Интегрированный урок (МХК + история) в 10 классе
по теме "Архитектура Древней Греции"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели:
Образовательная: сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Греции через межпредметные связи с историей. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности.
Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, умения критически анализировать полученную информацию.
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории мировой культуры; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.
Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, проблемное обучение, деятельностный подход.
Ход урока
1. Орг. Момент.
2. Постановка цели урока:
По ходу объяснения материала учащиеся ведут запись в тетради, заполняют сравнительную таблицу.(Приложение 1).
Слайд 2. Эпиграф: «Архитектура – это летопись мира. Она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания. И когда уже ничто не говорит о погибшем народе». Н.В.Гоголь
МХК: Сегодня мы будем говорить об архитектуре Древней Греции, о «Стране героев и богов». Именно так назвал великую Элладу А.С.Пушкин, восхищаясь душой от ее величия. А мы попытаемся прикоснуться к ней уже в веке XXI чтобы увидеть и понять её достижения, вершины и критерии красоты, которые и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом. Интересно, что некоторые из них еще в древности были причислены к чудесам света. Нас восхищают прекрасные древнегреческие статуи – образцы чистой и возвышенной красоты. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя ее с историей Древней Греции. Ведь не одна другая страна не оказала такого влияния на становление западной культуры и вообще мировой цивилизации, как Древняя Греция. Начала наших представлений о политике, ряде наук, включая философию, о литературе, архитектуре, искусстве – всё это в большей степени основано на представлениях древних греков.
История: Удивительно, что такую огромную роль в истории человечества сыграл в общем-то немногочисленный народ, населявший довольно небольшую территорию. Греческие города-государства распологались в самой южной части Балканского полуострова, а также по берегам и на островах Эгейского моря.
3. Тема урока. Слайд 3. Тема урока: «Архитектура Древней Греции».
МХК: Говоря об архитектуре Древней Греции, имеется в виду древнегреческие храмы. До наших дней они сохранились в развалинах, но и по ним можно судить о том, какие это были прекрасные сооружения. Слайд 4.
Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещений без окон, где находилась статуя божества. Слайд 5. Здание окружали 1-2 ряда колон, в полутемном внутреннем помещении у статуи Бога могли бывать только жрецы, народ же видел храм только снаружи. Слайд 6. Поэтому главное внимание греки уделяли красоте внешнего облика храма.
Славу искусству Эллады составляет монументальная архитектура, в которой выразились основные принципы, сформулированные впоследствии римским зодчим Витрувием: «прочность, польза и красота». Особой заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы Слайд 7, под которой следует понимать сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов.Эту роль в строительстве храмов осуществляют опоры-колонны и лежащие на них балочные перекрытия, т.е. антамблент.
Размеры храма, количество колон строго определялись ордером. Основой ордера была колонна, она определяла красоту здания и по типу колонны называли ордер. Слайд 8.
Дорический ордер самый древний, получивший название от создавших его дорических плмен. Дорическая колонна тяжеловесна, она стоит прямо на платформе, сверху до низу колонна протесана желобками – канелюрами. Верх ствола колонны уже, чем основание. Вверху колона завершается простой капителью (верхняя часть колоны), состоящей из круглой и квадратной плит.
Старейшие дорические храмы сохранились за пределами Греции. Несколько таких храмов находилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них – храм Бога моря Посейдона. Слайд 9.
История: Начиная с VIII века до н.э. начинается быстрый рост почти во всех сферах жизни древнегреческого общества. За каких-нибудь 200-300 лет на месте бывших селений образуются процветающие города-государства – полюсы. Строятся прекрасные общественные здания, храмы, театры, стадионы. Греческие мореходы бороздят волны не только эгейского, но и всего средиземного моря, многочисленные колонисты высаживаются в Малой Азии, в Южной Италии, на острове Сицилия.
МХК: Колоны ионического ордера более нарядные и стройные. Каждая колонна имеет свое основание, базу. Верхняя часть – капители по краям спиральные завитки – волюты. Слайд 10.
Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал [link] . Слайд 11.
МХК: Коринфский ордер. Колонны этого ордера украшены листьями Аканфа, оплетающими ее в виде корзины. В IV веке до н.э., когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Идея такой колонны возникла, когда один архитектор на кладбище случайно увидел корзину плодов (кем-то оставленную), увитую проросшими листьями аканфа. Слайд 12.
Колонна служила мерой всех остальных деталей здания. За основу брали её толщину внизу (диаметр). И, исходя из этого размера, определяли все остальные размеры здания. У каждого ордера были свои соотношения и особенности. Этими пропорциями и сегодня пользуются архитекторы. Рассвет греческой архитектуры связан с именем знаменитого афинского государственного деятеля Перикла.
История: Самый блестящий период во внутренней истории Афин связан с именем Перикла. Слайд 13.
Перикл не был создателем демократической системы правления в Афинах, но именно эта система, атмосфера политической, общественной и культурной жизни в Афинах после побед над персами и создание морской державы послужили питательной почвой для развития всех заложенных в этом человеке дарований и позволили ему наложить неизгладимый отпечаток яркой личности на историю родного города. Величие и слава Перикла были величием и славой Афин. В течение его правления сделано было столько, что то время без колебаний называют «эпохой Перикла». А длилась эта «эпоха» всего лишь пятнадцать лет.
На деньги, вносимые союзниками, Перикл организовал в Афинах грандиозное строительство, обеспечив стабильной и высокооплачиваемой работой нуждающихся. Люди самых разнообразных специальностей и занятий — от высококвалифицированных мастеров (скульпторы, архитекторы, граверы, золотых дел мастера и др.) до простых погонщиков и грузчиков — были постоянно заняты, а Перикл вносил все новые и новые проекты в народное собрание. В ходе этого строительства на афинском Акрополе был воздвигнут величайший шедевр мирового зодчества – Парфенон, создание Иктина, Калликрата и Фидия.
4. Сообщение учащихся на темы: «Афинский Акрополь», «История Парфенона». Сообщения сопровождается показом презентации. Остальные учащиеся делают краткие записи в тетрадях по ходу рассказа.
5. Обсуждение выступлений.
Вопросы:
Что нового вы узнали из выступлений одноклассников?
Когда были начаты грандиозные строительные работы в Афинах?
Что такое Акрополь?
Кто руководил постройками на Акрополе?
Чем являлся Акрополь для города?
Как назывался главный вход в Акрополь?
Какие храмы находились на Акрополе?
Кто построил храм Парфенон?
Кому был посвящен этот храм?
Кто украсил скульптурами храм?
6. Обобщение полученных знаний.
Вопрос: В чем вы видите особенности древнегреческой архитектуры?
Ответы:
Строительство храмов подчинялось определенным правилам – ордерам. Древние греки создали три ордера – дорический, ионический и коринфский.
Храмы возводились из мрамора и были посвящены Богам.
Храм – вместилище статуи Бога.
Главное внимание уделялось внешнему облику здания. Слайд 14.
Вопрос: Чем храм Древней Греции отличается по своей архитектуре от храма Древнего Египта? Слайд 15.
Ответы:
а) У входа в Древний Египетский храм – мощные башни-пилоны.
б) У входа в древнегреческий храм легкий портик.
2. а) Плоское перекрытие у храмов Египта;
б) Двускатная крыша с фронтонами у греческого храма.
3. а) В египетском храме гигантские колонны стоят близко друг к другу, напоминая дремучий лес;
б) В греческом храме колонны стоят свободно, создавая открытую галерею вокруг здания.
4. а) Храм Древнего Египта подавляет человека своей мощью и неприступностью;
б) Храм Древней Греции возвышает человека до уровня героя.
5. а) Красота и величие египетского храма в колоссальных размерах;
б) Красота греческого храма в правильных пропорциях.
Вопрос: Какие из изображенных архитектурных памятников относятся к культуре Древней Греции и какие – к культуре Древнего Египта? Как вы это определили, по каким признакам? Слайд 16.
Приложение 1.
Сравнительная таблица
«Архитектурные особенности храмов Древнего Египта и Древней Греции»
-