Урок-дискуссия по МХК Абстракция и реализм (11 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Инновации, уроки, мастер-классы.

Асадуллина Лилия Талгатовна,

учитель МХК и литературы

Интегрированный урок МХК и ИЗО искусства

«Абстракционизм и реализм»

Аннотация

В условиях активного внедрения компьютерных технологий перед школой стоит задача научить школьников самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. В средней школе должны прочно формироваться умения анализировать, сравнивать, обобщать – все то, что пригодится ребятам в их будущей жизни и деятельности. На помощь приходят различные информационно-коммуникационные технологии.

Одна из них – педагогическая мастерская. «Мастерская как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру» (Степанова Г.В.). Важную роль при этом играет активизация межпредметных связей.

На своих уроках стремлюсь решать проблемы создания единого художественного пространства через эти связи, параллели, ассоциации.

Сам профиль нашей школы предоставляет большие возможности для органичного использования межпредметных связей. Они помогают решать проблемы гуманизации и гармонизации образования и отвечают художественно-эстетической концепции РХГИ. Ее цель – формирование духовно-нравственной личности, усвоившей общечеловеческие ценности Истины, Добра, Красоты, способной сохранять и развивать национальную, отечественную культуру в русле мировой. Как известно, эмоционально-эстетическое, нравственное воздействие предметов гуманитарного и художественного цикла возрастает, если они берутся комплексно. Кроме того, законы одного искусства помогают понять законы другого.

Цель данной работы – показать, как можно использовать эти связи не только на уроках МХК и ИЗО, но и на уроках развития речи, истории, литературы, учитывая их специфику. Особенно они необходимы при изучении обзорных тем, когда требуется воссоздание «портрета» эпохи, на заключительных уроках, связанных с осмыслением учебной работы.

Одна из задач – помочь активизировать ассоциативное мышление учащихся при использовании методов интеграции. Это способствует формированию у учащихся целостного восприятия окружающего мира. В своей работе опираюсь на принцип историзма и творческий метод художника (писателя). Это позволяет проследить, как и почему меняется интерпретация «вечных тем». Особенно эффективно использование методов интеграции на уроках с дискуссионной формой сотрудничества учащихся и учителей. Они позволяют добиться раскрепощения чувств, воображения, мышления, стимулируют творческие способности, учат вникать в суть явления, вещи, предмета. Суть дискуссии заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить жюри в своей правоте.

Ценность этой технологии в наличии разных точек зрения, в создании собственного «продукта творчества», в поиске ответов на новые вопросы.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Абстракционизм и реализм

Проблема: Абстракция – истинное искусство? (Возможны другие формулировки проблемы: Какое из этих двух направлений в большой степени относится к истинному искусству? Какое из направлений воспринимается как основа художественного восприятия и средство развития воображения?)

Цели урока:

Обучающая: выявить особенности абстракционного и реалистического искусства.

Развивающая: научить отбирать информацию в группе, мыслить критически, выработать умение обосновать свою точку зрения по проблемным вопросам.

Воспитывающая: формировать толерантность; учить воспитанников культуре общения, тактике спора, признавать возможность компромиссных решений.

Оборудование:

Репродукции картин известных художников.

Работы учащихся, представляющих абстракцию и реализм.

Оформление класса в стиле художественного салона.

Листы ватмана и краски для конкурса художников «Яблоко для Евы».

Гитара (используется во время музыкальной паузы)

Подготовительный этап

Ознакомление с темой и краткая инструкция по проведению урока даются предварительно; заранее создаются 2 условные группы - «абстракционисты» и «реалисты». Каждая группа выбирает своего лидера. Учащиеся изучают материалы по данной теме; учитель проводит консультации, определяет степень готовности к дискуссии. Полезен и просмотр дебатов, дискуссии по ТВ.

Этапы проведения дискуссии

I Тема

II Проблема

При ее решении учащиеся обосновывают преимущества абстракционного и реалистического искусства, мышления художников.

Важно обратить внимание и на историю, причину возникновения данных направлений. Высказать свои взгляды, гипотезы по данной проблеме.

Создается жюри (учащиеся, как вариант – гости, приглашенные).

III Генерирование идей по всем пунктам данной проблемы. ( 5 минут)

Идеи записываются «секретарем» в каждой группе.

IV Фильтрация идей (3 минуты)

Отбор идей внутри групп.

Оставим только те, которые можно защитить

V Защита идей в группах (22 минуты)

Выслушивание идей. Оппоненты задают друг другу вопросы, ставящие

«в тупик». Оценивается умение найти мотивированный, обоснованный ответ, а если оппонент собьет оратора с мысли – быстро сориентироваться и не растеряться.

Возможно, группа абстракционистов представит психологически- возрастную периодизацию по Эльконину. Обоснует, почему в старшем возрасте пропадает абстрактное мышление, остается ли оно в сознании или в подсознании.

VI Вывод

Экспертная группа (жюри) представляет результаты защиты идей, выносит решение. Экспертиза – исследование, оценка.

Примечание: все этапы проводятся по «сценарию» урока.

«Сценарий» урока

I этап

Тема: Абстракционизм и реализм !

Встреча двух девушек – Абстракции и Реальности.

Между ними происходит диалог.

Реальность Как долго мы с вами не виделись…

Вы все такая же, не изменились,

молодая, аурная, летаете в облаках,

в своих неведомых для разума мечтах.

Абстракция Туда! К неведомому, к солнцу!

К таинственным мерцаниям,

к гигантским башням, к надземным царствам.

К небу, где мерно плавают облака,

сверкают звезды, парят орлы,

где звуки уводят вдаль, волны порождают новые,

уплывают все дальше и дальше…

Что это, мечта? А может, быль?

Иль, может быть, обман зрения и слуха?

Нет! Нет-нет!

Музыка неисчерпаема, неисчерпаемы краски,

воображение неисчерпаемо.

Куда уводят аккорды, волны, бури?

Куда уводят эти мысли?

Угнаться бы за ними в облака,

к подводным царствам, к знакам Зодиака.

Что это, мечта или быль?

Реальность Да, вы все такая же, не изменились.

Вам, наверное, легче живется,

витаете в облаках и счастливы…

Для Вас не существует реальный мир.

А я насквозь земная…

Странно, но мы никогда не говорили о Вашем прошлом.

Почему вы не хотите спуститься на землю?

Абстракция Среди миров, мерцания светил

Одной звезды я повторяю имя…

А б с т р а к ц и я!

Реальность Давайте поговорим и обо мне.

Мне кажется, прелесть жизни не только

в фантазиях и мечтах о неземном,

но и в реальном, скажем, в воспоминаниях,

а их у меня много. Послушайте.

В детстве я очень любила рисовать и рисовала я,

кстати, вот такие закорючки, похожие на те

(показывает на абстрактные композиции).

Я пыталась что-то изобразить.

Наверное, я слишком быстро повзрослела.

(встает с места) А вот это что?

(указывает на картину-абстракцию).

Абстракция Это искусство.

Реальность Но я его здесь не вижу и не понимаю.

Может, мне объяснят это.

II этап. Проблема

Ведущая из гр.А Сейчас я вам помогу. Здесь 2 созвездия:

абстракционистов и реалистов.

Мое созвездие защищает абстракцию

как истинное искусство.

Ведущая из гр.Р. А мое созвездие реалистов

опровергает абстракцию как искусство.

Здесь я вижу и парад планет?

Ведущая из гр.А. Да. Эта наша экспертная группа – жюри

(представляет членов жюри)

Ведущая из гр.Р. Здесь есть и метеориты и спутники -

Это наши болельщики.

III этап. Генерирование идей

Ведущая из гр.А. ( Обращается к гр.А.)

Вы должны собрать

свои идеи – доказательства:

Абстракция – истинное искусство.

Чем больше идей, тем лучше:

Ведущая из гр.Р. (Обращается к гр.Р.)

А вы должны собрать свои идеи – доказательства,

опровергающие абстракцию

как истинное искусство.

Идеи фиксируйте

Ведущая из гр.А. Ваша миссия ясна?

Ведущая из гр.Р. Итак, на этот этап,

на генерирование идей отводится 5 минут

Этап IV

Фильтрация идей. (3 минуты)

Ведущая из гр.Р. Сейчас мы с вами

отберем идеи. Оставим

только те, которые можем защитить.

На это отводим вам 3 минуты.

V этап

Защита идей. (22 минуты)

Ведущая из гр.А. Внимание!

Из галактики просят прекратить прения.

Срочно: космический эфир принимает

позывные - идеи созвездия Абстракционистов.

(обращается к гр.А.)

Вам слово.(Озвучиваются идеи)

Ведущая из гр.Р. А теперь позывные

созвездия Реалистов.

Вам слово. (Озвучиваются идеи)

Ведущая из гр.А. В каком-нибудь неведомом году

Случится это чудо непременно:

На Землю нашу, милую Звезду,

Слетятся гости изо всей Вселенной.

Ведущая из гр.Р. Как трудно будет людям двух миров,

Почти как нам с тобой, Абстракция.

Ведущая гр.А. Поступил сигнал с Галактики:

Общайтесь!

Дискуссия начинается с вопроса,

который группы подготовили друг друг.

Первыми «бросают перчатку» реалисты.

По окончании дискуссии - музыкальная пауза.

Исполнение песен под аккомпанемент гитары.

Во время музыкальной паузы проводится конкурс художников

«Яблоко для Евы»

(по 2-3 человека от каждой группы). Жюри подводит итоги.

VI. Вывод

Экспертная группа представляет результаты защиты идей, выносит решение.