- Приветствие - Проверка подготовленности к учебному занятию;
- Организация внимания.
- Приветствие преподавателя;
- Подготовка к занятию.
Мотивация (Введение в тему урока. Теоретическая часть. История монотипии. Знакомство с работами учащихся из фондов школы, сделанные в технике монотипия.
- Тема учебного занятия
«Монотипия как средство выражения»
Практическая значимость проведения данной темы (мотивация)
- Тема выбрана в связи с её актуальностью. Среди многообразия творческих идей и способов их осуществления учащийся порой стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею. Это связано с тем, что ребенок ограничен в знаниях средств выражения художественной деятельности, в результате чего не может быть решен замысел творческой работы. Особенность человека и его стремление выразить в материале и форме свои чувства, являются творчеством в искусстве.
- Техника МОНОТИПИИ предполагает:
создание сложного изображения при посильной простоте изготовления;
рассматривание необычного, при котором происходит естественная концентрация внимания;
включение воображения и ассоциативного мышления, обусловленное "похожестью" того или иного силуэта, пятна на определённый объект действительности;
создание эмоционального состояния радости, переживаемого в процессе узнавания;
выявление увиденного обводкой карандашом, фломастерами, подкраской, дополнение силуэта необходимыми деталями - если это собачка, то нужно проследить глаза, ушки, хвост и т. д., что требует и точного следования контуру пятна и активизации памяти и создает определенные навыки;
высвобождение образов сознания и подсознания, создающее терапевтический эффект;
переживание чувства удовольствия от непременно успешно выполненной работы.
-в то же время это задание обеспечивает педагогу возможность проследить акценты восприятия ребенка и корректировать дальнейшую индивидуальную работу с ним.
Знакомство «История монотипии» (презентация).
- я хочу познакомить вас с удивительной техникой монотипии.
«Mono» - один, «Typus» - отпечаток.
То есть единственное изображение, полученное способом отпечатка. Изобретение этого вида графики приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).
- первыми монотипистами, наверное были ещё древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах пещер…
- это художественное произведение, выполненное за один прием.
- в нашей стране в технике монотипия успешнее других работала художница Елизавета Кругликова (1865-1941)
- интерес к этой методике получения оттисков связан с тем, что получаемое изображение всегда отличается от того, что изобразил художник на печатной форме. Замысловатые узоры, проявляющиеся на запечатанном материале, носят случайный характер и не могут быть в точности воспроизведены художником.
Знакомство с работами учащихся из фондов школы, сделанные в технике монотипия.
- Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения.
Участники
внимательно выслушивают теоретическую часть данной темы.
Усвоение новых знаний и способов действий (алгоритм выполнения монотипии, постановка художественной задачи).
. Демонстрация выполнения работы в технике МОНОТИПИИ
Каждый этап объяснения ведения работы выполняется преподавателем.
а) - желательна любая гладкая ровная поверхность: стекло, пластик, клеёнка или просто крепкая качественная полировка стола;
б) - на эту поверхность нанести не густо и не очень жидко, но достаточно влажно краски: акварель или гуашь или любые другие краски разбавляемые водой. Как наносить краски? Как угодно. Может это будет и один цвет;
в) - на покрытую краской плоскость накладываете лист бумаги и прижимаете разглаживая его рукой;
г) - поднимаете этот лист с поверхности, переворачиваете его, удивляетесь тому, что получилось и даёте высохнуть;
д) - если вам не понравилось то, что получилось и не вдохновило, то сделайте другой оттиск, добавив другие цвета и т.д.;
е) - просохший оттиск внимательно рассматриваете и обводите увиденные вами существа, растения, архитектуру и загадочное другое карандашом или ручкой или фломастером или тушью, добавляя при желании необходимые детали. Или если надо, немного поправьте подходящей краской.
- Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта участников занятия.
Преподавателям предлагается выполнить несколько работ в этой технике.
- Участники внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала. На первом этапе выполняю ряд упражнений по ознакомлению поведения краски и с различными текстурными поверхностями.
Первичное закрепление (Практическое выполнение задачи).
- Проверка преподавателем понимания участников занятия что является сущностью основного содержания.
- Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала.
- Организация деятельности для выполнения заданий, используя систему знаний, предусмотрено постепенное нарастание сложности задания. Практическая часть урока выполняется под музыку – П.И. Чайковского "Времена года"».
- Участники приступают к выполнению задания.
- В ходе практической части происходит деление опытом между преподавателем и участниками занятия, отвечают на возникшие вопросы.
- Во время работы преподаватель помогает затрудняющимся участникам советом, напоминанием, показом.
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (Подведение итогов. «Вернисаж работ»)
- Организация активной деятельности всех участников в ходе проверки знаний пройденной темы (демонстрация полученных изображений).
- Корректировка анализа и похвала.
- Участники выставляют свои работы для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих соучастников.
Подведение итогов занятия
- Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе)
- Вы создали сами интересное изображение, в нём отразились ваши ОБРАЗЫ, ваши ЧУВСТВА, ваше НЕВЕДОМОЕ, ваше ТВОРЧЕСТВО!
-