Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6-м классе с использованием технологии проблемного обучения. Образ водной стихии в искусстве. «Морской пейзаж»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6-м классе с использованием технологии проблемного обучения.

Образ водной стихии в искусстве.

«Морской пейзаж»

Цель- развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения

Задачи:

Познакомить учащихся с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.

Расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.

Упражнять, в умении устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета.

Проблемный вопрос: Как влияет морская стихия на жизнь человека?

Художественные материалы:

-листы белой бумаги (формат А3, А4);

-акварель, гуашь;

-кисти плоские, круглые (“белка”, “щетина”, № 3, 5, 10, 14);

-палитры, салфетки, подставки под кисти, вода.

Зрительный ряд:

-портрет И. К. Айвазовского.

Основные даты биографии художника.

Его живописные произведения:

-“Девятый вал”,

-“Чёрное море”,

-“Ялта”,

-“Бурное море”,

-“Кавказские горы”,

-“Спасающиеся от кораблекрушения”.

-Акварель М. Ю. Лермонтова “Парус”.

-Карточки, определяющие настроение морской стихии.

-Картины марин с различной смысловой нагрузкой.

Музыкальный ряд:

Диски, аудиокассеты с шумом моря. (Ванесса Мэй “Шторм”; Фридерик Шопен “Ноктюрн №1, си-бемоль мажор”, “Прелюдия №7, ля-мажор”; Юрий Антонов “Море, море - мир бездонный”).

Межпредметные связи:

Литература (стихотворение М.Ю. Лермонтова “Парус”).

География (моря, в названии которых присутствует цвет Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое и их местонахождение на карте).

Комментарий урока:

С целью активизации интереса, учащихся к данной теме, педагог предлагает мысленно оказаться на выставке картин одного художника.

(просмотр сопровождается аудиозаписью с шумом моря.)

Айвазовский И.К. “Чёрное море” (Рисунок 1)

Айвазовский И.К. “Закат на море” (Рисунок 2)

АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ (Рисунок 3)

1817, Феодосия — 1900, там же

КОНТРАБАНДИСТЫ. 1884

Диалог, подводящий к теме урока:

Помогла ли вам музыка прочувствовать эти картины?

В какой из картин вы мысленно побывали?

Кто автор этих чудесных произведений?

К какому жанру живописи вы отнесли бы все эти картины?

Педагог размещает на доске тему урока “Морские пейзажи”.

Цель: во время урока будем учиться воспринимать, понимать произведения искусства и отражать свои впечатления на листе бумаги - живописно.

Познакомимся с творчеством русского художника И. К. Айвазовского.

В конце урока подумаем и попытаемся ответить на вопрос: как влияет морская стихия на жизнь человека?

(педагог размещает на доске портрет и основные даты биографии художника)

(Рисунок 4)

План рассказа педагога (или учащегося):

Родился - 1817 г. Крым. Феодосия. Чёрное море.

Годы учёбы (1827-1840) Симферопольская гимназия. Петербургская Академия Художеств.

1840-1844 г.г. - путешествия за границу в качестве пенсионера АХ.

1846 г. - 120 персональных выставок!

Избирается членом европейских АХ (Парижской, Римской, Амстердамской, Флорентийской и др.)

Работоспособность мастера (6 тысяч картин!), никогда не писал с натуры, не пользовался набросками - свои “мелодрамы моря” сочинял сам; даже стены его мастерской были пусты, чтобы не мешать игре воображения. Лучшие произведения он создавал “по памяти”, доверяясь силе творческой фантазии.

Работа с высказываниями мариниста.

Живописец, только копирующий природу, становится её рабом”.

Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда!”

Движение живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры…они записываются в памяти моей как будто какими-то симпатическими чернилами, проступающими весьма явственно от времени или тёплого луча вдохновения ”.

Современники Айвазовского - адмиралы: М.П.Лазарев, В.А.Корнилов, П.С.Нахимов; поэты-писатели: А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, В.А.Жуковский; художники: И.А.Крамской, М.А.Врубель, П.А.Федотов, К.П.Брюллов и др.

Занятия благотворительностью и предпринимательством (на средства от продажи картин построил в Феодосии здание археологического музея, концертный зал, художественную школу, библиотеку и основал Феодосийскую картинную галерею). Обладал коммерческим даром. Он работал, как настоящая “фирма”. Эксклюзивный товар - роскошные большие картины предназначались для очень богатых. Более скромные по размеру - для людей просто состоятельных. А для тех, у кого денег было немного, - сувениры-фотографии, на которых был изображён сам художник за мольбертом. В рамку мольберта вклеивался маленький холстик - авторская картинка размером с почтовую марку. На ней непременно стояла подпись художника - “А”. Такие сувениры расходились огромными тиражами, принося автору немалую прибыль. У Айвазовского было стадо овец. Однажды напуганные бурей они бросились к обрыву и, упав в море, погибли. Что сделал художник? Он написал об этом картину, выгодно продал её и купил на эти деньги новое стадо.

Рассматривание картины “Девятый вал” (Рисунок 5)

Рассказ педагога:

Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?

Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.

Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!

Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.

С помощью, каких средств выразительности Художнику удалось вызвать у нас такие чувства?

Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:

-контрасты освещения и колорита;

-деление пространства на планы;

-изображение горстки людей, судорожно держащихся за обломки мачты.

Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.

Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?

А как нам об этом говорит Художник?

Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И. К. Айвазовского.

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки…

С белым гребнем на резкой складке.

То без гребня, свинцово-сизым,

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым, светло-синим,

Просто светлым и просто синим.

Море может быть в час заката

То лиловым, то красноватым.

То молчащим, то говорливым,

С гордой гривою в час прилива.

Но бывает оно и чёрным,

Чёрным, мечущимся, покатым,

Неумолчным и непокорным,

Поднимающимся и горбатым.

(учащиеся по очереди показывают картины с соответствующим колоритом моря)

Айвазовский, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии.

Характер морской стихии:

-грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная,

-хмурая, беспокойная, печальная, тоскливая,

-покойная, засыпающая, таинственная,

-ежная, ласковая, шаловливая, задиристая,

-радостная, ликующая, игривая и др.

Показ Педагогом на мольберте изображения морской глади - растяжка, вливание цвета в цвет, таким образом, высветляя или затемняя колорит. Предлагает учащимся разработать свои приёмы изображения: рябь на воде, вздымающиеся волны, волнистые плавные линии.

Самостоятельная художественная деятельность учащихся под музыкальное сопровождение.

Работа над проблемным вопросом: Как влияет морская стихия на жизнь человека?

Варианты ответов:

-морская стихия влияет на эмоционально-чувственную сферу человека (положительные эмоции - завораживает, удивляет, изумляет и т.д. отрицательные эмоции - утомляет, истощает, раздражает и т.д.).

-морская стихия влияет на физическое здоровье человека. Лечит - воздух, вода, солнце. Калечит - переохлаждения, укачивание, обезвоживание и др.

-морская стихия - источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. (стихотворения, картины, музыкальные произведения, украшения из морских глубин - ракушки, кораллы, жемчуг).

-море - кормит. (продукты питания: рыба, моллюски, крабы - богатые фосфором и белками, водоросли, насыщенные йодом).

-морская стихия испытывает человека. (поглощает в свою пучину, нагоняет уныние, отчаяние, ужас, страх или закаляет характер, силу воли и духа).

Анализ творческих работ учащихся.

Использование цветовой гаммы при рисовании морских пейзажей - как показатель психического состояния на уроке.

Обсуждение работ и настроения.

Практически все работы получились радостные, светлые с изображением морского дна, рыб, водорослей, медуз и т.п. Использовали спокойные тона для изображения штиля. Включали в композицию летящих чаек, плывущих кораблей и направляющих маяков. А вздымающиеся гребни волн на лиловом фоне неба и изумруде морской волны вдохновляли на поэтические строки.

Молодцы!