Изобразительное искусство, 7 класс
УРОК № 4-5
ТЕМА УРОКА. БУКВА - СТРОКА - ТЕКСТ. ИСКУССТВО ШРИФТА
• понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука, изобразительно-смысловой символ звука: • применять печатное слово, типографическую строку в качестве элементов графической композиции;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
Познавательные:
• выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций.
Регулятивные:
• работать по плану, сверяясь с целью (искусство шрифта). Коммуникативные:
• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение в диалоге;
• делать выводы, выбирать средства достижения цели, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации
• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• понимать значение знаний для человека,
выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• приобретать творческий опыт;
• иметь мотивацию к учебной деятельности, осознавать свои эмоции при символическом изображении;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой.
Формы: фронтальная и индивидуальная, групповая
Образовательные ресурсы
• Режим доступа: http://fcior.edu.ru
• Режим доступа: http://www.artsait.ru
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: бумага белая, чёрная, цветная, клей, ножницы, резак, вырезки из журналов
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентации «Образ и информация», «Примеры для практической работы». Репродукции древнеегипетского письма, журналы, газеты с различными шрифтами
Основные понятия и термины
Шрифт. Шрифтовая гарнитура. Логотип
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляе-мая деятельность учащихся
Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Проме-жуточ-ный конт-роль
1
2
3
4
5
6
7
I. Органи-зацион-ный момент
Подготовка
учащихся к изучению нового материала. Игра
- Вы уже знакомы с абстрактными композициями. Они обращены к чувствам и воображению зрителя. Но есть и такие абстракции из линий, которые несут конкретный смысл.
Посмотрите, какое письмо дошло до нас из Древнего Египта. Мы видим набор волнистых, изогнутых, диагональных и других линий. Каждая из них несла конкретную информацию древнему египтянину. Подскажите мне, во что впоследствии превратились эти знаки?
- Да, постепенно все эти знаки превратились в первые буквенные символы, которые стали основой написания современных букв. Сегодня буквы имеют большое значение для современного человека. Художники-дизайнеры создают шрифтовые гарнитуры, то есть буквы в едином стиле графического начертания. Шрифт объединяют с предметными композициями, и получаются плакаты, которые несут нам определённую информацию, сама буква может быть изобразительным элементом в композиции. Предлагаю узнать об этом подробнее и самим заняться искусством шрифта
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос.
Узнают тему урока
Фронталь-ная
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: осознают свои интересы; понимают значение знаний для человека
II. Изу-чение нового материала
Объяснитель-но-иллюстратив-ный
- Современное оформительское искусство невозможно представить себе без применения шрифта. Одно из величайших и важных достижений человечества это общение при помощи письменных знаков: шрифта. См. ресурсный материал (1) к уроку на С. 60. Презентация «Образ и информация». (Слайды 2-3.)
- Напишите своему соседу по парте пиктографическое письмо из одного предложения, и пусть он догадается, что вы хотите ему сообщить.
Поднимите руку, кто правильно прочитал письмо?
См. ресурсный материал (2) к уроку на с. 60. Презентация «Образ 11 информация». (Слайды 2-9.)
- Буква может стать частью логотипа - специально разработанного начертания, изображения полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, выполненное графически оригинальным способом, разработанное для конкретной компании. Самым первым логотипом был логотип компании Prudential Insurance - скала Гибралтара.
В повседневной жизни мы встречаемся с тысячами логотипов. Некоторые мы не замечаем, другие быстро забываются. А некоторые запоминаются благодаря удачным элементам, вызывающим ассоциации. Презентация «Образ и информация». (Слайды 10-12.)
Знакомятся со шрифтовой гарнитурой, получают представление о логотипе. Выполняют игровое задание. Смотрят презентации, обмениваются мнениями
Фронталь-ная, индивиду-альная
Познавательные: усваивают информацию в разных формах; понимают букву как исторически сложившееся обозначение звука; различают «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Регулятивные: определяют средство для выполнения задания. Коммуникативные: составляют устное и письменное предложения для решения учебной задачи; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию. Личностные: адекватно выражают свои эмоции; аргументируют своё мнение
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Исследователь-ский
- Предлагаю вам создать эскиз логотипа своего учебного заведения, используя букву как знак.
Создание товарного знака или логотипа, состоящего из названия и символа. Буква (литера) как изобразительный элемент. Изобразительно -композиционное превращение линии в строку.
Презентация «Примеры для практической работы». (Слайды 2-6.)
Выполнение заданий: с. 31 учебника.
- Представьте свои логотипы! Какой из них лучший? Почему?
Готовят рабочее месть. Выполняют задание. Обсуждают результаты. Смотрят презентацию, обмениваются мнениями
Индивиду-альная
Познавательные: развивают индивидуальные творческие способности, формируют устойчивый интерес к творческой деятельности; применяют букву как изобразительный элемент композиции, знак и строку, как изобразительно-композиционное превращение линии.
Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации
IV. Итоги урока. Рефлек-сия
Беседа в форме «вопрос - ответ»
Организует работу в группах.
- Предлагаю разделиться на группы. Я раздам каждой команде разные шрифты. Определите особенности и графические отличия шрифта.
Победит команда, которая быстрее и наиболее полно охарактеризует шрифт
Делятся на команды. Выполняют словесную характеристику шрифтов
Групповая
Познавательные: различают «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Коммуникативные: создают устное сообщение на поставленный вопрос; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации
Ресурсный материал к уроку 5
1. Слово «шрифт» в переводе с немецкого означает начертание букв, письмо. Шрифт - это алфавит с четким определением закономерности построения изображений букв, цифр и других письменных знаков, объединенный в единый стиль - шрифтовая гарнитура. Письменность является общей культурой каждого народа и частью мировой культуры. История ее возникновения уходит в глубокую древность. Всего четыре вида письма удалось разгадать: пиктографическое, идеографическое, слоговое, буквенно-звуковое.
К наиболее раннему периоду относится пиктографическое письмо в виде наскальных рисунков у первобьггных людей.
Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, то есть письмо при помощи идеограмм.
Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги.
Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н. Э. В нем знаки означали отдельные звуки. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.
2. На рубеже XVIII-XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения - появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). ХХ век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве - конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якоба Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла. В 1924 году немецкий издатель Якоб Хегнер заказал художнику Паулю Реннеру будущую Футуру, которая была задумана как «шрифт будущего». Шрифт Futura - одно из самых ярких и типичных порождений своего времени.
g Шрифт, отвечавший запросам современности, виделся в то время как легко читаемый и до предела функциональный. Футура и другие геометрические гротески были в конце 20-х и в 30-е годы самыми модными шрифтами и трактовались как выражение современности и индустриальной культуры. Адольф Жан-Мари Мурон, более известный как А. М. Кассандр, - французский живописец, литограф, мастер рекламных плакатов и дизайнер шрифта. Кассандр создал несколько новых стилей шрифта: Bifur в 1929 г., Acier Noir в 1935 г. и в 1937 г. - шрифт Peignot. Немецкий дизайнер шрифта Якоб Эрбар за 30 лет творческой деятельности создал около дюжины шрифтовых гарнитур. Наиболее популярные - это Candida (известная у нас под именем Бантики) и ЕгЬаг Grotesk, на основе которого была разработана Журнальная рубленая гарнитура. Эрик Гилл родился в 1882 году в Брайтоне (Сассекс, Англия). Имя британского скульптора, печатника и дизайнера по шрифтам известно сегодня более всего благодаря разработанному им шрифту GilI Sans. Известно, что при разработке шрифта Оill Sans Эрик старался спроектировать его таким образом, чтобы он отвечал требованиям и основного текста, и заглавий. Шрифт почти сразу получил признание и был выбран для оформления фирменного стиля Лондонской и Северо-восточной железной дороги (LNER).