РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 7 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа№9 имени М.И.Неделина

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №9

_______________ Яркеева Г.В.

Приказ № ________от

От « » ______2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

____________Пасечник М.А.

От « » ___2016 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

Ступень обучения основное общее образование
Класс 7 а, б, в

Количество часов 34

Уровень базовый



Учитель Чуданова Светлана Сергеевна


Учебник: «Изобразительное искусство 7 класс»

Авторы: Питерских А.С., Гуров Г.Е. под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва, 2016



г. Одинцово

2016 год

Пояснительная записка

Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) муниципального общеобразовательного учреждения Одинцовской МБОУ СОШ №9 имени М.И.Неделина разработана рабочей группой педагогического коллектива школы в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010г). - М.: «Просвещение», 2011 год );

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. / Составитель Е.С.Савинов.- 1-е изд. — М.: Просвещение, 2011, (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

- с особенностями муниципального общеобразовательного учреждения Одинцовской СОШ №9 имени М.И.Неделина, образовательными потребностями и запросами обучающихся, родителей (законных представителей), а также концептуальными положениями УМК основного общего образования, реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего образования.

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.

Выпускник научится:

понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

применять перспективу в практической творческой работе;

навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

навыкам создания пейзажных зарисовок;

различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь);

различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

различать и характеризовать виды портрета;

пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;

характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;

творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

культуре зрительского восприятия;

характеризовать временные и пространственные искусства;

понимать разницу между реальностью и художественным образом;

представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

понимать сочетание различных объемов в здании;

понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка - вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII –XIX веков;

называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

понимать основы краткой истории костюма;

характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII –XIX веков;

использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII –XIX веков;

выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

характеризовать признаки и особенности московского барокко;

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятия мира.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства — живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Для изучения раздела программы «Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств»-7ч.

Для изучения раздела программы «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий». -10ч.

Для изучения раздела программы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»- 10ч.

Для изучения раздела программы «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»- 7ч.

Программа рассчитана на 34 часа.

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

Рабочая учебная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса изобразительное искусство, которые определены стандартом. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации 1 учебный час в неделю. Программа «Изобразительное искусство» для 7 класса является целостным интегративным курсом.

Тема 7 класса —«Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

Содержание программы «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека».

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (вводный урок). Рассказать учащимся о видах искусства, о роли конструктивных искусств в жизни человека; познакомить с понятиями «архитектура» и «дизайн». (1 ч.).

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Рассказать о гармонии, контрасте и ритме в композиции. (1 ч.).

Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Учить с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости. (2 ч.).

Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Познакомить с различными шрифтами, с искусством и историей шрифта. (1 ч.).

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна. Познакомить с историей развития плаката, с понятием «графический дизайн», показать важность агитационной деятельности. (2 ч.).

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг - цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа. Познакомить с понятием «макет». (2 ч.).

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции. Формирование навыков моделирования сложных, объемных композиций, используя необходимые средства. (2 ч.).

Важнейшие архитектурные элементы здания. Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций. Познакомить с архитектурой Древней Руси. (2 ч.).

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Познакомить с понятием «инсталляция». (2 ч.).

Роль и значение материала в конструкции. Рассказать учащимся о роли и значении материала в конструкции; научить создавать инсталляции при помощи различных материалов. (1 ч.).

Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности. (1 ч.).

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни. Познакомить с архитектурой барокко. (3 ч.).

Город сегодня и завтра. Дать понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века, ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки. (1 ч.).

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Познакомить с исторической формой планировки городской среды и их связь с образом жизни. Познакомить учащихся с понятиями «город», «микрорайон», «улица». (2 ч.).

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Дать понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектуры. (1 ч.).

Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Познакомить детей с интерьером различных общественных мест. Мебель и архитектура: гармония, контраст. Познакомить с понятием «интерьер». (2 ч.).

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Дать понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой, познакомить с понятием «архитектурно-ландшафтное пространство». (1 ч.).

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Мой дом – мой образ жизни. Поговорить с учащимися о дизайне вещно-пространственной среды дома. (2 ч.).

Дизайн и архитектура моего сада. Учить моделировать сад, используя малые архитектурные формы. Учить соотносить здания и растения. Познакомить учащихся с понятием «усадьба». (1 ч.).

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Ознакомить с технологией создания одежды. Дать понятия законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Познакомить учащихся с понятием «дизайн одежды», рассказать об истории костюма. (3 ч.).

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.

Имидж, лик или личина? (практикум). Учить создавать костюм, что бы выражал личностные качества человека, подбор цветовой гаммы. Дать понятия стилей. Познакомить учащихся с понятиями «грим» и «визажистика», поговорить о роли моды в жизни человека. (1 ч.).


















Учебно-тематическое планирование


Р а з д е л 1. ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА (7 часов)

Наименование

разделов и тем

Максимальная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на

основные понятия,

ч.

1

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (вводный урок). Архитектура, дизайн, конструктивные искусства.

1

1

2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Композиция, симметрия, асимметрия, ритм.

1

1

3

Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Линия, цвет в конструктивных искусствах. Прямая и свободная линии, пятно.

1

1

4

Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

1

1

5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Искусство шрифта.

1

1

6

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна.

Графический дизайн. Искусство плаката.

1

1

7

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна.

1

1


Р а з д е л 2. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (10 часов)

Наименование

разделов и тем

Максимальная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на

основные понятия,

ч.

8

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Чертеж. Макет. Соразмерность и пропорциональность.

1

1

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

1

10

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Архитектурно-пространственные формы.

1

1

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.

1

1

12

Важнейшие архитектурные элементы здания. Архитектурные элементы здания на примере архитектуры Древней Руси.

1

1

13

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

1

14

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

Многообразие мира вещей. Создание инсталляции.

1

1

15

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

1

1

16

Роль и значение материала в конструкции. Создание инсталляции.

1

1

17

Цвет в архитектуре и дизайне.

Выразительные возможности цвета в конструктивных искусствах.

1

1


Р а з д е л 3. ГОРОД И ЧЕЛОВЕК (10 часов)

Наименование

разделов и тем

Максимальная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на

основные понятия,

ч.

18

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

Образно-стилевой язык архитектуры XVIII столетия. Стиль барокко.

1

1

19

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

1

20

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

1

21

Город сегодня и завтра.

Архитектура Москвы XX столетия. Модерн. Конструктивизм. Сталинский неоклассицизм.

1

1

22

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Дизайн городской среды. Создание макета города.

1

1

23

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

1

24

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Вещно-пространственная среда города.

1

1

25

Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Знакомство с понятиями «интерьер» и «экстерьер».

1

1

26

Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

1

27

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Архитектурно-ландшафтное пространство на примере Павловского парка.

1

1


Р а з д е л 4. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (7 часов)

Наименование

разделов и тем

Максимальная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на

основные понятия,

ч.

28

Мой дом – мой образ жизни.

Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

1

29

Мой дом – мой образ жизни.

1

1

30

Дизайн и архитектура моего сада. Дизайн и архитектура вещно-пространственной среды сада.

1

1

31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Дизайн одежды. История костюма.

1

1

32

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

1

33

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

1

34

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.

Имидж, лик или личина? (практикум). Роль и значение моды в жизни человека. Создание аппликации и рисунка костюма.

1

1


Итого

34

34


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО)представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов– личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.


1.2.2. Структура планируемых результатов

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

1.Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно не персонифицированной информации.

2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

3.Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Иностранный язык (второй)», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся.

Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно не персонифицированной информации. Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом.

Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.







Планируемые результаты изучения изобразительного искусства

7 класс


Уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

Понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

Знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

Конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

Моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

Работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

Конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

Владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); Создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

Создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); Использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать разнообразные художественные материалы.

Выпускник научится:

  • разбираться в жанровой системе изобразительного искусства и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

  • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

  • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIXXX столетий.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа;

  • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

  • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.





Календарно-тематическое планирование



Р а з д е л 1. ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА (7 часов)

1

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (вводный урок).




2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.




3

Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.




4

Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.




5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.




6

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна.




7

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна.





Р а з д е л 2. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (10 часов)

8

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.




9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.




10

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.




11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.




12

Важнейшие архитектурные элементы здания.




13

Важнейшие архитектурные элементы здания.




14

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.




15

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.




16

Роль и значение материала в конструкции.




17

Цвет в архитектуре и дизайне.





Р а з д е л 3. ГОРОД И ЧЕЛОВЕК (10 часов)

18

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.




19

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.




20

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.




21

Город сегодня и завтра.




22

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.




23

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.




24

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.




25

Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.




26

Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.




27

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.





Р а з д е л 4. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (7 часов)

28

Мой дом – мой образ жизни.




29

Мой дом – мой образ жизни.




30

Дизайн и архитектура моего сада.




31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.




32

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.




33

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.




34

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.

Имидж, лик или личина? (практикум).






Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 8 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).

2. Программа «Изобразительное искусство» предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015

3. Питерских А.С., Гуров Г.Е. «Изобразительное искусство 7 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва, 2014

4. Питерских А.С., Гуров Г.Е. «Изобразительное искусство 7 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва, 2014. Твоя мастерская, рабочая тетрадь.

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-9 классы.– М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

6. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

Дополнительная литература:

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе.

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе.

6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

Просвещение, 2006.

7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995.

8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

3-е изд. М., 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

учебник. 3-е изд. М., 1997.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

Интернет-ресурсы

1. История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

2. http://www.proshkolu.ru

3. http://pedsovet.org

4. http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

- ПК;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска


Материально-техническое обеспечение программы


Печатные пособия:

  • открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц, насекомых; фотоматериалы с объектами дизайна и архитектуры различных форм;

  • разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

Электронно-программное обеспечение:

  • электронные библиотеки по искусству, DVD фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;

  • записи классической и народной музыки;













«Согласовано»

На ШМО учителей Изо и технологии

Протокол №___1____

От « » _ __2016 г. Руководитель ШМО ________________/Г.В. Маркина/