Рабочая программа кружка Юный художник (3 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ "Вохтожская школа"

Грязовецкого муниципального района Вологодской области











Рабочая программа кружка

«Юный художник»

художественно-эстетического направления



Класс: 3

Срок реализации программы:

1 год (-34 часа)

Всего часов в неделю: 1 час



Автор: Духанина Елена Васильевна,

учитель изобразительного искусства



















2015 г.

  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно - правовая база:

Нормативно – правовыми документами программы являются:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;




    1. Актуальность и перспективность курса:

Программа "Юный художник" является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

- художественное восприятие,

- информационное ознакомление,

- изобразительная деятельность,

-художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.


Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Этапы программы:

      • ознакомительный– 1год обучения для обучающихся 6–7лет;

      • развивающий– 2 год обучения для обучающихся 8–9 лет;

      • развивающий– 3 год обучения для обучающихся 9–10 лет;

В перспективе планируется :

      • исследовательский – 4 год обучения для обучающихся 10–11 лет.


Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;


1.3. Возрастная группа учащихся:

Программа ориентирована на учащихся 3 классов.

1.4. Количество часов

Программа рассчитана: 3 кл – 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю для каждой группы.

1.5 . Продолжительность одного занятия:

во 3 классе - 40 минут

1.6. Цели и задачи реализации программы:

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

Задачи:

  • воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

  • художественно-творческаяразвивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;

  • техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).



1.7. Формы и методы работы:
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Основные методы и технологии:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

2 . Структура программы

2.1. Перечень УУД

Личностные результаты:

  • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.

Метапредметные результаты:

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения;

  • осознанно подбирать доступные материалы для выполнения работы;

  • выбирать и использовать оптимальные техники рисования;


  • Предметные результаты:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • создавать простые композиции на заданную тему;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;

3.Содержание программы. Тематическое планирование.

Теоретическая часть:

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

  • Виды изобразительного искусства (живопись, графика, ДПИ).

Календарно-тематический план

Тема занятия


Кол-во часов

Содержание занятия

1

Графические материалы и приспособления. Разнохарактерные линии.

1

Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы.

2,3

Красота формы листьев. Графика. « Осенние листья».


2

Техника печати с оттиска листа: композиция и использование живых листьев в качестве матриц.


4

Рисуем небо

1

Тоновая растяжка цвета, акварель.

5

«Фантастический лес»

1

Выполнение рисунка фантастических деревьев ограниченной палитрой (акварелью или гуашью).

6

«Фантастический лес». Рисование узора гелиевыми ручками и фломастерами.

1

Графика. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

7, 8

Герои сказок. Техника работы гуашью.

2

Рисунок по замыслу.


9, 10

«В гостях у сказки». Иллюстрирование сказки «Серая шейка».

2

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве.


11

«Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы».

1

Пейзаж. Беседа


12, 13

«Красавица зима».

2

Выполнение пейзажа без предварительного наброска.

14, 15

Портрет Снегурочки.

2

Портрет как жанр изобразительного искусства.

Гармония теплых и холодных цветов.

Гуашь. Пропорция человеческого тела.

16

Открытка – поздравление.

1

Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

17

Рисование снегиря. Анималистический жанр.

1

Формирование графических навыков и умений



18

«Птица счастья».

1

Декоративное рисование птицы с росписью под гжель.

19

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Стихия – вода.

1

Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

20

«Дворец Снежной королевы»

1

Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

21

Натюрморт. Основные и дополнительные цвета.

1

Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая собственная.

22

«Гризайль». Натюрморт из трёх предметов.

1

Понятие «тон». Одноцветная акварель –«гризайль». Тоновая растяжка.

23, 24

«Чаепитие». Декоративный натюрморт.

2

Графический натюрморт.

25

Стихия- огонь. «У костра».

1

Теплые цвета. Акварель (гуашь). Рисование по методу ассоциаций.

26, 27

«Город»

2

Техника монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.


28

«Домики, которые построила природа»


1

Рисование сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов.


29

Изображение насекомых


1

Линия, штрих, пятно (темное и светлое) и художественный образ.


30

«Цветы весны».

1

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

31, 32

«Прогулка по весеннему саду».

2

Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

33

Рассказ-описание любимой картины.

Викторина.

1

Виды изобразительного искусства.

Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства. Викторина по видам изобразительного искусства.

34

«Вернисаж»

1

Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник


4. Основные требования к знаниям и умениям


Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 3-го класса

Должны знать:

особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

основы графики;

правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.


Должны уметь:

пользоваться гуашью, акварелью;

пользоваться графическими материалами и инструментами (гелиевыми ручками, фломастерами, карандашами);

различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

рисовать кистью элементы орнамента;

проявлять творчество в создании работ.





5.Литература и средства обучения


  1. Большой самоучитель рисования/ Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. - М.: ЗАО "РОСМЭН- ПРЕСС", 2006

  2. Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2010

  3. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков/ сост. З. А\ Степанчук и др. - Волгоград: Учитель, 2009

  4. Курчевский В. Быль-сказка о карандашах и красках. - М.: Педагогика, 1980.

  5. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

  6. Салмина Н. Г., Глебова А. О. Графика, живопись и народные промыслы: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.- М.: Вентана-Граф, 2008

  7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

  8. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

  9. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

  10. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

  11. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

  12. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

21. Богатырева В. Я\ «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1, 2 кл. кл. «Дрофа».2012г.

5.2. Печатные пособия:

Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.

Репродукции картин.

5.3. Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Компьютер( по возможности).

Сканер ( по возможности).

Принтер ( по возможности).


6. Оценка эффективности реализации программы

1.Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.

2. Участие в школьных конкурсах.

4. Участие в районных конкурсах.

5. Портфель достижений школьника.