МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДУБОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ГРИБАНОВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено «Согласовано» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР: Директор школы: _______С.В. Кострюкова
учителей гуманитарного цикла _________ О.Н. Ильина «___»______________ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
Программу составила:
учитель физической культуры и изоб.искусства
Ткачева Марина Александровна
Листопадовка 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского и нормативных документов: Государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.), Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству.
Примерная программа по изобразительному искусству конкретизирует содержание тем Государственного образовательного стандарта по предмету, определяет обязательную часть учебного курса. Содействуя сохранению единого образовательного пространства, Примерная программа даёт возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.
Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.
Настоящий тематический план поможет учителю организовать и скорректировать образовательный процесс таким образом, что каждый учащийся узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудна работа художника, научится грамотно рисовать, уверенно водить карандашом и кистью. Важно и то, что предусмотренные планом виды творческой деятельности будут способствовать воспитанию у обучающихся отношения к изобразительному искусству, как форме человеческого сознания к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.
Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.
Поэтому главной задачей учителя изобразительного искусства становится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, ни карандашей, ни самой хорошей бумаги. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.
Именно на решение этой основной задачи и направлена программа изобразительного искусства под редакцией Б. М. Неменского и соответственно данный тематический план.
В течение учебного года учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и, в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись, композицию. Большое внимание уделено истории искусства, изучению искусствоведческого материала, знакомству с жизнью и творчеством великих художников, укреплению межпредметных связей (литература, история, мировая художественная культура, музыка).
Представленное развернутое тематическое планирование позволит учителю целенаправленно и последовательно обучать семиклассников грамоте рисования, основам теории и истории изобразительного искусства.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
(базовый уровень)
В результате изучения изобразительного искусства в конце учебного года ученик должен:
знать/понимать:
– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;
– значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для восприятия и оценки произведений искусства;
– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству:
для учителя:
1.Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009 г.
2. Неменская Л. А. Искусство в жизни человека. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008 г.
3. Агеева И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2006 г.
для учащихся:
Неменская Л. А. Искусство в жизни человека. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008 г.
Литература
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.
2. Бялик В. Пейзаж. – М.: Белый город, 2004. – 47 с.: ил. – ISBN 7793-0394-0.
3. Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. – СПб.: Лита, 2000. – 848 с.: ил.
4. Воронова О. П. Искусство скульптуры. – М.: Знание, 1981. – 112 с.
5. Дмитриева Я. А. Краткая история искусств. – Вып. 2. – М.: Искусство, 1991. – 318 с.: ил. – ISBN 5-210-00246-2.
6. История искусства зарубежных стран. – Т. 3 / Под ред. М. В. Доброклонского. – М.: Искусство, 1964. – 672 с.: ил.
7. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 336 с.: ил.
8. Перепелкина Г. П. Искусство смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
9. Панорама искусств 12: сборник статей / сост. М. Зиновьев. – М.: Советский художник, 1989. – 416 с.: ил. – ISBN 5-269-00261-2.
10. Ракитин В. И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972. – 128 с.: ил. – (Серия «Народный университет». Факультет литературы и искусства).
11. Розенвассер В. Б. Беседы об искусстве. – М.: Просвещение, 1979. – 183 с.: ил.
12. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. – ISBN 5-09-000956-2.
13. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Филологич. об-во «Слово», Центр гуманит. наук при фак-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, ТКО «ACT», 1996. – 610 с. – ISBN 5-88196-838-7.
14. Туберовская О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Изд. 2-е. – Л.: Детская литература, 1973. – 160 с.: ил.
15. Художественная галерея: журнал. – 2004. – № 14. – ISBN 0-7489-7465-2 (серия); ISBN 0-7489-7476-8.
16. Щипанов А. С. Юным любителям кисти и резца. – М.: Просвещение, 1981. – 416 с.: ил.
Основное содержание курса
Изображение фигуры человека и образ человека.
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в Древней Греции: красота и совершенство идеального тела человека.
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека.
Виды скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве и скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения (Донателло, Микеланджело).
Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19 – начала 20 вв. Значение особенностей материала для создания выразительного образа в скульптуре. Творчество В. И. Мухиной, С. Т. Котенкова.
Набросок как вид рисунка. Особенности и виды набросков. Образная выразительность фигуры.
Человек – главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления о красоте человека в различные исторические эпохи. Восприятие произведений изобразительного искусства.
Поэзия повседневности.
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Индии.
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. История развития бытового жанра (П. Брейгель, Ж.-Б. Шарден, В. Ван Гог, Э. Дега). Восприятие произведений искусства.
Художественные направления 19 века (реализм). История развития бытового жанра в России творчество А. Г. Венецианова и П. Федотова.
История создания Товарищества передвижников. Художник – выразитель мыслей, чувств людей своего времени. Творчество И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. Г. Перова.
История создания Третьяковской картинной галереи. П. М. Третьяков – человек, гражданин. Третьяковская галерея – крупнейший музей русского искусства в Москве. Творчество В. М. Васнецова.
Понятие сюжета и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения.
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Творчество А. Рябушкина, А. Васнецова.
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Умение художника видеть значимость каждого момента жизни. Творчество Ю. И. Пименова, А. Пластова, А. А. Дейнеки.
Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.
Великие темы жизни.
Виды живописи. Монументальная живопись эпохи Средневековья и Возрождения. Фрески зарубежного искусства (Микеланджело Буонаротти и Рафаэль Санти). Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращённость к внутреннему миру человека. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Фрески Дионисия. Икона А. Рублёва «Троица».
История создания и анализ произведений станковой живописи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Рембрандт ванн Рейн «Возвращение блудного сына», И. Иванов «Явление Христа народу». Значение изобразительной станковой живописи в русском искусстве. Картина как философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни (на примере произведений В. М. Сурикова).
Этапы создания картины. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация.
Виды скульптуры. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и народного самосознания. Э. – М. Фальконе «Медный всадник», И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому».
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. Дейнека, А. Пластов, Б. Неменский). Художник – творец – гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане.
Реальность жизни и художественный образ.
Виды графики: книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его художником. Известные иллюстраторы книги (В. Фаворский и др.)
Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».
Стили и направления в русском искусстве Нового времени (классицизм, реализм, символизм, модерн). Творчество М. Врубеля. Художественные объединения: «Мир искусств» и др.
Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Художественные направления в искусстве 20 века. Творчество П. Пикассо.
Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Ценности музейных собраний и потребность людей в общении с искусством. Крупнейшие художественные музеи России и мира.
Учебно – тематический план (35 часов)
35
Календарно – тематическое планирование (35 часов)
1.ТЧ. Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека. 2.ПЧ. Выполнение фризовой композиции с изображением древних шествий, характерных для древних культур.
Закончить работу с выполнением фризовой композицией.
1
2
Пропорции и строение фигуры человека.
1.ТЧ. Конструкции фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека.
2.ПЧ. Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.
Работа над проектом «Великие скульпторы 19 – начала 20 века».
1
3-4
Лепка фигуры человека.
1.ТЧ. Виды скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве и скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения (Донателло, Микеланджело).
2.ПЧ. Лепка фигуры человека в движении с использованием проволочного каркаса.
Продолжение и завершение работы над проектом.
2
5
Изображение фигуры человека в истории скульптуры.
1.ТЧ. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19 – начала 20 вв. Значение особенностей материала для создания выразительного образа в скульптуре. Творчество В. И. Мухиной, С. Т. Котенкова.
2.ПЧ. Презентация проектов.
1
6
Набросок фигуры человека с натуры.
1.ТЧ. Набросок как вид рисунка. Особенности и виды рисунков. Образная выразительность фигуры.
2.ПЧ. Наброски с натуры одетой фигуры человека в разных движениях (графика).
Выполнение набросков членов семьи.
1
7
Повторительно-обобщающий урок: «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве».
1.ТЧ. Человек – главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления о красоте человека в различные эпохи. Восприятие произведений изобразительного искусства.
2.ПЧ.--------------------------------------------------
1
Тема 2. Поэзия повседневности (11 часов)
8
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
1.ТЧ. Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Индии.
2.ПЧ. Изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.
Завершение работы над рисунком.
1
9
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
1.ТЧ. Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. История развития бытового жанра (П. Брейгель, Ж.-Б. Шарден, В.Ван Гог, Э. Дега). Восприятие произведений искусства.
2.ПЧ. Рисунок на тему урока.
Проектная деятельность на тему «Творчество русских художников» (И. Е. Репин, В. Перов, В. М. Васнецов)
1
10
Творчество А. Г. Венецианова и П. А. Федотова.
1.ТЧ. Художественные направления 19 века (реализм). История развития бытового жанра в России. Творчество А. Г. Венецианова и П. А. Федотова.
2.ПЧ.-----------------------------------------------------
Работа над проектом.
1
11
Творчество художников-передвижников.
1.ТЧ. История создания Товарищества передвижников. Художник-выразитель мыслей, чувств людей своего времени. Творчество И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. Перова.
2.ПЧ.----------------------------------------------
Дополнить список рассмотренных на уроке произведений В. Перова и И. Репина.
1
12
Государственная Третьяковская галерея.
1.ТЧ. История создания галереи. П. М. Третьяков – человек и гражданин. Третьяковская галерея – крупнейший музей русского искусства в Москве. Творчество В. М. Васнецова.
2.ПЧ. Проверка результатов проектной деятельности.
1
13
Сюжет и содержание в картине.
1.ТЧ. Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях искусства. Различные уровни понимания произведения.
2.ПЧ. Выполнение композиционных набросков, различных по сюжету, но на одну тему.
1
14-15
Жизнь в моём селе в прошлые века (историческая тема в бытовом жанре).
1.ТЧ. Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Творчество А. Рябушкина, А. Васнецова.
2.ПЧ. Выполнение композиции на темы жизни людей своего села в прошлом.
Сбор материала к сюжетной композиции.
2
16-17
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.
1.ТЧ. Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Умение художника увидеть значимость каждого момента жизни. Творчество Ю. Пименова, А. Пластова, А. А. Дейнеки.
Наблюдение и выполнение набросков к сюжетной композиции.
2
18
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
1.ТЧ. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа. Национального характера.
2. ПЧ. Создание композиции в технике коллажа (групповая работа).
1
Тема 3. Великие темы жизни (10 часов)
19
Монументальная живопись.
1.ТЧ. Виды живописи. Монументальная живопись эпохи Средневековья и Возрождения. Фрески Микеланджело и Рафаэля. Мозаика.
2.ПЧ. Выполнение мозаичной композиции.
Подобрать репродукции, фото произведений монументальной живописи.
1
20-21
Искусство Древней Руси.
1.ТЧ. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращённость к внутреннему миру человека. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Фрески Дионисия. Икона А. Рублёва «Троица».
2.ПЧ. Выполнение коллективной фризовой композиции «Храмы Древней Руси» (рельеф из бумаги).
2
22
Библейские темы в станковой живописи.
1.ТЧ. История создания и анализ произведений станковой живописи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Рембрандт ван Рейн «Возвращение блудного сына», И. Иванов «Явление Христа народу».
2.ПЧ.----------------------------------------
1
23
Тематическая картина в русском искусстве 19 века.
1.ТЧ. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Картина как философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни (на примере произведений В. Сурикова).
2.ПЧ. Рисунок на свободную тему.
Опережающее задание: подумать над темой исторической композиции и начать сбор необходимого для работы материала.
1
24-25
Процесс работы над тематической картиной.
1.ТЧ. Этапы создания картины. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация.
2.ПЧ. Выполнение композиции на историческую тему (групповая работа).
2
26-27
Монументальная скульптура и образ истории народа.
1.ТЧ. Виды скульптуры. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и народного самосознания. Э.-М. Фальконе «Медный всадник». И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому».
2.ПЧ. Выполнение проекта памятника, посвящённому историческому событию.
Продолжение работы над проектом.
2
28
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.
1.ТЧ. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. Дейнека, А. Пластов, Б. Неменский). Художник – творец – гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане.
2.ПЧ.---------------------------------------------------
Подготовить сообщение на тему урока.
1
Тема 4. Реальность жизни и художественный образ (7 часов)
29-31
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
1.ТЧ. Виды графики: книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его художником. Известные иллюстраторы книги (В. Фаворский и др.).
2.ПЧ. Работа над проектом оформления книги.
Работа над проектом оформления книги.
3
32
Зрительские умения и их значение для современного человека.
1.ТЧ. Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».
2.ПЧ. Самостоятельный анализ произведения искусства (письменно).
1. Продолжение работы над анализом произведения искусства.
2. Работа над проектом «Художники 20 века» (К. С. Петро – Водкин, П. Пикассо).
1
33
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
1.ТЧ. Стили и направления в русском искусстве Нового времени (классицизм, реализм, символизм, модерн). Творчество М. Врубеля. Художественные объединения: «Мир искусств» и др.
2.ПЧ. Выполнить рисунок в одном из художественных стилей.
Продолжение работы над проектом.
1
34
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
1.ТЧ. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Художественные направления в искусстве 20 века. Творчество П. Пикассо.
2.ПЧ. Минисочинение на тему «Моё любимое произведение изобразительного искусства».
Продолжение работы над проектом.
1
35
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
1.ТЧ. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Ценности музейных собраний и потребность людей в общении с искусством. Крупнейшие художественные музеи России и мира.
2.Презентация творческих работ.
1