Тема: Портрет в изобразительном искусстве XXвека
Цели: Поговорить с учащимися об индивидуальных особенностях портретов; рассказать о великих портретистах мира.
Материалы: репродукции картин. Альбом, кисти, непроливайка, краски, карандаши.
Ход урока
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется…ПОРТРЕТ.
- Как вы думаете,чем мы будем сегодня на уроке заниматься?
- Сегодня, мы будем продолжать изучение одного из жанров изобразительного искусства- портрет.
- Давайте вспомним, что такое портрет, каковы его особенности и какие основные виды портрета существуют.
- Портрет –(от франц.- изображать, передавать «черта в черту»)- это изображение человека или группы людей, реально существующих, либо существовавших в прошлом.
- Различают парадный и камерный портреты.
- Бывают портреты парные и групповые.
- Эти портреты предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхваления определённых персон, и для сохранения памяти о людях, объединённых профессиональными, духовными, семейными узами.
- Особую категорию составляет автопортет, на котором художник изображает самого себя.
- Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту.За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлёт и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века..
Самый древний портрет .Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (Франция). «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта вертикальная полоса, обозначающая нос.
Древнеегипетский портрет. Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозными, магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни).
Древнегреческий портрет. У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты.
Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними.
Древнеримский портрет. Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримских портретов — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического.
Портрет Средневековья. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. Личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью. Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с X—XII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях. Он является частью церковного архитектурно-художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре (особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги.
Портрет Возрождения. Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве .
Портрет 17 век. В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были созданы наследниками нидерландской живописи. К этому времени она разделилась на две самостоятельные ветви — фламандскую и голландскую школы. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.
В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. Также художники начинают создавать портреты-типы людей из народа (Диего Веласкес, Франц Хальс).
Испанский художник того периода Диего Веласкес считается одним из величайших портретистов за всю историю жанра.
Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающуюся от предшественников. Рисунок портретов художников Антуана Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770) и др. легкий, подвижный, их колорит полон изящных переливов, для него характерно сочетание изысканных полутонов.
Портрет 19 век. XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты. Новаторские искания в живописи обращены теперь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов. В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли.
Искусство ХХ в.- это постоянные художественные искания как формы, новых средств выразительности, так и содержания. В портретном искусстве ХХ—XXI вв. условно можно выделить два направления. Одно из них продолжает классические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое — ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.
Каждый человек-это неповторимая личность, у каждого своя судьба, свои радости, огорчения. Каждый человек несёт в себе тайну своей жизни, особенности своей эпохи, века. Ведь если бедняка одеть в богатое платье некоторые не догадаются кто он на самом деле ,но его лицо, его глаза, его улыбка- это открытая книга его судьбы .Об этой книги, как нельзя точно сказал советский поэт Николай Заболоцкий в своём стихотворении «О красоте человеческих лиц.»
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Я думаю ,что Н. Заболоцкий не раз вглядывался в лица людей разных эпох на портретах известных художников. Вы ,наверное, помните, что портрет как самостоятельный жанр появился в Голландии в 17 в. В России этот жанр появился в 18 в.
В нач. 20 в. под натиском быстро развивающейся фотографии показалось, что портретная живопись утратила своё значение. Однако, напротив, именно благодаря этому живопись освободилась от сопутствующей задачи точного копирования и приобрела большую свободу.Но при этом художники потеряли объединяющие их идеи и общие цели.
Особое место в искусстве 20в. занимают Пабло Пикассо и Анри Матисс. Их творческие эксперименты с формой и цветом породили новые представления об изобразительном искусстве и новый взгляд на окружающий мир.
В современном искусстве часто видят свободу сочетания разных форм искусства прошлого. Зритель не сразу догадывается, что попадает в стихию карнавала: здесь переплетается не просто реальное с выдуманным, но и возвышенное с низменным, доброе со злым. Именно поэтому идёт разговор о потере человеком цельности мироощущения, а значит и потери себя как полноценной личности. Разрушается идея портрета в его традиционном понимании.
В картинах знаменитого сюрреалиста С. Дали обрывки реальности, причудливо соединяясь ,образуют новый абсурдный и тревожный смысл, похожий на видения сна.
Во второй половине 20 в. связи с развитием средств массовой информации особое влияние приобрело направление поп-арт –«общедоступное искусство» ,такое ,которое теперь пришло к каждому. А подлинное искусство всё более становится уделом избранных.
Поп-арт опирается на общедоступные понятия и элементарную потребность «узнавания». Художник Э. Уорхол «тиражировал» лицо киноактрисы Мерилин Монро на огромных щитах, подобных рекламным, утверждая, что таким «магическим приёмом» заставит зрителя принять любой объект, который выделит художник, так как это отвечает современному массовому сознанию людей, их стремлению к созданию кумиров.
В России 20 в. искусство портрета также чрезвычайно разнообразно по форме и содержанию. Для художников становится значимым стремление создать образ жизни своей страны через образы своих современников. Портрет выходит за привычные рамки жанра, превращаясь в сложную композиционную картину. Одной из существенных тем стала связь современности с прошлым.
Так, герой картины В.Е. Попкова «Шинель отца» не просто примеряет шинель- он соотносит свою и отцовские судьбы, ставит философскую проблему связи времён, связи поколений. Шинель на плечах сына, тени прошлого как фон картины, напряжённый колорит тревожных раздумий, вопросительный жест… При видимой конкретности портрета эта картина иносказательна и символична.
Конечно же всех этих Великих художников вдохновляла муза.
«Все влюблённые талантливы». Мы знаем примеры подлинной красоты , любви- любви единственной, на всю жизнь, любви не всегда разделённой ,но возвышающей и облагораживающей: Ромео и Джульетта, Арбенин и Нина, Пушкин и Наталья Ганчарова, Лермонтов и Варенька Лопухина… и т. д.
Николай Заболоцкий –Признание. Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что не сбудется - позабудется...
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
Осетинские художники Коста Хетагуров 3.X.1859 — 19.III.1906 Коста был многогранной личностью и его творческое наследие тоже многогранно: это и сборник «Ирон фæндыр», ставший базой для формирования современного осетинского литературного языка, пронизанный патриотизмом и любовью к народу и родной земле, это его прозаические и публицистические произведения, а также его картины.
Махарбек Сафарович Туганов. (1881 — 1952)
Народный художник Осетии, заслуженный деятель искусств ГССР, основатель и первый директор Цхинвальского художественного училища, автор многочисленных картин на исторические темы, портретист, иллюстратор героического осетинского нартского эпоса, книжный график, публицист, собиратель осетинского фольклора.
Асламбек Джанаев. (1919 — 1989) — советский художник-живописец, график, скульптор, сценограф и режиссёр. Народный художник РСФСР .
Едзиев Сосланбек Михайлович. Скульптор, архитектор, исполнитель осетинских народных песен. Автор множества скульптурных работ, серии надгробных памятников, резчик по дереву, создатель множества единственных в своем роде предметов быта осетин. Помимо этого известен как автор уникального проекта двухэтажного каменного дома и его строитель. Мог мастерски обтесывать камни, и танцевать, и играть на осетинской гармошке.
Сосланбек Дафаевич Тавасиев. Народный художник СО АССР, народный художник Башкирии, лауреат Государственной премии СССР.
Шалва Бедоев. (1940)Художник, профессор, доктор наук, заслуженный художник России, член Российской Академии художеств
Магрез Келехсаев (1940) Российский осетинский художник, сценограф, живописец, педагог. Народный художник России (2008), лауреат Государственной премии РФ (1984)
Хсар Гасиев(1929) Заслуженный художник ГССР
Чермен Дзанагов(1920) Советский осетинский и российский скульптор. художник РСФСР (1982).
Соскиев Владимир. (1941)Известный российский осетинский скульптор.
Сегодня я предлагаю вам создать два портретных рисунка- один с использованием бокового света, другой- с использованием заднего света. Нужно ,чтобы в вашей работе присутствовало несколько оттенков краски. Постарайтесь при помощи света передать своё настроение и отношение к изображаемому герою.
Портрет сыграл важную роль в истории европейской и русской живописи; он занял одно из главных мест среди основных жанров живописи; стоит отметить, что произведения великих художников-портретистов актуальны и поныне, они учат нас живому восприятию мира, особому отношению к жизни, помогают лучше узнать внутренний мир человека.
«Каждый из нас чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновенья человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было её вовсе в лице».
Ф.М. Достоевский.