Российский общеобразовательный портал [link] - ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерии оценки реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся __ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются _____ детей, из которых мальчиков – ____, девочек - ____.
Основная масса обучающихся класса – это дети со _____________уровнем способностей и ____________.
Группа учеников (____________) проявляет высокий уровень мотивации, желание и возможность изучать предмет. С учётом этого в содержании уроков предлагаются дифференцированные задания.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
II. Содержание программы
Практическая работа Лабораторная работа
Контрольная работа
Диктант
Сочинение/изложение
Тест
Реферат/эссе
Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве.
Осенний букет в натюрморте живописцев.
1
Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).
1
Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила.
2
1
Осенние цветы в росписи твоего подноса.
1
1
Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока
2
1
Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур
Растительный орнамент Древнего Египта. Виды орнамента.
1
Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.
1
Зооморфиные мотивы в искусстве Древнего Египта
1
1
Изысканный декор сосудов Древней Греции
1
1
Древние орнаменты в творчестве художников разного времени.
2
1
Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка.
2
1
Традиции встречи Нового года в современной культуре.
1
1
«Новый год шагает по планете»
2
1
Исторические реалии в искусстве разных народов.
Каменные стражи России. (12-17 вв.)
1
Архитектура Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, Рафаэль, Ф. Гойя, Рембрандт, Ф. С. Рокотов, В. Суриков.
1
Средневековая архитектура Западной Европы. Романский и готический стили.
1
1
Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве.
1
1
Батальный жанр в живописи и графике.
1
1
Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве.
1
1
Личность женщины в портретно-исторической композиции 19 - нач.20в.
1
1
Русский народный костюм.
2
1
«Возьмемся за руки друзья…» Фольклорный праздник.
2
1
Образ времени года в искусстве. Весна - утро года.
Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве.
2
Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Музеи города Кирова и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.
1
«Живая зыбь»
2
1
«Как мир хорош в своей красе нежданной..»
2
1
Земля пробуждается
2
1
III. Поурочно-тематическое планирование
Планируемые результаты
Виды и формы контроля
По плану
По факту
1
1
Осенний букет в натюрморте живописцев.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать натюрморты живописцев, запечатлевших красоту цветов в букетах. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их цветами в осенней природе родного края и описаниями в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца.
Наблюдать цветы в природе, различать их характерные особенности.
Объяснять смысл понятий идеал, красота, мировоззрение и мироощущение художника, художественный образ.
Сравнивать натюрморты художников Западной Европы и России, находить в них общее и различия.
Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения цветов (обогащение техники приёмов письма: воздушная среда, нюансы, насыщенность цвета, контраст и сближенные цвета).
Анализировать изображение цветов, выполненное приёмом красочного пятна и линии.
Выполнять творческое задание, согласно с условиями. Создавать с натуры этюд осенних цветов, используя в работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражать в нём своё отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи. Описывать словами замысел своей творческой композиции — живописный этюд цветов с натуры. Выбирать соответствующие замыслу живописные материалы.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности.
Выполнять по сбору и поиску информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet, располагать их в порядке времени исполнения, готовить презентацию и сообщение на тему: «Общее сходство и различие в изображении цветов в живописи и художественные фотографии»
Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи.
2-3
2
Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать изделия из разных региональных центров России и характеризовать росписи лаковых подносов из Жостова и Нижнего Тагила.
Сравнивать изображение цветочного мотива на подносах из Нижнего Тагила с росписью Жостова.
Находить общее и различия. Узнавать этапы послойного письма Жостова и называть их.
Участвовать в обсуждении истоков народного искусства и его роль в жизни человека, произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий), художественных особенностей изображения цветов родной природы в росписи подносов, различий приёмов в изображении цветочных композиций.
Работать по художественно-народным дидактической таблице. Повторять за народным мастером этапы послойного письма (замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка) и сверять свои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей.
Выполнять творческую работу — цветочные мотивы приёмами кистевой росписи, вариации жостовских цветов. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и фотографии цветов, продемонстрированных на презентации, и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Творческое задание с использованием приёмов кистевой росписи послойного жостовского письма.
4
1
Осенние цветы в росписи твоего подноса.
Урок постановки и решения учебной задачи
Характеризовать художественные изделия — лаковые подносы, выполненные народными мастерами из Жостова, узнавать своеобразную роспись и называть её элементы.
Участвовать в обсуждении художественного своеобразия росписи подносов из Жостова, творчества народных мастеров, в котором продолжается творческая разработка традиций старинного русского промысла.
Решать, какой из композиционных типов жостовских букетов согласуется с формой твоего подноса. Рисовать декоративную композицию нарядных осенних цветов, соблюдая поэтапность жостовской росписи, и выражать в творческой работе своё отношение к красоте цветов послойного жостовского письма.
Участвовать в подведении итогов работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Творческое задание с использованием приёмов послойного письма.
5-6
2
Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства народов мира, живописно-декоративные натюрморты французского художника А. Матисса и живописный натюрморт отечественного художника Н. Н. Сапунова, находить общее и различия в изображении цветов.
Различать формы, цвета, строение цветов в природе и сравнивать их с изображением в декоративно-прикладном искусстве.
Объяснять значение понятия декоративность и трансформация.
Сравнивать произведения разных мастеров в искусстве народов России, стран Запада и Востока, находить сходство и различия в изображении цветочных мотивов. Определять центр композиции и характер расположения цветочных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета.
Участвовать в обсуждении особенностей композиции и передачи цветом объёма формы и фактуры в живописном и живописно-декоративном натюрморте, приёмов трансформации природных форм в декора-тивные в изделиях декоративно-прикладного искусства народных мастеров России, Франции, Индокитая, Китая, Турции.
Работать по художественно-дидактическим таблицам, прослеживать связь декора с формой расписываемого предмета, композиционное разнообразие цветочных мотивов в изделиях из разных материалов и в росписи декоративных тарелок. Определять приёмы декоративного мотива в проекте М. П. Вернейя (ритм и расположение цветов, из которых составлен декор) и объяснять их связь с формой и назначением.
Выполнять наброски цветка с натуры. Искать варианты декоративного решения цветка для украшения предмета. Использовать палитру, усложнять цветки в зависимости от замысла. Исполнять творческое задание, согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов трансформации природных форм в декоративный мотив.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм цветка в декоративные, декоративные формы цветка, взятой из природы и переходящей в орнамент, украшающий предмет.
7
1
Растительный орнамент Древнего Египта.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать произведения разных видов искусства, украшенных растительным орнаментом. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Древнего Египта на примере росписей дворцов, храмов и гробниц, изделий декоративно-прикладного искусства.
Рассказать о роли искусства в Древнем Египте и обожествлении природных мотивов в нём.
Объяснять смысл понятий канон, символ.
Сопоставлять изображение реального лотоса и тростника (папируса) с их декоративным изображением.
Анализировать приёмы трансформирования фор-мы, цвета, объёма природных растений в декоративные.
Участвовать в обсуждении символического значения растительных мотивов в древнеегипетском орнаменте, художественных приёмов создания образа растений в орнаменте.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать, какова последовательность составления древнеегипетского «растительного» орнамента.
Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять цветные зарисовки — повтор мотивов знакового — символического языка древнеегипетского орнамента (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Выражать в творческой работе своё отношение к образу-символу, учитывать колорит древнеегипетского искусства (белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый цвета).
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоративную.
8
1
Зооморфиные мотивы в искусстве Древнего Египта
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать образы божеств в искусстве Древнего Египта. Анализировать аллегорическую форму выражения отвлечённых понятий (священный жук — знак солнца и др.).
Объяснять смысл понятий аллегория, символ.
Участвовать в обсуждении образов в искусстве Древнего Египта, которые создавались средствами художественной выразительности канона и иносказания и наделялись египтянами поэтическим чувством и мыслями, очеловечивая природу.
Работать по художественно-дидактической таблице. Изучать ритм, симметрию, колорит, трансформацию при изображении фантастических существ в древнеегипетском орнаменте.
Выполнять зарисовки — повтор отдельных зооморфных мотивов (жука-скарабея, сокола, шакала) для композиции — вариации ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского орнамента. Находить возможные варианты включения зооморфных мотивов и элементов растительного орнамента при компоновке композиции — вариации ленточного древнеегипетского орнамента. Подбирать колорит характерный для искусства Древнего Египта.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Работа по художественно-дидактической таблице «Фантастические мотивы в древнеегипетском орнаменте».
9
1
Изысканный декор сосудов Древней Греции
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать сюжетно-изобразительную роспись древнегреческой керамики — своеобразную энциклопедию жизни древних греков, источник изучения их быта, культуры, мифологии (VI—V вв. до н. э.). Высказывать суждение о значении греческой вазописи в мировой художественной культуре, о том, какие сюжеты росписи особенно понравились.
Сопоставлять декор чернофигурных и красно-фигурных ваз, выявлять связь сюжетной росписи с формой сосудов, узнавать, какие сюжетно-изобразительные росписи тебе известны о героях мифов, спортивных состязаниях, и находить их.
Участвовать в обсуждении разнообразия вазовых рисунков (охота и битвы, танцы, герои мифов, их подвиги и чудесные приключения), орнаментальных мотивов в декоре ваз, своеобразия сюжетно-изобрази-тельной росписи чёрнофигурных и краснофигурных сосудов, о взаимоотношениях характера росписи с формой сосудов.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Выяснять и приводить примеры отдельных видов древнегреческих сосудов, их практического назначения. Рассматривать расположение орнаментальных фризов из пальметт и меандра на сосудах.
Выполнять зарисовки — повтор мотивов древнегреческого расположения орнамента. Располагать орнаментальные полосы на силуэте вазы, применять в росписи орнаментальных мотивов композиционные приёмы (выделять главный мотив, фризовость), планировать местоположение орнаментальных полос, согласовывать с конструкцией вазы (горловина, плечи, тулово, поддон).
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Формы греческих сосудов», «Мотивы древнегреческих орнаментов на сосудах».
10-11
2
Древние орнаменты в творчестве художников разного времени.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать изделия балхарской керамики, фарфор Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, гончарную чернолощёную керамику российских современных мастеров. Рассказывать, в каких музеях и на каких выставках наблюдал керамику XVIII—XX вв., какие произведения понравились.
Сравнивать современные балхарские сосуды с древнегреческими амфорами, находить общее и различия в их пластике и росписи в независимости от поставленных задач в разные эпохи народными мастерами.
Приводить примеры трансформации декоративных композиций, в которых отражены образы-символы.
Участвовать в обсуждении декоративных образов в произведениях разных видов керамики и художественных выразительных средств, с помощью которых они созданы в XVIII—XX вв.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать разнообразие форм керамической посуды и особенности согласования элементов декора с конструкцией различных сосудов.
Выполнять творческое задание согласно условиям. Создавать эскиз-проект для конструирования формы современной керамической вазы и украшения её узором. Конструировать объёмную форму вазы на основе проекта, используя вспомогательные готовые формы из пластиковых упаковок. Выполнять роспись вазы по мотивам современного декора фарфорового изделия, используя зарисовки-повторы орнаментальных мотивов. Согласовать и использовать элементы декора с конструкцией различных ваз.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства.
12-13
2
Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать орнаментальное оформление изделий декоративно-прикладного искусства, архитектурных рельефов храмов Индии. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Индии в печатных и тканых рисунках. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты орнаментальных мотивов на индийских тканях и русской набойки.
Сравнивать орнаментальные мотивы Индии и русской набойки. Определять, чем отличается декоративная трактовка мотива «индийская пальметта» («восточный огурец»), варианты применения этого мотива, согласно традициям художественной культуры в искусстве народов Западной Европы, Востока и России.
Участвовать в обсуждении богатства и разнообразия традиционной художественной культуры (на примере орнамента в текстиле Индии и русской набойки), особенностей декоративной композиции, и цветового решения коврика-покрывала для слона.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать форму, мотивы, используемые при заполнении внутренней плоскости, цветовое решение орнаментального элемента «индийская пальметта» («восточный огурец»). Прослеживать состав композиции (орнаментальная кайма, розетка в центре прямоугольника с ковровым узором) орнамента коврика-покрывала для слона.
Выполнять творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм в декоративные. Выполнять зарисовку индийского орнамента «индийская пальметта» («восточный огурец») и эскиз традиционной композиции орнамента для коврика-покрывала для слона. Учитывать традиционные композиционные схемы коврика-покрывала. Избегать пестроты цвета при исполнении индийского орнамента. Употреблять не более 3—4 красок и соблюдать цветовой ритм. Наносить роспись лёгкими, сочными, живыми линиями и мазками.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства.
14
1
Традиции встречи Нового года в современной культуре.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать произведения разных видов искусства, посвящённые традициям встречи Нового года, эскизы театральных костюмов, выполненные К. А. Коровиным, Л. С. Бакстом, С. Ю. Судейкиным и др. Рассказывать, какие персонажи изображены, из чего изготавливались маски-личины, какие поверья, обычаи характерны для народного быта на Святках в России. Участвовать в обсуждении традиций встречи Нового года в Шотландии, Англии, Италии, Германии, России, Китае, традициях празднования Нового года и Рождества в семье и в школе.
Работать по художественно-дидактическим таблицам, создавать эскиз целостного комплекта костюма литературного героя и изображать фигуру человека в нём.
Принимать участие в коллективной работе по группам в «артели весёлых мастеров». Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами в создании украшений для ёлки, новогоднего стола, карнавального костюма, сувениров. Работать в группах: определять задачу работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по частям и в целом, оценивать промежуточные и в целом результаты работы в выбранной рабочей группе. Конструировать новогоднюю атрибутику (сувениры, украшения для ёлки и новогоднего стола, карнавальные костюмы).
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Собирать и осуществлять поиск информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet. Готовить презентацию
Творческое задание по подготовке к Новому году силами «артели весёлых мастеров».
15-16
2
«Новый год шагает по планете »
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков радости «на миру», праздничных ситуаций, цветовых сочетаний в изображении участников карнавала.
Наблюдать праздничные ситуации, различать их характер и эмоциональные состояния.
Сравнивать композицию и цветовое решение сцен праздничного карнавала в работах разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся произведении и давать свою эмоциональную оценку. Аргументировать ответ.
Участвовать в обсуждении выразительности композиции, колорита, сцен праздничного карнавала в произведениях выдающихся художников разных стран мира.
Рисовать по памяти, по представлению фигуры праздничного карнавального шествия. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к решению творческой задачи. Создавать коллективную декоративно-живописную композицию на тему украшения школьного интерьера к празднику.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Оценивать общий результат коллективной работы
Творческое задание с использованием декоративно-живописных средств в выразительности.
17
1
Каменные стражи России. (12-17 вв.)
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать крепостные сооружения древнерусских городов. Узнавать и называть древнерусские крепости России, известные из курса начальной школы, по урокам истории в 5 классе. Рассказать о взаимосвязи архитектурных крепостных сооружений с особенностями ландшафта. Узнавать основные архитектурные элементы древнерусских крепостей и сравнивать их. Находить сходство и различия. Высказывать своё суждение о значении творчества А. М. Васнецова, создавшего архитектурные виды древней Москвы, в которых археологическая точность сочетается с поэтичностью.
Участвовать в обсуждении главных архитектурных элементов древнерусских крепостей с учётом региональных особенностей архитектуры, древнерусских крепостей как памятников архитектуры и символа борьбы нашего народа за независимость нашей Родины.
Выполнять зарисовки по памяти, представлению и описанию элементов древнерусских крепостей (стены, башни, ворота, бойницы, связь крепости с ландшафтом) с учётом региональных особенностей архитектуры. Использовать различные художественные приёмы для создания задуманного образа.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности
Творческое задание с использованием средств выразительности графики.
18
1
Средневековая архитектура Западной Европы. Романский и готический стили.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать особенности крепостной архитек-туры Западной Европы. Определять своими словами главное в архитектурном облике замков разных стран. Высказывать своё отношение к мощи и красоте оборонительных сооружений.
Объяснять смысл понятий романский и готический Стиль
Участвовать в обсуждении сооружений крепостного романского или готического стиля, особенностей архитектурных форм, применяемых в строительстве замков, и принципов их возведения.
Сравнивать стилевые особенности замков или культовых сооружений романского или готического стиля Западной Европы.
Выполнять творческое задание согласно условиям.
Выбирать для зарисовки элементы романского или готического стиля. Выполнять зарисовки по представлению главных архитектурных элементов средневекового замка или постройки романского или готического стиля. Отражать стилевые особенности архитектуры графическими материалами или силуэтно — приёмом аппликации.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Творческое задание с использованием графических и декоративных средств (в том числе и в технике аппликации при создании сооружения крепостного типа или собора.
19
1
Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать произведения русских и западноевропейских художников, изделия народных мастеров России и Западной Европы, посвящённые теме героического эпоса и исторического прошлого периода Средневековья. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений.
Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов-защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства России XII—XX вв. и образа рыцаря в искусстве Западной Европы XIII—XVI вв. Особенности изображения воина в религиозном и светском искусстве.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать боевое снаряжение русского воина и западноевропейского рыцаря, применять его элементы при изображении русского воина или рыцаря.
Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять зарисовки по представлению и описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Творческое задание с использованием живописных и декоративных средств при создании образа русского воина или рыцаря.
20
1
Батальный жанр в живописи и графике.
Урок постановки и решения учебной задачи
Называть батальные композиции, известные из курса начальной школы. Приводить примеры изображения боевых сцен разных народов Древнего мира на основе изучения истории Древнего мира. Рассматривать батальные композиции в разных видах искусства (графика, живопись, медальерное искусство, шпалера, лаковая миниатюра (Палех, Мстёра)).
Объяснять, что означает понятие батальный жанр.
Участвовать в обсуждении произведений разных видов искусства батального жанра, созданных в Западной Европе и России, художественных выразительных средств создания образа битвы мастерами разных эпох.
Рисовать батальную композицию. Выбирать сюжет боевых действий эпохи Средневековья. Выбирать согласно замыслу художественные выразительные средства и материалы. Выражать в творческой работе своё отношение к непоколебимой стойкости русских воинов. Работать в любой технике: графической, живописной или смешанной, с применением аппликации. Выделять композиционный центр и придавать уравновешенность композиции.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Творческое задание с использованием известных приёмов работы в разной технике (графической, живописной).
21
1
Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать произведения иконописи и светской живописи, воссоздавшие образ женщины. Рассказывать о своих впечатлениях от произведений византийской и древнерусской иконописи. Высказывать суждения о произведениях Леонардо да Винчи и других художников эпохи Возрождения, в которых изображение богинь и мадонн претерпевают изменения.
Сопоставлять образ женщины в портретах разных эпох и высказывать своё суждение о том, что тема женственности и материнства — вечная тема искусства.
Участвовать в обсуждении своеобразия иконописного образа женщины, его канона, о разработке женской темы в искусстве эпохи Возрождения и последующих веков и характерных его признаках для каждого этапа развития искусства.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать пропорции лица и изменения в расположении губ, бровей, век, вызванные различными эмоциональными состояниями человека.
Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять зарисовки по представлению женского лица. Передавать характерные возрастные особенности (юность, молодость, старость). Намечать лёгкими линиями овал головы и профильную (среднюю) линию, проходящую через середину лба, переносицы и подборка. Рисовать линию глаз, надбровных дуг, основание носа и уха. Применять парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы и наносить их с учётом основных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. Завершить прорисовку карандашом общей формы и деталей головы. Прорабатывать светотени.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо- художественной деятельности
Творческое задание.
22
1
Личность женщины в портретно-исторической композиции 19 - нач.20в.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать женские портреты, созданные отечественными и западноевропейскими художниками. Рассказывать, какие портреты и каких художников тебе понравились и почему. Определять особенности в передаче образа героини и её костюма в портретах разных времён.
Участвовать в обсуждении художественных особенностей мастеров России и Западной Европы, значение костюма в портретно-исторической композиции женской фигуры.
Выполнять творческое задание согласно условиям. Создавать портретно-историческую композицию с передачей исторического времени с помощью костюма героини. Намечать лёгкими линиями силуэт женской фигуры (парадный портрет во весь рост, поясной портрет и др.), учитывать выбранный формат листа. Выбирать соответствующий исторический костюм, учитывая при этом изменения его силуэта, аксессуаров в светских костюмах на протяжении XVIII—XIX вв. При выборе исторического костюма использовать репродукции в альбомах по искусству, а также поисковые системы Internet. Принимать участие в выставке рисунков в классе и защищать свою портретную композицию и выбор исторического костюма. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи.
23-24
2
Русский народный костюм.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать образцы традиционного русского женского и мужского костюма конца XIX в. Рассказать, из каких элементов состоит северорусский и южнорусский комплекс традиционной женской одежды, выявлять разнообразие кроя и вышивки в северо- русском и южнорусском комплексах традиционной одежды. Назвать музеи, в фондах которых хранятся традиционные русские народные костюмы.
Участвовать в обсуждении отличительных черт русского народного костюма (плавность форм, живописный характер тканей и головных уборов). Узнавать и называть образы-символы, которые включались в орнамент русского традиционного костюма. Разъяснять обереговую функцию орнамента на рубахе. Высказывать своё суждение, почему национальная одежда русского народа входит в портретное искусство и историческую живопись.
Выполнять задание согласно условиям. Выполнять зарисовку женской фигуры в народном костюме с учётом региональных особенностей (разнообразие северо-русского, южнорусского костюма или костюма народов России). Намечать лёгкими линиями обобщённый силуэт фигуры, передавая особую стать женской фигуры с помощью изображения конусообразной линии, ограничивающей сарафан. Намечать рукава рубахи, абрис головного убора. Прорисовывать декоративные мотивы. Завершить композицию женской фигуры в народном костюме в цвете, используя доминирующие цвета (красный, синий, золотистый) и нанося их на главные части одежды.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Осуществлять сбор и поиск информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet. Готовить презентацию. Составлять описание традиционных костюмов народов России.
Творческое задание с использованием художественных выразительных средств графики и живописи.
25-26
2
«Возьмемся за руки друзья…» Фольклорный праздник.
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать традиционные костюмы народов России. Рассказать об общем и различном в народных костюмах представителей разных народов России. Высказать свои суждения о том, с какой целью проводятся фольклорные фестивали и почему традиционная народная одежда является их отличительным признаком.
Участвовать в обсуждении характерных особенностей национального костюма из разных регионов России.
Сравнивать изображения народного костюма в произведениях разных видов искусства: живопись, фигуры из большой серии «Народы России» (Императорский фарфоровый завод), тряпичные куклы, в одежде которых переданы этнографические признаки одежды народов из разных регионов России.
Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать, каковы особенности объёмно-пластической формы, реализованные в крое, каков состав элементов костюма, особенности их декорирования.
Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать художественные приёмы для осуществления своего замысла творческой работы. Рисовать по-своему наряд участников фестиваля. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму. Намечать лёгкими линиями разработку фигур людей в народных костюмах России в композиции. Выделять цветом силуэты фигур людей на фоне окружающей среды. Завершать композицию разработкой декоративных элементов праздничной одежды. Составлять фризовую ком-позицию для оформления школьного интерьера к фольклорному празднику.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Обсуждать и оценивать результат коллективной работы
Творческое задание с учётом собственных представлений о красоте народного праздничного костюма с использованием известных приёмов и техник.
27-28
2
Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать произведения пейзажного искусства и анималистического жанра отечественных и зарубежных художников, воссоздавших живописные образы весны и птиц. Находить в них признаки реальной природы. Различать произведения по технике исполнения, по приемам росписи.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Творческое задание с использованием художественных выразительных средств графики и живописи.
29-30
2
Живая зыбь
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать пейзажи отечественных и зарубежных мастеров, воссоздавших образы водной стихии. Сопоставлять их с реальными природными явлениями.
Выявлять среди пейзажных произведений сходство и различия в композиционном решении, манере исполнения, эмоциональном настроении.
Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Творческое задание с использованием художественных выразительных средств графики и живописи.
31-32
2
«Как мир хорош в своей красе нежданной..»
Урок постановки и решения учебной задачи
Рассматривать произведения отечественных художников, в которых воссозданы образы Пасхи – праздника Воскресения Христова, весны, плодоносящих сил природы. Высказывать свое суждение и отношение к Пасхальному празднику, к произведениям иконописи.
Сопоставлять натюрморты художников с праздничной пасхальной атрибутикой.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Творческое задание с использованием художественных выразительных средств графики и живописи.
33-34
2
Земля пробуждается
Урок постановки и решения учебной задачи. Обобщающий.
Рассматривать произведения отечественных и зарубежных художников, воссоздавших образы пробуждающейся природы. Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, в декоре которых присутствуют разнообразные природные мотивы. Сопоставлять эти мотивы с реальными природными объектами. Находить в них сходство и различия.
Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Творческое задание с использованием художественных выразительных средств графики и живописи.
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)
Предмет____________________________________________
Класс______________________________________________
Учитель____________________________________________
20___/20____учебный год
«______» _____________ 2016 г.
Учитель _______________________ / ______________________/
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ № 604 по УВР
______________________________ /__________________________/
«______» _____________ 2016 г.