ПРОЕКТ в предметной области: «Искусство» (ИЗО) Тема проекта: «Ландшафтный дизайн пришкольного участка» Выполнила: Ильина Надежда учениц

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 7 городского округа Кохма







ПРОЕКТ

в предметной области: «Искусство» (ИЗО)

Тема проекта:

«Ландшафтный дизайн

пришкольного участка»



     Выполнила:

                                                                                                               Ильина Надежда

ученица 8 класса

                                                                               Руководитель:

Казимирская Г.Б.

учитель искусства



г. Кохма

2016 год



Оглавление



1. Введение. Выбор и обоснование темы проекта……………………………………………………………………………………..

2. Теоретическая часть. История развития ландшафтного дизайна

21. Историческая справка ……………………………………………………………….

2.2. Ландшафтный дизайн ………………………………………………………………..

2.3. Основы ландшафтного проектирования…………………………………………….

2.4. Стили ландшафтного проектирования………………………………………………

3. Практическая часть

3.1. Диагностика общественного мнения………………………………………………..

3.2. Прогнозируемый результат………………………………………………………….

3.3. Ландшафтное проектирование пришкольного участка МБОУ СШ №7………….

4.Выводы…………………………………………………………………………………..

5.Заключение………………………………………………………………………………

6.Литература……………………………………………………………………………….

















  1. Введение. Выбор и обоснование темы проекта

Школа – наш второй дом. Приходя в школу, мы хотим чувствовать себя уютно, ощущать красоту и ощущать гордость за любимую школу. Наш пришкольный участок один из лучших в городе, но хотелось, чтобы он был более современным и практичным. Данная проблема актуальна в наше время. В связи с этим была выдвинута

Гипотеза: пришкольная территория МБОУ СШ №7 нуждается в изменениях.

Цель исследования: создать дизайн - проект по преобразованию пришкольного участка в комфортную и красивую мини-экосистему.

Задачи работы:

- изучить общественное мнение обучающихся школы;

- обосновать актуальность проблемы преобразования ландшафта школы;

- сформировать представления об уровнях и закономерностях взаимодействия природных факторов и городской среды, узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов;

- составить структурные композиции пришкольного участка;

- сделать оценку проекта пришкольного участка и условий практической его реализации.

Предмет исследования – пришкольный участок МБОУ СШ №7.

Объект рассмотрения – устройство, практичность участка.

Мною были применены методы:

- работа с литературой и интернет-ресурсами;

- поисковый метод;

- диагностический.







2. История развития ландшафтного дизайна

2.1. Историческая справка

История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.). Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась, как правило, храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.

Особой известностью пользовались “висячие сады” Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или “висячих садов”, оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России (“верховые” сады Московского Кремля в конце 17 в.).

Русское садово-парковое искусство

В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.

В 17 веке в России уже создают увеселительные, или “красные” сады   (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, “висячие” сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.

При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710 г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.

2.2. Ландшафтный дизайн

Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др.

Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования.

Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть с создания набросочного плана.

Основные правила данного плана:

  1. Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.

  2. При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.

Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы:

  1. Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.

  2. Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.

  3. Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т.д.)

  4. Различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).

  5. Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т.д.)

2.3. Основы ландшафтного проектирования

В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – в архитектуре, живописи, поэзии, музыке. Эти правила диктует нам сама природа. Сад – это сложное произведение искусств, в создании которого участвуют разнохарактерные по своим качествам элементы: живые растения и различные формы земной поверхности, вода и камень, а также малые архитектурные формы. В своей первоначальной форме природа сохранилась лишь в нескольких уголках мира. Современные загородные усадьбы являются образцом искусственного ландшафтного дизайна садового участка, созданного руками человека.

Принципы ландшафтного дизайна

С эстетической стороны ландшафтный дизайн садового участка, подобно архитектурному ансамблю, должен представлять согласованное и продуманное единство всех входящих в его состав элементов и подчиняться определенному художественному архитектурно-пространственному замыслу. При создании садов необходимо принимать во внимание не только красивое сочетание декоративных растений, но и приуроченность этих растений в природе к определенным ландшафтам.

Существует несколько принципов, которыми следует руководствоваться в области ландшафтного дизайна:

  1. Дом и сад – это единое целое. Стиль сада должен соответствовать стилю дома.

  2. Сад должен быть огорожен стенами, изгородями или деревьями.

  3. Лучше подчиняться местным традициям садоводства. Дом и сад должны подчиняться местному ландшафту.

  4. Не следует увлекаться модой. Растения в саду должны соответствовать климатическим условиям и сочетаться с местной флорой.

2.4. Стили ландшафтного проектирования

Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных.

Регулярный стиль. Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элемент регулярного сада – вода.

[pic]

Итальянский стиль. Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.



[pic]

Японский сад. Излюбленный стиль для малого сада. Это не случайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.

[pic]

Английский стиль. В английском саду всегда есть озера. Большинство из них искусственные, но часто бывают и природные. Многочисленные деревья, растущие вдоль извилистых берегов, спускаются прямо к самой кромке воды. Гроты – естественные или искусственные пещеры. В доисторические времена использовались человеком для укрытия. В наше время многие люди устраивают такие пещеры в декоративных целях, часто устанавливая в них статуи святых, особенно Пресвятой Богородицы. Лужайки. Независимо от того большой участок или маленький, ровный или холмистый, в английском саду всегда найдется место красивой лужайке. Скульптура в английском ландшафтном дизайне нечто другое, чем во всех остальных стилях садово-паркового искусства. Классическая архитектура и стилизованные руины.

[pic]

Французский стиль. Французский стиль ландшафтного дизайна создавался под влиянием итальянского Возрождения. Он вобрал в себя многие принципы эпохи Возрождения, но вместе с этим это абсолютно самостоятельный стиль со своей индивидуальностью и шармом. Основная цель французского стиля поразить гостей королевской семьи богатством и роскошью.

[pic]

Стиль “модерн”. Стиль “модерн” – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары ограничены – “лучше меньше, да лучше”.  Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные тона, допускаются вставки из гальки. Мебель – классический модерн строгих линий из пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, но симметрии не придерживается.

[pic]



Голландский стиль. Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.

[pic]

Колониальный стиль. Исходно чисто американский стиль, но следуют ему и в других странах. Основные материалы для строительства – кирпич и доски. Они же используются при оформлении сада. Растения высаживаются в деревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Основное настроение стиля – мягкий, ленивый темп жизни, поэтому преобладают солнечные веранды, персоли, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – гамак, складные кресла с плетеными спинками.



[pic]



Сельский стиль. Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому в нем используются простые, естественные материалы и формы. Текстура и цвет материалов повторяет материалы, из которых построен дом – дерево, кирпич, естественный камень. Можно использовать все вместе, как материалы окружающего ландшафта. Цветы сажаются в большом количестве и различных расцветок. Это особый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи, хозпостройки обвиты вьющимися розами или душистым горошком. Мебель используется из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол из остова спиленного дерева, и т.п. Емкости для растений из простой глины, мощение дорожек из плитняка или кирпича. Ограждения только из досок, или плетень, ворота выполнены  “под старину”, изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.

[pic]

3. Практическая часть

3.1. Диагностика общественного мнения

Опрос учащихся школы № 7

Было опрошено 80 учеников (5-8 классы).

Они ответили на следующие вопросы:

  1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?

  2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?

  3. Что хотелось бы изменить?

  4. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?

  5. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

Результаты опроса

1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?

Н [pic] а данный вопрос все 80 человек - 100% ответили - да.













2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?

Да - 10 человек (12,5%);

Нет – 70 человек (87,5%).

[pic]















3. Чего не хватает на нашем участке?

35человек (44%) – считают необходимым обустроить детскую площадку;

20человек (25%) - хотят, чтобы на участке была птичья столовая;

25человек (31%) – считают, что школе необходима аллея выпускников.

[pic]









4. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?

8 [pic] 0 человек (100%) – считают, что для постройки игровой площадки нужно обратиться к компетентным людям, остальное можно изменить силами учащихся и учителей без особых затрат.











5. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

74 человека (92,5%) считают, что это работа учащихся и учителей;

6 человек (7,5%) считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.

[pic]













3.2. Прогнозируемый результат.

Школьный участок должен быть:

- зеленым “буфером” для школы от ближайших антропогенных объектов;

- привлекательным, природно-гармоничным, оригинальным местом отдыха учащихся во внеурочное время;

- решать образовательные и воспитательные цели и задачи;

- местом организации трудовой практики детей.

3.3. Ландшафтное проектирование пришкольного участка МБОУ СШ №7

Описание структурных компонентов дизайн - проекта пришкольного участка.

Исходя из мнения опрошенных, основываясь на полученные знания и своё мнение, я внесла следующие изменения в дизайн пришкольного участка:

[pic]























Участок 1

Н [pic] а территории школы есть игровая площадка для учащихся начальной школы. На мой взгляд, она устарела, не интересна и не эстетична.

[pic]









Поэтому я предлагаю ее немного изменить. Возможные варианты игровых комплексов:

[pic] [pic] [pic]













Участок 2

Эти участки красивы в момент цветения, но, на мой взгляд, их нужно усовершенствовать. В дизайне больше использовать цветы ярких, контрастных тонов, усовершенствовать клумбы, для подвесных конструкций использовать плющи.

[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic] [pic]



Участок 3

Д [pic] [pic] анный участок можно оставить без изменений, но кустарник, расположенный по забору облагородить путем придания им различных форм.





[pic]







Участок 4

У [pic] читывая мнения учащихся школы, хотелось бы организовать место для подкормки птиц – «Птичью столовую».

[pic]





[pic]









Участок 5

[pic] Нашей школе уже 80 лет, но до сих пор у нас нет места, где были, бы отмечены выпускники школы. Предлагаю создать аллею выпускников.

[pic] [pic]

[pic] [pic]













[pic]













[pic]









4.Выводы

Проведя опрос общественного мнения, проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы:

  1. Школе № 7 пришкольный участок нужен.

  2. Участок нуждается в изменениях.

  3. Внешний вид клумб и деревьев должен быть более современным и ухоженным.

  4. На территории школы должна быть современная детская площадка.

  5. Необходимо создать птичью столовую и аллею выпускников.

  6. За помощью в постройке детской площадки обратиться к администрации города, предпринимателям, родителям. Остальные изменения воплотить в жизнь, своими силами, основываясь на рекомендации, данные в этой работе.

  7. Внести изменения в дизайн участков 1, 2, 3, 4, 5.

Участок 1 - обустроить данный участок модернизированным детским городком.

Участок 2 – усовершенствовать клумбы, использовать цветы ярких, контрастных тонов, для подвесных конструкций использовать плющи.

Участок 3 - посадить кустарники, расположенные вдоль забора и облагородить их путем придания им различных форм.

Участок 4 – организовать птичью столовую.

Участок 5 - организовать аллею выпускников.

  1. Заключение

Учитывая мнение и желания учащихся школы, свое собственное мнение, опираясь на знания, полученные в ходе работы, мною были внесены изменения в дизайне пришкольного участка.

В проекте дизайна участка предложены изменения, после внедрения которых внешний вид клумб и деревьев будет более современным и ухоженным; на территории школы будет построена усовершенствованная детская площадка, птичья столовая и создана аллея выпускников.

Тем самым, выдвинутая гипотеза полностью подтверждена.

Цели, поставленные в работе, были достигнуты. Задачи - выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений.

В дальнейшем, хотелось бы, познакомиться со стилями дизайна офисных интерьеров и предложить изменения в организации внутреннего школьного пространства.

  1. Литература

  1.  Алексеев С.В. Экология. / С.-П.: СМИО-ПРЕСС, 2001.

  2. Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.

  3. Горощенко В.П. Природа и люди /М.: Просвещение, 1986.

  4. Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.

  5. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей (учебник).

  6. Зверев И.Д. Человек в социоприродной среде / М.: Вента - Граф, 2000.

  7. Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.