Тема «Плакат». (конспект занятия по дисциплине «Композиция» )
Глинский Андрей Алексеевич,
преподаватель спец дисциплин
высшей категории
ГОУ СПО «Самарское художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина»
г. Самара, Самарской области
Разработка урока (8 академических часов) по композиции, специальность «Дизайн» 2 курс, III семестр.
Цель урока: Освоение методики проектирования и создания целостного художественного образа. Специфика художественного языка плаката. История плаката, предназначение, традиции и тенденции.
Инвентарь: цветная бумага и расколеровки для аппликации, бумага для рисования А4, клей ПВА, тушь, гуашь, карандаш, кисть, перо, линейка, банка для воды, резак и ножницы.
План урока: Организационная часть 5 – 7 мин.; Теоретическая часть 25-30 мин.; Объяснение задания 10 – 15 мин.; Практические занятия и индивидуальные беседы по ходу работы 2 – 2,5 часа; Обсуждение и анализ лучших работ 15 - 20 мин.; Задание на дом 3 – 5 мин.
Ход урока: После организационной части совершаем краткий экскурс в историю плаката, от древних Египта и Греции, чрез Делакруа, Тулуз-Лотрека, Маяковского и Родченко, до наших дней. Демонстрирую примеры поясняя композиционные закономерности.
Далее озвучиваю задание:
Создать аппликативный эскиз плаката на заданную тему. Как правило с учебной программой по времени совпадают внутри училищный и городской конкурсы плакатов, поэтому темы всегда под рукой. Возможность дорисовок в эскизах не исключается, но акцент ставится на работу с пятном и цветом, идея удерживается в голове, а детализация проявляется по мере необходимости. Напоминаю, что проектирование образа ведется на основе законов композиции, грамотного использования средств гармонизации, и приемов работы с формой.
Главная задача - создать целостный художественный образ. По ходу работы рассказываю о роли плаката на современном этапе развития изобразительного искусства. Об основных приемах проецирования идеи на плоскость, таких как метафора, метаморфоза, аллюзия, аллегория.
Демонстрирую примеры и аналоги:
[pic]
В ходе исполнения слежу за тем, что бы не было сильно отстающих, провожу индивидуальные разъяснения, даю практические рекомендации и помогаю преодолеть нерешительность. Разъясняю, насколько легче и быстрее формируется и уточняется идея когда в процесс вовлечено не только воображение, но и руки. Пытаюсь сконцентрировать внимание учеников на происходящей работе.
[pic]
[pic]
Предлагаю ученикам увидеть параллели с удачными образными решениями прошлого. Использовать зрительскую память через аллюзию. Напоминаю, что специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на расстоянии, привлекать внимание, смысл изображенного должен легко прочитываться зрителем. С этой целью художники используют различного рода изобразительные метафоры, разномасштабные изображения, обобщенные, а подчас и сатирические образы. А основным средством гармонизации естественным образом является контраст. Показываю работы выпускников училища, сделанные уже с помощью графических компьютерных программ, но все тем же методом.
[pic]
В конце занятия вместе с учениками обсуждаю достоинства и недостатки выполненных эскизов, даю рекомендации по необходимым исправлениям, привлекаю к прояснению критериев оценки весь коллектив группы.
Даю домашнее задание: По утвержденному эскизу начать исполнение плаката в размер планшета 55 х 75 см, используя все приобретенные ранее навыки оформительского ремесла. Закончить работу будет можно непосредственно в мастерской на последующем занятии.
Список использованной литературы
1. Чернышев О.В. Формальная композиция. - Минск: Харвест, 1999.
2. Иохансен Иттен. Искусство формы. - Москва: Д. Аронов, 2004.
3. Ветрова И.Б. Неформальная композиция. - Москва: Ижица, 2004.
4. Голубева О.Л. Основы композиции. - Москва: Изобразительное искусство, 2001.
5. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. - Москва: Гном и Д, 2001.