Урок изобразительного искусства в 5 классе Синие цветы Гжели

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Урок Синие цветы гжели

Образовательные ресурсы:

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

Н.А.Горяева, О.В.Островская Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014;

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 5 класс : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. – М. : Просвещение, 2010;

художественные материалы: гуашь, кисти, листы цветной бумаги;

зрительный ряд: мультимедийная презентация « Гжель» Репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики. Изделия гжельской керамики.

Работы учащихся предыдущих лет.


План урока

1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, слиянии промысла с художественной промышленностью

2. Знакомство с особенностью гжельской росписи

3. «Природные изобразительные мотивы». Творческая практическая деятельность учащихся.

4. «Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы».

Рефлексия.

  1. Постановка художественной задачи.

  2. Практическая работа.

Подведение итогов, анализ работ


Цели: Познакомить с народным промыслом Гжелью, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных элементов росписи и создании композиции художественного образа.

Задачи художественного развития учащихся:

формирование навыков работы гуашью;

развитие способности к творческому самовыражению;

развитие наблюдательности, творческого воображения;

способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

УУД (умение учиться).

Регулятивные: создание росписи, используя выразительные свойства гуаши; самостоятельно выбирает цвет для работы; оценивает результат своего труда.

Познавательные: понимает назначение и роль росписи в жизни человека; знает о стилизации природных мотивов в орнаментах.

Личностные: формирование навыков работы красками, умения использовать цвет и элементы узоров для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Личностные УУД.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Сообщение темы и цели урока.

Что ж давайте по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему урока назовёт.

Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель)

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Чему мы должны сегодня научиться?

- Вам понятна тема и цели?

-Какие задачи нужно решить для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)

III.. Введение в тему урока.

Познавательные УУД.

1. Эвристическая беседа.

Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет – синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия

Конец XIX – начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.

Высокого художественного уровня Гжельская керамика достигла во 2-й половине 18 века, когда производившиеся до середины века "чёрные" (простые) и "муравленые" (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой (квасники, кумганы, тарелки, игрушки и т.д.), с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе, а иногда и с предельно обобщёнными лепными фигурками, отмеченными богатством фантазии и остротой видения народных мастеров.

С начала XIX в. Гжель перешла на производство фарфора, фаянса и полуфаянса (разновидность полуфаянса – "бронзовый товар" с нарядным золотистым люстром). В 1830-40 в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

2. Работа по учебнику. Коммуникативные УУД.

Ребята, а сейчас давайте откроем страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Скажите, какие мотивы присущи гжельской росписи? (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы). Какого цвета роспись? (синего, голубого).

-- Мастера расписывая изделия используют технические приемы росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. (показ)

2) Четкие мазки с разным нажимом кисти

3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)


[pic]

Регулятивные УУД.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Дети повторяют слова стихотворения и воспроизводят движения.

IV. Педагогический рисунок. Познавательные УУД.

«Элементы гжельской росписи»

Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия.

2. Выполнение упражнений - точки, штрихи  и линии.  

Бордюры - простейшие орнаменты: Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. 

 Мазок с тенью - или "мазок на одну сторону". Особенность такого мазка - в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета - от темного к светлому.  

3.Какие элементы используют народные мастера? Мультимедийная презентация.

V. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные и личностные УУД.

Приемы работы кистью при выполнении основных узоров “Гжельской росписи”.

Роспись кувшина с использованием основных мотивов гжельской росписи.

Придумайте свои орнаменты. Выполнить эскиз гжельской расписной Нанесите его голубой гуашью на белую бумагу

VI. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

2. Обобщение.

С каким промыслом познакомились?

- Каково его назначение?

- Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи?

Что нового сегодня на уроке вы узнали?

3. Уборка рабочего места. Личностные УУД.