Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской, Е. С. Медковой М. Вентана – Граф 2014 г.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верховская основная общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области

«Рассмотрено на ШМО

и рекомендовано к утверждению»

Руководитель ШМО

___________

(_________________)

Протокол №___от

«___»______________2015 г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____________

И. В. Тищенко

«___»_______2015



«Утверждаю»

Врио директора

МБОУ Верховской ООШ

________________

В.В. Зайцева

Приказ №___- ОД

от «___»________2015 г.






Программа

по изобразительному искусству для 5 класса

на 2015- 2016 учебный год


Составитель:

Тищенко Ирина Валерьевна





деревня Верхи

2015 г.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, интегрированной программы. Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской, Е. С. Медковой М. Вентана – Граф 2014 г. 5—8 классы и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:

Изобразительное искусство. Интегрированная программа. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова М. Вентана – Граф 2014 г.

2 Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова, Л. Г. Савенкова «Изобразительное искусство» 5 класс- учебник, М. Вентана- Граф. 2015 г. Интегрированная программа. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова М. Вентана – Граф 2014 г.

Программа ориентирована формирование, развитие и активизацию творческого, духовно- нравственного, эстетического потенциала учащихся, помогает им составить целостное представление о культуре народов мира, стимулирует учителя на реализацию творческих способностей.

В программе учтены предметные и метапредметные требования, изложенные в федеральном государственном стандарте, предметной области «Изобразительное искусство»:

Формирование более глубоких, по сравнению с начальной школой, знания о роли изобразительного искусства в жизни человека

Овладение практическими умениями и навыками восприятия, анализа и эстетической оценки произведений искусства, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно- значимой ценности

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, дизайне, декоративно- прикладном искусстве, архитектуре), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ и проектной исследовательской деятельности.



Общая характеристика учебного предмета:

Цель уроков изобразительного искусства в основной школе — реализация фактора общего и эстетического разви­тия учащихся; формирование целостного, гармоничного вос­приятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений раз­ных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащими­ся графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным ви­дам художественного творчества и потребности в общении с искусством.


Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство».

Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности проявить себя в нём, формирова­ние художественных и эстетических предпочтений.

Развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, раз­витие воображения и фантазии, повышение творческого по­тенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художе­ственной деятельности.

Освоение разных видов пластических искусств: живопи­си, графики, декоративно-прикладного искусства, скульпту­ры, архитектуры и дизайна; приёмов работы с различными ху­дожественными материалами, инструментами, техниками.

Овладение умением пользоваться выразительными сред­ствами изобразительного искусства, языком графической гра­моты и разными художественными материалами, которые по­зволили бы адекватно выразить в художественном творчестве представления учащихся об окружающем мире в соответст­вии с их возрастными интересами и предпочтениями.

Развитие опыта художественного восприятия произве­дений искусства, обогащение знаний и представлений о худо­жественном наследии человечества, своего народа, состав­ляющем гордость и славу всемирной истории искусства.


ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ; КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



На изучение курса «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчита­на на 35 учебных часов.


п/п

Разделы программы

1

Человек, природа, культура как единое целое


4

2

Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

7

3

Путешествие в мир искусства Древней Греции

5

4

Былинная Русь и следы язычества в русской культуре


8

5

Народное декоративно-прикладное искусство



10

6

Проекты и исследования


1


Всего часов

35




Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и

человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие

ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение

к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание учебного предмета (35ч)

Человек, природа, культура как единое целое 4 часа

Тема 1. Природа и человек

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представлений учащихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражён национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт)

Изобразительная плоскость и графическая грамота.

Знакомство с разными художественными материалами, с которыми работает художник-график (гуашь, пастель, тушь, карандаш).

Темы творческих заданий:

а) «Пейзаж, в котором я хотел бы построить свой дом»;

б) природа разных широт («Летний пейзаж», «Моё лето», «Летние дни», «Как хорошо летом»);

в) графическая композиция «Мой любимый уголок природы»

Тема 2. Природа и художник

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы «по сырому».

Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусстве

Графические иллюстрации на темы по выбору:

1) по мотивам стихотворений Ф. Тютчева, М. Волошина; 2) «Такие разные дожди» (холодный, грибной, светлый, радужный); 3) звучащая музыка в картине художника; 4) движение воздуха в пейзаже.

Работа в разных техниках и разными материалами (акварель, цветные мелки, фломастеры).

Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Импровизация в графическом материале

Тема 3. Человек — природа — культура

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре

Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе».

Композиция может быть выполнена в любом жанре (пейзаже, натюрморте, жанровой композиции), в любом виде изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура); в любом художественном материале (карандаш, акварель, гуашь).

Создание пейзажей на темы: покорение гор, спуск на лодках по реке, сплав деревьев по бурной реке, оригинальные строения (архитектура и пейзаж)

Тема 4. Пространство и время. Многомерность мира

Развитие фантазии и воображения.

Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира.

Формирование представления о пространстве, о трёхмерности мира.

Развитие понятия о том, что каждый человек (особенно художник) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира

Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество.

Цветовые этюды на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, полученного от восприятия картины, сказки, музыки (мелодии).

Передача впечатления от услышанного в цветомузыкальных композициях.

Создание композиции, отражающей представления исполнителя (ученика) о красоте мира.

Задание может выполняться индивидуально или в группах.

Сочинение легенд о происхождении мира и земли в стиле былин и преданий, существующих у разных народов, создание иллюстраций к ним

Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве 7 часов

Тема 5. Зодчество

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представления об искусстве проектирования.

Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом.

Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.

Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся

Графическая композиция:

а) проект комплексной застройки населённого пункта, центром которой будет новая школа;

б) эскиз космического комплекса на Луне или Марсе;

в) подборка архитектуры разных форм с использованием средств ИКТ. Выбор понравившейся архитектуры, выполнение зарисовки составляющих её геометрических форм в графике с обозначением разным цветом (сближенные цвета)

Тема 6. Образы старинной архитектуры

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села) Проведение исследований по истории старых зданий города, села, деревни, в которых проживают учащиеся. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.

Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий. Работа в технике цветной графики.

Создание эскизов (образа здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.

Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве). Предложить проект нового дома на улице старого города с условием не нарушать общего вида и стиля

Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры

Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар) Геометрические фигуры — основа конструктивной композиции.

Из зарисовок и фотографий, выполненных на предыдущем уроке, выбрать здание, определить, какие геометрических формы лежат в основе его конструкции.

Из иллюстраций ненужных журналов вырезать геометрические фигуры, соответствующие конструкции выбранного дома, сохраняя пропорции деталей.

Сложить из вырезанных деталей дом.

Дополнить получившееся изображение своими архитектурными элементами

Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве

Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами Изображение объёмных геометрических форм (куб, параллелепипед) графическими материалами.

Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки (применение знаний об изображении объёмных тел). Работа графическими материалами (карандаш)

Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы

Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка.

Работа шариковой, гелевой ручкой (карандашом, тушью, пером), создание тональной растяжки, состоящей из шести-семи тонов одного цвета

Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке. Сочинение натюрморта для литературного персонажа или натюрморта, который можно было бы использовать в сюжетной картине (например, стол героев русских народных сказок, былинных героев)

Тема 11. Перспектива в открытом пространстве

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Восприятие и изображение перспективы открытого пространства.

Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта. Коллективная работа.

Создание коллективной композиции на тему «Улица, на которой мы жили в древнем городе».

(Выберите город по желанию.)

Работа на целом листе ватмана. Обозначение линии горизонта и изображение перспективы улицы в технике аппликации из цветной бумаги. Костюмированный портрет авторов композиции в образе жителей древнего города




Путешествие в мир искусства Древней Греции 5 часов

Тема 12. Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Экскурсия в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур. Задание для путешествия в музей: распределить класс на группы для ознакомления с предметами культуры. Найти образцы посуды, украшений, одежды, архитектуры, характерные для этой культуры. В каждой группе выбрать представителя одного из видов искусства (скульптор, гончар, ювелир, архитектор, резчик по камню, живописец), который должен выполнить эскиз изделия, характерного для выбранной культуры. Организация выставки или презентации по подготовленному материалу. Проведение экскурсии для учащихся других классов

Тема 13. Мифы Древней Греции

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок». Творческое задание.

Вариант 1. Рисование в любой выбранной технике одного из античных чудовищ, в котором соединились части разных существ: Тифона (тело человека и хвосты змей), Химеры (голова льва, тело козы, хвост змеи), горгоны Медузы (туловище и лицо женщины, волосы — змеи).

Вариант 2. Создание в карандаше эскиза с изображением Хаоса в виде смешения отдельных частей человека, животных, элементов природы.

На концах отрезков из проволоки с помощью ваты оформить попарно «элементы» будущего мира. Покрыть вату клейстером и после высыхания раскрасить. Соединить части проволоки на единой основе.

Создание рельефа-эскиза медальона (медали, таблички), на которых запечатлены образы: Мрак и Ночь, Свет и День, Гея (Земля) и Уран (Небо), чудовище Тифон, стоглазый Аргус, горгона Медуза.

Соблюдать принцип гармонии художественного материала и художественного образа. Материал — глина или пластилин

Тема 14. Скульптура Древней Греции

Развитие фантазии и воображения.

Развитие художественно-образного мышления учащихся на материале мифов Древней Греции. Отличие мифов Древней Греции от мифов других стран.

Представление греков о работе скульптора (подобно богам, он отсекает лишнее от камня и глины, высвобождая человека из глыбы).

Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии. Создание скульптуры Коры. Создание скульптуры победителя Олимпиады в одном из четырёх видов спорта. Можно вылепить фигурки свидетелей спортивных состязаний: зрителя на трибунах, раба и господина, спешащего в театр, или сценку из жизни воина Спарты. Из вылепленных фигур создать коллективную композицию.

Лепка из пластилина способом отсечения лишнего по принципу освобождения образа из каменной глыбы. Стекой нанести детали — глаза, рот, нос, волны волос

Тема 15. Рисуем человека по древнегреческим канонам

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления о греческом каноне изображения человека. Древнегреческий канон в изобразительном искусстве.

Создание коллективной композиции «Люди за работой», «Пускаем змея», «Собираем конструктор», «Урок физкультуры»

Тема 16. Чернофигурные вазы Древней Греции

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Формирование представления о том, что древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение. Роспись чернофигурной вазы.

Создание росписи вазы для победителя спортивных игр. Создание орнамента, который использовался для украшения древнегреческих ваз. Передача особого ритма и стилизованного изображения

Былинная Русь и следы язычества в русской культуре 8 часов

Тема 17. Славянские мифы о сотворении мира

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представлений учащихся о древних славянах. Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии. Работа по воображению.

Создание своего образа Вселенной — стелы, в основе которой фигура человека.

Работа в смешанной технике художественного конструирования и лепки рельефа. Работа с использованием рекомендаций и схем, помещённых в учебнике. Использование картона и пластилина

Тема 18. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец. Композиция по мифологическим сюжетам.

Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор — гора; лик Матери сырой земли.

В сети Интернет найти информацию, которая поможет в создании тематической композиции «Богатыри — святые воины» (св. Георгий Победоносец, св. Илья Муромец, св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской и др.) В каждом из образов найти то, что их объединяет. В композиции следить за передачей планов на изображении. Выбор точки зрения (сверху на землю, снизу на горы)

Тема 19. Былинный образ Русской земли

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Развитие понятия об историческом пейзаже, который запечатлён в устном народном творчестве. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор — тихая грусть, заворожённость, ожидание…

Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др. Пейзаж Древней Руси.

Коллективная композиция по изученному материалу. Изобразить бескрайние просторы Древней Руси: вид с высоты птичьего полёта. Границы пейзажа: степь — «чисто поле», первозданные горы, Чёрное море как «самый низ вселенной» (по типу топографической карты).

Нанести рисунок древнего города на пейзаж: дороги, людей за каким-то занятием, домашних животных, пашни, поля, избы и др.

Беседы и размышления об особенностях Русской земли, её отличии от других стран

Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления о былине как литературном жанре. «Говорящие» имена былинных богатырей.

Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с языческим богом.

Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах. Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.

Используя знания о значении формата в композиционном замысле, соразмерности величин, важности определения первого плана, передачи динамики, создать рисунок, сюжетом которого является былина об Илье Муромце — фрагмент борьбы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.

В изображении пейзажа использовать описание в былине места, где живёт Соловей-разбойник. Подчеркнуть в облике Ильи Муромца его необычайную силу

Тема 21. Народный костюм. Головной убор

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представления о форме и характере украшений, используемых в традиционном костюме древних славян.

Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»). Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике.

Создание эскиза кокошника, шитого жемчугом и золотой нитью, по мотивам работ художников, писавших портреты русских красавиц в национальной одежде. Придумать форму кокошника, используя знания о ритме и симметрии.

Работа гелевыми ручками с золотым и серебряным наполнителем по тёмному фону. Использование для украшения разных предметов: бусинок, пуговиц, цветной бумаги, жгутиков и др. Готовым кокошником украшается голова девушки (использовать фотографию или портрет из иллюстрированного журнала).

Работа в смешанной технике — аппликация, коллаж, графический материал

Тема 22. Народный костюм. Одежда

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формировать представление о праздничной и бытовой одежде крестьян, вселенском образе народного костюма.

Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном). Эскиз крестьянского женского или мужского костюма.

Создание графического эскиза народного костюма: мужского или женского (по выбору).

Внесение всех необходимых атрибутов одежды, решение цветового образа костюма и его украшения в соответствии с региональной принадлежностью.

Создание из полученных эскизов коллективной композиции на тему по выбору: «Хоровод», «За околицей», «Праздничное гулянье», «Девушки с цветами, парни с гармонью», «Дед и внучек», «У колодца», «Сборы в дорогу, с хлебом и солью».

Работа в смешанной технике — аппликация и графический материал

Тема 23. Народные праздники. Святки

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др. Маска как часть костюма. Изготовление маски к народному празднику Святки.

Маски к празднику Святки.

Передавать в маске основные пропорции лица человека (от всей высоты маски 1/3 — лоб, 1/3 — нос, 1/3 — губы и подбородок).

Работа в технике коллажа. Можно использовать в работе любые сферические готовые формы из бумаги или пластмассы

Тема 24. Масленица

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы. Создание макета трёхгранной свечи-фонарика, одного из атрибутов народных игр, в технике цветной графики, следуя подсказке. Основой будущего фонарика послужит трёхгранный параллелепипед. Работа с плотной бумагой.

Создание иллюстрации к русской народной песне, сказке, былине


Народное декоративно-прикладное искусство 10 часов

Тема 25. Этнографический музей

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры. Графическая композиция по памяти.

Создание графической композиции после посещения этнографического музея своего города, района. Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве — тематическая композиция с двумя или тремя фигурами в интерьере экспозиции этнографического музея (на конюшне, у печи, в сенях, за самоваром, в кузнице и др.)

Тема 26. Печные изразцы

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Происхождение слова «изразец» (от слова «резать», «вырезать»).

Формировать представление о разнообразии форм изразцов. Зависимость формы и изображения на изразце от назначения.

Роль изразца в архитектуре (интерьер). Создание изразца в объёме с рельефным изображением.

Лепка изразца с рельефом из глины или пластилина для печи Деда Мороза, сказочницы (гусляра), птицы Гамаюн, Рукодельницы, Царевны-лягушки или другого сказочного героя (по выбору).

Создание на изразце сюжетной композиции, помогающей определить род занятий хозяина дома

Тема 27. Расписывание изразцов

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование понятия о керамической плитке (декоративной керамике), изразце как средстве украшения архитектуры (интерьер, экстерьер).

Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов. Виды изразцов. Печь в интерьере дома.

1. Выбор формы печи для конкретного интерьера. Выполнение наброска печи и цветного эскиза её росписи.

2. Выполнение сюжетной композиции на тему по выбору: «Вся семья у печи», «Дети играют у печи», «Рукодельницы у печи», «Пекутся пироги», «Греется замёрзший гость» или «Гость с мороза». Напомнить, что в росписи изразца использовали пять основных цветов: белый, жёлтый, синий, зелёный, коричневый

Тема 28. Прядение — вид народного ремесла

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Формирование представления о своеобразии народного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» — от слова «прыгать», «пресница» — сосна, «донце» — сиденье (нижняя часть прялки). Украшение прялки: символика, тематические композиции.

Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением. Зарисовки с натуры утвари, хранящейся в региональных музеях.

Зарисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых.

Копирование геометрических символов, изображённых на прялках, растительных мотивов, птиц, животных и их последующая расшифровка с помощью поисковых систем Интернета, книг, бесед со служителями музея.

Создание тематической композиции (или роспись макета прялки), например: внучка учится прясть; бабушка рассказывает секреты мастерства; образ богини доброй судьбы Сречи и богини злой судьбы Несречи.

Создание мини-музея в классе

Тема 29. Прялка

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Народное декоративно-прикладное искусство.

Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России.

Виды и характеристика прялок разных регионов России.

Связь формы прялки с Мировым древом. Создание эскиза образа Богини-древа, которую можно изобразить на стояке прялки. Использование в работе своих зарисовок декора прялок, выполненных ранее в музее. Использование в работе элементов, символизирующих образ Мирового древа.

Работа выполняется графическими материалами (карандаш, фломастер, гуашь и тонкая кисть) на плоскости

Тема 30. Кукла как часть народной культуры

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представления о кукле как части культуры любого народа.

Материал и региональные особенности изготовления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина.

Народные ритуальные обряды, связанные с куклой. Коллективная исследовательская деятельность, связанная с традициями детских игр в каждой семье и местом в них куклы. Сохранение старых кукол в семье, присутствие в доме кукол народных мастеров декоративно-прикладного искусства.

Использование системы Интернет в поиске информации, в том числе о куклах, которые создавались в регионе проживания учащихся.

Создание эскиза куклы (игрушки), с которой будут играть дети через 50 лет, или эскиза куклы для себя: куклы-воина, куклы-потешки, куклы-клоуна, куклы-животного и др. Работу выполнять в цветной графике

Тема 31. Делаем куклу-«закрутку»

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представления о том, что тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада. Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров.

Использование для работы специальной схемы последовательности выполнения задания.

Провести небольшое исследование в сети Интернет о других способах создания тряпичной куклы.

Создать коллективный альбом, иллюстрирующий технологию выполнения тряпичных кукол

Тема 32. Ткачество как вид народного искусства

Развитие фантазии и воображения.

Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев). Эскизы рисунков для ткани. Создание эскизов рисунка ткани (клетка, полоска) для женского и мужского народного костюма. Цветовое решение должно отражать гармоничные сочетания цветов. При желании рисунок ткани можно создавать непосредственно на выкройке одежды. В конце занятия — создание жанровой композиции из выполненных работ. Эскиз лучше выполнять на разлинованной бумаге в клетку

Тема 33. Вышивка

Развитие фантазии и воображения.

Вышивка как один из самых древних видов народного искусства в разных странах мира (в Древнем Вавилоне, Иране, Греции, Риме, России).

Отличие вышивки крестом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России. Эскиз рушника. Создание эскиза рушника, полотенца или скатерти, в основе которых лежит сюжетная композиция. Предварительную работу можно выполнить в технике компьютерной графики или фломастерами.

Знакомство с другими вышивками с помощью интернет-источников.

Предлагаемые темы для композиции: «Танцующая птица», «Лебедь в кружевной накидке», «Снегурочка в платочке», «Девушка Алёнушка в вышитом переднике».

Графическое и цветовое решение композиции

Тема 34 Лоскутное шитье

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие интереса к народным художественным промыслам (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных учащимся). Формирование представления о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства. Коллективная композиция «Лоскутное одеяло».

При выполнении задания нужно пользоваться подсказкой о последовательности действий при изготовлении лоскутного изделия. Из созданных работ выполнить коллективную композицию: лоскутное одеяло, чехол для мобильного телефона или дневника, подставки под заварочный чайник.

Работу выполнять в технике аппликации из цветной бумаги, цветных иллюстраций из старых журналов и т. п.

Проекты и исследования 1 час

Тема 35. Великие имена в искусстве

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников А.Г. Венецианова, П.П. Кончаловского, Н.К. Рериха, Э.А.П. Гогена, П. Сезанна.

Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.

Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творчеству




Тематическое планирование с определением видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся


План

Факт


Человек, природа, культура как единое целое 4 часа


1

Тема 1. Природа и человек


1



Работа на плоскости

Изучают и наблюдают окружающий мир природы, природные явления.

Различают характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).

Создают цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.

Овладевают приёмами работы красками и другими художественными материалами.

Понимают, как и когда появилось искусство


2

Тема 2. Природа и художник


1



Работа на плоскости

Создают и насыщают самостоятельные творческие работы художественными образами.

Создают композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений без конкретного изображения.

Выполняют композиции на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, стихотворений


3

Тема 3. Человек — природа — культура


1



Работа на плоскости

Понимают, что представления человека о природе отображаются в произведениях искусства.

Умеют видеть и передавать необычное в обычном.

Формируют индивидуальное чувство восприятия природы.

Понимают, что существуют разные виды и жанры изобразительного искусства.

Умеют выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства.

Умеют создавать цветовые, графические и объёмные (скульптура) импровизации по мотивам произведений музыки, поэзии, танца; создавать танцевальные композиции (художественное движение) по мотивам произведений живописи, графики, скульптуры


4

Тема 4. Пространство и время. Многомерность мира


1



Работа на плоскости

Создают в живописи и графике разные композиции по мотивам увиденного, услышанного.

Наблюдают и замечают изменения в природе, в музыке, поэтическом произведении и передавать эти нюансы в творческих работах.

Умеют работать кистью (разных размеров) и палочкой (умение работать тупым и острым концом).

Создают цветовые композиции по ассоциации с музыкой, наблюдать за тем, как в них отражаются представления исполнителя о красоте мира.

Передают настроения и состояния.

Представляют, отображают контраст и нюанс. Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове.

Наблюдают и передают динамику, настроение в цветомузыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения)


Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве 7 часов


5

Тема 5. Зодчество


1



Работа на плоскости

Осваивают возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности.

Используют в работе тонированную и цветную бумагу.

Овладевают приёмами работы с графическими материалами.

Выбирают материал и инструменты для изображения.

Развивают способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.

Передают в форме и цвете разное настроение.

Делают фотографии по осваиваемой теме


6

Тема 6. Образы старинной архитектуры


1



Исследовательские работы

Умеют работать в группе.

Выполняют зарисовки с натуры домов, улиц.

Создают эскизы зданий по описанию и воображению.

Создают коллективные панно и альбомы зарисовок и фотографий старинных зданий города.

Импровизируют и размышляют по поводу ассоциаций.

Понимают связь между отдельно стоящим зданием и улицей, улицей и городом в целом


7

Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры


1



Работа на плоскости

Осваивают умение гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Рассматривают и обсуждают творческие работы детей, их особенности и своеобразие.

Изображают по памяти и представлению.

Используют элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.

Передают с помощью аппликации и линий изображение объекта.

Представляют и передают в рисунке направления «вертикально», «горизонтально», «наклонно»


8

Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве


1



Работа на плоскости

Работают с натурой — передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш).

Выполняют упражнения на проведение различных линий графическими материалами.

Работают самостоятельно по подсказке в учебнике


9

Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве


1



Работа в объёме

Передают характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета).

Умеют создавать тональную растяжку из нескольких тонов одного цвета.

Передают тональные отношения при условии, что свет падает на предмет слева сверху


10

Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)





Работа на плоскости

Умеют самостоятельно составлять композицию для натюрморта.

Учатся распределять предметы по планам на изобразительной плоскости.

Выполняют композицию с натюрмортом, когда предметная плоскость находится ниже линии горизонта


11

Тема 11. Перспектива в открытом пространстве


1



Работа на плоскости

Развивают способность к коллективной работе над одной большой композицией.

Умеют передавать линию горизонта и перспективу улицы.

Передают воздушную перспективу в рисунке.

Изображают человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана



Путешествие в мир искусства Древней Греции 5 часов


12

Тема 12. Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира


1



Воспринимают искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём.

Участвуют в обсуждениях по изучаемым темам.

Различают материалы и инструменты скульптора, живописца, ювелира, гончара, архитектора, резчика по камню.

Осознают , каким способом художник создаёт художественный образ и отражает в своём произведении события.

Различают жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности.

Умеют группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.

Воспринимают, эмоционально оценивают произведение, давать ему образную характеристику


13

Тема 13. Мифы Древней Греции


1



Работа в объёме

Имеют представление о мифах и их роли в истории.

Умеют работать по подсказке, описанию этапов работы.

Демонстрируют умение владеть инструментами при работе с плотной бумагой и картоном с помощью резца, линейки.

Выполняют рельеф при создании медальона по мотивам мифов Древней Греции.

Используют в работе материалы и инструменты художника-скульптора (стека, глина, пластилин)


14

Тема 14. Скульптура Древней Греции


1



Работа в объёме

Знакомятся с греческими канонами изображения человека.

Лепят по греческим канонам фигуру человека способом отсечения всего лишнего.

Создают из вылепленных фигур коллективные композиции.

Следуют традиционным приёмам лепки (из комка глины или пластилина способом отсечения лишнего).

Владеют скульптурными инструментами и материалом.

Используют понятие «ракурс» в работе с объёмными формами


15

Тема 15. Рисуем человека по древнегреческим канонам


1



Работа в объёме и пространстве

Используют древнегреческие каноны в изображении человека.

Создают коллективные объёмно-пространственные композиции.

Передают характерные позы и динамику фигуры


16

Тема 16. Чернофигурные вазы Древней Греции


1


Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность

Наблюдают, воспринимают и эмоционально оценивают картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.

Выражают своё отношение и объясняют роль и значение искусства в жизни.

Участвуют в беседах о единстве красоты и функциональности в произведении декоративно-прикладного искусства. особенности работы гончара, художника-прикладника.

Называют и объясняют понятия: форма, силуэт, пропорции


Былинная Русь и следы язычества в русской культуре 8 часов


17

Тема 17. Славянские мифы о сотворении мира


1



Работа в объёме по воображению

Умеют работать инструментами и приспособлениями: карандашом, линейкой, стекой.

Создают рельефное изображение человека.

Умеют передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа.

Грамотно соединяют в одной работе разные техники и материалы


18

Тема 18. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек


1



Работа в объёме

Создают глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам былин.

Умеют передавать в композиции характерные черты героев русских былин.

Пользуются Интернетом для поиска нужной информации.

Умеют передавать планы на изображении.

Соблюдают в работе точки зрения на изображаемое (сверху, снизу) для выигрышной передачи художественного образа


19

Тема 19. Былинный образ

Русской земли


1



Работа на плоскости

Создают коллективную композицию по изученному материалу.

Изображают бескрайние просторы Древней Руси (вид с высоты птичьего полёта).

Передают в пейзаже характерные для России особенности: степь, поле, горы, моря, реки, дороги, дома (по типу топографической карты).

Умеют участвовать в беседе о разных видах искусства, размышлять об особенностях

Русской земли, её отличии от других стран


20

Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник


1



Работа на плоскости

Используют знания о значении формата в решении композиционного замысла, соразмерности величин, важности определения первого плана, динамики в передаче содержания рисунка.

Передают в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.

Используют в изображении природы и богатыря их описание в былине.

Владеют форматом изобразительной плоскости.

Передают в изображении плановость и динамику


21

Тема 21. Народный костюм.

Головной убор


1



Работа в смешанной технике — декоративно-прикладная деятельность

Умеют применять в работе смешанную технику — аппликацию, коллаж, графику.

Используют в работе знания о декоративной композиции, симметрии и ритме.

Передают в работе характерные черты традиционного народного костюма.

Вносят свои изменения в декоративную форму.

Умеют находить черты народного искусства в современных работах художников-прикладников


22

Тема 22. Народный костюм. Одежда


1



Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность

Умеют создавать графические эскизы на заданную тему.

Применяют знания об истории народного костюма, его символике в самостоятельной работе.

Используют в работе смешанную технику — аппликацию и графику.

Имеют представление о цветовом характере решения народного костюма и его символике.

Умеют представлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма


23

Тема 23. Народные праздники. Святки


1



Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность

Умеют передавать в маске образ героя.

Соблюдают пропорции лица человека или морды животного.

Умеют работать с готовыми формами.

Создают коллективные композиции из выполненных работ (например, выставки масок).

Применяют в работе технику коллажа.

Активно используют в работе знания по изучаемой теме, полученные на уроках по другим предметам


24

Тема 24. Масленица







1



Работа в объёме и пространстве — декоративно-прикладная деятельность

Умеют выполнять макет трёхгранной свечи.

Самостоятельно работают с плотной бумагой (сгибать с помощью линейки и резца).

Представляют, что такое стилизация природных форм в декоративные.

Понимают взаимосвязь цвета и формы в декоративном искусстве.

Создают несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.)


Народное декоративно-прикладное искусство 10 часов



25

Тема 25. Этнографический музей


1



Работа на плоскости

Создают тематические графические композиции

Изображают интерьер. Применять знания о передаче перспективы в замкнутом пространстве.

Создают тематическую композицию с двумя или тремя фигурами в интерьере.

Умеют объяснять свой замысел и манеру исполнения графической композиции.

Понимают и объясняют особенности и значение этнографических музеев в жизни каждого народа


26

Тема 26. Печные изразцы


1











Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность

Умеют наблюдать и передают изображение по мотивам наблюдаемого в рельефе.

Понимают значение этюда в лепке и зарисовки будущей работы.

Умеют работать с глиной (пластилином) с помощью инструмента — стеки.

Понимают связь композиции рисунка и формата, на котором этот рисунок будет изображён


27

Тема 27. Расписывание изразцов


1



Работа на плоскости

Наблюдают за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов.

Передают особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.

Улавливают и передают в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома.

Работают в смешанной технике (аппликация и гуашь).

Включают в композицию человека в динамике (за определённым занятием)


28

Тема 28. Прядение — вид народного ремесла


1



Работа на плоскости

Воспринимают и оценивают произведения мастеров и изделий, хранящихся в музее и в домах жителей.

Понимают, объясняют роль и значение музея в жизни.

Комментируют видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденных работ.

Копируют геометрические и растительные символы.

Пользуются поисковыми системами Интернета.

Рассуждают об изображаемых на прялках сюжетах


29

Тема 29. Прялка


1



Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность

Понимают специфику народного декоративно-прикладного искусства.

Усваивают информацию о быте русских крестьян, их занятиях и умеют рассказывать об этом.

Выполняют плоскостные декоративно-прикладные композиции, подражая народному мастеру.

Передают в работе особенности декора, используемого в прялках старых мастеров (символы солнца и земли


30

Тема 30. Кукла как часть народной культуры


1



Работа на плоскости

Пользуются поисковой системой Интернета.

Создают эскизы будущих работ с помощью программы PowerPoint.

Умеют переводить образ, полученный в графическом редакторе, в графический образ в технике цветной графики.

Получают локальные и контрастные цветовые отношения, характерные для народной игрушки.

Передают с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона


31

Тема 31. Делаем куклу-«закрутку»


1



Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность

Умеют работать со схемами по изготовлению игрушки-«закрутки».

Создают художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.

Понимают, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода.

Умеют работать с поисковыми системами Интернета


32

Тема 32. Ткачество как вид народного искусства


1



Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность

Проявляют интерес к предметному миру декоративно-прикладного искусства и разнообразию форм в образах народного искусства.

Создают несложные декоративные композиции для рисунка ткани.

Умеют применять в творческой работе знания из истории костюма.

Создают коллективные композиции.

Передают гармоничные сочетания цветов в эскизе ткани с учётом назначения костюма


33

Тема 33. Вышивка


1



Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность

Умеют наблюдать и замечают цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.

Создают графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.

Усваивают информацию о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.

Отображают в эскизе национальные особенности народного творчества.

Самостоятельно составляют рисунок для вышивки крестом


34

Тема 34. Лоскутное шитьё


1



Работа с материалом — декоративно-прикладная деятельность

Создают коллективные композиции.

Передают в работе определённый колорит декоративной композиции.

Применяют знания о контрастной и нюансной цветовой гамме.

Создают ритмический узор, составляя работы одноклассников в единую композицию


Проекты и исследования



35

Тема 35. Великие имена в искусстве


1



Умеют участвовать в беседе по поводу творчества художников.

Размышляют по поводу искусства.

Общаются на языке искусства и по поводу искусства.

Используют в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ).

Умеют работать с разными источниками информации: научно-популярной, художественной литературой, словарями, энциклопедиями и другими справочными изданиями, Интернет-ресурсами



Описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд (нормативные документы, программы, учебники, учебные пособия, научную, научно-популярную литературу, справочные пособия, методические пособия для учителя и др.)



п/п

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова

Изобразительное искусство. Интегрированная программа.

Вентана- Граф

2014

2.

Е. А. Ермолинская

Уроки изобразительного искусства. Методические рекомендации

Вентана- Граф

2014

3

Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова, Л. Г. Савенкова

«Изобразительное искусство» 5 класс

Вентана- Граф

2015



Печатные пособия (таблицы по предмету, портреты и др.)

п/п

Название таблиц

1.

Муляжи фруктов и овощей (комплект)

2.

Гербарии

3

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)

4

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)





Информационные средства (мультимедийное оборудование, электронные учебники, электронные базы данных и др.)

п/п

Название

1.


2.


3.




Технические средства обучения (компьютеры, проекторы, интерактивная доска и др.)

п/п

Название

1.

Мультимедиапроектор.

2.

Слайд-проектор

3

Компьютер

4

С D/DVD-проигрыватели

5

Магнитная доска.

6

Конструкторы.

7

Краски акварельные, гуашевые

8

Тушь

9

Ручки с перьями

10

Бумага А3, А4.

11

Бумага цветная

12

Фломастеры

13

Восковые мелки

14

Пастель

15

Кисти беличьи № 5, 10, 20

16

Кисти из щетины № 3, 10, 13

17

Ёмкость для воды

18

Пластилин/ глина

19

Клей

20

Ножницы

21

Рамы для оформления работ

22

Подставки для натуры











Планируемые результаты изучения учебного предмета


По окончании основной школы учащиеся научаться:

5 класс:

знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

знать несколько народных художественных промыслов России;

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.).