Рабочая программа по Изобразительному искусству для 5 классов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic]



Рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М., Просвещение, 2012).



Основные задачи предмета «Изобразительное искусство» в основной школе:


-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

-формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; формирование интереса и уважительного отношения к сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

-развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

-овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.





Планируемые результаты освоения учебного предмета


Обучение обучающихся изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе:

в ценностно-ориентационной сфере:

    формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

    принятие мультикультурной картины современного мира;

в трудовой сфере:

    формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

    готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной сфере:

   умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе проявляются:

в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; 

в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

В области предметных результатов ученик 5 класса научится:

в познавательной сфере:

    познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

    осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

    приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

    различать изученные виды пластических искусств;

    воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;

    описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

в ценностно-ориентационной сфере:

    формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

    развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

    понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

    уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; 

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

в коммуникативной сфере:

    ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

    организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

в эстетической сфере:

    реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

    развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

    воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

    проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

в трудовой сфере:

    применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются: 

- возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; 

- художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.





Содержание курса


Ученик осваивает содержание и образный язык разных видов декоративно-прикладного искусства — традиционного народного, классического и современного.

Занятия строятся с учетом тематической и содержательной целостности каждого раздела, которые логически связаны между собой как звенья одной цепи. При этом каждая тема — это новый шаг в познании особенностей языка декоративного искусства, которое осуществляется в единстве восприятия и практической деятельности.

Общая тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (34ч.) реализуется через познание специфики декоративного искусства и его связей с жизнью человека, общества, с окружающим миром. Программа включает четыре раздела. Ученик проходит путь познания, начиная с осознания уникальности народного (крестьянского) искусства и заканчивая современными формами декоративно-прикладного искусства.

Первый раздел «Древние корни народного искусства» (8 ч.) имеет особое значение для учителя и ученика. Он закладывает основы понимания специфики образного языка декоративно-прикладного искусства, которому свойственна большая, чем в изобразительном искусстве, степень обобщенности, художественной условности, орнаментальность. Знакомясь с произведениями крестьянского искусства, учащиеся осознают, что оно проникнуто поэтическим восприятием мира, что своими образами оно говорит о вечном порядке, гармонии мироздания, о неизменности круговорота природных сил, т. е. несет в своей художественной плоти высшие идеи, выраженные языком знака, заклинанием узоров, ритмами орнамента, символикой цвета.

Вникая в язык достаточно разных произведений народного искусства, учащиеся учатся мыслить на нем. Осознание истоков языка народного искусства помогает лучше понять закономерности единства формы и содержания в современном декоративно-прикладном, искусстве.

Коллективная проектная работа – «Календарные народные праздники». Главная задача проекта - организация живого общения между детьми и взрослыми, включение в эмоциональное пространство занятия всех видов фольклора, а также творческих работ учащихся. Привлечение эмоционально-образных средств воздействия — памятников музыкального и устно-поэтического фольклора — позволит глубже проникнуть в строй художественного мышления народа, осознать нерасторжимую целостность народной культуры, создать эмоционально-образную атмосферу познания.

Второй раздел «Связь времен в народном искусстве» (8 ч.) логически продолжает первый, вводя учащихся в мир современного народного искусства, представленного художественными промыслами. Содержание этой главы — сохранение преемственности традиций в современных художественных промыслах.

Ученики должны видеть характерные признаки того или иного промысла, бесконечную вариативность образов и изобразительных мотивов, осознавать, что это искусство развивается по законам народного искусства, черпая свои темы, образы и мотивы из сокровищницы природы. Учащиеся должны выполнять творческие задания, используя традиционные для промысла приемы росписи и цветовые сочетания.

Педагогу необходимо творчески подойти к раскрытию темы четверти, перенося акцент на местные народные художественные промыслы (учебник не может охватить все их национальное и региональное богатство).

Выставочные проекты на темы «Традиционные народные промыслы — гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Вне времени», «Зарождение и становление народных промыслов твоего края», «История балалайки» и др.

Предусмотрены экспозиции местных промыслов с мастер-классами, презентации собственных творческих работ учащихся, ярмарки, социальные акции и др.

Третий раздел «Декор — человек, общество, время» (10 ч.) имеет особое значение. Он чрезвычайно важен для понимания учащимися самой сути существования в обществе декоративно-прикладного искусства, его главной, коммуникативной, функции, которая часто не осознается и не используется.

Ученики учатся видеть четкую социальную регламентацию форм, материала, цвета, декора одежды и предметов быта. Они осознают функции декора в разные времена, у разных народов, его возможности в обозначении определенных общностей, групп людей, а также роли, которую играет человек как в сословной, так и в современной среде (ремесленник, вельможа, король, врач, спортсмен, солдат, невеста и т. д.).

Педагогу необходимо подвести учащихся к пониманию того, почему и в прошлые времена, и сегодня декор (цвет, изображение) имеет значение условного знака, символизирующего определенные отношения между людьми, знака языка декоративных искусств. (Например, одежда — это знак общественной дифференциации.) Без этой важной функции декора многое было бы в жизни общества неясным и запутанным. Индивидуальные проектные работы по осознанию функции декора в жизни общества (Индия, Египет, Китай и др.) в разные времена с использованием ИКТ (презентации, компьютерная графика, мультипликация и анимация и др.).

Четвертый раздел «Декоративное искусство в современном мире» (8ч.) нацелен на ознакомление с многообразием проявлений современного искусства, с новым языком его произведений, созвучным времени, а также на творческую деятельность учащихся в конкретном материале.

Содержательный материал этой главы поможет учащимся сориентироваться в области современного декоративного искусства, увидеть на примере конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания, а также новое понимание красоты современными художниками. Содержательный материал представлен здесь гораздо шире, чем этого требует программа. Это способствует расширению художественного кругозора учащихся, формирует активного зрителя. Обширный иллюстративный материал поможет учащимся в их самостоятельной собирательской деятельности. Выставочные проекты «Ты сам мастер», от замысла – к воплощению в материале – глина, стекло(бисер), текстиль и др. Предусматривается оформление интерьеров школы, детских садов, парковых зон, детских площадок и др.

К концу года предусмотрено тестирование учащихся с целью проверки освоения программы.

Педагогу следует иметь в виду, что любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита учеником. Этому способствует выстроенная драматургия урока как проявление художественной методики в действии, т. е. такое построение занятий, когда живая воздействующая сила искусства придает знаниям учащихся эмоциональную окрашенность, формируя эмоционально-ценностное отношение к миру. Из трех вопросов «что», «как» и «зачем», связанных с восприятием произведений декоративного искусства, ведущим является вопрос «зачем».

Вопрос «что» фокусирует внимание учащихся на функции предмета, наиболее ярких внешних признаках воспринимаемой вещи (материал, форма, декор).

Вопрос «как» предлагает более пристальное всматривание в образный строй вещи, в технику, в средства художественной выразительности.

С вопросом «зачем» связано раскрытие художественной идеи, смысла образов, символических знаков в декоре, т. е. некоей тайны, которую несет в себе предмет. Ответ на него включает в себя вопросы «что» и «как» и помогает установить незримую смысловую связь между декором вещи и мировосприятием людей, позволяет глубже вскрывать связи декоративного искусства с жизнью человека, определенных слоев общества. Учителю нужно иметь в виду, что этот вопрос центральный для формирования художественного мышления учащихся, для понимания любого вида искусства.











Формы и виды контроля:

Текущий:

Разбор учебных работ,

Вопросы для самооценки, взаимоконтроль, отзыв на работу товарища;

Поиск информации в предложенных источниках,

Выставки работ учащихся.

Рубежный (промежуточный):

Кроссворды, викторины («найди отличия», «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; хитроумные решения),

Работа с разного вида таблицами;

Деловые игры;

Участие в конкурсах и олимпиадах.

Итоговый:

Тестирование,

Участие в конкурсах и олимпиадах, практические работы 3.

Критерии оценки детских работ:

1. Раскрытие темы.

Соответствие содержания творческой работы выбранной теме. Образность и композиционная целостность в раскрытии темы. Умение выбрать среди опыта жизненных наблюдений заданную тему.

2. Наблюдательность.

Умение с интересом разглядывать жизнь и видеть в ней поэтический, пластический образ. Умение связывать фантазию с реальностью.

3. Осознанное использование выразительных средств и выразительных возможностей художественных материалов.

Выбор художественных материалов, способных наиболее эмоционально донести до зрителя идею автора. Раскрытие образа через выразительные возможности художественных материалов. Ритмическая и колористическая организация работы.

4. Эмоциональность и индивидуально-личностный подход.

Эмоциональное переживание ребенком содержания своей работы и умение его выразить пластическими средствами. Выражение своего эстетического отношения и нравственно-этической позиции. Отсутствие стандартности образа.

5. Отсутствие подражательности стандартам массовой культуры.

Уровень развития художественного вкуса и эстетического опыта ребенка.






Тематическое планирование в 5 классе ( 1 час в неделю – 34 часа в год. По программе Б.М. Неменского « Изобразительное искусство и художественный труд»)



02.09. – 28.09.

Связь времен в народном искусстве

8ч.


05.11. – 30.12.

Декор- человек , общество, время

10ч.


11.01.- 24.03.

Декоративное искусство в современном мире

8ч.


03.04.- 26.05

Итого:

34 ч.