МОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
По теме:
«Родные места или семь известных мест Сергиева посада»
Авторы проекта:
Учащиеся 6 «А», 6 «Б», 6 «В»классов, Дизайн – студия «Фантазёры»
Руководитель проекта: Н.П. Курышева,
учитель Изобразительного Искусства
высшей квалификационной категории
Сергиев Посад
2012 г.
ТЕМА ПРОЕКТА: «РОДНЫЕ МЕСТА ИЛИ СЕМЬ ИЗВЕСТНЫХ МЕСТ СЕРГИЕВА ПОСАДА»
Авторы проекта: Учащиеся 6 «А», 6 «Б», 6 «В»классов, Дизайн – студия «Фантазёры»
Межпредметный проект: Мировая художественная культура, история, изобразительное искусство, технология, литература, краеведение. Возраст учащихся: 11 – 13 лет.
Оборудование: Деревянные рамки размером 1 м на 2 м (вертикальные), ткань блузочная (индийская) натянутая на рамы. Черный карандаш, для эскизов (бумага формат А-4, масляная пастель, акварельные краски, цветные карандаши), контур для ткани, краски для росписи по ткани, кисти (белка разного размера), компьютер с программой «Киностудия Windows Live».
Цели проекта:
Объединить творческие способности учащихся разного возраста в коллективно-творческой деятельности, развивая мотивации учащихся к сотрудничеству, непринужденному общению, давая каждому проявить свои, иногда скрытые, творческие способности в одной большой работе над панно.
Познакомить учащихся с последовательным, системным подходом к созданию коллективного панно большого формата, используя новые художественные материалы.
Творчески подойти к выбору темы панно и к формированию единой, цельной композиции, собирая её из нескольких сегментов, а также к правильной цветовой нагрузки, как отдельных элементов рисунка, так и всей композиции в целом.
Продолжить работу по нравственно- духовному воспитанию детей, путём знакомства с родным городом.
Задачи проекта
- Сформировать знания о достопримечательностях родного города. Воспитывать любовь к малой Родине и гордость за неё.
- Закрепить знания учащихся об истории Батика, о технологии создания картин в этой технике.
- Научить, правильно подбирать цветовые сочетания для передачи объёма архитектурных сооружений в проекте, а также научить создавать богатую цветовую палитру из «открытых» ограниченных цветов в красках для росписи по тканям, особенно для передачи растительности и сложных цветовых сочетаний.
- Довести до окончательного варианта работу, выделяя композиционный центр с помощью цветовых контрастов и, обобщая мелкие детали в единую целостную композицию.
- Создать атмосферу сотворчества и взаимодействия в работе всего коллектива, взаимообучению, взаимоконтролю внутри коллектива и взаимоуправлению внутри группы, коллектива.
- Развивать художественный вкус и наблюдательность учащихся.
- воспитывать эмоциональную восприимчивость и целостность взгляда на мир.
- Научить создавать фильм, применяя новые компьютерные технологии в данном случае программу «Киностудия Windows Live».
Сроки проведения проекта: декабрь - март , 8 дней практической работы над занавесом. Остальное время для предварительной работы на выбор материала, информации, экскурсий, подготовки рам к проекту, создание эскизов, создание фильма для проекта и т.д.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I Этап - подготовительный.
Его цель: углубить собственные знания учащихся по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности.
Актуальность и выбор темы, как проблемы современной несовершенной программы по ИЗО в нашей стране так нельзя и не отметить патриотическую функцию. Определение вопросов, касающихся информационной базы, деталей, тематики и цветовой нагрузки проекта, а также выбор и сбор дополнительной информации по теме проекта.
II Этап – основной.
Его цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей.
Создание рабочей композиции - эскиза, как первоначальный вариант выбранной темы. Перенос деталей на отдельные сегменты большого панно. Подбор цветовой палитры для темы и нанесение специальных красок и контура.
III Этап – заключительный.
Его цель: взаимодействие детей с уже завершённой работой, осуществление контроля детьми в коллективной работе и согласование действий учащимися в решении сложных творческих задач.
Заключительная работа над большими форматами и обобщение всей композиции. Сшивание отдельных сегментов в единое панно – занавес. Создание детьми фильма о родном городе, оформление выставки подготовительных эскизов. Создание слайд фильма- презентации для показа на конференции, распределение информационного материала для защиты проекта.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГОЙ ИНФОРМАЦИИ
На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду. Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.
Искусство росписи тканей имеет многовековую историю. Считают, что известный теперь всему миру батик появился в 13 веке. Родиной этого древнего искусства является Индонезия, а в Европе он получил распространение только с ХХ в.
Батик – особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются некоторые воском участки. После удаления воска на ткани остается оригинальный, неповторимый рисунок.
Индонезийские ткани окрашивались натуральными красителями, приготовленными из листьев растений, корней, лепестков цветов. С развитием современных технологий для выполнения батика используют специальные анилиновые красители на спиртовой и водной основе и другие краски.
Батик – индонезийское слово и в переводе означает «капля воска», а слово «Membatik» - рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от краски отдельные участки ткани.
Существует несколько основных приемов, которые используют художники в современном батике. Но каждый художник, изменив самую малость в технологии, может получить нечто новое и оригинальное. Батик бывает: горячий, холодный, узелковый и свободная роспись. Мы попробовали только один способ – холодный батик, так как он прост в технологии. Сегодняшний день позволяет совмещать батик и другие материалы как варианты коллажей и часто батик становится объектом не только как потребительский - роспись одежды, картины, но и более широкое распространение приобрели различные виды батика, например, батик при изготовлении штор, портьер, сувениров, ширм, театральных занавесов. Что мы и использовали в нашем проекте, как основу.
Путеводитель по родным местам.
Радонеж
Наше путешествие, по выполненному самими детьми полотну – занавесу, начинается со святого места Радонеж.
Поселение Радонеж возникло на реке Паже примерно в 11 веке.
С Радонежем связано имя Преподобного Сергия Радонежского, который согласно древним летописям, родился в Ростове, в 1314 году и назван был Варфоломеем. Позднее родители Варфоломея переехали в Радонеж, принадлежавший тогда к Переяславской области.
Село Радонеж окружают со всех сторон небольшие поля. За ними темнеет густой лес из елей, осин, берёз и ольхи. Из девятивековой истории поселения можно выделить периоды существования его как села Радонежского, городка Радонеже и села Городок.
После смерти родителей Варфоломей со своим братом Стефаном, раздав родным и бедным своё наследство, скрылся от мира в глубине лесов в 10-ти верстах от Радонежа.
Государством был принят ряд решений, направленных на сохранение памятников Радонежа и его исторического ландшафта. В том числе и Преображенская церковь, которая существует и в настоящее время. Храм отреставрирован и в нём возобновились богослужения. Юго-восточный предел храма располагается на том месте, где в 15 веке находился дом родителей Сергия.
Радонеж достоин соответственного ему памятника, который бы указывал прохожим следы великого подвижника игумена земли русской Сергия Радонежского. Основание памятника служит полутораметровый холм. На его плоской вершине застыла трёхметровая фигура старца в монашеском одеянии, в средней части фигуры выступает фигурка мальчика Варфоломея. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх Радонежских холмов. В руках он держит резную икону. У основания холма лежит камень с надписью: «Сергию Радонежскому Благодарная Россия».
Хотьково
Архитектурный ансамбль 18-20 века, расположенный на высоком береговом склоне речки Пажи на старой Троицкой дороге, господствует в широкой панораме ландшафта. Время основания монастыря точно неизвестно. Впервые он упоминается в летописях в 1308 году (деревянные и каменные постройки этого периода не сохранились).
Примечателен он тем, что здесь были пострижены и похоронены родители Сергия Радонежского Кирилл и Мария. В начале монастырь был семейным, затем мужско-женским, а потом он был преобразован в девичий. В центре обители два храма. Отштукатуренный Покровский собор и Никольский собор из красного кирпича. Яркий представитель официального русско-византийского стиля. Собор венчает массивный высоко поднятый на трибуне световой барабан с куполом. В настоящее время Покровский монастырь является женским монастырём.
Гефсиманский или Черниговский Скит
История Гефсиманского Черниговского монастыря при Свято Троицкой Сергиевой Лавре начинается с середины 19 века. Особую притягательность обеспечивали ему пещеры и чудотворная икона Богоматери Черниговской. Мудрые и духовно-опытные монахи-старцы, благословение и совет которых стремились получить тысячи людей со всех концов России. Большая часть зданий сохранилась, представляя в совокупности уникальный ансамбль памятников «Русского стиля» рубежа 19-20 веков.
Особо почитаемым старцем этого храма был старец Варнава, который обладал большим даром прозорливости и исцеления от душевных недугов. Святые мощи Преподобного Варнавы покоятся в соборе Черниговской иконы Божьей матери. А в Иверской пещерной часовне находится могильная плита старца Варнавы. В 1990-2000 –ые годы восстановлен пещерный храм Архангела Михаила, обновлена колокольня, отремонтирован братский корпус и чудом сохранившийся деревянный домик Старца Варнавы, построена Трапезная.
Гремячий водопад
Это уникальный памятник природы, расположенный в 14 км к юго-востоку от Сергиева Посада вблизи деревни Взгляднево. Высота водопада 25 м. Вода, имеющая лечебные свойства бьёт из расщелины крутого известникового склона реки Ляпинки. По приданию водопад появился по молитве Преподобного Сергия, о чём напоминает часовня у расщелины, из которой бьёт вода, и памятный знак на берегу реки Ляпинка. В любую погоду, особенно летом, водопад притягивает большое количество туристов. А также зимой на Крещение 19 января люди устремляются к водопаду, чтобы набрать освящённой воды.
Абрамцево
Среди памятных одним из интереснейших и дорогих мест является Абрамцево с которым связаны многие яркие страницы русской истории и культуры. Первое упоминание об Абрамцеве – Пустоши Абрамково относится к 14 веку. В середине 18 века на пустоши Абрамково была устроена барская усадьба с большим господским домом, регулярным садом, разбитым на трёх искусственных террасах, спускающихся к реке Воря. В 1843 году усадьба Абрамцево стала собственностью русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. С этого периода и началась её славная история. Аксаков принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Здесь он создал произведения, вошедшие в золотой фонд русской классической литературы.
При жизни Аксаковых их дом в Абрамцеве посещали Гоголь, Щепкин, Тургенев. В 1870-м году имение приобрёл Мамонтов – крупный промышленник и меценат, влюблённый в искусство. Увлекавшийся пением, музыкой и воянием Мамонтов привлёк к себе молодых талантливых художников, скульпторов, композиторов, певцов и актёров. В течение многих лет в имении работали и отдыхали выдающиеся русские художники: Поленов, Репин, Суриков, Левитан и многие другие. Уникальными образцами русского зодчества являются церковь, построенная по проекту Виктора Васнецова, Баня- теремок и конечно сказочная избушка на курьих ножках, выполненная Васнецовым в подарок детям Мамонтова.
Тайна Белого пруда
В середине 16 века вокруг Троице – Сергиева монастыря, укреплённого каменной крепостной стеной с башнями были устроены искусственные пруды. Окружая монастырь с северной, с западной и южной сторон, пруды затрудняли подход к монастырским стенам, что было необходимо в случае осады. В мирное время их использовали для разведения рыбы, водопоя, колки льда для ледников и прочих нужд большой обители.
А один из прудов был устроен близ угловой северо-восточной башни монастыря. Располагаясь по склону Маковецкого холма несколько выше Троицкой обители, этот известный нам как Белый пруд в старину назывался Верхним, Нагорным, Горным, что в прочем, одно и тоже. Помимо названия расположения пруда, относительно монастыря определило и его назначение в монастырском хозяйстве.
Секрет Нагорного пруда заключался в том, что он был соединён подземными деревянными трубами. Поскольку пруд находился выше монастыря, воду при необходимости можно было легко самотёком проводить в обитель.
О секрете Нагорного пруда и о схватке за его воду во время осады монастыря мы узнаём из сказания старца Авраамия. Старый Нагорный пруд был, по крайней мере, вдвое шире современного. С утратой секретного назначения у пруда появилась новая и явная всем задача – служить украшением Сергиева посада.
Музей игрушки
Ещё в 17-19 веках зародились на Радонежской земле многие народные художественные промыслы. Всемирную известность получили Сергиевская матрёшка – символ города, деревянная игрушка богородских резчиков, Абрамцево-кудринская резьба. Сергиев Посад за свою долгую историю сыскал славу столицы игрушек России. Всю историю русской и зарубежной игрушки можно проследить в уникальном художественно-педагогическом музее игрушки. В красивом старинном особняке в центре города царит мир детства и радости. Экспозиции музея не оставят равнодушными не только детей, но и взрослых. Среди них находится коллекция игрушек царской семьи. Расположен музей в красивом месте на горе Волокуша напротив Троице-Сергиевой Лавры. Музей основан художником педагогом Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году. В стенах музея хранятся более 30 тысяч игрушек разных народов мира.
Столицей Потешного царства называют Сергиев Посад или городом игрушечников. По народным приданиям деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Он вырезал птичек, коньков и дарил их на радость детям. В Посаде была Кокуевская слобода, где игрушки делали целыми семьями, а потом продавали их на ярмарке. Игрушки и всякое художество было народным промыслом здешнего края, овеянного, осенённого светом Радонежа. Местные художники - кустари делали и деревянную игрушку, и из папье –маше и тряпичную куклу.
И всякие другие игрушки мастерили местные умельцы, но особенно прославилась деревянная куколка – матрёшка. Выточил первую матрёшку Звёздочкин, а расписал её художник Малютин. Матрёна такая милая, а прозвали её так не случайно. Матрёна - имя деревенское, одна из первых матрёшек - Девочка с черным петухом находится в художественно-педагогическом музее игрушки в нашем городе, а рядом японские куклы. Матрёшка стала символом нашего города.
Ещё наш город славится Богородской игрушкой, которую делают в селе Богородском. Эти игрушки, сохранявшие естественный цвет дерева, привлекают не только детей, но и взрослых. Интереснее всего для детей игрушки с движением: на планках, с балансом, дергунчики.
И сейчас мы можем увидеть старинные игрушки, которые хранятся в музее игрушки, который является одним из немногих музеев в мире такого рода. В фондах музея хранятся коллекции стран востока и западной Европы. Детская мебель и посуда, азбуки, а также уникальных настольно-печатных спортивных и строительных игр.
Уникальный и самобытный город Сергиев Посад, имеющий глубокие исторические корни, является живой легендой и предметом изучения. Наш город необычно богат стариной «Здесь каждый камень памятник родной и башня каждая – хранительница славы». Сергиев Посад со своей богатейшей историей неразрывно связан с судьбами нашего отечества. И занимает особое место среди городов России. Седьмое столетие стоит Сергиев Посад на Радонежской земле и нескончаемым потоком стекаются к нему паломники и туристы. Влечёт их сюда богатая событиями история, неповторимые великолепные памятники древнего зодчества. Художественные сокровища уникальных музеев. Сохранившаяся старинная городская застройка, живописная окрестность.
Художник Константин Юонн назвал наш город - «невестой в розовом».
Жемчужиной среди многочисленных памятников является Троице - Сергиева Лавра, которая сыграла ведущую роль в русской государственной жизни и заняла важное место в развитии национальной культуры.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, включённый в 1993 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО – единственная в своём роде бесценная историко-культурная реликвия нашей страны, живой музей под открытым небом. Поражает воображение величие и строгая красота архитектуры, гармония и совершенство, созвездие имён, цепь исторических событий. Здесь на земле Радонежской Преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Андрей Рублёв создал всемирную икону «Троица». Величественный вид Лавры с её златоглавыми храмами, мощными стенами с её златоглавыми храмами, мощными стенами и башнями открывается со смотровой площадки на Блинной горе.
Деревянный собор и кельи Преподобного Сергия на горе Маковец на протяжении 6 веков превратились в удивительный архитектурный ансамбль. Древнейшим сооружением Лавры является Троицкий собор. Самым величественным сооружением монастыря является собор успения Божьей Матери. Настоящим украшением Соборным площади и венцом всего архитектурного ансамбля Лавры является стройная и изысканная пятиярусная колокольня. Высота колокольни 88 м. в 2004 году над Лаврой зазвучал голос нового семидесяти двух тонного «Царь – колокола» самого большого отлитого в современной России, а также самого большого колокола в мире, который может звонить.
У каждого из нас есть место, где он любит бывать чаще всего. Мы надеемся, что сегодня некоторые из вас увидят ваши знакомые уголки родного города. И тогда, может быть, в вашей душе проснётся любовь и гордость за любимый Сергиев Посад. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию фильм, который мы сделали сами. В него вошли фотографии, где отражается неповторимость и уникальность нашего города.
С рожденья имя обретает
И человек, и города.
И эта истина простая, не померкнет никогда.
И если сердце с разумом подружат,
Добрее станем с вами во сто крат.
Поверьте мне, он всем нам очень нужен
Наш старый город – Сергиев Посад.
АННОТАЦИЯ
Тема Батика продолжена из программы ещё с 5-х классов под руководством Б.М. Неменского немного в расширенном варианте, так как у детей остался интерес к новому материалу, и они с большим удовольствием работали в технике батика. По результатам коллективных проектов прошлого года была выбрана такая форма работы с детьми, где дети могут самостоятельно распределять обязанности, осуществлять контроль и стремиться к согласованным действиям в решении сложных творческих задач.
Тема батика очень обширна, поэтому, как и в прошлом году, мы затронули только один из вариантов, т.к. очень много различных способов создания росписи по тканям которые и мы просто не в силах их охватить в рамках школы и урока.
Был выбран самый простой способ это холодный батик, так как он самый простой в работе. Из-за большого выбора художественных материалов предназначенных для росписи по тканям были взяты самые безопасные материалы для здоровья - не токсичные и не вызывающие аллергию, предпочтение отдавалось отечественному производителю.
Тема, предложенная учащимся, была сразу всеми одобрена, так как очень близка каждому человеку, который любит и гордится своим городом, и хочет, чтобы он стал ещё краше.
Каждому классу предлагалось разделиться на три группы (т.е. по рядам). Каждый класс выполнял три сегмента, с выбранной тематикой и на помощь им пришла Дизайн – студия «Фантазёры», они выполнили сразу 6 сегментов как единое полотно. Наш проект - коллективная работа, которая включала в себя три этапа уже выше упомянутые:
Подготовительный этап – это беседы, обсуждение темы – что может быть изображено на большом панно, с каким видом изобразительного искусства его можно сочетать. Какие места Сергиева Посада можно было бы изобразить на большом полотне, чтобы рассказать не только о Лавре, но и о городе в целом. Подбор фотографий известных мест родного города. Зарисовки архитектурных строений, передающих тот или иной уголок Сергиева Посада или района. Центральную часть батика с панорамой Лавры, было предложено выполнить учащимся дизайн – студии «Фантазёры», так как 6 –х классов только 3 и охватить все семь известных мест Сергиева посада было очень сложно. В этот этап вошли работы по технологии: учащиеся 6 –х классов мальчики на уроках технологии, под руководством Жука Виктора Васильевича, распиливали бруски для создания рам. Затем сами собирали их шуруповёртом, а девочки натягивали ткань на рамы, для подготовки к работе с контуром. На уроках были проведены беседы о родных местах и в качестве иллюстративного ряда были показаны картины с видами нашего города, выполненные мною. Дети не раз посетили школьный читальный зал, где проводилась выставка местных Сергиево - Посадских художников и дети в полной мере могли прикоснуться к прекрасному. Группа детей «Фантазёры» с родителями и со мной как с организатором посетили историко – художественный музей –заповедник «Конный двор» где проходила Русская Масленница. На экскурсии дети очень много узнали о истории Лавры, Конного двора, посетили музей с предметами русского народного быта, поучаствовали в конкурсах, поиграли в старинные, давно забытые народные игры, поводили хороводы, поучаствовали в шествии с масленицей. Детей очень поразили стрельцы, стреляющие из своих ружей, а так же взятие снежной горы, в чём они с большим удовольствием поучаствовали, а так же поели блинов с горячим чаем.
Работы руководителя проекта.
[pic]
[pic] [pic]
Эскизы детей
[pic] [pic]
Масленица в музее.
[pic] [pic]
[pic]
Основной этап – этап выполнения работы. Он включил в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. На этом этапе больше всего проявились способности работы детей в коллективе. Именно на этом этапе произошла невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела, а взаимоотношения в коллективе вошли в такое русло, где каждый участник выступил равноправным и ответственным участником совместной деятельности. На этом этапе 6-ми классами были выполнены все 9 сегментов для большого панно и группа «Фантазёры» сделали 6 сегментов. Сначала на обтянутые рамки тканью был перенесён предварительный рисунок с эскизов детей. Далее был применён контур, как своеобразный барьер для краски. И после полного высыхания была работа красками по ткани, с подбором цветовой гаммы и колорита, подходящие для того или иного уголка нашего города.
«Фантазёры» на первом этапе 6 «В» наносит контур
[pic] [pic]
6 «А» наносит краску
«Фантазёры» за работой
[pic] [pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic]
Заключительный этап – это период, когда много работы приходится выполнять руководителям, только потому, что дети просто не смогли бы сшить все сегменты в единый занавес, помогала в этом учитель технологии Сазонова Ирина Петровна . Повесить занавес и конечно проконтролировать, как готовится защита проекта, что в воспитательном отношении это не менее значимо, чем предыдущие этапы. Детьми была собрана информация о нашем родном городе, о каждом уголочке, который был изображён на панно-занавесе. Учащиеся 6 –го «А» класса Кеопанич Павел и Курышев Тимофей сделали фильм с видами нашего города под музыку Бориса Гребенщикова «Под небом голубым». На этом этапе были выбраны фотографии для слайд-шоу - презентации, а также распределены слова для защиты коллективного проекта на конференции школьников.
[pic] [pic]
Из трёх основных форм коллективной изобразительной деятельности для проекта была выбрана комплексная – где каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая свои действия с другими учащимися.
Если охарактеризовать коллективную деятельность, то в первую очередь надо обратить внимание на воспитательную ценность. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.
Несомненно, созданная всеми детьми композиция панно - занавеса принесла им много радости, а также вызвала живой интерес у их родителей, которые тоже захотели посмотреть на детское творчество.
Проект по предлагаемой теме одновременно затрагивает аспекты решения единой композиции большого размера из отдельных эскизов, деталей и цветовых пятен, но главным и обязательным условием является то, что работа больших форматов может быть выполнена только с помощью коллектива.
И из-за различных особенностей художественных материалов для росписи тканей, часто возникают определенные проблемы при росписи, например, краски, могут растекаться, силуэт изображений может быть не четким, поэтому для изображений объектов на панно были выбраны такие, где расплывчатый неровный край будет только подчеркивать сказочность и придавать фантастичность предметам в композиции. Все эти задачи и проблемы, как с композицией, так и с материалом предлагалось решить учащимся в рамках работы над проектом.
Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого спектра вопросов, анализ различных задач и воплощение всех идей в реальный макет.
- Создание эскизного ряда для каждой темы, учитывая характер изображаемого.
- Создание единой композиции из отдельных элементов, учитывая не простые композиционные задачи и законы.
- Знакомство с особенностями художественного материала, с возможностями экспериментировать в процессе раскрашивания большой работы. Возможность свободного владения контуром и красками по ткани, учитывая все их возможности.
- Подбор цветового колорита для каждой композиции, учитывая тематику, как на эскизах, так и при нанесении красок по ткани на большой формат.
- Умение объединить усилия каждого из участников одной группы в большой коллективной работе.
При работе над проектом учащиеся работали над коллективными батиками – сегментами одной большой работы и выполняли функции двух специальностей:
- Художник – колорист (решение цветовой направленности всего панно)
- художник – конструктор, модельер кукольник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делая наш проект, мы хотели показать каждому знакомые места нашего города в другом ракурсе, чтобы у любого человека, любящего свою малую Родину проснулась гордость за тот город, где он живёт, но из –за современного темпа жизни часто не обращает внимания на то, что ему дорого. В конце мы предлагаем посмотреть фильм, созданный самими учениками и который будет показан на защите нашего проекта.
Подводя итоги, могу дать следующее определение технологии проектного обучения – в данном проекте это полностью коллективная, но не менее самостоятельная работа каждого ученика, т.к. системные наблюдения и исследования коллективной художественно-творческой деятельности в целом способствовали:
- развитию мотивации учащихся к сотрудничеству,
- включенности каждого участника группы в активную работу, а результат, возникающий в процессе совместной деятельности, формирует дальнейший интерес к деятельности в этом направлении.
- непринужденному общению, давая возможность каждому проявить свои, иногда скрытые, творческие способности, что ведет к личностному росту участников образовательного процесса;
- активизация воспитательного компонента самого процесса обучения, так, как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела;
- переводу взаимоотношений в такое русло, в котором каждый участник коллективной деятельности выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности.
А также, реализация творческого потенциала учащихся через решение сложных задач на рядовых уроках ИЗО.
Теперь готовую коллективную работу можно использовать в качестве наглядного, ряда, декорации для спектакля или праздника, в качестве панно на стену для украшения холла, сцены и т.д.
[pic]
Используемая литература
- Белоглазова Н.М.
«Абрамцево»
Изд. Советская Россия 1981 г.
- Еремина В.М.
Гефсиманско – Черниговский скит при Свято- Троицкой Сергиевой Лавре. Краткий очерк истории 1844 – 1990
Свято – Троицкая Сергиева Лавра 2008 г.
- Васильев С.Ю., Николаева С.В.
Сергиев Посад. «Взгляд сквозь века».
Изд. «Ремарко» 2009 г.
- Смирнова Т.В.
Из прошлого Сергиевской земли.
Сергиев Посад 2011 год
- Филимонов Константин
Сергиев Посад. «225 лет со дня учреждения»
Сергиев Посад 2007 год
- Краткий путеводитель
« Сергиев Посад и окрестности»
Сергиев Посад 2011 г.
- Путеводитель
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Сергиев Посад 2010 г.
- Еженедельное издание
«Православные монастыри». Путешествие по Святым местам. Троице – Сергиева Лавра.
Изд. ООО «Де Агостини» Россия 2008 г.
РЕЦЕНЗИЯ К КОЛЛЕКТИВНОМУ ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ
«СЕМЬ ИЗВЕСТНЫХ МЕСТ СЕРГИЕВА ПОСАДА»
Мы живём в сложное и интересное время, когда на многое смотришь по - иному. Воспитание человека – патриота является основной заповедью нравственно-духовного воспитанию. Тема проекта затрагивает именно то, что должно быть дорого и близко каждому человеку. Любовь к малой Родине прослеживается при знакомстве с каждой достопримечательностью Сергиева Посада, представленной в проекте. Это всемирно известная Троице-Сергиева Лавра – духовный, архитектурный и градообразующий центр города. Старинные приходские церкви и храмы, улочки старой части города, переносящие человека в позапрошлое столетие; знаменитые музеи: историко-художественный музей – заповедник, Музей игрушки; природные и историко-культурные памятники: водопад Гремячий – источник Преподобного Сергия; усадьба Абрамцево; монастыри: Черниговский и Хотьковский; наконец Радонеж, - родина преподобного Сергия.
В проекте отражены из множества любимых достопримечательностей Сергиево Посада. О каждом дана интересная информация достойная внимания, использованы исторические факты.
Учащимся удалось показать уголки Сергиева Посада, где мы бывали много раз, но не обращали такого внимания, которого они заслуживают. Проект помогает достойно оценить эти достопримечательности, ради которых люди приезжают издалека, что бы полюбоваться ими. Видно, что дети прочувствовали весь процесс работы над проектом, а это очень ценно, потому, что именно с детства нужно воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, гордость, что мы живём в таком святом месте.
Очень органично вписался в заключительной части проекта фильм, смонтированный детьми, которые, чувствуется по всему, прониклись темой, пропустили её через себя.
Привлечение технических средств и музыкального сопровождения, внесло эмоциональный эффект. Нужно сказать, что особую актуальность теме добавляет приближающаяся дата 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского.
Несомненно, что все знания об истории родного города, полученные во время работы над проектом, оставят свой положительный отклик в душах детей.
Рецензент: Курышева Галина Алексеевна
Воспитатель-педагог высшей категории, руководитель кружка краеведения, соавтор программы «Мир наших предков», которая была разработана совместно с историко-художественным музеем-заповедником.
РЕЦЕНЗИЯ К КОЛЛЕКТИВНОМУ ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ
«СЕМЬ ИЗВЕСТНЫХ МЕСТ СЕРГИЕВА ПОСАДА»
Работа представляет интерес и заслуживает внимания. Она посвящена заслуживающему внимания патриотическому движению, что очень актуально в современном мире, подверженном СМИ, компьютерным играм и жестокости.
Проект имеет хорошие методические моменты. В нём также чётко поставлена цель, задачи. Работа носит творческий характер, и её результаты – это многофункциональность, т.е. батик, может быть и занавесом и декорациями и пособием и т.д., а информация, собранная детьми может служить хорошим методическим пособием по краеведению, истории. Фильм, который был выполнен самими детьми «Родная сторона», может также служить пособием для уроков и к тому же, это самый положительный момент в проекте, так как именно здесь дети прочувствовали и пронесли сквозь себя те положительные патриотические нотки, которые надолго останутся в детском сердце.
Немаловажный момент на что стоить обратить внимание –это коллективная работа, что не часто встретишь в школе. В этом проекте коллективная деятельность дополнилась разнообразными возможностями и отчасти, создавая ситуацию опережающего обучения для более слабых учеников, способствуя накоплению и переносу визуального, эмоционально-чувственного опыта и опыта художественно-творческой деятельности в процессе индивидуального творчества, обогащая его, так как общая работа активизирует и расширяет границы воображения и стимулирует дальнейшую творческую деятельность учащихся.
В этом проекте есть перспектива изучения данной темы, можно рекомендовать коллективные походы в известные места Сергиева Посада, встречу с известными людьми нашего города и посещение др. музеев.
Рецензент – автор проекта Курышева Наталья Пантелеевна
Учитель высшей категории.