Рабочая программа по изобразительному искусству. Неменский. (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


1. Пояснительная записка

к рабочей программе по изобразительному искусству для учащихся 5 класса.


Рабочая программа по предмету изобразительное искусство в 5 классе составлена на основе федерального образовательного стандарта второго поколения, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России, примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Изобразительное искусство. 5-7 класс. Музыка. 5 – 7 класс. Искусство 8-9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г., программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-8 класс под руководством Б.М.Неменского М.: Просвещение, 2011г.

Программа предусматривает использование УМК под ред Б.М.Неменского.

  • Учебник: «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человек» 5 класс. ( авторы Горяева Н.А., Островская О.В. под ред. Неменского Б.М.- М., «Просвещение», 2013);

  • Рабочая тетрадь: «Изобразительное искусство. Твоя мастерская»(автор Н.А. Горяева. – М., «Просвещение», 2012);

  • методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».- М., «Просвещение», 2012.


Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих целей:


- формирование художественной культуры учащихся через восприятие и деятельностное освоение образно – выразительного языка искусства;

- воспитание эмоционально – ценностного отношения к декоративно – прикладному искусству( уникальному народному, классическому и современному), эстетических чувств, уважения к традициям, культуре народов многонациональной России и других стран;

- овладение основами языка декоративно – прикладного искусства, опытом практической творческой деятельности.

Данные цели реализуются через систему актуальных задач личностного, познавательного и социального развития:

- развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

- гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

- на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.


2. Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности, в единую образовательную струк­туру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме ( с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов( краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин и т.д.), инструментов(кисти, ножницы и т.д.), а также художественных техник(аппликация и коллаж, монотипия, лепка и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.


3. Место учебного предмета в учебном плане


В Федеральном базисном учебном плане предусмотрено на изучение изобразительного искусства в 5 классе 35 часов, 1 час в неделю. Авторская программа рассчитана на такое же количество учебных часов. Данная программа содержит также 35 часов, структура не изменена.

Согласно графику –календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2016-2017 учебный год, утверждённому приказом директора МБОУ «Николаевская СОШ» №60 от 31.08.2016 г. в 5классе предусмотрено 35 учебных недель(1 час в неделю), 35 часов в год.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2017 году» от 04.08. 2016 г. № 756 1, 8 мая считаются выходными днями. В связи с этим рабочая программа рассчитана на 32 часа: темы «Одежда «говорит» о человеке», «Ты сам - мастер» даются блочно. Программа выполняется в полном объеме.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн­ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

 


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные : отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии,  эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Метапредметные.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:

Познавательные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности;  умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);

  • умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции 17 века, чем это обусловлено и т. п.).

Регулятивные результаты:

  • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);

  • умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);

  • умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам.

Коммуникативные результаты:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы; формулировать,  аргументировать и  отстаивать своё мнение.

Предметные: характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном виде искусства;

  • овладение основами практической творческой работы различными  художественными материалами и инструментами, в разных техниках, в специфических  формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, компьютерная графика) для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности.





5. Содержание учебного курса

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (35 часов)

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).

Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

п/п

Тема раздела

Содержание

Кол-во часов

1

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве

1

Убранство русской избы

1

Внутренний мир русской избы

1

Конструкция и декор предметов народного быта

1

Русская народная вышивка

1

Народный праздничный костюм

2

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

2

Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках

2

Искусство Гжели

1

Городецкая роспись

1

Хохлома

1

Жостово. Роспись по металлу

1

Промыслы нашего края. Семикаракорская роспись.

1

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)


1

3

Декор - человек, общество, время

Зачем людям украшения

1

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2

Одежда «говорит» о человеке

5

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

2

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

4

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство

1

Ты сам - мастер

7



Всего

35



Раздел.1 Древние корни народного искусства -8часов

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Раздел.2 Связь времен в народном искусстве – 8часов.

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Семикаракорская роспись.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Раздел.3 Декор: человек, общество, время – 11часов.

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Раздел.4 Декоративное искусство в современном мире -8 часов.

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер.


6. Годовой график-календарь

прохождения учебного материала

по предмету «изобразительное искусство»

5 класс - 1 час


урока

Тема раздела

Кол-во

часов

Срок

прохождения

Контрольная

работа

1 четверть

1-8

Древние корни народного искусства


8

5.09.16-24.10.16г.


9

Связь времен в народном искусстве


1

31.10.16г.


2 четверть

10-16

Связь времен в народном искусстве

7

14.11.16-26.12.16г.


3 четверть

17-26

Декор: человек, общество, время

9

16.01.17 -13.03.17г.


4 четверть

27

Декор: человек, общество, время

1

3.04.17г.


28-35

Декоративное искусство в современном мире

6

10.04.17 -29.05.17г.



35

Итого за год

32












7. Календарно - тематическое планирование 5 класс


урока

Тема урока

Кол-во

часов

Д/з

дата

Тип

урока

Элементы содержания

Предметные результаты

УУД



Раздел1. Древние корни народного искусства (8 часов)


1

Древние образы в народном искусстве

1

С.12-19

5.09.16

Изучение нового материала

Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, дерево жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далекими предками.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, или уголь, сангина, бумага.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

2

Убранство русской избы

1

С.20-29

12.09.16

Изучение нового материала

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть – земля, подклеть – подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративные убранства крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Задание: Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявления конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

3

Внутрен

ний мир русской избы

1

С.30-35

19.09.16

Изучение нового материала

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Предметы народного быта: прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта.

Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

4

Конструкция и декор предметов народного быта

1

С.36-43

26.09.16

Коллективная работа

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Предметы народного быта: прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта.

Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

5

Русская народная вышивка

1

С.44-49

3.10.16

Изучение нового материала

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли, древа жизни и т.д). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материала: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.

Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивке, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

6-7

Народ

ный празднич

ный костюм

2

С.50-59

10.10.16

17.10.16

Изучение нового материала

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс и южнорусский комплекс женской одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюма. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.

Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма.

Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов:

А) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки-куклы;

Б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

8

Народные празднич

ные обряды (обобще

ние темы)

1

С.60-63

24.10.16

Повторительно-обобщающий урок

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии.

Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое значение.

Задание: раскрытие символического значения обрядового действа на примере праздника Покрова, подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен.


Характеризовать: праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т.д.).

Участвовать: в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Разыгрывать: народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

Проявлять: себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить: общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной и изобразительной деятельности.

Понимать и объяснять: ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.


Раздел 2. «Связь времен в народном искусстве» (8 часов)

9-10

Древние образы в современ

ных народных игрушках

2

С.66-75

31.10.16

14.11.16

Изучение нового материала

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.

Единство форм и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.

Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного их промыслов.

Материалы: глина иди пластилин.

Размышлять, рассуждать: об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать: форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть: игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять: собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать: приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать: характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

11

Искусство Гжели

1

С.76-81

21.11.16

Изучение нового материала

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями». Сочетание мазка пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской или объемной формы нарядной гжельской росписью.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

12

Городец

кая роспись

1

С.82-85

28.11.16

Изучение нового материала

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки, и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

13

Хохлома

1

С.86-91

5.12.16

Изучение нового материала

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка» - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.

Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая «кудрина».

Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.

Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля – криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.

Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага.

Эмоционально-воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.


14

Жостово. Роспись по металлу

1

С.92-95

12.12.16

Изучение нового материала

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций. Сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.

Эмоционально-воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи и живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.


15

Промыс

лы нашего края. Семикаракорская роспись.

1

Рисунок цветочной композиции (семикаракорская росись)

19.12.16

Изучение нового материала

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм изделий и цветовая гама и элементы росписи. Сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Семикаракорская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Основные приемы письма, формирующие букет: прикладывание, оживка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам семикаракорской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на бумажном шаблоне цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.

Эмоционально-воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения семикаракорского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на изделиях с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы семикаракорского письма.

Создавать композицию семикаракорской росписи в единстве с формой, используя основные элементы букетно - растительного узора.


16

Роль народных художест

венных промыс

лов в современ

ной жизни (обобще

ние темы)


1


26.12.16

Урок обобщения, закрепления и проверки знаний

Выставка работ и беседа на тему «Традиционные народные промыслы - гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».

Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).

Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».


Раздел 3. «Декор - человек, общество, время (11 часов)

17

Зачем людям украше

ния

1

С.106-107

16.01.17


Изучение нового материала

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно-значимым смыслом., определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д.

Задания: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но и прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, что значит украсить вещь.

18-19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2

С.108-117

23.01.17

30.01.17


Изучение нового материала

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, хука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.)

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задания: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

2. Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа.

Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка.

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

20-24

Одежда «говорит» о человеке

4

С.118-133

6.02.17

13.02.17

20.02.17

27.02.17

Изучение нового материала

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.

Декоративно-прикладное творчество Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы ХVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же – выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признаками.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве ХVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки тканей, клей, ножницы.

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материалов по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением его владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линии стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

25-26

О чем рассказы

вают нам гербы и эмблемы

2

С.134-139

6.03.17

13.03.17

Изучение нового материала

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.

Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические т негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).

Символы и эмблемы ч современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.

Задания: 1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов.

2. Изображение эмблемы класса, школы. Кабинета или спортивного клуба.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобще

ние темы)

1


3.04.17

Уроки повторения и обобщения

Итоговая игра – викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: 1. Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилическому признаку.

2. Посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.


Раздел 4. «Декоративное искусство в современном мире» (8 часов)

28

Современное выставоч

ное искусство

1

С.142-167

10.04.17

Урок - беседа

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматривание различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «Произведение говорит языком материала».

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

29-35

Ты сам - мастер

5

С.168-173

С.174-179

с.180-181

с.182-187

с.188-189

17.04.17


24.04.17


15.05.17


22.05.17


29.05.17

Уроки – творческая мастерская

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Лоскутная аппликация или коллаж.

Декоративные игрушки из мочала.

Витраж в оформлении интерьера школы.

Нарядные декоративные вазы.

Декоративные куклы.

Проверочная работа

Задания: Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

Материалы: для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, веревки и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты, бусинки и т.п.

Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному».


Итого: 32 часа.

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Учебно – методическое обеспечение


Основные:

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. под ред. Неменского Б.М «Изобразительное искусство» 5 класс. М.; Просвещение. 2013г.

  2. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс». М.; Просвещение. 2012г.

  3. Поурочные разработки: Н.А. Горяева «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» - М.: Просвещение, 2012

  4. Электронные приложения к учебнику (1DVD), авторы – составители: О.А. Коблова, И.Б. Полякова


Дополнительные

5.Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство ч.1, 2, 3 М.: «Аванта», 2004г.

6.Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч.2 Культуры мира. М.: «Аванта», 2004г. 638с.

7.Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Духовный мир человека. Ч.3 М.: «Аванта», 2004г. 606с.

8. Энциклопедия для детей. Том 6.Религии мира Ч.1,2. М.: «Аванта», 2004г.


Литература для учителя:

9. Федеральный образовательный стандарт второго поколения.

10. Концепции духовно – нравственноо развития и воспитания гражданина России,

11. Примерная программа по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Изобразителное искусство. 5-7 класс. Музыка. 5 – 7 класс. Искусство 8-9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.

12. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под руководством Б.М.Неменского. – 2-е издание, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, М.:, «Просвещение», 2011г.


Материально-техническое обеспечение


Печатные пособия:

- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.


Учебно-практическое оборудование:

- краски акварельные;

- краски гуашевые;

- тушь;

- бумага А4;

- фломастеры;

- кисти;

- емкости для воды;

- стеки;

- пластилин;

- клей;

- ножницы.


Модели и натурный фонд:

- изделия декоративно-прикладного искусства.





Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Название ресурса

Ссылка

Краткая

Аннотация


1

Наш удивительный мир

Виртуальная выставка детских рисунков


[link]


Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.

9. Планируемые результаты изучения предмета

изобразительное искусство в 6 классе и система оценки

 Личностные:

  • знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

  • жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;

  • отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;

  • зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

Метапредметные:

  • передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

  • выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);

  • передавать движение фигуры человека в пространстве;

  • проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;

Предметные:

  • выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы при создании модели космического корабля;

  • выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;

  • участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.

  • применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  •         проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в  них духовно-нравственных ценностей  и  идеалов,   при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;

  • использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.

Система контроля

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются результаты обучения - знания,умения, навыки и результаты воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля: 

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года.

С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. 

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. 

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

"отлично" -  работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую  и, – или практическую направленность для современного общества.                

"хорошо"  - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто  теоретическое  и, – или практическое значение выполненной работы.

"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,  выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое  и, – или практическое значение.

"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.


















Пояснительная записка

к рабочей программе по изобразительному искусству для учащихся 7 класса.


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 7 класс.» разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-8 классы под руководством Б.М.Неменского М. , «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2011г. и рассчитана на изучение учащимися 7 классов в течение 35 учебных часов в год из расчета 1 час в неделю.

Программа предусматривает использование УМК под ред Б.М.Неменского.

  • Учебник:Питерских А.С., Гуров Г.Е. под ред. Неменского Б.М.«Изобразительное искусство» 7-8 класс. М.; Просвещение. 2009г.

  • методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 7-8 класс М.; Просвещение. 2009г.


Цели программы:

- формирование эстетических представлений о рукотворном мире человека, о культуре быта и красоте обыденных вещей и их отображении в произведениях искусства разных видов и жанров;

- развитие творческой активности в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.


Задачи программы:

- продолжать воспитывать интерес и уважительное отношение к отечественному искусству и искусству народов мира, ориентировать на постижение духовно – нравственных ценностей в произведениях пластических искусств;

- давать представление об актуальности художественного наследия в рамках разных эпох;

- развивать умение выделять национальный идеал в художественном произведении;

- формировать зрительную компетентность на основе углубления знаний об историческом и бытовом жанрах, портрете и автопортрете, натюрморте, скульптуре и архитектуре, синтезе искусств, раскрытии значения творческой индивидуальности художника;

- создавать условия для решения разнообразных художественно- творческих задач изображения человека с натуры, по памяти, по представлению с целью передачи состояния портретируемого; скульптурного портрета- аллегории; образа – символа по мотивам народного творчества;

- развивать творческую активность в работе над композицией, в поиске художественного образа и выразительных средств его передачи в изобразительном материале в серии художественно – творческих заданий, отражающих стилистику авангардного искусства началаXX века и экспрессию образа в современной пластике, использовать приёмы художественного конструирования;

- знакомить с архитектурными стилями в русском зодчестве XVIIIXX веков и развивать умение и навыки передачи в зарисовках примечательных архитектурных объёмов, стилистических особенностей времени их создания;

- активизировать действия учащихся в эстетическом преобразовании среды, углублять эмоционально – эстетические оценки их высказываний о мире прекрасного и способности выразить эти оценки в пластических образах своих художественных композиций.

В Федеральном базисном учебном плане предусмотрено на изучение изобразительного искусства в 7 классе 35 часов, 1 час в неделю. Авторская программа рассчитана на такое же количество учебных часов. Данная программа содержит также 35 часов, структура не изменена.

Программа соответствует требованиям обязательного минимума содержания по предмету изобразительное искусство.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме ( с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов( краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин и т.д.), инструментов(кисти, ножницы и т.д.), а также художественных техник(аппликация и коллаж, монотипия, лепка и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно­го опроса и контроля выполнения практических работ.

Содержание учебного курса

Раздел.1 Изображение фигуры человека и образ человека. -8часов

Изображение фигуры человека в истории искусств. Пропорции и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.


Раздел.2 Поэзия повседневности..– 8часов.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках(историческая тема в бытовом жанре).

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве(тема праздника в бытовом жанре)



Раздел. 3 Великие темы жизни..– 12часов.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века.



Раздел.4 Реальность жизни и художественный образ. -7 часов.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения изобразительного искусства


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:


- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах(бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом(метаморфическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культурно-строительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:


- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в 20 веке.


В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:


- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.


Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ





























Пояснительная записка

к рабочей программе по изобразительному искусству для учащихся 8 класса.


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 8 класс» разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-8 классы под руководством Б.М.Неменского М. , «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2011г. и рассчитана на изучение учащимися 8 классов в течении 35 учебных часов в год из расчета 1 час в неделю.

Программа предусматривает использование УМК под ред Б.М.Неменского.

  • Учебник:Питерских А.С., Гуров Г.Е. под ред. Неменского Б.М.«Изобразительное искусство» 7-8 класс. М.; Просвещение. 2009г.

  • методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 7-8 класс М.; Просвещение. 2009г.


Цели программы:

- формирование восприятия произведений пластических искусств как памятников материальной и духовной культуры народов мира, хранящих на протяжении веков научные и эстетические представления человека о нём самом и окружающем его мире;

- постижение нравственно – эстетических идеалов в пространстве культуры;

- развитие творческой активности учащихся в процессе посильного самостоятельного создания художественных композиций и поисковой работы.


Задачи программы:

- продолжать воспитывать интерес и уважительное отношение к отечественному искусству и искусству народов мира, ориентировать на постижение духовно – нравственных ценностей в произведениях пластических искусств;

- давать представление об актуальности художественного наследия в рамках разных эпох;

- развивать умение выделять национальный идеал в художественном произведении;

- формировать зрительную компетентность на основе углубления знаний об историческом и бытовом жанрах, портрете и автопортрете, натюрморте, скульптуре и архитектуре, синтезе искусств, раскрытии значения творческой индивидуальности художника;

- создавать условия для решения разнообразных художественно- творческих задач изображения человека с натуры, по памяти, по представлению с целью передачи состояния портретируемого; скульптурного портрета- аллегории; образа – символа по мотивам народного творчества;

- развивать творческую активность в работе над композицией, в поиске художественного образа и выразительных средств его передачи в изобразительном материале в серии художественно – творческих заданий, отражающих стилистику авангардного искусства началаXX века и экспрессию образа в современной пластике, использовать приёмы художественного конструирования;

- знакомить с архитектурными стилями в русском зодчестве XVIIIXX веков и развивать умение и навыки передачи в зарисовках примечательных архитектурных объёмов, стилистических особенностей времени их создания;

- активизировать действия учащихся в эстетическом преобразовании среды, углублять эмоционально – эстетические оценки их высказываний о мире прекрасного и способности выразить эти оценки в пластических образах своих художественных композиций.

В Федеральном базисном учебном плане предусмотрено на изучение изобразительного искусства в 8 классе 35 часов, 1 час в неделю. Авторская программа рассчитана на такое же количество учебных часов. Данная программа содержит также 35 часов, структура не изменена.

Согласно графику –календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2016-2017 учебный год, утверждённому приказом директора МБОУ «Николаевская СОШ» № от 30.08.2016 г. в 8классе предусмотрено 35 учебных недель(1 час в неделю), 35 часов в год.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2017 году» от 04.08. 2016 г. № 756 9 мая считается выходным днём. В связи с этим рабочая программа рассчитана на 33 часа: темы «Образно – стилевой язык архитектуры прошлого», «Дизайн – средство создания пространственно – вещной среды интерьера» даются блочно. Программа выполняется в полном объеме.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме ( с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов( краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин и т.д.), инструментов(кисти, ножницы и т.д.), а также художественных техник(аппликация и коллаж, монотипия, лепка и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно­го опроса и контроля выполнения практических работ.


Содержание учебного курса

Раздел.1 Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. -8часов

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква- строка – текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна.

Раздел.2 В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. – 8часов.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.

Раздел. 3 Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. – 12часов.

Город сквозь времена и страны. Образно- стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания простанственно –вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства. Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

Раздел.4 Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. -7 часов.

Мой дом – мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты- портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна. Моделируя себя – моделируешь мир.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения изобразительного искусства


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:


- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно – образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:


- конструировать объемно – пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты ( в графике и объеме);

- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно – производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объемно – пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно – пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре(макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения( витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы(бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).



Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ