/ Игры и упражнения на уроках тематического рисования. |
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение «Эта загадочная планета»
Упражнение выполняется при рисовании на тему «Полёт на другую планету»
Дидактическая задача: Развивать воображение и фантазию, совершенствовать композиционные навыки; познакомить учащихся с космической живописью А.Леонова и А.Соколова; Развивать наблюдательность и зрительную память.
Дидактический материал: Фотографии, сделанные из космоса, репродукции картин А.Леонова и А.Соколова «На Марсе», «Посадка на Плутон» и др.; три больших круглых листа, окрашенных акварелью приёмами «вливание цвета в цвет».
Содержание.
Учитель ведёт с учащимися беседу о космических полётах, о последних достижениях в освоении космоса (демонстрируются фотографии). Затем учитель говорит, что у нас в стране есть учитель-космонавт А.А.Леонов. Он изображает на своих картинах космос, каким он его видел и каким представляет. Художник А.Соколов в космосе никогда не был, но его космические картины удивительно красивы и поэтичны. (Демонстрируются репродукции картин А.Леонова и А.Соколова «Старт фотонного звездолёта», «На лунном космодроме», «Посадка на Марсе» и др.) Во время рассмотрения картин особое внимание должно уделяться их композиционному и цветовому решению.
Затем детям предлагается мысленно совершить путешествие на одну из планет неизвестной нам галактики и представить себе, чтобы они могли там увидеть. Перед каждым рядом прикрепляется изображение планеты в виде большого круглого листа бумаги. Учащиеся придумывают название своей планеты.
Каждому учащемуся предлагается на листе изобразить один из объектов, который мог бы встретиться на планете. Когда рисунок объекта окончен, его вырезают ножницами и помещают на изображение планеты. Уточняют композицию.
Примечание: Ряд объектов, например космический корабль или звездолёт, можно поместить вне изображения планеты.
Упражнение: «Басня и её герои».
Упражнение проводится с четвероклассниками на уроке иллюстрирования басни И.А.Крылова.
Задача: Совершенствовать навыки учащихся в рисовании животных по памяти и по представлению; осуществлять межпредметные связи.
Дидактический материал.
Изображение или фотографии лисицы (в различных положениях), стрекозы, муравья, лебедя, щуки, рака, кукушки, петуха.
Содержание: Учитель обращается к знанию учащимися басен И.А.Крылова «Кукушка и петух», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука». Для этого на классной доске вывешиваются изображения реальных животных, которые стали героями басен И.А.Крылова, получив при этом человеческие характеристики.
Перед учащимися ставится задача: назвать, героями каких сказок являются данные животные и в качестве аргумента прочитать небольшой отрывок из басни.
После того как учащиеся назовут, например героев басни «Лебедь, рак и щука» и прочитают отрывок из басни, учитель группирует изображения лебедя, рака и щуки вместе, пишет название басни и т.д.
Если учитель сводит задачу к иллюстрированию только одной басни, например «Ворона и лисица», то особое внимание уделяется характеристике героев-животных именно этой басни. Причём помимо словесных характеристик героев басни, параллельно даётся их изобразительная характеристика. Следует демонстрировать не готовые иллюстрации к басне, а отдельные изображения каждого героя. Должна быть вариативность изображений, например крадущаяся лиса; лиса стоящая на задних лапах; убегающая лиса.
Данные изображения можно использовать как подсобный материал при работе над иллюстрацией к басне.
Композиционная игра «В гостях у сказки».
Игра проводится перед работой по иллюстрированию русской народной сказки «Колобок».
Материал: фланелиграф, шаблоны изображений персонажей сказки «Колобок», деревьев, домов. Каждый изобразительный объект должен иметь вариативность в изображении и различную величину.
Содержание. На фланелиграфе, где с помощью шаблонов, изображающих персонажи и элементы пейзажа, составленные иллюстрации к сказке. В каждой иллюстрации допущены ошибки, типичные для работ детей данного возраста: все элементы композиции "привязаны к нижнему краю листа, несоответствие величин изображений.
Дети должны найти три ошибки в иллюстрации, составленной на доске.
Игра-эстафета «Собери предметы из избушки медведя».
Материал: набор на каждого учащегося из трёх предметов домашнего обихода (посуда, мебель, инструмент), три набора полотна.
Содержание: Перед каждой командой на доске устанавливается наборное полотно, каждый учащейся получает набор из трёх изображений предметов, один из которых мог бы оказаться в избушке медведя, например деревянного рубленого стула, деревянной ложке, глиняной миски и крышки, чугунка, ухвата и т.д. Остальные изображения – предметы современного интерьера (ваза стеклянная, эмалированная тарелка, чайник, телевизор и т.д.)По команде учителя дети достают изображения предметов, находят нужный и кладут его перед собой. Затем по очереди подходят к доске и устанавливают изображение своего предмета на наборном полотне. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит условия игры.
Правило: Каждый участник выходит к наборному полотну, когда на своё место сел его товарищ по команде. За каждое правильное изображение команда получает очко. В конце игры подводится итог.
Примечание: Наборное полотно может быть оформлено в виде избушки медведя.
Упражнение «Вспомни сказку».
Проводится перед иллюстрированием русской сказки «Гуси-лебеди».
Содержание: После сообщения темы урока учитель говорит, что художник, прежде чем приступить к рисованию иллюстраций к сказке, собирает подготовительный материал и делает эскизы, в которых изображает место действия сказки, её героев и предметы, которые могут их окружать. Особое внимание художник обращает на изображение фигуры человека, на её выразительность. Нужно , чтобы по позе героя было видно, что он делает, спокоен или переживает что-то, как он одет (например герой русской народной сказки должен быть одет в русский народный костюм), какой у него характер и т.д. Для этого художник выполняет специальные наброски – быстрые кратковременные рисунки с целью передачи той или иной позы и жестов героя сказки согласно своему замыслу.
Затем учитель говорит о том, что художник оставил нам несколько набросков главной героини сказки «Гуси-лебеди» - девочки.
На доску вывешиваются наброски девочки в различных положениях: стоит с поднятыми руками; бежит, подняв голову вверх; стоит, капризно отвернувшись и, жестом руки как бы говорит: «Не надо!»; стоит, пытаясь достать, что- то сверху и т.д.
Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на наброски и определить, при иллюстрировании какого эпизода сказки можно использовать тот или иной набросок.
Упражнение «Костюм героя».
Упражнение выполняется на занятии по иллюстрированию «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.
Материал: Иллюстрации И.Я.Билибина к «Сказке о царе Салтане» с изображениями главных героев сказки. Наборы с изображениями элементов мужской и женской одежды героев русских сказок: кафтан с воротником козырем, шапка, пояс, сапоги, вышитая рубашка, сарафан, венец или кокошник, передник (запон), душегрейка и др. Грамзаписи русской народной музыки; проигрыватель, незаконченные изображения женской и мужской фигуры.
Содержание: На доске вывешены иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» изображающие царя Салтана и царицу, трёх девиц, прядущих под окном, князя Гвидона, царевну Лебедь и др.
Учитель спрашивает учащихся о том, как можно догадаться, что на иллюстрациях изображены герои русских сказок. Учащиеся отвечают – по костюмам героев. Тогда учитель обращает внимание учащихся на элементы мужской и женской одежды героев сказки, выписывает новые слова для запоминания.
Затем иллюстрации закрывают, а учащимся выдают наборы карточек с изображением с изображением предметов русского народного и современного женского и мужского костюмов и незаконченные изображения женской и мужской фигур.
Дети должны отобрать предметы женской и мужской одежды. Затем они заканчивают выданные им рисунки – «одевают» своих героев в русский народный костюм, используя изображения предметов одежды, которые они отобрали из набора.
Рисунок делается вначале карандашом, затем красками.
Примечание: Методическое издание «Русское народное искусство 18-20 веков, костюм, женский головной убор, полотенце, вышивка, ткачество, кружево, набойка». Составитель – Т.Я. Шпикалова Москва 1986 год.
Игра «Город царя Гвидона».
Материал: Фотографии или открытки архитектурных ансамблей и отдельных зданий на территории нашей страны: московский и Ростовский кремль, Покровский собор (Храм Василия Блаженного), сооружение Золотого кольца (Владимир, Суздаль), дворцы и минареты Бухары, Самарканда, памятники деревянного зодчества в Кижах. Здания современной архитектуры, например Детский музыкальный театр в Москве и т.д. Грамзапись ростовских звонов, проигрыватель, маленькие колокольчики на каждого учащегося, экран.
Содержание. Вспоминаем эпизоды из «Сказке о царе Салтане», когда сын царя Салтана видит перед собой город.
Отрясая грёзы ночи
И дивясь перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей(…)
Мать и сын идут по граду,
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон…
Включается запись ростовских звонов, а перед учащимися на экране начинают возникать фотографии различных архитектурных памятников и ансамблей, зданий современной архитектуры.
Правило: Учащиеся при виде фотографий со зданиями, которые могли быть в граде царя Гвидона (Московский и Ростовский кремль, Покровский собор и др.) должны поднять вверх руку и позвонить в свой колокольчик. Кто позвонил не вовремя, выбывает из игры.
Отображенный детьми в процессе игры иллюстрированный материал остаётся на доске.