Календарно-тематическое планирование 5-7 кл. ИЗО

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic] [pic]







Декоративно-прикладное искусство
в жизни человека.




урока


ТЕМА

УРОКА

Часы учебного времени


Тип урока


Вид урока


Характеристика видов

деятельности учащихся


Планируемые результаты

(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)


Домашнее задание

5-А класс

5-Б класс



Общая тема. (количество часов).

1 четверть

Древние корни народного искусства (9 часов)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятия земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.



1


Древние образы в народном искусстве.

1 час


Урок изучения и первичного закрепления новых

знаний



ДПИ



Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.


Подбор материала о русской избе

17.09

16.09


2

Убранство русской избы.


1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тематическое рисование



Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ЛР:

ценностное отношение к культуре своего края.


Подбор иллюстративного материала

24.09

23.09

3-4

Внутренний мир русской избы

2 часа

Урок комплексного применения знаний

Тематическое рисование


Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Материал об орнаментальных символах

01.10

08.10

30.09

07.10


5



Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки.


1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний




ДПИ





Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную 1позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.


Материал о вышивках

15.10

14.10

6

Русская народная вышивка

1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


ДПИ





Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.


подбор иллюстративного материала о народном костюме

22.10

21.10

7

Народный праздничный костюм.

1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Тематическое рисование






Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


1. подбор материала по теме.

2. Выставка работ

05.11

11.11

8-9

Народные праздничные обряды. Обобщение темы.


2 часа

Урок обобщения и систематизации знаний


Груп

повая работа



Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.


Повторить все о народном искусстве.

12.11

19.11

18.11

25.11


Общая тема. (количество часов).

2 четверть

Связь времен в народном искусстве (8 часов).

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных изобразительных элементов в произведениях народных промыслов.

10

Древние образы в современных народных игрушках.


1 час


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



ДПИ






Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

1. Подбор материала

2.выставка работ

26.11

02.12

11

Искусство Гжели.

1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


ДПИ






Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

кистевого мазка - «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традициям.

Подбор материала о городец- кой росписи

03.12

09.12

12

Городецкая роспись

1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


ДПИ






Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям.

Подбор материала о хохломе

10.12

16.12

13

Хохлома.

1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



ДПИ





Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.

Подбор материала о жостовских подносах

17.12

23.12

15

Жостово. Роспись по металлу.


1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


ДПИ






Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Подбор материала о Борисовской керамики

24.12

13.01

16

Искусство щепы и тиснения по дереву

1 час

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


ДПИ






Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров резьбы по дереву.

Сравнивать формы и декор изделий мастеров резьбы по дереву с изделиями других народных промыслов

Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях . Осваивать приемы ручного декорирования на основе традиций мастеров резьбы

Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре изделий народов России.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.



Повторить все о народных промыслах

14.01

20.01


17-18

Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы


2 часа

Урок обобщения и систематизации знаний

групповая работа




Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: отношение к труду и культуре своего народа.


Выставка работ

21.01

28.01

27.01

03.02

Общая тема. (количество часов).

3 четверть

Декор – человек, общество, время (10 часов)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХУП века.

19-20

Зачем людям украшения.


2 часа

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Тематическое рисование







Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.


Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Подбор материала по теме

04.02

11.02



10.02

17.02

21-22

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2 часа

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Декоративное рисование







Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процесс е выполне­ния практической творческой работы.


Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своих действий;

адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей;

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР:

самооценка на основе критериев успешной деятельности.

принести иллюстративный материал

по теме

18.02

25.02



24.02

02.03

23-24

Одежда «говорит» о человеке.

2 часа

Урок - практикум

Коллективная работа

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.


Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

1.Подобра

ть иллюстративный материал по теме

2.выставка работ

03.03

10.03




09.03

16.03

25

О чём рассказывают нам гербы


2 часа

Урок изучения и закрепления знаний


Декоративное рисование




Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию герба, в соответствии с традициями цветово­го и символического изображения гербов .

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Подбор материала о ДПИ

17.03

24.03


23.03

06.04

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

2

часа

Урок обобщения и систематизации знаний



Декоративное рисование






Участвовать в итоговой игре-вик­торине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству и систематизировать его по соци­ально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладно­го искусства и его отличии от искус­ства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые худо­жественные термины.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.


Подбор информации о современном ДПИ

07.04

14.04




13.04

20.04

Общая тема. (количество часов).

4 четверть

Декоративное искусство в современном мире (8 часов).

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, ба­тик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-приклад­ное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративнос­ти, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспери­ментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.

27-28

Современное выставочное искусство.

2 часа

Урок закрепления новых знаний

Декоративное рисование



Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно­-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.


Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные:

преобразовать познавательную задачу в практическую.

ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

Подбор материа

ла о витражах

21.04

28.04

27.04

04.05

29-30

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж)

2 часа

Урок комплексного применения знаний

Декоративное рисование


Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению


Подбор материала о мозаич-

ном панно

05.05

12.05

11.05

18.05

31-32

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства ( мозаичное панно)

2 часа

Урок комплексного применения знаний

Декоративное рисование



Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению


Подобра

ть иллюстративный материал

19.05

26.05

25.05

01.06

34-35

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

2 часа

Урок комплексного применения знаний

Декоративное рисование



Разрабатывать, создавать эскизы панно, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ЛР: эстетические чувства


1.подобрать материал по теме

2.выстав

ка работ

02.06

08.06




















[pic] [pic]













Изобразительное искусство
в жизни человека.



Домашнее

задание

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

16.09


Виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура; декор, архитектура). Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные
и декоративные. Художественные материалы
и их выразительность
в изобразительном искусстве.

Сообщение новых знаний. Коллективный коллаж по видам искусства.

Карандаш, бумага, ножницы, клей, вырезки
из газет

и журналов.

Иллюстрации по теме (произведения разных видов искусств).

Подобрать иллюстрации к разным видам искусства.

2.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

23.09


Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок
как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Графические материалы и их выразительные возможности. Изучение приёмов нанесения штриховки.

1 вариант:
Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения
и др.). Навык работы линией и штрихом.

2 вариант:

Графический орнамент в круге.

Карандаши разной твёрдости, уголь, чёрная тушь и ватные палочки, бумага.

Иллюстрации по теме. Гербарий.


3.

Чёрное и белое – основа языка графики.

30.09


Знакомство с произведениями печатной графики, техникой производства гравюр
на различных материалах
(с доски – ксилография,
на линолеуме – линогравюра,
на известковом камне – литография, на металле – офорт). Приёмы построения композиции в графике. Понятие силуэта.

1 вариант:

Силуэт. Аппликация (основной фон белый или чёрный).

2 вариант:

Чёрно-белая аппликация (например «Открытое окно»).

3 вариант:

Графический рисунок «Нарцисс».

Уголь, чёрная тушь и ватные палочки, бумага, цветная бумага, ножницы, клей.

Иллюстрации по теме разных жанров, созданные разными материалами.


4 .

Линия и её выразительные возможности.

07.10


Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тематическое рисование
«Чёрно-белый мир».

Карандаши разной твёрдости, уголь, чёрная тушь и ватные палочки, бумага.

Разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В.Серова, О. Верейского и др.


5.

Пятно
как средство выражения. Композиция
как ритм пятен.

14.10


«Формула» хорошей работы – «линия» плюс «пятно». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное – светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно.

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце
и тени).

Чёрная и белая гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например европейские гравюры и офорты
XVII – XVII веков, графические рисунки
И. Левитана, графика
А. Дейнеки и др.

Подумать над созданием сказочного царства.

6.

Цвет. Основы цветоведения.

21.10


Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета
и его светлота. Изучение свойств цвета.

Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца»
и т. д.)

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Таблицы
и наглядные пособия
по цветоведению. Произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века
с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью (К. Моне, Врубель, О. Ренуар, Рембрандт и др.)


7.

Цвет
в произведениях живописи.

11.11


Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Растяжка цвета. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Пуантилизм. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

1 вариант:

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный, грустный, тихий, торжественный и т. д.

2 вариант:

Коллективное выполнение диптиха «Цветы» для украшения интерьера (по сырому, используя смешение,
напыление красок
и аппликацию).

3 вариант:

Выполнение работы
в технике пуантилизма «Отражение в воде» или «Цветущая сирень».

Гуашь или акварель, кисти, бумага, ватные палочки, ножницы, клей.

Таблицы
и наглядные пособия
по цветоведению. Живописные произведения с изображениями букетов: В. Ван Гог. Ирисы; Караваджо. Корзина
с фруктами;
И. Хруцкий. Цветы
и плоды;
И.Грабарь. Хризантемы;
С. Герасимов. Сирень; А. Пластов. Сенокос.


8.

Объёмные изображения
в скульптуре.

18.11


Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы
в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. – и их выразительные свойства.

Объёмные изображения животных в разных материалах (лепка, бумагопластика).

Пластилин, стеки, глина, мятая бумага, природные материалы.

Рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра – работы
В. Ватагина,
И. Ефимова и др.;
В. Серов. Рисунки животных;
А. Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон.


9.

Основы языка изображения (обобщение темы).

25.11


Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, выставка работ учащихся.

Карандаш, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 1 четверти. Примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.

Найти дома памятные вещи для вашей семьи, узнать их историю, поговорив с родителями.

Мир наших вещей. Натюрморт.

10.

Реальность и фантазия
в творчестве художника.

02.12


Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность
и правдоподобие
в изобразительнм искусстве. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Сообщение новых знаний. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая
из поколения
в поколение (выступления учащихся)? Выполнение наброска памятной вещи.

Карандаш, бумага.

Произведения искусства, характерные для различных эпох
и контрастные между собой по языку изображения.


11.

Изображение предметного мира. Натюрморт.

09.12


Многообразие форм изображения мира вещей
в истории искусства.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость
и декоративность плоского изображения в древности
и сейчас.

Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари)
с акцентом
на композицию, ритм.

Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например наскальные рисунки, росписи из гробниц, натюрморты разных эпох (Средневековье, возрождение, XVII – XVIII, XIX – XX века).


12.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

16.12


Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть
в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения
и средства выразительности. Выразительность формы.

Бумагопластика. Конструирование
из бумаги простых геометрических тел.

Бумага, ножницы, клей.

Предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции. Гипсовые фигуры (призма, пирамида, конус, шар…).


13.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

23.12





Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объёмного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Изображения конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

Карандаш, мелки, уголь, бумага.

Иллюстрации по теме (предметы и архитектурные постройки эпохи Возрождения), таблицы и наглядные пособия. Геометрические тела
из гипса и бумаги.


14.

Освещение. Свет и тень.

13.01


Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике
и живописи. Свет как средство организации композиции
в картине.

Изображение геометрических тел
из гипса с боковым освещением.

Чёрная и белая гуашь или акварель, кисти, бумага.

Освещённые боковым светом геометрические тела. Натюрморт из простых предметов
с боковым освещением. Наглядные пособия и таблицы. Натюрморты из европейской живописи XVII - XVIII веков.


15.

Натюрморт
в графике.

20.01


Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра, её виды и выразительные возможности. Печатная форма (матрица)
и оттиски.

Оттиск с аппликации на картоне.

Бумага, картон, ножницы, клей, масляная краска, валик.

Иллюстрации по теме (гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV – XVIII веков, например
А. Дюрер «Святой Иероним в келье»), гравюра В. Фаворского, печатная графика
Д. Митрохина.

Принести предметы для составления натюрморта.

16-17.

Цвет
в натюрморте.

27.01-03.02


Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

1 вариант:

Самостоятельное составление натюрморта, обоснование своего решения, выполнение натюрморта в цвете.

2 вариант:

Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии: праздничный («Цветы
в вазе», «Натюрморт
с грибами», «Новогодний», «Спортивный»), грустный, таинственный и т. д.

3 вариант:

Натюрморт
с добавлением предметов «Комнатный цветок в горшке».

Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например К. Петров-Водкин. Скрипка. Утренний натюрморт; А. Никич. Кларнет. Торжественный натюрморт; И. Машкоа. Натюрморт с камелией. Бегония. Синие сливы; И. Грабарь. Хризантемы;
А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; М. Сарьян. Цветы и фрукты;
М. Асламазян. Сказочный натюрморт;
В. Стожаров. Чай
с калачами;
А. Матисс. Красные рыбки.

Предметы и драпировки для составления натюрмортов.


18.

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

10.02


Предметный мир
в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт
и выражение творческой индивидуальности художника.

Эскиз натюрморта- автопортрета. Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.

Акварель или гуашь, кисти, мелки, фломастеры, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 2 четверти. Примеры произведений изобразительного искусства в жанре натюрморта.

Сообщения о художниках-портретистах разных эпох.


Вглядываясь в человека. Портрет.

19.

Образ человека – главная тема
в искусстве.

17.02


Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и развития жанра портрета. Изображение человека
в искусстве разных эпох (Древний Рим, Возрождение, Новое время…). Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Сообщение новых знаний. Выступления учащихся о художниках-портретистах.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например древнеегипетский
и древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, портреты эпохи Возрождения. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса. Русский портрет XVIII – XIX веков: портреты
Ф. Рокотова,
В. Боровиковского,
Д. Левицкого,
И. Репина,
И. Крамского,
В. Серова. Портрет
в русском искусстве
XX века.


20.

Конструкция головы человека и её пропорции.

24.02


Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Изображение головы
с соотнесёнными
по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.),
с различными характерными выражениями лица (радость, испуг, грусть, удивление, скука, гнев, смех и т. д.).

Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Таблицы и наглядные пособия. Рисунки
и фотографии различных лиц.

Графическая практика (изображение отдельных черт лица).

21.

Изображение головы человека в пространстве.

02.03


Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции
и бесконечность индивидуальных особенностей
и физиономических типов.

Наброски пропорций головы человека в фас, в профиль, с изящным наклоном головы. Камеи.

Карандаш, мелки, акварель
или гуашь, кисти, бумага.

Таблицы и наглядные пособия. Рисунок гипсовой головы
со стадиями работы. Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы;
П. Рубенс. Девять различных голов
на одном листе;
Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе; Рембрандт. Девять штудий голов.


Графическая практика (дорисовыва-ние черт лица
по готовой половине).

22.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

09.03


Рисунок головы человека
в истории изобразительного искусства.
Образ (индивидуальные особенности, характер, настроение) человека
в графическом портрете. Выразительные средства
и возможности графического изображения. Расположение
на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Рисунок с натуры (набросок) головы одноклассника
в разных ракурсах.

Карандаш, уголь, мелки, бумага.

Г. Гольбейн Младший. Графические портреты. Графические портреты О. Кипренского,
И. Репина, В. Серова,
З. Серебряковой,
К. Сомова, М. Врубеля.

Принести круглые пузырьки
для каркаса головы. Выбрать литературного героя
для лепки.

23.

Портрет
в скульптуре.

16.03


Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет
в истории искусства. Выразительные возможности, материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи
в скульптурном портрете.

Лепка двух эскизов головы выбранного литературного героя

с ярко выраженным характером.

Пластилин, стеки, круглые пузырьки для каркаса.

Иллюстрации по теме, например скульптурный портрет в Древнем Египте (царицы Нефертити) в Древнем Риме; Ж. Гудон. Бюст Вольтера; Ф. Шубин. Портрет князя Голицина;
А. Голубкина. Мальчик.


24.

Сатирические образы человека.

23.03


Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.

Акварель или гуашь, кисти, уголь или тушь, карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; сатирические образы
О. Домье в скульптуре
и графике; сатирические рисунки В. Денни,
Д. Кардовского; политическая сатира
Б. Ефимова, Кукрыниксов.


25.

Портрет
в живописи.

06.04


Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека
в живописи Возрождения,
в
XVIIXIX веках, в XX веке. Композиция в парадном
и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Карандаш, акварель
или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например портреты Рафаэля, Тициана,
А. Ван Дейка,
Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты
Д. Левицкого,
Ф. Рокотова,

В. Боровиковского;
И. Крамской. Неизвестная;
В. Серов. Портрет
О. М. Орловой,
М. Н. Ермолова; портреты М. Врубеля.

Принести семейные фотографии.

26.

Роль цвета
в портрете. Образные возможности освещения
в портрете.

13.04


Цветовое решение образа
в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Создание автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, близкого друга).

Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например О. Ренуар. Портрет Ж. Самарии; Леонардо да Винчи. Джоконда;
В. Серов. Девочка
с персиками;
В. Ван Гог. Портрет доктора Гаше;
А. Архипов. Крестьянка в красном;
А. Рублёв. Троица.

Сообщения о художниках-иконописцах, о музеях мира.

27.

Музеи мира. Великие портретисты (обобщение темы).

20.04


Выражение творческой индивидуальности художника
в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Лувр (Франция). Национальная галерея (Великобритания). Прадо (Испания). Пинакотека (Германия). Эрмитаж
и Третьяковская галерея (Россия). Русская иконопись.

Обобщающая беседа, сообщения учащихся, выставка работ учащихся.
Анализ портрета, предложенного учителем.

Карандаш, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 3 четверти. Примеры произведений зарубежных и русских художников-портретистов, художников- иконописцев.

Сообщения о русских художниках-пейзажистах.

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

28.

Жанры в изобразительном искусстве.

27.04


Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры
в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Сообщение новых знаний. Выступления учащихся о русских художниках-пейзажистах.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации
по каждому жанру.


29.

Изображение пространства.

04.05


Виды перспективы. Отсутствие изображения пространства
в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы
в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве
XX века и его образный смысл.

Сообщение новых знаний. Тренировка приёмов расположения линии горизонта и передачи расстояния при изображении предметов
на плоскости.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика; древнерусская иконопись; эпоха Возрождения (работы Пьеро дела Франчески, Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, пространство

в произведениях
П. Веронезе и Тициана).


30.

Правила линейной
и воздушной перспективы.

11.05


Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Перспективные сокращения – уменьшение удалённых предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

1 вариант:

Изображение уходящей вдаль аллеи, реки или дороги с соблюдением правил линейной
и воздушной перспективы.

2 вариант:

Родные картины (иллюстрирование стихов русских поэтов-классиков XIX века, например
Н. Некрасова «Колосья», «Нива», А.Кольцова «Урожай», В. Сурикова
«В ночном»,
А. Майкова «Сенокос» и др.).

Карандаш, акварель
или гуашь, кисти, бумага.

Таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы. Иллюстрации по теме, например И. Левитан. Владимирка. Осенний день. Свежий ветер;
И. Шишкин. Рожь. Лесные дали;
Ф. Васильев. После дождя.


31.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

18.05


Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Коллективное изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Дорога, по которой мне хотелось бы пойти», «Путь реки» и прочее
с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

Акварель или гуашь, кисти, бумага, цветная бумага, ножницы, клей.

Иллюстрации по теме, например П. Брейгель. Времена года; С. Щедрин. Вид на Капри; И. Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи.

Выбор яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

32.

Пейзаж-настроение. Природа
и художник.

25.05


Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.
Роль колорита в пейзаже-настроении. Создание
с помощью цвета художественного образа природы, передача настроения
в рисунке.

Создание пейзажа-настроения – работа
по представлению
и памяти.

Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например К. Моне. Впечатления. Восход солнца. Поле маков;
В. Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы;
И. Левитан. Золотая осень; И. Грабарь. Февральская лазурь. Мартовский снег; пейзажи К. Юона,
Н. Крымова,
А. Пластова и др.


33.

Городской пейзаж.

01.06


Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XXвека. Рационально организованная руками человека пространственная среда городского пейзажа, включающая в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Создание коллективной графической композиции «Наш город» или «Архитектурный пейзаж, который мы хотели бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».

Гуашь с ограниченной палитрой или
оттиски с аппликацией на картоне. Акварель или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX – начала XX века, город
в живописи и графике
в русском искусстве
XXвека.


34.

Отношение художника
к миру природы. Анималистическийжанр.

08.06


Неразрывная связь человека и животного. Первые наскальные рисунки – животные и сцены охоты. Образ животного – первое и основное изображение в древнем мире. Священные животные Древнего Египта. Символичность изображения животных (сфинкс, кентавр – единство человека и животных, кошка – мудрость и грация, лев – сила и ярость…).
Появление анималистического жанра. Связь анимализма
с литературой. Наделение образа животных человеческими чертами (лиса – хитрая, ворона – глупая, заяц – трусливый, сова - мудрая…). Необходимость изучать, любить, беречь животный мир, природу.

Выполнить наброски любимого домашнего (по памяти, наблюдениям) и диких (по представлению) животных в различном эмоциональном состоянии
(как вариант – «Подводный мир», «Птичий рынок», «Все любят цирк»).

Любые графические или живописные средства, бумага.

Иллюстрации по теме, например Е. Чарушин. Иллюстрации;
Л. Дюрер. Носорог. Сфинкс; В. Серов. Иллюстрации к басне Крылова «Квартет»;
В. Ватагин. Пума.


35.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык
и смысл (обобщение темы).



Значение изобразительного искусства в жизни людей и его виды. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка
и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Понимание искусства – труд души. Эпоха, направление в искусстве
и творческая индивидуальность художника.

Обобщение материала учебного года. Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств. Занимательная викторина. Выставка работ учащихся.

Любые графические или живописные средства, бумага.

Работы учащихся. Произведения живописи, графики, скульптуры; пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.
















[pic] [pic]







Изобразительное искусство
в жизни человека.

Зрительный ряд

и дополнительное
оборудование

Домашнее

задание

Изображение фигуры человека и образ человека.

1.

Изображение фигуры человека в истории искусства.

18.09



Изображение человека

в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

1 вариант:

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.

2 вариант:

Коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур
из индивидуально исполненных фигур
в едином масштабе.

Полотно обоев,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например египетские фрагменты фризовых изображений;
античные изображения фигуры человека
в росписи ваз
и в скульптуре Древней Греции;
Мирон. Дискобол; Поликлет. Дорифор.


2.

Пропорции
и строение фигуры человека.

25.09


Конструкция фигуры человека
и основные пропорции. Пропорции, постоянные
для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения человека.

1 вариант:

Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

2 вариант:

Изображение двух контрастных фигур:
«Тяжелоатлет и гимнаст», «Могучий и ловкий», или «Силач
и балерина».

Карандаш, уголь, мелки, бумага.

Учебные пособия

и таблицы, учебные рисунки фигуры человека. Изображение фигуры человека
в древнегреческой вазописи, рисунки великих мастеров Возрождения. Микеланджело «Пропорции фигуры человека».


3-4.

Лепка фигуры человека.

02.10-09.10


Изображение фигуры человека
в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека
в искусстве Древнего Египта,
в античном искусстве,
в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело). Новые представления
о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве
конца
XIX – начала XX века.

Лепка фигуры
человека в движении
на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Выразительность пропорций и движений.

Пластилин, стеки, проволока для каркаса.

Иллюстрации по теме, например скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, Родена, В. Мухиной.


5 .

Набросок фигуры человека
с натуры (стоит, сидит).

16.10


Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное
в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Наброски с натуры одетой сидящей фигуры человека (школьника).

Карандаш, тушь, фломастер, перо, чёрная акварель, бумага.

Зарисовки и наброски фигуры человека
в европейском
и русском искусстве.


6-7.

Набросок фигуры человека
с натуры
(в движении).

23.10-06.11


Приёмы реалистичного изображения фигуры человека
в движении (правильная передача его позы, одежды, пропорций фигуры, анатомического строения) и приёмы мультипликационной графики.

1 вариант:
Наброски одноклассников
в разных движениях
(с атрибутами спорта, труда).

2 вариант:

Наброски 2-3 фигур школьников, объединённых темой сюжета («Дежурные», «Редколлегия»…).

3 вариант:

Изображение бегущих фигур аппликацией
на тему «Эстафета», «Охота».

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Зарисовки и наброски фигуры человека
в европейском
и русском искусстве, например А. Дейнека «Бег», «Хоккеисты»;
И. Чайков «Футболисты»;
А. Самохвалов «Девушка с ядром».

Выбрать литературного героя.

8.

Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве (обобщение темы).

13.11


Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Пути поиска красоты человека. Понимание красоты человека
в античном искусстве.
Духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи
и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека
в европейском и русском искусстве. Поиск счастья
и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес
к жизни конкретного человека. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца
XX века.

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание образа (фигуры) человека
по впечатлению (например, любимого литературного героя). Портрет-фигура.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 1 четверти. Примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.


Поэзия повседневности.

9-10.

Поэзия повседневной жизни
в искусстве разных народов.

20.11-27.11


Картина мира и представления
о ценностях жизни
в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций
и античности. Бытовые темы
и их поэтическое воплощение
в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии,
в восточной миниатюре.

Изображение мотивов из жизни разных народов разных эпох
в контексте традиций поэтики их искусства (зарисовки).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например фрагменты древнеегипетских фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, персидская миниатюра, японская гравюра.
Зарисовки
Х. Бидструпа из жизни народов мира

Подобрать иллюстрации по теме.

11-12.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

04.12-11.12


Понятие «жанр». Жанры
в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры
и тематическое богатство внутри их. Появление
и развитие интереса
к индивидуальной жизни человека в европейском искусстве. Радости и любование жизнью, горести
и сострадание человеку
в повседневной жизни. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.

Графическая
или живописная композиция «На нашей улице».

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например сцены крестьянской жизни
в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников
XVII века; А. Ватто. Общество
в парке; П. Федотов. Сватовство майора;
О. Ренуар. Качели;
Э. Дега. Балетный класс; В. Перов. Тройка. Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б. Кустодиев.
В трактире.

Подобрать иллюстрации по теме.

13.

Сюжет
и содержание
в картине.

18.12


Понятие сюжета, темы
и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом
и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах
с похожим сюжетом.

Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка
в парке», «Поездка
к бабушке»,
«Я готовлю уроки»
и т. п.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например произведения с похожим сюжетом разных авторов:
Ян Вермеер. Служанка
с кувшином молока;
А. Пластов. Ужин трактористов;
И. Левитан. Осенний день. Сокольники;
К. Моне. Прогулка
в парке.


14.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

25.12


Произведения искусства
на темы будней и их значение
в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес
к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка
в парке», «Поездка
к бабушке»,
«Я готовлю уроки»
и т. п. (продолжение)

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например произведения графики и живописи российских художников XXвека с ярким пластическим выражением сценок
из жизни города или села (например работы А. Кокорина,
О. Верейского,
А. Дейнеки,
Д. Жилинского,
В. Попкова и др.).

Подобрать иллюстрации по теме.

15-16.

Жизнь в моём городе (селе)
в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

15.01-22.01


Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории
и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение
в представлении народа о самом себе.

Создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом (как вариант: картины русской жизни прошлого века, например сцены псовой охоты, в трактире, сватовство…).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например Б. Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П. Федотов. Зарисовки жизни города; работы
А. Рябушкина,
Ап. Васнецова, а также В. Перова и других передвижников; произведения местных художников.

Литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.

Подобрать иллюстрации, фотографии, вырезки
по теме праздника.

17.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

29.01


Сюжеты праздника
в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад,
т. е. превращение обычного
в необычное.

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание коллективной композиции в технике коллажа на тему праздника.

Акварель, или гуашь, кисти, вырезки
из журналов, цветная бумага, ножницы, клей, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам
2 четверти. Венецианский карнавал.
Примеры произведений
К. Сомова, А. Бенуа,
Б. Кустодиева,
М Врубеля, а также
П. Брейгеля, Ф. Гойи,
А. Ватто, О. Ренуара.

Вспомнить русские былины. Подобрать иллюстрации к былинам
в книгах.

Великие темы жизни.

18.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

05.02


Живопись монументальная
и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески
в эпоху Возрождения. Мозаика. Обращённость монументального искусства
к массе людей; обращённость станкового искусства
к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический
и мифологический жанры
в искусстве
XVII века. Героизм русского народа. Былинные богатыри – защитники земли русской.

Сообщение новых знаний. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Русские богатыри (композиционное рисование по мотивам былин).

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например монументальные фрески Т. Мазаччо,
А. Мантеньи,
С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, Рубенса, Н. Пуссена, исторические произведения
Э. Делакруа, Ф. Гойи, Ж. –Л. Давида.

Былины.

В. Васнецов «Гусляры», «Богатыри», «Витязь
на распутье», «Бой скифов со славянами».

Готовят сообщения
о русских живописцах
XIX века.

19.

Тематическая картина
в русском искусстве
XIX века.

12.02


Значение станковой картины
в русском искусстве. Большая тематическая картина и её особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление, событие общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Великие русские живописцы
XIX столетия.

Сообщение новых знаний, выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
Русские богатыри (композиционное рисование по мотивам былин) (продолжение).

Карандаш, акварель, или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например К. Брюллов. Последний день Помпеи; В. Суриков. Боярыня Морозова. Утро стрелецкой казни; В. Перцов. Александр Невский; Д. Шмаринов. На поле Куликовом;
И. Репин. Бурлаки
на Волге; А. Иванов. Явление Христа народу; И. Крамской. Христос
в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл картин.


Выбор темы из истории нашей Родины.

20.

Процесс работы над тематической картиной.

19.02


Понятие темы, сюжета
и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни
и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобности
и условности в изобразительном искусстве.

Выбор темы из истории нашей Родины. Устная проработка этапов создания картины.
Сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей
(из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме. Композиционные поисковые эскизы. Исполнение композиции.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме. Исторические книги
и журналы.


21-22.

Библейские
темы в изобразительном искусстве.

26.02-04.03


Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения
в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы
в живописи Западной Европы
и в русском искусстве.

Создание композиции на библейскую тему, например «Рождество».

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например
А. Рублёв. Троица;
икона «Владимирская Богоматерь»; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения
в Новгороде; произведения древнерусской иконописи; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Рембрандт. Святое семейство;
Н. Ге. Тайная вечеря;
Г. Доре. Гравюры
к Библии.

Выбрать историческое событие или исторического героя.

23.

Монументальная скульптура
и образ истории народа.

11.03


Героическое прошлое нашей Родины. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа
и в народном самосознании. Героические образы
в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или историческому герою.

Пластилин, стеки.

Иллюстрации по теме, например Фальконе. Медный всадник (Санкт – Петербург);
И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (Москва);
А. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину (Москва); Е. Вучетич. Воин-освободитель

в Трептов-парке (Берлин);
В. Мухина. Рабочий
и колхозница (Москва); мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.

Вспомнить события Великой Отечественной войны, подобрать иллюстрации по теме.

24-25.

Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

18.03-25.03


Трагические темы в искусстве середины XX века. Драматизм истории и личностные переживания человека
в искусстве российских художников. Работы о войне – предостережение новым поколениям о том, чего
не должно быть. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине
XX века.

Выполнение композиции на тему Великой Отечественной войны.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например, А. Дейнека. Оборона Севастополя; Ю. Пименов. Военная Москва; М. Савицкий – серия «Лагерь уничтожения»;
Б. Неменский. Дыхание весны.
Города-герои.
Песни военных лет
(Б. Александров «Вставай, страна огромная!»,
Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», лиричные песни и др.).

Подобрать рисунки, фотографии лошадей, примеры из литературы
о лошади
в жизни человека.

26.

«Укрощение» коней в живописи и скульптуре.

08.04


Полулюди-полукони
в мифологии древней Греции.
Лошадь – древний помощник человека. Образ боевого коня
в живописи и литературе. Национальный русский конный экипаж – тройка. Укрощённые кони Петра Клодта (Аничков мост в Санкт-Петербурге, скульптура).

Выполнение 2 – 3 рисунков лошади (голова, стоит, ест сено, летит галопом…) графическими или живописными средствами.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например
М. Греков.Головы белых лошадей;
А. Пластов. Купание лошадей; К. Петров-Водкин. Купание красного коня;
А. Лаптев. Рисунки лошадей; К. Коровин. Зимой; С. Ворошилов. Тройка; В. Васнецов. Три богатыря; скульптуры коней
П. Клодта (Санкт-Петербург). Презентация «Учимся рисовать лошадей».


27.

Место и роль картины
в искусстве
XX века.

15.04


Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали
(М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метаморфизм (П. Пикассо. Герника; работы К. Кольвиц,
Р. Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали и другие авангардистские направления
в искусстве (абстракционизм, кубизм, дадаизм и др.).

Создание рисунка
в духе одного
из авангардистских направлений
в искусстве.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме.


28.

Место и роль картины
в искусстве
XX века (продолжение). Современное искусство.

22.04


Агитационное искусство. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы
и человека. Множественность изобразительных языков
в российском искусстве второй половины
XX века (В. Попов,
Д. Жилинский, И. Обросов,
Б. Неменский, братья Смолины, братья Ткачёвы, В. Иванов,
Н. Нестерова, Т. Назаренко
и другие).

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание
эскиза плаката
на современную тему (политика, реклама…).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме плаката и агитки. Примеры произведений современного искусства. Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам
3 четверти.


Реальность жизни и художественный образ (обобщающая).

29-30.

Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.

29.04-06.05


Иллюстрация
как форма взаимосвязи слова
с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение
и атмосферу произведения,
а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый материал (характер одежды героев, построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Варианты:

1. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».

2. Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина по выбору учащегося (например, «Сказка
о царе Салтане…).

3. Иллюстрирование сказок Андерсена.

4. Иллюстрирование романа М. Сервантеса «Дон Кихот».

5. По выбору учителя
и учащихся.


Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например иллюстрации В.Фаворского,
Д. Шмаринова,
Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также
Г. Доре, О. Домье.

Иллюстрации
Ю. Васнецова,
Н. Пискарёва к сказке «Конёк-горбунок».


31.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

13.05


Конструктивное начало – организующее начало
в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности
в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала
XX века. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание. Декоративное значение произведений изобразительного искусства. Декоративность
как свойство и средство выразительности.

Обобщающая беседа. Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.


32.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

20.05


Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом,
о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи.

Обобщающая беседа. Более глубокий
и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ (продолжение).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.


33.

История искусства
и история человечества. Стиль
и направление в изобразительном искусстве.

27.05


Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль
как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль
XVII века, барокко
и классицизм, модерн. Направление в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких
в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм
и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры направлений
XX века.

Обобщающая беседа, занимательная викторина. Анализ произведений
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

Готовят сообщения
о творчестве великих художников (по выбору).

34.

Личность художника и мир его времени
в произведениях искусства.

03.06


Соотношение всеобщего
и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве
и творческая индивидуальность художника.
Великие художники в истории искусства и их произведения. Целостный образ творчества выбранных учителем 2 – 3 великих художников.

Обобщающая беседа. Выступления учащихся о творчестве великих художников.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.


35.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

10.06


Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции,
в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи
в становлении особого лица русской живописи). Высочайшая ценность музейных собраний и естественной потребности людей в общении
с искусством. Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Музеи мира: Третьяковская галерея и музей имени
А. С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей
в Санкт-Петербурге, Лувр
в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. Музеи местного значения.

Беседа. Посещение виртуальных музеев.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Подборки, посвящённые коллекциям музеев.











СОГЛАСОВАНО

на заседании МО учителей

развивающего цикла

Пр. № _____ от «______» _________ г.

Руководитель МО_____________________



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

«_______» _________________г.