Ставни и наличники как памятники материального и духовного наследия (на примере исследования построек XIX-XX века в Шипуновском районе Алтайского края)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Изумительное искусство мастеров резьбы по дереву едва ли не единственный, очень тепло принимаемый всеми, элемент традиционной, народной архитектуры. В работе предпринята попытка культурологического исследования уникальных артефактов материальной и духовной культуры н...


Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”





Направление: культурология


Ставни и наличники как памятники материальной и духовной культуры (на примере исследования построек XIX-XX века в Шипуновском районе Алтайского края)




Белоцерковец Софья

МБОУ «Шипуновская СОШ имени А.В. Луначарского»

Шипуновского района Алтайского края

9 класс







Научный руководитель:

Билан Т.Я., учитель английского языка

МБОУ «Шипуновская СОШ

имени А.В. Луначарского»













с. Шипуново, 2016/2017 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

1

Влияние вмещающего историко-географического ландшафта Шипуновского района на региональную культуру декорирования оконных ставен и наличников…………………………………………………………………………

  • Природно-географический ландшафт Шипуновского района……….

  • Итоги мониторинга ставен и наличников в селах Шипуновского района.

  • Итоги устного опроса «Нужно ли сохранять практику декоративного оформления окон в начале XXI века?»…………………………………



6

6

7


7


2

Функциональная, семантическая и сакральная особенность культуры декорирования ставен и наличников жилых построек XIX-XX века на территории современного Шипуновского района...……………………….....

  • Функциональное предназначение ставен и наличников…………………..

  • Семантическое наполнение деревянного зодчества……………………

  • Сакральная (обережная) специфика орнаментов ………………………



9

9

11

16

3

Трансформация искусства декоративного оформления окон жилых построек Шипуновского района «от культуры полезности до культуры национального достоинства» ……………………………………….………………………………



19


Заключение………………………………………………………………….………….

21

Библиографический список ………………………………………………….…………

22


Список информантов исследования………………………………………….………

23

Глоссарий ………………………………………………………………….…………..

24


Приложения…………………………………………………………………………….

25





Введение

Красота и магия кружевной «одежды» окон русской избы издавна является источником чарующих образов литературы, живописи, поэзии и музыки.

Кружево наличников, голубые ставенки.

В деревеньку русскую забреду я странником.

Образа старинные, чистая изба -

Деревеньки маленькой русская душа…» [1]

Дерево, деревня, деревянный дом, деревянные наличники на окнах – эти однокоренные слова наполнены живым смыслом душевного покоя, благополучия и теплом сельского бытия. Трактовка их происхождения от фразы «на лице» и слова «око» («глаз») в словаре Ушакова, объясняет и углубляет понимание олицетворённого, сакрального отношения жителей России к месту своего проживания, любви к своему дому. [4] Сельский домик со ставнями для русского человека – визуальный символ связи поколений и исконно русской национальной культуры.

«Именно в культурном наследии, подчеркнул В.В. Путин в своей речи на открытии V международного культурного форума, проходившего с 1 по 03 декабря 2016г в Санкт-Петербурге, - Россия приобретает собственную идентичность». Сохранение культурного наследия он назвал «основой духовной жизни и развития России». [6] Утверждение Правительством РФ плана реализации проектов «Сохранение культурного наследия» и «Культура малой родины» в период с 2017 по 2030 гг.- значимый шаг в этом направлении. [7]

В период, когда «культура берет на себя обязанность по сохранению духовных и нравственных ориентиров нации», [8] актуальность изучения ставен и наличников как памятников материального и духовного наследия на локальном примере Шипуновского района обусловлена, не сколько фрагментарностью научных исследований этого слоя русской культуры, столько необходимостью ее эволюции «от культуры полезности до культуры достояния», т.е. как формой утверждения самобытности народа и основы его духовного здоровья.

«Возрождение исторической национальной и этнической самобытности России, по мнению профессора института археологии и этнографии СО РАН Е.Ф. Фурсовой, - должно быть обогащено забытыми «маленькими уголками», «малой родиной», для которой глубинные традиции являются естественной средой обитания». [7]

Объект исследования: искусство архитектурной резьбы в деревянном зодчестве глубинных районов России.

Предмет исследования: ставни и наличники как памятники деревянного зодчества жилых построек XIX-XX веков Шипуновского района.

Цель работы: определить региональную специфику ставен и наличников жилых объектов Шипуновского района, как памятников материального и духовного наследия.

Основные задачи: на примере построек Шипуновского района

  1. Определить влияние природно-географического и исторического ландшафта на региональную особенность деревянного зодчества;

  2. Систематизировать назначение декорирования ставен и наличников жилых построек XIX XX вв.;

  3. Выявить трансформацию материальной и духовной культуры декоративной резьбы «от культуры полезности до культуры национального достоинства» в начале 21 века.

Выбор методов исследования обусловлен его целью и задачами, поэтому основан на использовании эмпирического (включенного наблюдения, интервьюирования) историко-хронологического, системного, анализа полученных данных, статистического и др. методов.

Территориальные рамки исследования включают старопоселенческие села предгорной Чарышской и переселенческие степной Приалейской зоны на территории современного Шипуновского района Алтайского края.

Хронологические рамки ограничены датами создания исследуемых в работе артефактов деревянного зодчества - концом ХIХ – началом ХХI века

База эмпирического исследования:

  1. итоги устного опроса 134 жителей Шипуновского района;

  2. документы архивного отдела администрации Шипуновского района: похозяйственные книги, описи документов категории «д»;

  3. инвестиционные и социальные паспорта сельских поселений;

  4. перечень улиц, переулков, проездов села Шипуново от 01.01.2016;

  5. мемораты жителей села Шипуново, собранные в ходе полевых исследований;

  6. рукописные неопубликованные книги учителей истории В.В. Зырянова, И.Ф. Мясина.

Научная новизна. В научный оборот впервые введены объекты деревянного зодчества Шипуновского района, не публиковавшиеся ранее фотоматериалы из личных архивов жителей Шипуновского района и их мемораты. Проведен мониторинг сохранности и типологии ставен и наличников в селах Шипуновского района, систематизирован выбор орнаментов их резного оформления, начат поиск сакрально-обрядовых традиций, связанных с изготовлением и использованием ставен и наличников.

Изученность темы. Известный сибирский архитектор Е.А. Ащепков, назвавший юг западной Сибири «огромным заповедником» русского народного зодчества, в работе «Русское народное зодчество в Западной Сибири» написал: "Ни одна область русской культуры не изучена так мало, как народное зодчество. В особенности это относится к Сибири, прочно сохранившей древние архитектурно-строительные традиции и создавшей в деревянном зодчестве ряд характерных особенностей.” [1]

Весомый вклад в изучение проблемы деревянного зодчества внесли Круглова О.В. («Русская народная резьба и роспись по дереву»,[7] Ополовников А.В., [link] В некоторых случаях является ее конструктивным усилением.


СТАВЕНЬ (НЯ) - дощатая или металлическая створка для прикрытия окна.


НАЛИЧНИК - декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой—резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.


ПРИЧЕЛИНА - ветровая планка под крышей фасада


ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕот лат. functio- исполнение, осуществление


СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - смысл языковой единицы (слова, словосочетания)


САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - святое (лат. sacer), мистическое, исключительной значимости, непреходящей ценности, требует благоговейного отношения. Часто имеет отношение к религии и потустороннему миру,














Приложение 1

1.Бестужева



2.Быкова на Алее



3.Воробьева




4.Ельцовская


5.Качусова



6.Кособоково



7.Кособокова-Белоглазова


8.Метелева



9.Нечунаева



10.Озерная




11.Порозиха



12.Самсонова



13.Тугозвонова



14.Усть-

Порозиха


15.Хлопунова


16.Чупина



17.Шипунова

-



1748







1749








1770

























1749



1753































1742

















1747

1755






1749






1748



1749






1763



1748




1749



1734



1734



1746



1734





1748



1748

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.143.

Л.252.

ЦХАФ АК.Ф.1.ОП.1.Д.152.

Л.7.

ЦХАФ АК.Ф1.Оп.1.Д.66.

Л.25


ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.105.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.66.

Л.31.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.29.

Л.192.

ЦХАФ АК.Ф.169.Оп.1.

Д.192.Л.516.


ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.8.

Л.258.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.152

Л.13.


ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.127.

Л.73.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.

Д.28.Л.345.


ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.28.

Л.382.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.29.

Л.500.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.

Д.28.Л.382.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.105.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.105.

Л.8 и 12.


ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.152.

Л.7.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.29.

Л.500.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.

Д.28.Л.382.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.105.

ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.105.

Л.8 и 12.


ЦХАФ АК.Ф.1.Оп.1.Д.152.

Л.7.


29