КТП ИЗО ФГОС 6 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 6 КЛАСС

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»

Дата проведения


Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

По факту

Тема 1. Виды изобразительного искусства(8 часов)

1

Изобразительное

искусство

в семье пластических искусств

Урок формирования новых знаний



Виды пластических искусств. Живопись, графика, скульптур. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Знать виды изобразительных искусств, различные

Художественные

Материалы и их значение в создании художественного образа

Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных искусств



2.

Рисунок-

основа изобразительного искусства.

Урок формирования новых знаний

Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек.

Материалы: карандаш, уголь, фломастер.

Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок основа мастерства художника.

Графические материалы и их выразительные возможности.

Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры(карандаш, фломастер).


Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ.



3.

Линия и ее выразительные возможности

Комбинированный урок

Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер(линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий тонких, широких, ломких, корявых, волнистых)

Материалы: карандаш, уголь.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения.

Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова.

Знать основы языка изобразительного искусства: ритм.

Понимать значение ритма и характер линий в создании художественного образа.

Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры.

Анализ результатов собственной художественной деятельности.



4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Комбинированный урок

Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки.

Знать основы языка и изобразительного искусства (тон), выразительные возможности тона и пятна в изобразительном искусстве.

Уметь: использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в особенной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики

Просмотр и анализ работы



5

Цвет. Основы цветоведения.

Комбинированный урок.

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченно палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисти.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тепловые и холодные цвета. Цветовой контраст.

Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов.

Знать основные характеристики и свойства цвета.

Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов.

Экспресс-выставка



6

Цвет в произведениях живописи

Комбинированный урок

Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий.

Понятие колорит, гармония цвета. Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка Фактура живописи.

Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

Понимать значение колорита и его роль в создании художественного образа .Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; воспринимать произведение станковой живописи

Диктант по живописи.

Просмотр, анализ и оценивание работ.



7

Объемное изображение в скульптуре

Комбинированный урок

Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки.


Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением.

Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др.; их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова.

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.

Опрос. Просмотр и анализ работ.



8

Основы языка изображения

Повторительно-обобщающий урок («Конкурс знатоков»).

Выполнение конкурсных заданий.

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция);средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчеств которых рассматривалось на уроках четверти.

Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства.





Подведение итогов конкурса



Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

Урок формирования новых знаний


Изображение как познание окружающего мира и выражение отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной деятельности и ее художественного изображения в искусстве.


















10

Изображение предметного мира – натюрморт.

Комбинированный урок

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм.

Материалы: ф. А4, цветная бумага, ножницы, клей.


Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображении я вещей. Появление жанра натюрморта.

Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков




Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь: активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)

Просмотр и самоанализ работ





11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Комбинированный урок

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма)

Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм

Иметь представление о многообразии и выразительности форм

Игра «определи произведение и его автора по фрагменту». Просмотр и анализ работ












12

Изображение объема плоскости линейная перспектива

Комбинированный урок

Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, ф.А4

Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры

Просмотр и анализ работ

13

Освещение. Свет и тень

Комбинированный урок

Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, ф.А4

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине

Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Фронтальный опрос (устно). Самоанализ работ учащимися



14

Натюрморт в графике

Комбинированный урок

Выполнение натюрморта в технике печатной графики( оттиск с аппликации на картоне)

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь: составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики

Просмотр и анализ работ



15

Цвет в натюрморте

Комбинированный урок

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага ф.А3

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета ( локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта –ритм цветовых пятен И.Машков «Синие сливы», А. Матисс «Красные рыбки», К.Петров- Водкин « Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника


Знать выразительные возможности цвета. Уметь с помощью цвета передавать настроение в натюрморте, работать гуашью, анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка процесса результатов собственного художественного творчества



16

Выразительные возможности натюрморта

Урок обобщения


Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве ХIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Презентация проектов. Зрительный ряд: И. ГРАБАРЬ «Неприбранный стол», И. Машков «Хлебы», Н. Сапунов «Ваза, Цветы и Фрукты». Натюрморты Ван –Гога, К. Моне и П. Сезанна

Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт), выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван Гог, К. Моне, И. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка результатов проектной деятельности



Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

17

Образ человека – главная тема искусства

Урок формирования новых знаний, Умений, навыков


Портрет как образ определённого, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох.

Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники – портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин.

Знать жанры изобразительного искусства: портрет, выдающихся художников – портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, Ию Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра




18

Конструкция головы человека и её пропорции

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм)

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Симметрия лица, Величина и форма глаз, носа; расположение и форма рта






Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

Просмотр и анализ работ



19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Комбинированный урок

Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: лист формата А4, уголь, мелки, карандаш

Образ человека в графическом портрете.

Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова

Знать: пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра.

Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Выборочный просмотр



20

Портрет в графике

Комбинированный урок

Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Материалы: черная тушь, гуашь, бумага


Знать пропорции головы и лица человека, выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Просмотр, анализ и оценка работ



21.

Портрет в скульптуре

Комбинированный урок

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. Д. )

Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства.

Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Скульптурные портреты

В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова


Знать материалы и выразительные возможности скульптуры.

Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры, знания пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека

Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя.

Анализ и оценка работ



22

Сатирические образы человека

Комбинированный урок

Изображение сатирических образов литературных героев.

Материалы: ф.А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь


Уметь: анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать графическими материалами

Тест. Просмотр и анализ работ



23

Образные возможности освещения в портрете

Комбинированный урок

Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении. Материалы:ф.А4, черная акварель, кисть

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения

Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры

Просмотр и анализ работ



24

Портрет в живописи

Комбинированный урок

Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т.п.). Групповая работа

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в 17-19 веках, в 20 веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф.Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серого, М. Врубеля

Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства.

Уметь :Воспринимать и анализировать произведения портретного жанра, работать в технике коллажа.

Представление работ, анализ и оценивание



25

Роль цвета в портрете

Комбинированный урок

Анализ цветового решения в портрете

Материалы: бумага, гуашь ,кисть

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?» Просмотр и анализ работ



26

Великие портретисты

Повторительно – обобщающий урок


Выражение творческой индивидуальности в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники – портретисты и их произведения»

Знать художников – портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант).

Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра

Презентация проектов. Анализ и оценка результатов проектной деятельности



Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 часов)

27

Жанры в изобразительном искусстве

Урок формирования новых знаний


Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж, Тематическая картина: бытовой и исторический жанры

Знать жанры в изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства

Сгруппировать предложенные произведения по жанрам



28

Изображение пространства

Урок формирования новых знаний


Потребность в изображении глубины пространства и открытия правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл

Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве

Тест



29

Правила линейной и воздушной перспективы

Урок формирования новых знаний умений и навыков

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Материалы: бумага, карандаш, краски

Перспектива –учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день»

Знания правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе

Соотнести репродукции произведений разных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов. Просмотр, оценка и анализ работ



30

Пейзаж – большой мир. Организация пространства

Комбинированный урок

Работа над изображение большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и наполнение их деталями (ф.А3, гуашь, большие кисти, бумага, клей, ножницы, карандаш)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Зрительный ряд: П. Брейгель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И. Левитан «Над вечным покоем»

Знать: правила перспективы; выдающихся художников – пейзажистов и их произведения ( И. Левитан).

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа

Опрос. Анализ и оценка результатов собственного художественного творчеств (выборочно). Просмотр и оценка работ



31

Пейзаж – настроение. Природа и художник

Комбинированный урок

Создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета)

Пейзаж – настроение как отклик на переживание художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже – настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезанна, И. Грабаля, К. Юона

Понимать роль колорита в пейзаже – настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению

Ответить на вопрос: Почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот – много музыки»? Просмотр, оценка и анализ работ



32

Сельский пейзаж

Уроки творческого применения знаний, умений, навыков работа над графической композицией

Работа над графической композицией «Мое село». Материалы: ф. А4, гуашь, кисти.






33

Городской пейзаж

Уроки творческого применения знаний, умений, навыков работа над графической композицией

Работа над графической композицией «Мой город». Материалы: ф. А4, гуашь, кисти

Разные образы села в истории искусства и в российском искусстве ХХ века

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике

Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности



34

Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр.

Комбинированный урок

Выполнить наброски любимого дикого или домашнего животного. Материал: бумага, гуашь, кисти.

Неразрывная связь человека и животных. Изображение животных от первых наскальных рисунков до картин наших дней. Символичность изображения животных. Появление анималистического жанра.

Ъ






35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Повторительно– обобщающий урок


Обобщение материала учебного года

Знать: основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течении года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значения в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

Оценка конкурсных заданий