Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоселовская общеобразовательная школа»
пгт. Новоселовское Раздольненского района Республики Крым
Рассмотрено на МО МБОУ «Новоселовская школа»
Протокол №____
от «____»____________2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________ Боришкевич В.А.
от « »____________2016 г.
«Утверждаю»
и.о. директора МБОУ
_____________ Попов Е.В.
Приказ № ___ от « »__________2016 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИЗО
для 6 класса
(2016-2017 учебный год)
Перегудова Н.П.
учитель ИЗО
МБОУ «Новоселовская школа»
пгт. Новоселовское, 2016 г.
Календарно – тематическое планирование
6 класс
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Содержание урока
Знания, умения, навыки.
Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
I . «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
1
Урок – лекция с показом репродукций. Виды ИЗО Язык художественной выразительности изобразит. видов искусства.
Живопись, графика, скульптура. Композиция, линия, ритм, пятно, цвет, форма, объём, пространство, фактура.
И.В.Шешко, стр.42.
Репродукции с видами ИЗО
Учебник стр.8 - 22
2
Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности
1
Рисунок – основа мастерства художника.
Значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора (рисунок железной дороги)
Линия, штрих, тон- основные средства выразительности в рисунке.
ИЗО «Искусство в жизни человека» 6 кл.
Доработать рисунок
3
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
1
Рисунок – способ познания окружающего мира (рисунок с изображением природы в состоянии бури, грозы, шторма)
Перспектива, тон, картинная плоскость, предметная плоскость. Главная точка схода.
Репродукции. Живопись, графика.
Учебник стр 34 -37.
4
Объём – основа языка скульптуры
1
Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры. (Лепка головы человека, пропорции, эмоции)
Способы выполнения скульптуры(высекание лепка, отливка, вырезание)
Материал (глина, пластилин)
Репродукция Микеланджело. Давид.
Учебник стр.48 -51
5
Объём – основа языка скульптуры
1
Определение пропорций фигуры человека. (Лепка фигуры человека с передачей разных состояний)
Виды (монументальная, станковая, декоративная) и жанры (портретный, бытовой, исторический, анималистический) скульптуры
ИЗО «Основы рисунка»
Ответить на вопросы стр.51.
6
Чёрное и белое – основа языка графики
1
Отношение чёрных и белых пятен, их ритм – способ решения задач. ( пейзаж настроения, 3-4 плана, светотень)
Основы языка графики – тон, пятно, линия, точка. Линия плавная, округлая; светотень равномерная, спокойная.
ИЗО «Основы композиции»
Учебник стр.34 – 37.
7
Цвет. Основы цветоведения.
1
Нюансы тона в передаче пространства и эмоциональность состояний. ( Солнечная страна, Замок снежной королевы)
Передача тоновой растяжки. Линия и светотень резкие, напряжённые, спокойные)
Плакат «Основы цветоведения»
Учебник стр.38 -42
8-9
Цвет – основа языка живописи
2
Соотношение тона и цвета. Мазки – пастозный, лёгкий, прозрачный (осенний букет)
Гармония тёплого цвета с различными его смесями. Гармония холодного цвета
Набор репродукций «Живопись 19-20 в.)
Учебник стр.43.
II . «Мир наших вещей. Натюрморт.»
10
Реальность и фантазия в творчестве художника. Выразительные средства и правила изображения.
1
История возникновения жанра натюрморта. Виды ИЗО, в которых существует этот жанр.
Заполнение листа, равновесие и движение. Пропорции предметов, характер формы.
ИЗО. Основы рисунка.стр.79.
Учебник стр.56-57
11
Изображение предметного мира – натюрморт.
1
Натюрморт как часть картины.(Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, кухонной утвари. Краски)
Свет: освещённость как средство выражения настроения, состояния. Выделение смыслового центра при помощи освещённости.
ИЗО. Основы композиции.стр.38.
Учебник. Задание стр.61.
12
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1
Схема натюрморта. Заполненность листа. (Натюрморт «Фрукты»)
Локальный цвет. Декоративность.
ИЗО. Основы живописи.
Учебник. Задание стр.63.
13
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
1
Натюрморт в тиражной графике. Различные графические техники, в которых может быть выполнен натюрморт. (правила объёмного изображения геометрических тел)
Особенность языка. Значение линии, пятна, тона. Выразительность скупого языка чёрного и белого. Схемы выделения акцентов композиции.
Журнал «Юный художник». ИЗО «Основы живописи» стр.53.
Вопросы и задания.стр.67.
14
Освещение. Свет и тень.
1
Симметрия и асимметрия в композиции натюрморта. (карандашный рисунок ассиметричной композиции «Нарцисс», «Тюльпаны»
Штриховка. Симметрия и асимметрия. Выразительность линии. Фактура. Свет. Блик. Полутень. Собственная тень. Рефлекс. Падающая тень.
ИЗО. «Основы рисунка» стр.77.
Учебник.стр.68-73
15
Натюрморт в графике
1
Графическое изображение натюрмортов. Инструменты и мате – риалы; их влияние на выразительность художественных тех- ник. (Композиция с натуры «Школьные принадлежности»)
Компоновка предметов, выбор освещённости, подбор цветового решения.
Школьные принадлежности.
ИЗО «Основы композиции» стр.29.
Учебник стр.76 – 77.
Повторить изученный материал.
16
Цвет в натюрморте
1
Цвет в живописи и собственный цвет предмета. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. («Цветы и бабочки», работа по сырому листу)
Композиция и образный строй в натюрморте, ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.
Гуашевые краски, альбомный лист, стекло.
III. «Вглядываясь в человека. Портрет.»
17
Образ человека- главная тема искусства
1
История возникновения жанра портрета как самостоятельного жанра. (Урок-лекция. Просмотр СД-диска «Музеи мира»
Жанр портрета во всех видах ИЗО (скульптуре, живописи, графике);
Разновидности портретного жанра: характерный, парадный, психологический автопортрет
ИЗО «Понятийный справочник». Работы школьников.
Учебник стр.90-101.
18
Конструкция головы человека и её пропорции
1
Портрет-документ эпохи. Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика.
(Портрет друга, карандаш)
Рисование головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, рта.
ИЗО 6 класс. Поурочное планирование.
Стр.142.
Учебник стр.102-105.
19
Изображение головы человека в пространстве
1
Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.
Поворот и ракурс головы. Объёмное конструктивное изображение головы.
ИЗО 6 класс. Поурочное планирование стр.148.
Учебник стр.106-107
20
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
1
Композиция и цвет – средства выразительности портретной живописи
(Портрет защитника родины)
Линия горизонта. Точка зрения. Расположение на листе. Линия и пятно. Колорит.
П.Корин. А.Невский.
Доработать рисунок
21
Портрет в скульптуре
1
Просмотр и анализ репродукций. Выразительные возможности скульптуры.
(Скульптура «Литературный герой»)
Литературный герой- собирательный образ. Подчёркивание и утрирование некоторых черт.
Программный материал по литературе.
Набор репродукций.
Учебник стр.108-111.
22
Сатирические образы человека
1
Портрет-характер. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. (портрет соседа по парте. Акварель)
Изображение сатирических образов. Отбор деталей и обострение образа. Завершение работы -обобщение формы.
ИЗО «Понятийный словарь»
Журнал «Юный художник»
Учебник стр.116 – 119.
Выполнить задание №3
23
Образные возможности освещения в портрете
1
Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. (портрет девочки в фас, профиль. Карандаш)
Рисунок карандашом. Уточнение пропорций лица. Светотеневая моделировка формы- создание образа. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света.
ИЗО «Основы рисунка» стр.80.
Учебник, задание №2 стр.121.
24
Портрет в живописи
1
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Портрет в мажорной гамме, тёплые тона.
(портрет девочки. Гуашь.)
Прокладка основного цвета. Прорисовка деталей. Образная характеристика девочки. Соблюдение верных тональных и цветовых отношений.
Репродукции живописных портретов.
Учебник стр.122-125.
25
Роль цвета в портрете
1
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура.
Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи)
ИЗО 6 класс. Поурочное планирование стр.189.
Повторить материал
Реферат на тему «Великие портретисты»
26
Великие портретисты (обобщение темы)
1
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
Галерея образов. Портретисты. Рефераты школьников.
Портреты великих портретистов
IV. «Человек и пространство в изобразительном искусстве»
27
Жанры в изобразительном искусстве
1
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве . Изменения видения мира в разные эпохи.
Жанры в изобразитель ном искусстве. Портрет, натюрморт, пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр.
Набор репродукций. ИЗО 6 класс поурочное планирование стр.196.
Учебник стр.138-141
28
Изображение пространства
1
Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами.
Пространство иконы, его смысл. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази- тельная грамота.
Репродукции икон.
ИЗО 6 кл. поурочное планирование стр.199.
Учебник стр.145, задание №3.
29-30
Правила воздушной перспективы
2
Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы. (Изображение аллеи уходящей вдаль с соблюдением правил воздушной перспективы.)
Композиция. Воздушная перспектива, колорит. Гуашь с ограниченной палитрой.
Репродукции с видами пейзажей. И.Б.Шешко «Построение и перспектива рисунка» стр.90.
Учебник.
Вопросы и задания стр 147
31-32
Пейзаж -большой мир. Пейзаж – настроение. Природа и художник.
2
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. (Монотипия «Летний луг»)
Пейзажный жанр (героический, романтический, реалистический.) Роль линии, пятна. Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе.
Репродукции картин И.К. Айвазовского,
К.Моне, В.Ван Гога.
Подобрать стихи с описанием состояния природы.
33
Городской пейзаж
1
Понимание красоты природы художника – ми разных исторических периодов. (Работа над графической композицией «Городской пейзаж»
Ритмическая организация листа,
- воздушная перспектива,
- колорит,
- линия горизонта,
- пространство.
Репродукции А.Лоренцетти, П.Гонзага, Ф.Я.Алексеева.
Учебник стр.171 задание №2.
34
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
1
Построение пространства как средство решения образа пейзажа.(Открытый и закрытый пейзаж)
Выразительность высокого и низкого горизонта. Роль тона и цвета в изображении пространства.
Репродукции известных русских и зарубежных художников
Учебник стр.172.