Рисование с натуры на 2 урока

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Вид занятий

Рисование с натуры на 2 урока

Тема урока

Освещение, свет, фрукты

Задачи

Обучающие: научить построению рисунка с натуры, пропорции, светотень и цветовое отображение предмета, композиции на листе, форма

Развивающие: зрительное представление и впечатление от натуры, чувство пропорции, соразмерности, световое и цветовое видение

Воспитывающие: бережное и внимательное отношение к окружающим нас предметам

Оборудование к уроку

Для учителя

Постановка, драпировка, софит и лампочки (желтая или оранжевая, голубая или синяя) фрукты, методический материал, наглядные пособия

Для учащихся

Карандаш, краски, кисти, вода, альбомные листы (половинки А4)

Организационный момент

Ход урока

Показываю репродукцию С.Шарден «Атрибуты искусства»

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу или торт,

Или все предметы сразу,-

Знай, что это натюрморт.

( «Песня о картинах»,1977г, стихи А.Кушнера, музыка Г.Гладков)

Зрительный ряд

К.Моне «Натюрморт с яблоками и виноградом»

П.Сезанн «Натюрморт с драпировкой»

К.Коровин «Натюрморт, цветы и фрукты»

И.Машков «Фрукты на блюдце»

С.Шарден «Атрибуты искусства»

Рассмотрим иллюстрации

-что такое натюрморт?

Натюрморт- это изображение различных предметов, вещей, объединенных в группу конкретным сюжетом.

-какие натюрморты из репродукций Вам нравиться больше? Почему?

-есть цвета теплые и холодные, какие это цвета? Теплые - это какие?

-красный, желтый, зеленый…

-холодные - это какие?

-синие, фиолетовые…

-какие цвета преобладают в этих картинах (Коровин, Грабарь)?

-холодные

-А в этих (Машков, Сезанн)?

-теплые

Что объединяет все предметы одного натюрморта?

-тема, принадлежность

-почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

-как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин?

-почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, темные – с другой?

-какую роль здесь играет солнечный свет?

Солнечный свет. Освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.

Так на этой картине…

Например, с какой стороны свет?

С какой стороны тень?

Перед вами таблица

Как вы думаете, на каком рисунке изображение построено правильно?

-почему вы так думаете?

На первом рисунке много свободного пространства, так называемой «мертвой зоны» картины. Во втором фруктам тесно, они почти упираются в края рисунка. Третий грамотный- изображения пропорциональны и фрукты соразмерны.

Посмотрите на постановку

У нас сегодня натюрморты из фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать ее очень приятно.

Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов, но цвет и детали им присущи свои.

Груша при искусственном освещении ( рассеянный свет, нечеткие тени, прямой свет, контрасные тени)

продемонстрировать освещение, как оно меняется, и предметы. Показать и объяснить разницу.



Груша при искусственном освещении (рассеянный свет, нечеткие тени)

-как располагать лист?

-с какой стороны свет?

-с какой тень?

Сначала мы определяем формы предметов, расположение их на листе.

Намечаем нужные края груши. Форма груши продолговатая, она вписывается в прямоугольник.

Проводим необходимые линии построения, вырисовываем грушу.

Рисуем предмет так, чтобы он не был слишком большим, или слишком маленьким, не уезжал ни влево, ни вправо.

Груша растет на ветках. Нарисуем веточку.

Наша груша не висит в воздухе, а лежит на поверхности. Поэтому определяем плоскость стола.

На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Отметим тонкие границы бликов и теней натюрморта.

Блик-это отражение света от предмета - самая светлая часть

Тень – самая темная

Предметы объемные и чтобы его показать нам нужно использовать светотень

Свет-блик-локальный цвет (цвет груши)-полутень-тень-рефлекс

Но чтобы предмет не был плоским не стоит тень изображать с краю, после тени есть рефлекс – отражение световой части его окружения.

Намешиваем основные локальные цвета наших предметов. Наносим на лист, оставляя место световой части.

Тень от груши и на груше

-какого цвета?

Свет искусственный, тени будут холодными (т.е. смешиваете краски). Тень не черная

Фон и поверхность

-что темнее? что светлее?



Груша при искусственном освещении (прямой свет, контрастные тени)

-как располагать лист?

-с какой стороны свет?

-с какой тень?

Сначала мы определяем формы предметов, расположение их на листе.

Намечаем нужные края груши. Форма груши продолговатая, она вписывается в прямоугольник.

Проводим необходимые линии построения, вырисовываем грушу.

Рисуем предмет так, чтобы он не был слишком большим, или слишком маленьким, не уезжал ни влево, ни вправо.

Груша растет на ветках. Нарисуем веточку.

Наша груша не висит в воздухе, а лежит на поверхности. Поэтому определяем плоскость стола.

На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Отметим тонкие границы бликов и теней натюрморта.

Блик-это отражение света от предмета - самая светлая часть

Тень – самая темная

Предметы объемные и чтобы его показать нам нужно использовать светотень

Свет-блик-локальный цвет (цвет груши)-полутень-тень-рефлекс

Но чтобы предмет не был плоским не стоит тень изображать с краю, после тени есть рефлекс – отражение световой части его окружения.

Намешиваем основные локальные цвета наших предметов. Наносим на лист, оставляя место световой части.

Тень от груши и на груше

-какая она насыщенная и контрастная!

-какого цвета?

Свет искусственный, тени будут холодными (т.е. смешиваете краски). Тень не черная!

Фон и поверхность

-что темнее? что светлее?



Апельсин с холодным светом (синей лампочкой)

-как располагать лист?

-с какой стороны свет?

-с какой тень?

определяем формы предметов, расположение их на листе.

Намечаем нужные края. Форма апельсина вписывается в круг почти идеально, круг вписывается в квадрат.

Проводим необходимые линии построения, вырисовываем апельсин. Придаем ему реалистичность, а не форму мячика

Рисуем предмет так, чтобы он не был слишком большим, или слишком маленьким, не уезжал ни влево, ни вправо.

Апельсин растет на ветках. Веточки ломают и остается хвостик, почти точка.

Наш апельсин не висит в воздухе, а лежит на поверхности. Поэтому определяем плоскость стола.

На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Отметим тонкие границы бликов и теней натюрморта.

Блик-это отражение света от предмета - самая светлая часть

Тень – самая темная

Предметы объемные и чтобы его показать нам нужно использовать светотень

Свет-блик-локальный цвет (цвет апельсина )-полутень-тень-рефлекс

Но чтобы предмет не был плоским не стоит тень изображать с краю, после тени есть рефлекс – отражение световой части его окружения.

Намешиваем основные локальные цвета наших предметов. Наносим на лист, оставляя место световой части.

Тень от предмета и на предмете

-какого цвета?

Свет холодный и тени будут темные (т.е. смешиваете краски). Тень не черная

Фон и поверхность

-что темнее? что светлее?



Яблоко в контражуре.

-как располагать лист?

-с какой стороны свет?

-с какой тень?

определяем формы предметов, расположение их на листе.

Намечаем нужные края. Форма яблока вписывается в круг почти идеально, круг вписывается в квадрат.

Проводим необходимые линии построения, вырисовываем яблоко. Придаем ему реалистичность, а не форму мячика

Рисуем предмет так, чтобы он не был слишком большим, или слишком маленьким, не уезжал ни влево, ни вправо.

Яблоки растут на ветках. Нарисуем ее.

Наше яблоко не висит в воздухе, а лежит на поверхности. Поэтому определяем плоскость стола. Тень от яблока ,как она расположена?

На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Отметим тонкие границы бликов и теней натюрморта.

Блик-это отражение света от предмета - самая светлая часть

Тень – самая темная

Свет за яблоком и сам предмет в тени.

Тень на предмете и от предмета

Свет холодный тень теплая. Но не черная!