Тема урока: «Городецкая роспись. Роспись разделочных досок».
(по программе: Б.М.Неменского)
Тип урока: комбинированный
Цель урока: научить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла.
Учить создавать композицию из элементов растительного орнамента народной росписи, гармоничному цветосочетанию, технике работы с кистью и красками.
Развивать чувство цвета, формы, творческую фантазию, аккуратность при работе с красками.
Формировать практические умения и навыки в рисовании кистью элементов Городецкой росписи.
Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.
Оборудование:
Для учителя:
Наглядные пособия: иллюстрации с изображением изделий Городецких мастеров, плакаты «Городецкая роспись», презентация «Городецкая роспись», бумага, гуашь, кисти.
Для учащихся:
Бумага, баночка для воды, гуашь, палитра, кисти, простой карандаш, раздаточный материал: шаблон разделочной доски, карточки с этапами выполнения основных элементов городецкой росписи, схемы узоров.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа экран.
План урока (45 мин):
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Теоретическая часть. Вводная беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи с демонстрацией городецкой росписи, презентаций.
Практическая часть: роспись разделочный доски по мотивам городецкой росписи.
3.1 Выполнение упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции.
Самостоятельная работа учащихся.
Заключительная часть: анализ работ и подведение итогов, рефлексия, выставка работ.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствую детей, проверяю готовность рабочих мест.
Постановка темы и задачи урока:
- Мы продолжим работу над блоком тем II четверти «Связь времён в народном искусстве», продолжим разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. На этом уроке мы отправимся в Нижегородскую область.
- Сегодня на уроке я познакомлю вас с элементами городецкой росписи и выполним творческую работу – роспись разделочный доски в стили Городецкой росписи.
- Тема нашего урока «Городецкая роспись».
Изучение нового материала.
Беседа сопровождается показом слайдов.
Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
- Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками. Здесь всегда любили сказки: мастерили сказочно красивые корабли, дома, разную домашнюю утварь украшали резьбой и росписью. Каждый предмет городецкого художественного промысла – настоящее произведение искусства.
С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные мотивы появились на прялках, донцах, игрушках. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы, кони - все эти сюжеты часто дополнялись изображениями фантастических цветов: яркие розаны и купавки, зелеными веточками. Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки.
-Какие сказки вам вспоминаются? («Сивка – бурка», «Жар-птица», «Аленький цветочек» и др.)
-Что могло вдохновлять мастеров на создание таких цветов?
Название «Розан» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой. Дело в том, что много лет тому назад на Руси в самую короткую ночь праздновали день Ивана Купалы. В эту ночь появляется удивительной красоты цветок папоротника – цветок счастья. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Каков из себя этот цветок – никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, другие, что – алый, а третьи же говорили, что он светится, вроде бы, синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Многие пытались найти этот цветок, да так никто и не нашел. А Городецкие мастера придумали этот цветок и назвали его купавка – в честь праздника Ивана – Купалы.
- Чем отличаются эти два цветка? (формой цветка. Купавка - цветок со смещенным центром, а самый крупный лепесток располагается напротив серединки цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Розан – раскрывшейся цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка). Цветы в городецкой росписи – символ здоровья и процветания.
Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию. Определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло – зеленой краской. Хвост пишут по-разному. Например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Оживку делают белилами, нанося тонкие мазки.
Постановка художественной задачи.
Сегодня на уроке будет выполнять подарок для мамы. Это – разделочная доска, которую украсим, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья, сказочные птицы).
Прежде чем рисовать художник думает о композиции, т.е. о том, как расположить элементы узора, так чтобы было красиво.
- Вспомните, что такое узор? (это композиция рисунка из разных цветов и причудливых линий, вписанная в любую форму).
-У нас какая форма разделочной доски? (прямоугольная).
- Рассмотрите схему размещения узора в прямоугольной форме ( карточка на столе) с одним крупным цветком и несколькими мелкими (схемы 1, 2, 3) и с двумя крупными (схема 4), тремя крупными (схемы 5 и 6) в сочетании с разным количеством мелких цветов ( знакомство учащихся с вариантами композиционного размещения узора на разделочных досках).
- Учащиеся достают шаблоны кружочков из конверта (конверт на парте).
- Из данных кружочков самостоятельно составьте узор на разделочной доске, соблюдая симметрию, расположение элементов в прямоугольнике.
- После того как найдено место расположения узора, обводим кружочки. Центральный цветок можно заменить на изображение городецкой птицы.
3. Практическая работа учащихся.
3.1 Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.
-А сейчас давайте поработаем, как городецкие мастера и постараемся научиться писать купавку, розан и листики.
- Существует 5 этапов выполнения городецкой росписи (поэтапное выполнение вместе с детьми).
Для работы нам необходимы следующие инструменты и материалы:
Разделочная доска,кисти,гуашь.
Приемы выполнения розана и купавки:
1 этап – мастера называют «подмалевком», т.е круговое движение кистью, нанесение одного цветного пятна. Розан выполняется обычно холодными цветами, а купавка теплыми цветами. Для этого надо белую краску смешать с синей, а потом - с красной. Выполняем два круга голубым и розовым цветом. Самое главное научиться правильно держать кисть. Кисть необходимо держать перпендикулярно к листу бумаги. Кисть руки свободна, можно слегка опираться на мизинец, который едва касается поверхности.
(показ получения цветов для подмалевка)
2 этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка. У купавки он смещается влево или вправо и половина находится на подмалевке; обычно он заполняется чистой краской, без белил.
3 этап - особую прелесть цветам придают лепестки, выполненные полукруглыми дужками. Чтобы получить дужку красивой формы, её начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на неё, затем сильным нажимом (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Мастер держит кисть перпендикулярно расписываемой поверхности. Цвет дужек совпадает с цветом центра каждого вида цветочного узора. У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. У купавки – напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру. После прописывания дужек-лепестков цветы преобразились: поверх первоначального силуэта цветного круга обозначился ажурный венчик розана и купавки.
4 этап - «оживка». Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий. Придают особую выразительность.
5 этап – заканчивается композиция соединение единое в целое с помощью листьев. Городецкие листья разнообразны по форме. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех и двух листьев. Оживка на листьях выполняется черным цветом, допускается добавление белого.
3.2 Учащиеся завершают работу самостоятельно. В ходе самостоятельной работы учащихся обращаю внимание: на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками. Во время работы проходит гимнастика для глаз.
- Заканчивается работа оформлением рамочки. Городецкие мастера уделяют этому большое внимание, так как рама украшает любое изделие. Она выполняется как одним цветом, так и несколькими (варианты рамочек на столе).
4. Итог урока.
-Работы учащихся вывешиваются на доску.
- Я очень рада, что у вас получились такие красивые доски. Вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы! Отметки выставляются в журнал.
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие:
Все хотим вам показать
И подробно описать.
Обобщение темы, рефлексия.
- урок мне понравился, потому……………
- я на уроке научился (лась)……………
- городецкая роспись – это………………
- хотел (ла) бы ты продолжить знакомство с другими промыслами…………………………………….
- Молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен. До свидания.
Уборка рабочего места.