АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
для учащихся 5-11 классов
(по 2ч в неделю, всего 68 часов)
Лицей при КазГАСА
Авторы составители: Жапаров А.Б.
Казкенова Р.Е
преподаватели лицея
Рецензент:
Тулебиев А.Т.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы профильных школ и лицеев, имеющих художественно–эстетическую направленность, реализует часть триединой задачи – (Композиция, Рисунок) “Живопись” как единое целое в изобразительном искусстве»
Данная программа составлена на основе типовых программ МОН РК, модифицированной и адаптированной в условиях художественной школы искусств для дополнительного художественного образования учащихся.
Отличие данной программы заключается во включении в образовательный процесс тем, что предусмотрено участие детей в конкурсной и выставочной деятельности и способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, отзывчивости, формирует понимание значимости собственной творческой деятельности.
В программе предусмотрено знакомство с разнообразными материалами и выполнение творческих работ в разных художественных техниках, что способствует развитию живописных навыков у детей и формированию интереса к изобразительному искусству.
Цели и задачи образовательного процесса по предмету «ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»: *развитие и формирование у учащихся способности видеть, наблюдать и изображать форму по всем многообразии её цветосветовых отношений, *формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с законами цветоведения.
В 5 классе - задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют работы к народным сказкам ,к любимым героям из мультфильма.
Перед учащимися 6класса- ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Задачей 7-го класса является формирование знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, сближённых и дополнительных способах нанесения живописных материалов на плоскость. Формирование понятий о контрасте, нюансе и влиянии цветового решения работы на её эмоциональный строй, понятие о взаимосвязи цвета и формы. 7 класс - знакомство с цветоведением и понятием «живопись как вид изобразительного искусства».
8 класс – формирование понятий живописного и декоративного цветовых решений; знаний о явлениях цветового контраста, нюанса в живописи; изучение влияния цветового решения работы на её композиционный строй.
Задачей 8-го класса является развитие знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, дополнительных, сближённых, а так же о попытках использования качества цветов в изображении светотени, глубины пространства.
9 класс - изучение способов выявления пространственных отношений в живописных произведениях, формирование представления о колорите.
Задачей 9-го класса является формирование представлений о цветовой гамме живописной работы, знаний о воздушной перспективе в живописи, знаний о колорите и средствах его создания в живописном произведении.
10 класс - изучение роли тональных и тёпло-холодных отношений в живописном произведении.
Задачей 10-го класса является формирование представлений о тональности в живописи, формирование навыков создания тёплой и холодной цветовой гамм в живописной работе, использования тёпло-холодных цветовых отношений для создания живописного произведения.
11 класс - изучение понятий «художественного образа» и «творческий замысел», средств создания художественного образа и воплощения творческого замысла в живописном произведении с помощью композиционного построения, техники, материала, художественных приёмов.
Задачей 11-го класса является обучение изображению с натуры и по памяти, использование языка живописи в собственной художественно-творческой деятельности, навыкам плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.
Формы и методы обучения.
Традиционно главной формой обучения является выполнение длительных этюдов с неподвижной натуры (натюрморт). Наряду с длительными постановками предусмотрены кратковременные этюды.
Теоретический материал изучается в форме бесед и анализа произведений живописи (репродукций с работ мастеров живописи, учебных этюдов). Знакомство с подлинниками живописных произведений происходит во время посещений музеев и выставочных залов, представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение как казахского, советского, так и зарубежного мирового искусства, а также жизненного опыта детей.
Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности, развития образного мышления и фантазии на основе работ по памяти, по представлению является важным условием успешного освоения учащимися программного материала. Стремление отразить в своих работах действительность, своего отношения и мироощущения должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Формы деятельности учащихся на уроках:
- изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений мирового искусства (работы детей из художественного фонда, слайдов, репродукций и видеофильмов);
- обсуждение работ учащихся, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
-изучение художественного наследия;
С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров (выставки учебных и творческих работ, выпуск стенгазет к праздникам).
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве.
«ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
5 класс
Учебно-тематический план
Три основные краски –красная, синяя, желтая. Цветовой круг.Хроматические цвета.Развивающие упражнения.
6
1
5
4
Жанры изобразительного искусства. Натюрморт”Дары природы”.
8
1
7
5
Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить,дать название.
5
1
4
6
Новогодние подарки от Дедушки Мороза.
5
1
4
32
6
26
2 полугодие
7
Контрастный натюрморт в технике Гризайль.Цветовой тон.
8
1
7
8
Любимые игрушки моего детства
6
1
5
9
Выразительные возможности Аппликации.
6
1
5
10
Любимый герой из мультфильма. Выразительные возможности графических материалов.
8
1
7
11
Итоговый урок.
Как я хочу провести летние каникулы.
8
1
7
36
6
30
Всего:
68
12
6
Содержание предмета
Кол-во часов
материал
формат
1
Вступительная беседа.
О художественных материалах: красках, кистях, бумаге.Ознакомление с различной техникой живописи. Оборудование кабинета живописи, техника безопасности.
Эксперименты с красками и бумагой.
Задача: учащиеся должны понять, апробировать качество бумаги, кистей.
4
бумага, кисти, акварель, гуашь.
А 4
2
Рисование осенних листьев различной формы. Развивать у детей умение видеть красоту природы в различные времена года.
4
Гуашь, кисти
А4
3
Три основные краски –красная, синяя, желтая.Цветовой круг.Хроматические цвета. 1.Ученик должен различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; 2.Развивающие упражнения.
6
Гуашь, кисти
А4
4
Жанры изобразительного искусства. Натюрморт”Дары природы”. Приобретение первичных навыков изображения предметного мира/
8
Гуашь, кисти
А 4
5
Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить,дать название. Развитие наблюдательности и познавательной способности.
5
Гуашь, кисти
А 3
6
Новогодние подарки от Дедушки Мороза. Задание для отражение фантазии.
5
Гуашь, кисти
А 4
7
Контрастный натюрморт в технике Гризайль.Цветовой тон.Изучение свойства красок.Тональность в живописи
8
Гуашь,
Акварель, кисти.
А 4
8
Любимые игрушки моего детства. Рисование по памяти.
6
Акварель, кисти.
А 4
9
Выразительные возможности Аппликации. Работа с
бумагой, Отражение средствами ИЗО образов и впечатлений.
6
Гуашь Пастель, цветной картон.
Куски цветной ткани,ПВА
А 3
10
Любимый герой из мультфильма. Выразительные возможности графических материалов. Формирование эмоциональной отзывчивости на эстетические явления.
8
А 4
11
Итоговый урок.
Как я хочу провести летние каникулы. Развитие творческого мышления.Показать приобретенные навыки.
8
Гуашь
А 3
Всего
68
В конце 5-го класса учащиеся
должны знать:
Понятие живописи, её главные выразительные средства;
Материалы и инструменты для живописи;
Локальный цвет, тёплые и холодные, дополнительные и сближенные цвета.
уметь:
Грамотно организовать рабочее место;
Правильно компоновать работу;
Создавать живописное, декоративное, графическое решение работы.
6 КЛАСС
Учебно-тематический план
ТЕМА
Кол-во
часов
Теоретические
Практические
1 полугодие
1
Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы.
3
1
2
2
Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её.
3
1
2
3
Придумать и изобразить свой будущий дом.
6
1
5
4
Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. “Краски осени”.Ознокомление смешенной техникой.
6
1
5
5
.Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в технике “Гризайль” .Этюд.
6
1
5
6
Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в цвете.Итоговая работа. Этюд.
8
1
7
32
6
26
7
Зимние ассоциаций- “Узоры”.
4
1
3
8
Малофигурный натюрморт в теплой гамме.
5
1
4
9
Малофигурный натюрморт в холодной гамме.
5
1
4
10
Натюрморт.Копия с репродукций.
7
1
6
11
Декоративный натюрморт.Стилизация в живописи.
7
1
6
12
Итоговая работа-“Моя семья”. Сюжет и образ в живописи.
8
1
7
36
5
31
Всего
68
11
57
Содержание предмета
ТЕМА
Кол-во
часов
Материал
Формат
1 полугодие
1
Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы. Изучать окружающий предметный мир и мир природы, Овладевать приёмами работы красками и кистью.
3
Гуашь
А4
2
Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.
3
Гуашь
А 4
3
Придумать и изобразить свой будущий дом. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях.
6
Гуашь
А 4
4
Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. “Краски осени”.Ознокомление смешенной техникой. Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.
6
Акварель
Гуашь,
Цветная бумага,
ПВ.
А3
5
Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в технике “Гризайль”. (изучение тональности,плоскости,объема.)
6
Акварель
А 4
6
Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в цвете.Итоговая работа. Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения с помощью гуаши или акварели.
8
Акварель
А 4
2 полугодие
7
Зимние ассоциаций- “Узоры”. Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.
4
гуашь
А 4
8
Малофигурный натюрморт в теплой гамме. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.
5
Акварель
А 4
9
Малофигурный натюрморт в холодной гамме.Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.
5
Гуашь или акварель
А 4
10
Натюрморт.Копия с репродукций.Воспитывание в себе такие качества художника как Терпение,Дисциплина и развитию Мастерства.
7
Акварель
А4
11
Декоративный натюрморт.Стилизация в живописи. Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе. Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками. Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве.Уметь видеть и передавать необычное в обычном.
7
Акварель
А 4
12
Итоговая работа-“Моя семья”. Сюжет и образ в живописи. Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
8
Акварель
А 3
Всего
68
В конце 6-го года обучения учащиеся должны знать:
Дополнительные цвета (контраст);
Сближенные цвета (нюанс);
Понятие светотени (в живописи);
О влиянии цветового решения на композиционный строй работы;
Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: А.Кастеев. М.Кенбаев. К.Шаяхметов. Ш.Сариев, и др. И.Левитан, Рембрандт, К.Коровин, Пикассо, А.Матисс, Джотто, Тициан, М.Васильев, Ж.Шарден.и др.
Уметь:
Передавать оттенки локального цвета предмета с помощью основных и составных цветов;
Грамотно компоновать работу (применять знания, полученные на уроках «Композиции»);
Передавать объём формы с помощью светотени;
Видеть и передавать холодно-теплые цветовые отношения;
Использовать явления контраста и нюанса при изображении контрастных и сближенных по цвету предметов;
Последовательно вести работу;
Анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.
7 КЛАСС
Учебно-тематический план
Автопортрет или портрет друга. Копия с репродукций.
5
1
4
9
Натюрморт из 2-3 предметов различной фактуре.
5
1
4
10
Натюрморт в холодной гамме из двух предметов.
6
1
5
11
Постановка из 2 предметов на нейтральном фоне.
6
1
5
12
Свет и тень.
6
1
5
13
Натюрморт в теплой гамме из 2-х предметов. Итоговая работа
8
1
7
36
6
30
Всего
68
13
55
Содержание предмета
Кол-во часов
материал
формат
1
Беседа о живописи.
О художественных материалах: красках, кистях, бумаге. Оборудование кабинета живописи, техника безопасности.
Эксперименты с красками и бумагой.
Задача: учащиеся должны понять, апробировать качество бумаги, кистей.
2
Тонкая и плотная бумага, кисти, акварель, гуашь.
А 4
А 3
2
Упражнение по цветоведению.
Основные цвета, вторичные цвета (дополнительные цвета, цветовой тон).
5
Гуашь, кисти
А 3 или А 4
3
Контрастный натюрморт. Этюд натюрморта из 2-3 предметов контрастных по форме и цвету.
Задача: выполнить подготовительный рисунок, стараясь передать форму предмета в цвете, работу выполнить без учёта освещённости – локально.
4
Гуашь, кисти
А 3
4
Натюрморт в технике Гризайль.«Этот разный серый цвет».
(ахроматические цвета)
Задача: изучение тональности в живописи.
5
Гуашь, кисти
А 3
Упражнение «Цвет и оттенок».
Изображение предметов быта (декоративных цветов) одним цветом и его оттенками (цвет по выбору учащихся).
Задача: найти максимум оттенков одного цвета.
Упражнение «Акварельные причуды».
Изучение акварельной техники. Заливка-нанесение ровного тона; переливы-вливание цвета в цвет. Прозрачная лессировка-нанесение 2-3-х красочных слоёв. А-ля-прима – пишем, набирая тон на палитре.
5
Гуашь,
Акварель, кисти.
А 3
А 3
6
Натюрморт из 2-3 предметов (однотонного цветного стекла).
Задача: закомпоновать предметы так, чтобы они перекрывали друг друга, передать прозрачность лессировкой. Драпировка нейтрального цвета, без складок.
5
Акварель, кисти.
А 3
7
Натюрморт из 2-3 предметов различной формы.
Контрольная работа.
6
Гуашь
А 3
8
«Автопортрет» или «Портрет друга». Копия с репродукций.
Понятие пропорций частей лица, характера черт. Передача цветовых и тональных отношений. Изучение цвета лица.
5
Пастель, цветной картон.
А 3
9
Натюрморт из 2-х предметов различных по фактуре
5
Гуашь
А 3
10
Натюрморт в холодной гамме из 2 предметов.
Задача: достичь цельности компоновки листа, подобрать сближённые цвета холодной гаммы.
6
Гуашь, тонированная бумага.
А 3
11
Постановка из двух предметов на нейтральном фоне.
Грамотно организовать формат листа. Решение локального цвета на свету и в тени. Найти индивидуальную цветовую характеристику предметов с элементами моделировки формы цветом.
6
Акварель.
А 3
12
Свет и тень.
Упражнения «Цвет по свету. Цвет в тени. Переход света к тени. Блик».
Задача: раскладка светотени в прямоугольниках.
6
Акварель
А4
13
Натюрморт в тёплой гамме из двух предметов.
Итоговая работа.
Задачи: закрепить знания, полученные ранее (проверка знаний); правильный выбор формата, последовательность этапов выполнения натюрморта.
8
Гуашь, тонированная бумага.
А 3
Всего
68
В конце 7-го класса учащиеся должны знать:
Понятие живописи, её главные выразительные средства;
Материалы и инструменты для живописи;
Локальный цвет, тёплые и холодные, дополнительные и сближённые цвета.
Уметь:
Грамотно организовать рабочее место;
Правильно компоновать работу;
Создавать живописное, декоративное, графическое решение работы.
8 КЛАСС
Учебно-тематический план
ТЕМА
Кол-во
часов
Теоретические
Практические
1 полугодие
1
Вводная беседа о живописи.
2
1
1
2
Постановка из 2 предметов (гризайль).
6
1
5
3
Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне.
6
1
5
4
Натюрморт из бытовых предметов. Копия с репродукций.
6
1
5
5
Постановка из 2-3 предметов на цветном фоне.
Контрольная работа.
8
1
7
6
Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на колорит и контраст) в технике по сырому.
4
1
3
32
6
26
2 полугодие
7
Постановка из 3-4 предметов с ярко выраженным цветом и цветовым фоном.
6
1
5
8
Наброски с фигуры человека.
4
1
3
9
Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма.
8
1
7
10
Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировки.
8
1
7
11
Итоговая работа. Постановка из 3-4 предметов цвета. Тематический натюрморт.
10
1
9
36
5
31
Всего
68
11
57
Содержание предмета
ТЕМА
Кол-во
часов
Материал
Формат
1 полугодие
1
Вводная беседа о живописи.
2
2
Постановка из 2-х предметов (гризайль).
Передача светотени одним цветом (изучение тональности, плоскости).
6
Акварель
А 3
3
Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне. Даются понятия: цвет, блик, тень, полутень, собственная и падающая тень.
6
Акварель
А 3
Натюрморт из бытовых предметов.
Копия с репродукций. Изучение техники мастеров живописи
6
4
Постановка из 2-3-х предметов на цветном фоне.
Контрольная работа. Понятие о цветном рефлексе. Изменение цвета в зависимости от влияния окружающей среды. Закрепление понятия о холодных и теплых тонах.
8
Гуашь
А 3
5
Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на сближенные тона, на контраст) в технике по сырому.
4
Акварель
А 4
2 полугодие
7
Постановка из 3-4 предметов с ясно выраженным цветом и цветовым фоном (задание на решение декоративно-плоскостного натюрморта).
6
гуашь
А 3
8
Наброски с фигуры человека. Выполняются акварельными красками. Передача характера линией и пятном.
4
Акварель
А 3
9
Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма. Начало первых цветовых прокладок. Общие цветовые отношения.
8
Гуашь или акварель
А 3
10
Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировки. Цвето-тоновые ньюансы в живописи
8
Акварель
А 3
11
Итоговая работа.Постановка из 3-4 предметов цвета. Тематический натюрморт.
10
Акварель
А 3
Всего
68
В конце 8-го года обучения учащиеся должны знать:
Дополнительные цвета (контраст);
Сближённые цвета (нюанс);
Понятие светотени (в живописи);
О влиянии цветового решения на композиционный строй работы;
Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: А.Кастеев. М.Кенбаев. К.Шаяхметов. Ш.Сариев, и др. И.Левитан, Рембрандт, К.Коровин, Пикассо, А.Матисс, Джотто, Тициан, М.Васильев, Ж.Шарден.и др.
Уметь:
Передавать оттенки локального цвета предмета с помощью основных и составных цветов;
Грамотно компоновать работу (применять знания, полученные на уроках «Композиции»);
Передавать объём формы с помощью светотени;
Видеть и передавать тёпло-холодные цветовые отношения;
Использовать явления контраста и нюанса при изображении контрастных и сближённых по цвету предметов;
Последовательно вести работу;
Анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.
9 КЛАСС
Учебно-тематический план
Тема
Кол-во часов
Теоретические
Практические
1 полугодие
1
Краткосрочные этюды.
6
1
5
2
Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом на нейтральном фоне.
6
1
5
3
Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу в технике гризайль.
6
1
5
4
Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань).
6
1
5
5
Тематический натюрморт «Новогодний».
Контрольная работа.
8
1
7
32
5
27
2 полугодие
6
Постановка из нескольких предметов близких по окраске на цветном фоне.
6
1
5
7
Выполнение портретного этюда.
6
1
5
8
Копия со цветной репродукций в технике “Гризайль”.
6
1
5
9
Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне.
Итоговая работа.
12
1
11
10
Наброски фигуры человека этюдного характера.
6
1
5
36
5
31
Всего
68
10
58
Содержание предмета
ТЕМА
Кол-во часов
материал
формат
1 полугодие
1
Вводная беседа. Краткосрочный этюд.
6
2
Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом (овощи, фрукты, цветы) на нейтральном фоне.
Цветная характеристика предмета и их связь с окружающей средой (соприкасание предмета с фоном).
6
акварель
А 3
3
Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу, в технике гризайль.
Передача пространства при соблюдении светотеневой проработки (блик, свет, полутень, тень, рефлекс).
6
акварель
А 3
4
Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань).
6
5
Тематический натюрморт.
Передача эмоционального состояния.
Поэтапная работа над композицией.
Обобщение.
Контрольная работа над композицией.
8
акварель
А 2
2 полугодие
6
Постановка из нескольких предметов, близких по окраске на цветном фоне. Передача цветом планов и уходящих плоскостей.
6
акварель
А 3
7
Выполнение портретного этюда (6 ч. – в холодной гамме, 6 ч. – в тёплой гамме).
6
гуашь
А 3
8
Копия со цветной репродукций в технике “Гризайль”.(цветовой тон в живописи)
6
9
Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне (освещение боковое).
Итоговая работа.
12
акварель
А 2
10
Наброски фигуры человека этюдного характера.
6
акварель
А 4
Всего
68
В конце 9-го года обучения учащиеся должны знать:
Понятия: «цветовая гамма», «колорит»;
Средства воздушной перспективы, необходимые для выявления пространственных отношений в живописном произведении;
Средства выявления фактуры (материальности) с помощью цвета;
Имена известных Казахстанских и зарубежных мастеров живописи и некоторые их работы.
Уметь:
Создавать гармоничное, целостное сочетание цветовых оттенков в живописной работе (цветовая гамма, колорит);
Выявлять пространственное расположение предметов в живописной работе с помощью цветовых отношений;
Выявлять фактуру изображаемых предметов с помощью цветовых отношений;
Выполнять предварительные колористические поиски к живописным этюдам;
Цельно передавать светотеневые отношения на сложной форме;
Выявлять сложную форму с помощью оттенков цвета.
10 КЛАСС
Учебно-тематический план
Тема
Кол-во
часов
Теоретические
Практические
1 полугодие
1
Вводный урок. Краткосрочные этюды.
6
1
5
2
Постановка из живых цветов, овощей или фруктов.
6
1
5
3
Постановка натюрморта с гипсовым телом.
6
1
5
4
Постановка из нескольких предметов, различных по материалу на цветном фоне.
Контрольная работа.
10
1
9
5
Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Техника подмалевок. Лессировка. Ал-ля-прима
10
1
9
2 полугодие
6
Постановка в интерьере.
8
1
7
7
Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами.
10
1
9
8
Этюд фигуры человека (с фоном).
12
1
11
Всего
68
8
60
Содержание предмета
Тема
Кол-во часов
материал
формат
1 полугодие
1
Вводный урок. Краткосрочные этюды.
6
Акварель
А 4
2
Постановка из живых цветов, овощей или фруктов.
6
Гуашь
А 4
3
Постановка натюрморта с гипсовым телом. Драпировка с небольшим количеством складок. Передача тонально-цветовых отношений.
6
Гуашь
А 2
4
Постановка из нескольких предметов, различных по материалу (стекло, ткань, дерево и т.д.) на цветном фоне. Передача фактуры материала цветом. Контрольная работа.
10
Гуашь
А 2
5
Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Подмалевка. Техника лессировка, Ал-ля-прима.
10
Масло
А 3
2 полугодие
6
Постановка в интерьере. Тонально-цветовое решение в пространстве (влияние воздушной перспективы).
8
Гуашь
А 2
7
Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами. Поэтапная работа. Передача цветового строя натюрморта.
10
гуашь
А 2
8
Этюд фигуры человека (с фоном).
Построение фигуры человека в пространстве. Передача световоздушной среды.
12
Масло
А 3
Всего
68
В конце 10-го года обучения учащийся должен знать:
Понятия: «тональность», «холодная цветовая гамма», «тёплая цветовая гамма»;
Что сочетание тёплых и холодных цветовых оттенков – это неотъемлемое качество живописного произведения;
Имена известных мастеров живописи Казахстана и зарубежных мастеров и некоторые их работы.
Уметь:
Создавать цельную цветовую гамму в живописной работе
Выявлять глубину пространства в живописном произведении с помощью средств световоздушной перспективы;
Выявлять фактуру с помощью цветовых отношений;
Создавать цельный колорит в живописной работе.
11 КЛАСС
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Теоретические
Практические
1 полугодие
1
Краткосрочные этюды
9
1
8
2
Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой. Контрольная работа.
14
1
13
3
Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев.
10
1
9
2 полугодие
4
Этюд головы человека, в холодном колорите (мужской)
12
2
10
5
Фрагмент интерьера. (Угол мастерской).
6
1
5
6
Итоговая работа.
Натюрморт с гипсовой головой на материальность.
8
1
7
7
Этюд головы человека в теплом колорите (женский).
9
1
8
Всего
68
8
60
Содержание предмета
ТЕМА
Кол-во часов
материал
формат
1 полугодие
1
Краткосрочные этюды.
9
Акварель, гуашь
А 3
2
Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой.
Контрольная работа. Передача фактуры предметов. Выявление полученных знаний за весь период обучения.
14
Материал по выбору учащихся
А 2
3
Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев. Совершенствование приёмов (масляной) живописи. Передача световоздушной среды.
10
Масляные краски
А 3
2 полугодие
4
Этюд головы человека в холодном колорите (мужской).
12
Гуашь
А 3
5
Фрагмент интерьера. (Угол мастерской).
6
Материал по выбору учащихся
А 2
6
Итоговая работа.
Натюрморт с гипсовой головой, на материальность.
8
Гуашь
А 2
7
Этюд головы человека в теплом колорите (женский).
9
Гуашь
А 3
Всего
68
В конце 11-го года обучения учащиеся должны знать:
Понятия «художественный образ в живописи», творческий замысел»;
Средства формирования художественного образа в живописном произведении;
Средства воплощения творческого замысла в живописном произведении;
Имена известных мастеров живописи и названия некоторых произведений.
Уметь:
Создавать выразительный художественный образ постановки с помощью композиционных и живописных средств;
Ставить перед собой творческую задачу и решать её с помощью композиционных и живописных средств;
Выбирать и использовать материал, технику и изобразительные приёмы в соответствии со своим эмоционально-образным восприятием постановки.
Список используемой литературы:
МОН РК Казахская академия образования им.Ы.Алтынсарина Изобразительное искусство: Учебная программа для 5-6 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 13 с.
Энциклопедия «Казахские орнаменты» Алматыкітап, 2005г.
Барокко: Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2006.
Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. - М.: Советский художник, 1964.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – М.: Просвещение, 1969.
Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2007.
Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие для студентов. - М.: Владос, 2007.
Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
Шаймерденов Е.Ш. РК «Символы Независимости» Алматыкітап, 2005г.