Урок изобразительного искусства
Тема: «Изображение предметного мира. Натюрморт (силуэт)»
Цель урока:
1.Нравственное и эстетическое воспитание учащихся по средствам изучения искусства силуэтной графики, получение знаний практических умений и навыков по выполнению изображений предметного мира- натюрморт, используя такие элементы графики, как: пятновая графика, силуэт.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование знаний о силуэтной графики
- формирование умений и навыков выполнения изображения в технике силуэтной графики
-формирование знаний о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения.
Развивающие:
-развитие внимания, мышления, памяти
-развитие познавательной и творческой активности
-развитие интереса к искусству силуэта
- развитие мелкой моторики и точности движения рук
Воспитательные:
-Воспитание интереса к силуэту, пятновой графике. Оборудование: альбомный лист, карандаш, тушь, ластик, кисточка, ветошь.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Приветствие.
Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Не можешь – узнай,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй, ищи, свершай, достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
Л. Татьяничева
3. Повторение изученного
- Какие вы знаете основные выразительные средства в изобразительном искусстве? (рисунок, композиция, колорит).
- Какие вы знаете виды рисунка? (набросок, эскиз, этюд).
- Что такое композиция? (система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе).
- Какие главные средства композиции вы знаете? (композиционный центр, контраст, ритм, цвет, фон или среда или пространство).
- Что такое композиционный центр? (главное в изображении, выделяется цветом, размером, освещением, но не всегда может быть в центре картины – зависит от расположения предмета и точки зрения).
- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, сказочно-былинный, батальный).
4. Сообщение темы урока
- Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают обычные вещи быта, цветы, снедь. Далеко не все угадывают, что кроется за этим.
- К какому жанру изобразительного искусства можно отнести эти картины? (натюрморт).
- Попробуйте дать название каждой картине.
- Послушайте стихотворение – загадку.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это …(натюрморт).
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить натюрморты.
5. Изучение нового материала
Из истории натюрморта.
«Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру.
Жанр натюрморта в графике
Натюрморт- небольшое по объёму, но чрезвычайно важное для понимания принципов графики задание на решение простых форм.
Элементы графики и методы их организации в графической композиции в задании « Натюрморт» могут быть проиграны» во всех возможных вариантах. «Мёртвая» натура- натюрморт-, являясь творческой лабораторией художников, позволяет легко составить композицию формального типа и провести формальный поиск собственных творческих приёмов.
В живописи натюрморт стал так же популярен, как портрет, или исторические композиции с рубежа 16-17 в.в. Поиски в области живописного натюрморта в конце 19 начале 20 веков сделали возможным существование творческого н6атюрморта в графике.
Пятновая графика, силуэт
В пятновой графике основным изобразительным элементом являются цветные пятна(плоскости). В крайнем выражении пятновая графика приходит к искусству силуэта. Пятновая графика не менее, а, может быть, даже более условна, чем линейная. Она двухмерна и стремиться к иллюзии глубины. Создание различных по конфигурации пятен- плоскостей определяет изобразительные формы.
В истории чёрно- белой пятновой графики натюрморта нет таких ярких имён, как Ф.Валлотон, Е.С. Кругликова, Г. Нарбут. Искусство силуэта, на ниве которого славно потрудились Ф. П. Толстой и Е. М. Бем, было направленно в основном на портретные изображения человека и графику животных. Но это не означает, что чёрно- белая пятновая графика мало пригодна для изображения натюрморта.
Пятновая натюрмортная графика в чёрно- белом выражении наиболее ясно была реализована в книжной и журнальной графике. Силуэтами ваз с цветами, бокалов, бутылок и других подобных предметов заполнена периодическая часть эпохи модерна и первой трети XX в.
В миниатюрных изданиях силуэты предметов быта смотрелись изысканно. Силуэты вещей, конечно, не столь узнаваемы, как силуэты людей, но в ярких своих проявлениях они не менее интересны.
Основы натюрморта
Компоновка предметов в натюрморте- это дело кропотливое, требующее некоторых знаний.
Первое- это правильное расположение массы фигур на листе. Она не должна слишком сильно съезжать вверх, или же, наоборот, вниз. Также, как и в право, и лево.
Последовательность и правила работы над натюрмортом.
- Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника.
В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила в натюрморте все же есть. (схемы натюрморта, но не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схемам)
1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.
2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.
3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.
4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
5. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.
6. Актуализация знаний
- Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел.
7. Практическая работа
Составить натюрморт. (контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).
- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.
7. Итог урока
- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом).
- Что такое натюрморт? (предметы неживой природы: цветы, рыба, дичь, утварь).
- Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.
Творческие работы учащихся 7- «А» класса МОУ СОШ №6 Владимирской области города Кольчугино
[pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic] [pic]
[pic]
[pic]