опытов Исаака Ньютона. Знание основных положений теории цвета

позволяет художнику предвидеть результат смешения красок, их

совмещение.

Работая пастелью, лучше вместо черной краски использовать очень

темную серую. Эффект будет тот же, а грязи значительно меньше.

Растушевка пальцем

В технике пастели пальцы играют особую роль. Именно пальцами

художник втирает пигмент в бумагу, вдыхая в картину жизнь. Большинство

художников работают именно так, хотя это далеко не единственный способ.

Пальцами можно наносить краску, обходясь при этом без кисти.

Таким образом, можно накладывать краски, растушевывать их, смешивать,

то есть писать в необычайно чувственной манере. Ничто другое не может

сравниться с ними при растушевке или моделировании формы.

Кончиком пальца пастель втирают в бумагу до тех пор, пока она не

перестанет просвечивать сквозь слой краски. Обратите внимание, как при

этом постепенно насыщается цвет. По мере растушевки кроющие свойства

пастели возрастают.

Пальцем можно снять красочную пыль с полей или с самой картины,

работая им вместо кисточки. Это очень интересный прием: ведь часто на

бумаге в процессе работы случайно получаются цвета, которых нет в наборе,

но которые могут пригодиться. В процессе работы используются разные

пальцы в зависимости от размера участка, над которым работает художник.

Средним и безымянным пальцами обычно прорабатывают мелкие

детали.

В заключение отметим, что слишком четкие линии и контуры,

привносящие в картину ненужную резкость, тоже растушевывают пальцами.

Пастель без растушевки

Пастель позволяет получить живопись самой разнообразной фактуры.

Все зависит от того, как наносить краску на бумагу. Чаще всего художники

работают плотными наслоениями, которые затем растушевывают, используя

свойство пигмента легко проникать и ровно распределяться между

волокнами бумаги. Однако некоторые предпочитают наносить пастель в

виде отдельных «мазков» или штрихов, накладывая их один на другой, что

придает картине необычайную трепетность и обогащает ее колорит.

Описанная техника предполагает мастерское владение рисунком.

Техника основана на оптическом смешении, когда ряды

многослойных штрихов пастели, наложенных один рядом с другим,

воспринимаются как единое целое, создавая удивительное богатство

колорита.

Большую роль играет в пастельной живописи текстура бумаги.

При работе в импрессионистской манере бумага просвечивает сквозь

красочный слой, отчего изображение выглядит как живое. Для такой манеры

письма больше всего подходит крупно - зернистые сорта бумаги.

Портрет

Портрет один из увлекательнейших и при этом сложнейших жанров.

К нему охотно обращались художники всех времен.

Хороший портретист прежде сего виртуозный рисовальщик и

наблюдательный человек. Он должен видеть в модели гораздо больше, чем

позволяет разглядеть обычная фотография. Задача художника состоит в

выявлении черт, характерных для личности портретируемого.

На первом этапе работы над портретом вам поможет знание общих

канонов построения головы. Делая первый набросок, надо придерживаться

общих правил рисования. Построение, определение пропорций, уточнение

рисунка, распределение валеров – обязательные этапы при создании рисунка.

Натюрморт

Работа над натюрмортом позволит вам развить чувство цвета, научит

компоновать предметы, уравновешивать массы, изменять ритм композиции.

Выбрав предметы и расположив их, мы подбираем освещение и принимаемся

за работу.

Сначала определяем границы будущей композиции, пропорции,

строим перспективу и наносим первые пятна цвета, работая до тех пор, пока

набор простых предметов не превратиться в произведение искусства –

натюрморт, выполненный в технике пастели. К натюрмортам можно отнести

и композиции из цветов, для которых будто специально создана пастель с ее

богатством оттенков.

Пейзаж

Пейзаж становится самостоятельным живописным жанром лишь в

XVII веке в творчестве Хоббемы и Рейсдала. Уже в XVIII веке в Англии и во

Франции работают крупные пейзажисты: Констебл, Верне и Фрагонар.

Благодаря их мастерству, безупречному чувству цвета и знанию перспективы

пейзаж становится одной из магистральных тем живописи.

В конце XIX века импрессионисты – Писсарро, Сезанн и Моне –

создали столько шедевров в этом жанре, что большую часть живописного

наследия этого периода составляет именно пейзажи. Следует признать, что

пейзажисты писали свои работы в основном акварелью или маслом; пейзаж,

выполненный пастелью, - явление редкое. В то же время в руках хорошего

пейзажиста пастель предоставляет не меньше возможностей, чем масло или

акварель.

Марина

В истории живописи марина появилась одновременно с пейзажем и

развивалась параллельно. Море и все, что с ним связано, всегда было

источником вдохновения для художников. Страстно увлекались морем

великие акварелисты, например Тернер. Большой интерес для художника

представляют порты. Однако выбор торгового порта в качестве сюжета ко

многому обязывает: надо обладать основательными знаниями в области

перспективы, хорошим чувством композиции и конечно мастерством

рисовальщика.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Первый этап: композиция

Необходимо приготовить материалы: лист бумаги, резинку и коробку

пастели теплых тонов, наиболее подходящих для передачи цвета тела.

С первых штрихов работаю в одной гамме.

Предварительный набросок я сделаю мелком.

Опыт подсказывает мне, что никогда не надо спешить перейти к работе

в цвете. Чем больше времени мы уделяем предварительному рисунку,

чем тщательнее и детальнее он будет. Работать лучше методом, при

котором рисунок остается видимым до самого конца.

Итак, начав с наброска основных объемов, я получила в результате

рисунок, над которым мне предстоит теперь работать в цвете.

Второй этап: распределение цветовых пятен

А теперь пора браться за краски и немного «испачкать» картину, то есть дать

черновой вариант цветовых соотношений, которые станут основой будущего

произведения.

А теперь я беру пастельные мелки среднего размера и более мелкие

кусочки и начинаю заполнять выбранными заранее цветами

соответствующие зоны. Я работаю широкими, размашистыми

движениями, не особенно заботясь о точности, но стараясь, тем не

менее, не заходить за линию рисунка.

Нанесенные быстро и без нажима штрихи не закрывают фон, и

поэтому мне приходится растушевывать их пальцем, равномерно

распределяя краску внутри каждой зоны.

Третий этап: обогащение колорита и растушевка

Теперь займемся растушевкой. Не стоит тратить время на объяснение того,

что растушевка уничтожит рисунок, который я так старательно сохранял.

Растушевкой я смягчаю излишнюю резкость контуров.

После того как я растушевала слишком четкие линии, картина

обрела некоторую таинственность: ведь растушеванные линии не

исчезают совсем, а остаются в виде едва уловимого намека. По мере

растушевывания и смешения красок создается характерное для

данной картины настроение. А я работаю дальше, как будто имею

дело не с картиной, а с палитрой. Так, например, пальцем переношу

один цвет на щеки, затемненный участок лица и т.д.

На этом этапе, работая над большими участками, такими, как,

например, фон, я использовал все пальцы руки. Мне показалось, что

на фон тоже следует нанести немного оттенков из окружения.

Четвертый этап: последние штрихи

Обычно бывает трудно решить, окончена картина или требует доработки.

Пастель не выносит многократного переписывания. Не надо забывать, что

при работе пастелью мы имеем дело с красочной пылью. Каждый новый слой

краски наносится лишь после того, как предыдущий закрепляется

специальным аэрозолем. Однако и в этом случае остается опасность

повреждения красочного слоя. Поэтому после растушевки и обогащения

колорита картины я стараюсь ограничить доработку нанесением отдельных

штрихов. Улучшать картину до бесконечности, значит лишать ее жизни.

Художник должен чувствовать, когда картину можно считать законченной.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Рабочие материалы нужно содержать в порядке. Следует также следить за

чистотой пастельных мелков: вам легче будет находить нужные краски и

пользоваться ими, не рискуя испортить работу.

Пастельные мелки, в наборах или поштучно, продаются завернутыми в

бумагу. Снимите ее: во время работы она будет только мешать. И еще:

палочки разломите пополам, они великоваты для работы и при нажиме легко

ломается. Вторая половинка будет в запасе, на всякий случай. Половинками

удобно пользоваться и для заполнения больших плоскостей, и при работе

энергичными штрихами.

Как сохранить пастель.

Пастель – материал не прочный. Поэтому законченную работу следует сразу

же защитить от механических повреждений.

Существует несколько способов предохранения пастели от царапин и ударов:

от фиксирующего аэрозоля до идеального, но более дорогого варианта –

хорошей рамы со стеклом. Есть и другие способы: например, прокладывать

между готовыми работами листы бумаги.

Как исправить ошибки в работе.

Надо взять чистую тряпку и стереть максимум краски. Этим способом можно

добиться того, что останется размытое изображение, на основе которого и

начнем работу заново. Благодаря таким упражнениям приобретаешь опыт и

перестаешь бояться стирать.

Как и все живописные средства, пастель имеет свои преимущества, но с ней

сопряжены и определенные трудности, а именно:

Хранение готовых работ.

Не забывайте прокладывать картины бумагой соответствующего формата.

Главное при хранении, чтобы оригиналы не соприкасались друг с другом.

Закрепление пастели.

Бывает, что после нанесения закрепителя остаются пятна, особенно на

участках, где красочный слой тонок и проглядывает бумага. Вот почему при

закреплении пастели нужно быть предельно осторожным. Аэрозоль надо

распылять постепенно, нанося каждый последующий слой лишь после того,

как предыдущий полностью высохнет. Если после закрепления пятна все же

остались, слегка пройдитесь по ним цветом.

Транспортировка картин большого формата.

Работу лучше всего свернуть в рулон, прикрыв предварительно бумагой,

которая надежно защитит ее при транспортировке.

Незнание материала публикой.

Это еще одна проблема, с которой довольно часто сталкивается художник,

работающий пастель. Много раз приходилось убеждать покупателей в том,

что пастель ни в чем не уступает другим материалам и что качество

произведения никак не зависит от техники. Художник волен выбирать

изобразительное средство, с помощью которого он самореализуется.

Хрупкость материала.

Иногда ящик с пастелью может упасть, и тогда взору его владельца

предстанет ужасное зрелище: разбросанные в беспорядке, перемешанные

осколки мелков. Хрупкость пастели как материала ставит перед нами еще

одну задачу: заботиться о ее сохранности во избежание подобных

несчастных случаев. Вот почему ящик с пастелью должен иметь свое

постоянное, удобное и безопасное место.

Хорошая рама.

Ведь пастель можно считать законченной только тогда, когда она помещена

под стекло в раму.

Открыв однажды для себя этот материал, я познала истинное счастье,

и мне хотелось бы передать это чувство другим.

Фотографии работ из личного архива автора (Приложение 1).