11 класс.
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
Форма урока: урок-лекция.
Цель. Формировать представление о художественной культуре России XIX - начала XX века.
Задачи:
познакомить учащихся с понятием "авангард", жизнью и творчеством художников авангарда;
обратить внимание учащихся на мировоззрение художников авангарда и особенности их живописи;
помочь учащимся определить своё отношение к авангардной живописи;
воспитывать любовь к национальной и мировой культуре.
Оборудование: компьютер, демонстрационная доска, карточки, учебник Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура. 1, 2 части. 11 класс. М.: Владос, 2007 г.
Зрительный ряд: эпиграф на доске, презентация - слайд-шоу [link] по теме урока.
Ход урока
Новая форма рождает новое содержание.
Искусство всегда было вольно от жизни,
и на цвете его никогда не отражался цвет
флага над крепостью города.
В. Шкловский
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и задач урока. (Приложение 1)
Эпиграф нашего урока: чтение записи.
III. Знакомство с новым материалом.
Запись в тетрадях плана.
О модернистских направлениях в искусстве начала века. Понятие "авангард".
Художественные объединения и их представители.
Русский авангард.
Авангард в литературе (поэзии). Футуризм.
1. Вступительная беседа о модернистских направлениях в искусстве начала века.
1) Понятие "авангард".
Когда соприкасаешься с искусством начала XX века, диву даёшься: как многообразно оно и интересно! Конечно, хочется свести все существующие направления в целостную систему, чтобы легче было определять место того или иного художника в мировой культуре. Увы, это не всегда возможно: направления тесно переплетаются, а художники, оказывается, творили, выходя за рамки провозглашённой ими же самими теории.
Понятие "Авангардизм" происходит от французских слов "avant", что переводится как "передовой", и "qarde" - "отряд".
Точнее, условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве: кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм (начало века), сюрреализм (двадцатые-тридцатые годы), акционизм, поп-арт (работа с предметами), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм (шестидесятые-семидесятые годы), театр абсурда, электронная музыка и др..
Общим для всех этих направлений является:
- отказ от норм классического изображения, - деформация форм, - экспрессия.
Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.
- Как вы считаете, почему авангардизм близок по значению к модернизму?
(Авангардизм близок по значению к модернизму (собирательное обозначение всех новейших течений) и отличается от модерна (стиль в искусстве конца XIX - начала XX века)
Новаторство во всех областях искусства - таков главный лозунг авангарда. Авангард - собирательное понятие самых "левых" экспериментальных творческих направлений в искусстве "серебряного века". В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими были новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одарённости и эталоном современности.
Общей была и наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени - эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой). Проблемы преемственности для сторонников авангарда как бы не существовало.
В 10-е гг. XX века художественное экспериментаторство в разных видах искусства достигает своего апогея, причём удивительно синхронно.
Главная причина синхронности кроется в явном взаимном притяжении художников, поэтов, артистов, музыкантов, в общности творческих, а порой и жизненных интересов. Поколение новаторов искало друг в друге единомышленников в непростом деле ниспровержения устоев.
2. Выступления учащихся.
Художественные объединения:
1. Союз московских художников "Бубновый валет".
В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде. Причём предмет устойчивый, взятый "в упор", лишённый какой-либо недосказанности или философской двусмысленности.
Полотна "бубновых валетов" поразили зрителей своей нарочитой грубостью объёмов, пронзительно кричащим цветом, выпирающей "плотью вещей" (П. П. Кончаловский).
Основные представители и их работы:
Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956)
"Возвращение с ярмарки",
"Сирень", "Сухие краски"
Илья Иванович Машков (1881-1944)
Александр Куприн (1880-1960)
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958)
Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943)
"Звон", "У Иверской", "Автопортрет",
"Крекинг нефтеперегонного завода",
"Овощи"
2. Группа живописцев "Ослиный хвост".
Группа молодых художников, отделившихся от "Бубнового валета" во главе с М. Ф. Ларионовым в 1912 году. Последовательно пропагандируя примитивистскую живопись, Ларионов разрабатывал стиль, впитавший элементы вывески, лубочной картинки, детского рисунка. Обращались к примитивизму, к традициям русской иконописи и лубка; часть группировки была близка к футуризму и кубизму.
Основные представители и их работы:
Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964)
"Провинциальная франтиха", "Отдыхающий
Солдат", "Петух", "Лучизм".
Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)
"Крестьяне, собирающие яблоки",
"Подсолнухи", "Рыбная ловля", "Евреи.
Шабаш".
Марк Шагал (1887-1985)
"Я и деревня", "Скрипач", "Прогулка",
"Над городом", "Святое семейство".
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)
"Матрос", "Натурщица", "Контррельеф",
"Проект памятника III Интернационалу",
"Летатлин"
3. Русский авангард.
Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых "ритмов времени". Стремление воссоздать динамичность предмета, его "жизнь" в разных ракурсах.
Основные представители и их работы:
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)
"Дома в Мурнау на Обермаркте",
"Импровизация Кламм", "Композиция VI",
"Композиция VIII", "Доминирующая кривая".
Павел Николаевич Филонов (1883-1941)
"Крестьянская семья", "Победитель города",
"Иллюстрация к книге Велимира Хлебникова",
"Формула империализма",
"Формула весны".
Казимир Северинович Малевич (1878-1935)
"Цветочница", "Дама на остановке
Трамвая", "Корова и скрипка", "Авиатор",
"Супрематизм", "Косарь", "Крестьянка",
"Чёрный супрематический квадрат".
3. Поэзия. Футуризм.
Динамизм открытий в области формы, движение к интуитивному творчеству захватили и поэзию. Эстетический бунт против "общественного вкуса", "мистических идеалов" символизма и классического наследия наиболее ярко отразился в футуризме (будущее от лат.)
Литературно-художественное направление начала XX века в Италии и России. Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее - наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни.
Для живописи футуризма характерны:
- "энергетические" композиции с раздробленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эллипсы, воронки;
- один из основных принципов футуристической картины - симультанность (одновременность), т.е. совмещение в одной композиции разных моментов движения.
Первый манифест футуризма был "вброшен" в культуру "серебряного века" итальянским поэтом и публицистом Ф. Т. Маринетти со страниц парижской газеты "Фигаро" 20 февраля 1909 г. "Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности". А ещё признавался "Мы хотим разрушить музеи, библиотеки. Сражаться с морализмом:".
В феврале 1914 г. Маринетти появился в знаменитом петербургском подвале "бродячая собака", где собирались артистическая молодёжь и творцы "нового искусства".
В петербургской богеме Маринетти не случайно почувствовал своих учеников, и футуристические лозунги в России попали на хорошо подготовленную почву.
Впервые слово "футуризм" появилось в названии группы поэтов, именовавших себя "Эгофутуристами". Правда, направление это было отнюдь не монолитным, а его изобретение целиком принадлежало поэту Игорю Северянину (И.В. Лотарёву, 1887-1941). Издавший в течение 1904-1912 гг. 35 стихотворных сборников. Строки из "Самогимна":
Мой стих серебряно-брильянтовый
Живителен, как кислород.
- О, гениальный! О, талантливый! -
Мне возгремит хвалу народ.
И станет пить ликёр гранатовый
За мой ликующий восход.
Осенью 1911 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества произошла встреча поэтов Д. Д. Бурлюка и В. В. Маяковского. Именно они вместе с примкнувшим к ним А. Е. Кручёных составили ядро литературного объединения "Гилея" - первого крупного содружества футуристов.
18 декабря 1912 г. вышел в печати альманах "В защиту нового искусства". Его заглавие - "Пощёчина общественному вкусу" - стало декларативным и нарицательным, а предисловие к сборнику было воспринято читателями как манифест русских футуристов.
В предисловии бунтари громогласно провозгласили полную свободу творческого эксперимента и предложили сбросить "с Парохода Современности" Пушкина, Достоевского и Толстого. "Общественный вкус" действительно был шокирован.
Даже Игорь Северянин, не слишком приверженный к классике, отозвался на этот призыв словами:
Для отрезвления ж народа,
Который впал в угрозный сплин -
Не Лермонтова с парохода,
А Бурлюка - на Сахалин.
Круг единомышленников-футуристов, которым Велемир Хлебников (1885-1922) придумал имя "Будетляне" (от "будущее"), имел оригинальную философско-эстетическую программу. Искусство должно не отражать действительность, но переделывать её, слово же должно быть свободным от всякого определённого смысла - примерно так звучала их теоретическая доктрина.
Сам Хлебников утверждал, что "словотворчество - враг книжного окаменения языка", и призывал своих соратников по футуризму поработать над разрушением традиционной поэтической речи.
Наиболее последовательно реализовал этот лозунг Алексей Елисеевич Кручёных (1886-1968). Поэт самозабвенно искал самоценное, "самовитое" слово и бунтовал против любых признаков традиционной рифмы и конкретного смысла. Целиком отдавшись эксперименту, он всё более погружался в собственный, далёкий от здравого смысла поэтический мир и наконец объявил шедевром пять знаменитых строк:
Дыр бул щыл
Убещур
Скум
Вы со бу
Рлэз
Кручёных прибегал к звуковым и графическим аналогиям. Порой его стихи состояли лишь из одних "неудобных" диссонирующих звуков, а знаки препинания поэт вовсе не ставил. Некоторые его сочинения пропитаны ядом предсказаний гибели и разложения мира:
Мир гибнет
И нам ли останавливать
Мы ли остановим оползень
Гибнет прекрасный мир
И ни единым словом не оплачем
Погибели его...
Усталый ветер заглядывает узкие входы
По затылку
Ужас чудит...
Новаторство Хлебникова не знало границ. В поисках адекватного отражения целостности мироздания он изобретает необычный "звёздный" язык:
Усадьба ночью, чингизхань!
Шумите, синие берёзы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью облако, роопсь!
В потоке новаций и открытий, на фоне громкозвучащих имён представителей живописи и поэзии достижения музыкантов-авангардистов кажутся более чем скромными; к тому же радикальные позиции отразились в сочинениях композиторов малоизвестных, не причисленных к классикам.
IV. Закрепление изученного.
- Какое искусство принято называть авангардом?
- Во что верили мастера русского авангарда?
- Почему отрицание традиций было необходимо мастерам авангарда?
- Сбылись ли их мечты об "искусстве будущего"?
V. Домашнее задание.
С.210-220 - ответить на вопрос № 10, 11.