Конспект урока по искусству на тему Искусство и власть

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Искусство и власть 1.1

Искусство часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет у людей.

Примеры:

  1. Это четыре статуи Rameses II, каждая высотой в 65 футов (20 метров) украшают Великий Храм в Абу-Симбел (слайд 2)

  2. Гора Rushmore является монументальной гранитной каменной резьбой в Южной Дакоте. Она изображает четырех президентов США: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна (слайд 3)

  3. Памятники Ленину в Магнитогорске.

Памятник вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину торжественно открыт 1 ноября 1981 года, который был изготовлен по проекту авторов: художника А. Новикова; скульптора Р. Сафарова; архитекторов Э. Овселяна и С. Кулева. Памятник В. И. Ленину представляет собой скульптурное изображение вождя пролетариата, стоящего за трибуной и произносящего речь на фоне развернутого знамени. Памятник отлит из бронзы на местном металлургическом комбинате. Монумент В.И. Ленину на Комсомольской площади является памятником монументального искусства регионального значения (слайд 4)

  1. Памятник Ленину на площади Победы (слайд 5)

Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть.

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства.

Устанавливаются конные статуи:

Например:

  1. Этьен Фалькон Памятник Петру I, 1768—1770гг.гранит, бронза. Высота: 10,4 м. Сенатская площадь (слайд 6)

  2. В. М. Клыков. Памятник маршалу Жукову, 1995 бронза. Москва, Манежная площадь (слайд 7)

  3. Памятник Салавату Юлаеву. Скульптор С. Д. Тавасиев, бронзированный чугун, гранитный постамент (слайд 8)

  4. Конная статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге — крупнейший из памятников Чингисхану в Монголии и крупнейшая конная статуя в мире. Высота: 40 м (без постамента) (слайд 9)

  5. С. Орлов, А. Антропов, Н. Штамм. Памятник Юрию Долгорукому, 1954 бронза. Тверская площадь, Москва (слайд 10)



Сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

Например:

  1. Триумфальная арка в Париже— монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Триумфальные ворота в Париже построены по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (слайд 11)

  2. Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна (слайд 12)

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года был разработан проект реконструкции площади. Арка была разобрана, часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано этого не было.

В 1966—1968 годах Триумфальная арка была воссоздана на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва». Сейчас это площадь Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы (слайд 13)



В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва.

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.


Пример: Успенский собор в Москве (слайд 14-15) Успенский собор - один из древнейших в Москве. Построен по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах.



В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека.



Пример: Сталинские высотки в Москве

  1. Дворец Советов (слайд 16-17)

В основу проектов сталинских высоток был положен проект монументального Дворца Советов, который так никогда и не был построен. Ради грандиозного сооружения был взорван Храм Христа Спасителя. На его месте в 30-е годы стали возводить гигантское здание, которое должно было стать на тот момент самым высоким в мире – 420 метров. Венчать Дворец Советов должна была колоссальная статуя Ленина, прототипом которой послужила знаменитая Статуя Свободы в Нью-Йорке. Стройка велась достаточно активно, но в годы войны металлический каркас здания был разобран. Из него сделали противотанковые ежи для обороны Москвы. После войны пришлось сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был заморожен. Однако идея строительства Дворца Советов не покидала Сталина до самой смерти.



  1. Сталинские высотки в Москве.

Все сталинские высотки были заложены в один и тот же день - 7 сентября 1947 года, когда праздновали 800-летие Москвы. Это было символом нового этапа в жизни древней столицы.

Главное здание МГУ – самое масштабное из всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает 240 метров (слайд 18)



Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории:

  • Революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917);

  • плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945); (слайд 19)

  • массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет;

  • авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности;

  • рок-музыка, выражающая протест против ограничения свободы личности.



  • Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?



Д/З – найти примеры:

Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства.

Учебник стр. 102-107



Источники:

  1. [link]





4