Конспект урока по изобразительному ис-ву
разработал учитель МОУ ЗСОШ№1 Голованова Т.Н.
Тема урока: «Вглядываясь в человека. Портрет.»
Цели деятельности учителя
Формировать представление об основных этапах развития портрета, особенностях творчества художников-портретистов и их произведениях; познакомить с основными средствами художественной выразительности в изобразительном ис-ве; учить видеть конструктивную форму предмета, использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций; формировать умение выражать свою эстетическую позицию
Тип урока
Изучение новых знаний
Планируемые образовательные результаты
Предметные: смогут составлять произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении человека в ис-ве; знакомиться с именами великих художников и их произведениями; получат новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; научатся определять понятия «конструкция», «пропорция»; использовать выразительные возможности художественных материалов.
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; обмениваться мнениями, слушать друг друга; планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.
Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояние человека
Методы и формы обучения
Частично-поисковый, упражнение-эксперимент, выставка; групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование
Кисти, краски, гуашь, бумага, баночки с водой
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
Наглядно- демонстрационный материал
Шар, яйцо, иллюстрации картин великих художников в жанре портрета, таблица построения головы человека
Основные понятия и термины
Портрет, конструкция, пропорции
Образовательные ресурсы
http//www. artsait.ru
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы органи
-зации
совзаи-
модей-
ствия
Формируемые умения
УУД
Проме-жуточ-ный конт-
роль
Органи-зационный
момент
Подготовка
уч-ся
к изучению
нового материала
-Я прочитаю вам стихотворение М.Ю.Лермонтова, а вы попытайтесь отгадать, как поэт назвал его:
Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображён,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мёртвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого, не нравясь удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна,- и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных-пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Чем обещает вид всего чела.
-Правильно, Портрет (фр. изображение)
Портрет- очень древний жанр изобразительного ис-ва. Особый путь
жизни каждого человека оставляет след в его облике. Долгий путь жанра портрета в изобр. ис-ве, от эпохи к эпохи, также оставил свои следы. Я предлагаю вам посмотреть репродукции великих художников и сравнить портреты разных эпох
Когда вы были совсем маленькими, то ваши рисунки с изображением человека полностью соответствовали детскому стихотворению:
…точка, точка, запятая,
вот и рожица кривая…
Прошло много лет, и теперь с этой задачей вы справляетесь гораздо лучше.
- Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы научиться рисовать портрет?
- Какова форма головы?
- Как изобразить объём головы?
- Как правильно расположить на лице глаза, нос и рот?
- Как сделать так, чтобы портрет был похож на изображаемого человека?
- Как передать эмоции на лице?
И так, хотите научиться рисовать портрет?
-Кто из вас любит цирк?
-А кто там самый весёлый?
-Кого мы будем сегодня рисовать?
Слушают учителя.
Ставят перед собой цели
Фронтальная
работа
Регулятивные:
Определяют цель, проблему в учебной деятельности
Личностные: понимают значение для человека, осознают свои интересы и цели
Изучение нового материала
Частично- поисковый
- Вы правильно задали первый вопрос. Какова форма головы? То есть нам необходимо знать её конструкцию. У меня на столе яйцо и шар. Какой из этих предметов напоминает голову? Правильно яйцо. Внимательно рассмотрим яйцо. У него есть широкая часть и середина, сужающая книзу. Также и череп человека состоит из двух частей. Каких?
- Черепной коробки и лица.
На листе найдите середину головы и проведите горизонтальную линию. Мы сделали первый шаг к поиску пропорций.
Пропорции- это соотношение частей, составляющих одно целое
Если голова человека расположена прямо, то линия середины глаз будет совпадать с линией горизонта и находиться посередине всей высоты головы. Каждую из половин делим пополам- вверх будет линия волос, а внизу- линия основания носа. Получается четыре равные части.
Сделаем и следующий шаг! Сложите вместе ваши ладошки. Они одинаковы, а значит симметричны. Лицо человека также имеет симметричные детали, а значит нам для построения лица
необходима ещё одна важная линия. Какая? Вертикальная, которая разделит очертания головы пополам, т.е. относительно этой линии мы будем стараться нарисовать левую и правую сторону одинаковой. Также помните:
- расстояние между глазами примерно равно длине глаза;
- крылья носа заканчиваются там, где начинаются глаза;
- длина губ равна расстоянию от середины одного глаза до середины зрачка другого;
- уши начинаются примерно на уровне линии бровей.
Линия губ проходит посередине между кончиком носа и абрисом линии подбородка.
С помощью исследователей античности мы выполнили линии построения для взаимного расположения частей лица человека. Но художнику недостаточно правильно соблюсти пропорции. Ему необходимо изобразить черты лица, характера, красоту, которой наделён каждый.
Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют задания по поиску соотношения частей лица человека
Индивидуальная, групповая работа
Познавательные:
Получают новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; анализируют и обобщают, определяют понятия «конструкция», «пропорция»; сравнивают объекты, устанавливают аналогии.
Коммуника-тивные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга
Личностные: понимают значение знаний для человека
Творческая практическая деятельность
Упражнение-эксперимент
Работу начинаем пошагово:
-Прорисовываем овал, подбирая цвет кожи . Смешиваем краски, рисуем волосы
-определяем середину, рисуем глаза (не забывая про зрачки и блики), брови
- находим точку для носа
- рисуем рот
И завершаем работу, дорисовывая всё остальное
Учащиеся готовят рабочее место
Выполняют работу сравнивая со схематической картой учителя
Пользуются памяткой
Индивидуальная работа
Познавательные: творчески эксперимен-тируют, устанавливают
аналогии, используют их в решении учебной задачи; используют выразительные возможности художественных материалов
Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации;
определяют проблему, выбирают средства достижения цели
Итоги урока. Рефлексия
Выставка работ уч-ся
- А.С. Пушкин говорил, что хороший художник следит за мыслями человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ.
- Рассмотрите выполненные работы. Что вам в них больше всего нравиться? Что в работе показалось самым трудным?
Уч-ся рассматривают работы своих товарищей, обмениваются впечатлениями и опытом. Задают друг другу вопросы о проделанной работе
Фронтальная
работа
Коммуникативные: излагают своё мнение; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания
Личностные: вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам