Рабочая программа по искусству (предметная область «Искусство») на ступень ООО.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Рабочая программа

Рабочая программа по искусству

(предметная область «Искусство») на ступень ООО.

Период реализации 2016– 2017 учебный год.

Данная программа соответствует требованиям:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству, в соответствии с примерной программой по искусству для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.

Составлена с учетом

Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».

Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 года

( в редакции от 01.02.2012 года).

Приказа Министерства образования и науки РФ от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312».

Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных начального общего, основного общего, среднего общего образования».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Содержание общего образования по искусству представляет комплекс знаний по мировой художественной культуре, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об искусстве как изобразительной деятельности, музыкального искусства, об истории развития искусства в разных континентах и разных странах.

Основные содержательные линии:

  • В мире художественной культуры,

  • Единство и многообразие культуры,

  • Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций: Древнего Египта, Древнего Востока, Греции, доколумбовой Америки,

  • Мир и человек в художественных образах,

  • Идеал человека в культуре народов мира,

  • Герои и защитники Отечества,

Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в мире искусства.

Цели

Изучение искусства в средней школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие творческого мышления; потребность в получении знаний о мировом искусстве и интереса к изучению дисциплины «Искусство»; способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за сохранность произведений искусства; уважение к творческому труду;

- освоение системы знаний о зарождении искусства, о творческой деятельности людей искусства в мировой культуре, о дальнейшем развитии мирового искусства; о мировой культуре для последующего изучения дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего образования или для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать информацию об искусстве, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям культурной жизни с позиции искусствоведа; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в культурной жизни общества; выносить аргументированные суждения по вопросам культуры с применением элементов искусствоведческого анализа;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных культуроведческих вопросов; освоение культуроведческих знаний для будущей работы в качестве искусствоведа и эффективной самореализации в сфере культуры.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к другим предметам школы (музыки, изобразительного искусства, литературе, географии, истории, обществознания) путём углублённого изучения, прежде всего, искусства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо искусствоведу.


В ходе обучения решаются следующие задачи:

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни;

- способствовать воспитанию художественного вкуса;

- развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

  • обогащать духовный мир, воспитывать чувства учащихся , развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни;

  • дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть наиболее важные закономерности процесса развития МХК, распознать особенности образного языка различных видов искусства;

  • развивать у школьников воображение, творческие способности.

  • воспитывать художественно-эстетический вкус; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • содействовать освоению знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • научить овладевать умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • расширять кругозор учащихся, осознанное формирование собственной культурной среды.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными являются:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- применение полученных знаний для определения культурного поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью ( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза ( умение отвечать на вопрос : «Что произойдёт, если ….»)

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для отработки, передачи, систематизации информации, создания без данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений(высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормами и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению учащимся осознанного понимания культуры в мировом сообществе.


Новизна  данной программы состоит в том, что в нем дано развернутое определение целей художественно-эстетического образования, для которых приоритет формирования художественно-эстетического вкуса, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления является безусловным. Синтезирующая функция предмета «Мировая художественная культура» возросла в связи с тем, что в новом образовательном стандарте предметной областью «Искусство» охвачен весь период обучения в школе. В нём раскрываются общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостных систем. В основу содержания стандартов положен общеэстетический и культурно-исторический принципы структурирования материала, позволяющие охватить ключевые проблемы становления разных видов искусства с момента их возникновения. Программа позволяет систематизировать последовательность развития культурных процессов, выделяя специфические черты каждой эпохи, ценность различных национальных школ и вклад русского искусства в мировую культуру. Принцип культурных доминант является основополагающим при отборе конкретных памятников культуры и даёт возможность преодолеть склонность к простому их перечислению, сделать акцент на целостном образе эпох, художественных культур, на моделировании разных исторических и региональных систем мировосприятия. Акцент подчас только на одном памятнике архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра или творчестве одного мастера дает возможность погрузиться в эпоху, ощутить ее специфику, неповторимость национальной школы, ведущий стиль как некую единую образную систему, общность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных единством идейного содержания. Именно стиль позволяет, во-первых, уловить мировоззренческую специфику любой исторической эпохи. Во-вторых, помогает понять особенности менталитета носителей разных религиозных и культурных традиций, скажем, христианской и мусульманской, которые, исповедуя, казалось бы одни и те же общечеловеческие ценности, вкладывают в них разный смысл. В-третьих, дает возможность вводить в понятийный аппарат учащихся более сложные культурологические понятия, такие как мифологический Центральный образ, к примеру. В-четвертых, позволяет сравнивать и проводить параллели между различными культурами и историческими эпохами, на первый взгляд, не сравнимыми. В-пятых, делает нецелесообразным чрезмерный объем искусствоведческой информации, излишество имен и памятников, передавая при этом дух эпохи.


В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…) Всё это даёт установить межпредметные связи. Самый тесные связи с курсом истории, с которым он связан хронологически.

Изначальный интегративный междисциплинарный характер феномена мировой художественной культуры обеспечивает естественный выход на систему межпредметной интеграции. Являясь самой по себе межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, мировая художественная культура не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обусловливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания. Тесные связи курс имеет с литературой, с изобразительным искусством. Курс не дублирует школьные предметы, дополняет и углубляет их. Проводятся  параллели на уровне идейной, идеологической, мировоззренческой общности, сохраняя специфику языка искусства как в целом, так и по видам искусства.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно – теоритической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

При отборе материалов учитывались возрастные особенности учащихся, их интересы и наклонности, а также специфика школьного образования. Не ставится задача дать школьникам предельно полные и строго систематизированные знания по истории культуры. Важнее научить их понимать язык искусства, вызвать их интерес к самостоятельному изучению культуры.


Данная программа составлена на основе концепции содержания непрерывного образования.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путём углублённого изучения тем изобразительно искусства и музыки. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо культурному современному человеку.

Следующим важным принципом формирования содержания курса является гражданская и гуманистическая направленность содержания курса, который способствует формированию человека – гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацелено на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Принципом формирования содержания курса так же является связь учебного материала с жизнью общества. Проникновение культуры во многие сферы жизни человека – это обычное явление. Это учебная деятельность, и трудовая деятельность, творческая деятельность. При выполнении различных социальных ролей в процессе своей жизни любой человек сталкивается с творчеством, искусством, культурой.

Принцип непрерывности и преемственности. Непрерывность в обучении мировой художественной культуре предполагает соблюдение определённой последовательности в изучении учебного материала и постепенной последовательности в изучении школьного курса мировой культуры. Важное значение принцип приобретает в выработке у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с книгой, в воспитании у них навыков организованности и последовательности в приобретении знаний.

Принцип интеграции требует, чтобы объём и содержание учебного материала были по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков.

Принцип вариативности заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Основным средством реализации принципа индивидуального подхода являются индивидуальные самостоятельные работы, предназначенные для учащихся на всех этапах обучения.

Принцип системности и последовательности. Системность в обучении мировой культуры предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями школьного курса МХК. Важное значение принцип приобретает в выработке у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с книгой, интернет ресурсами, в воспитании у них навыков организованности и последовательности в приобретении знаний.

Принцип доступности в обучении вытекает из требований учёта возрастных особенностей учащихся. Принцип доступности требует, чтобы объём и содержание учебного материала были по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков.

Принцип сознательности, активности, самостоятельности и прочности усвоения. Принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении.

Принцип наглядности применяется как средство познания нового, для иллюстрации мысли, развития наблюдательности, для запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения.

Наряду с принципами и критериями отбора содержания общего образования в данной программе основным ориентиром в его определении выступает Государственный образовательный стандарт.


Изучение предмета искусства на базовом уровне обеспечивает углублённое изучение изобразительного искусства и музыки. Технология обучения строится в соответствии с разработанными методологическим инструментом по предмету ис использованием учебно – методического комплекса.


Учебный процесс в условиях образовательного учреждения организован в формах проведения уроков, лекций, творческих работ. Промежуточная аттестация проводится форме тестов, самостоятельных, проверочных работ. В обучении МХК огромное значение имеют многообразные наглядные средства: предметные, изобразительные, условно – графические. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, учебный процесс организован в урочной форме, так и внеурочной виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. В этом отношении особое место занимает проектная деятельность, которая предполагает интеграцию всего комплекса знаний по мировой художественной культуре и связанных с ней дисциплин, разнообразную деятельность в области применения информационных технологий и главное - создание нового продукта.

Для реализации учебной программы планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)

Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения искусства в 8 классе учащиеся должны

знать:

основные понятия курса: цивилизация, цивилизованный и культурный человек, мировая художественная культура, графика, готика, мимика, зодчество, импровизация, диалог, мозаика, палетка, пантомима, обычай, обряд, прогресс, репертуар.

- особенности художественной культуры Древнего Египта, Древнего Востока, Греции, доколумбовой Америки;

- основные черты идеала человека народов мира;

- образ защитника Отечества, человека в мире природы;

- особенности человека нового времени;

- актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.

выдающиеся памятники мировой художественной культуры народов стран Западной Европы, Др. Востока и России, созданные в эпоху Возрождения, XVII—XVIII вв.;

имена выдающихся мастеров изобразительного искусства, писателей и архитекторов этого периода художественной культуры и их наиболее известные произведения;

особенности проявления синтеза искусств на примере организации пространства памятников архитектуры народов стран Западной Европы и России;

основные сюжеты и образы Античности, Ветхого и Нового Завета и особенности их интерпретации в разных видах искусства эпохи Возрождения, XVII—XVIII вв.;

особенности «предренессанса» в России, становления ее национальной школы и место достижений отечественной культуры этого времени в мировой художественной культуре Нового времени;

характерные признаки национальных школ Западной Европы и их вклад в развитие мировой художественной культуры;

общие закономерности развития художественной культуры Нового времени и значение ее достижений для последующего развития мировой художественной культуры;

основные стили (барокко, классицизм) и их характерные признаки;

уметь:

оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность и своеобразие памятников художественной культуры;

различать памятники художественной культуры разных народов этого периода;

анализировать содержание, образный язык произведений различных видов искусства, созданных народами стран Западной Европы, Востока и России в это время, и выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

сравнивать произведения различных видов искусства и памятники художественной культуры разных народов стран Западной Европы и России Нового времени, выявляя их сходство и различия;

ориентироваться в потоке информации по проблемам искусства и культуры и отбирать и анализировать ее с целью написания творческих работ и участия в дискуссиях;

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эстетической оценки явлений окружающего мира и организации собственного досуга и участия в культурной жизни на основе развития кругозора и интереса к искусству.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


Содержание учебного предмета

Изучение учебного предмета «МХК » в 8 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы и истории, изобразительного искусства.

Курс по мировой художественной культуре на ступени общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а следовательно, какой миропорядок выстраивается у него в голове.

Программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности.


Содержание учебного предмета.

  1. В мире художественной культуры. Введение.

В теме раскрывается понятие цивилизация и культура, что значит быть культурным и цивилизованным человеком, понятие о мировой художественной культуре.

  1. Единство и многообразие культуры.

Тема раскрывает единство мировой культуры, отражение единства и различие в представление Мировым Древом, показаны многообразие и 6национальная самобытность культуры.

  1. Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций.


В теме изучаются особенности художественной культуры Древнего Египта, древнего Востока, Греции, доколумбовой Америки. Раскрываются религиозные верования и отражение их в искусстве. Учащиеся знакомятся с памятниками культуры древнейших цивилизаций.

  1. Идеал Человека в культуре народов мира.

В теме раскрывается понятие в искусстве в античности, средневековье и эпохе Возрождения. Рассматриваются произведения, воплотившие идеал Человека в искусстве. Так же рассматривается сложный вопрос: как представлен идеал Человека в крупнейших религиях мира и как он нашёл своё художественное воплощение в образах святых – людей, посвятивших себя служению Богу.

5.Герой и защитник Отечества.

Тема рассказывает о произведениях искусства, запечатлевших образы легендарных героев и защитников Отечества – Георгия Победоносца, благородного средневекового рыцаря и Александра Невского. Обсуждается проблемный вопрос: в чём заключается сила этих образов и не утратили ли они своё значение в наше время?

  1. Образ женщины – матери сквозь века.

Тема рассказывает как складывался образ женщины начиная от «палеолитических Венер» заканчивая образом женщин 20 века и современницами. В ходе темы затрагиваются темы ликов Богоматери, мадонн титанов Возрождения, величавый образ русской женщины славянки в творчестве Венецианова.

Учебно – тематическое планирование

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа за учебный год.

4.Идеал Человека в культуре народов мира (7 ч.)

19

Понятие об идеале.

1

20-23

Идеал Человека в религиях мира.

4

24

Святые и святость.

1

25

Контроль

1

5. Герой  и защитник Отечества (6 ч)

26

Герой Победоносец – доблестный защитник Отечества.

2

27

Идеал благородного рыцарства

1

28-29

Александр Невский – патриот Земли Русской

2

30

Контроль

1

6. Образ женщины-матери сквозь века (4 ч)

31

Образ женщины – матери сквозь века.

1

32

Священный лик Богоматери

1

33

Мадонны титанов Возрождения

1

34

Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова. Женщина – мать в искусстве 20 века.

1


Материально – техническое обеспечение:

Наименование технических средств обучения:

  • Магнитофоны

  • Телевизоры

  • Мультимедиа-проектор

  • Ксероксы

  • Ламинатор

  • Интерактивная доска

Наглядное пособие: 

  • иллюстрации

  • аудио и видео материал

  • тесты

  • карточки-задания

Информационно – коммуникативные средства:

  • сетевые ресурсы

  • игровые компьютерные программы

  • мультимедийные обучающие программы

  • тесты

УМК и методические пособия


  1. Данилова Г.И. Учебник «Мировая художественная культура. 7-9 класс». – М.: Дрофа, 2012 г.

  2. Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания культурологического цикла. – М.: Феникс, 2012г.

  3. Учебное издание Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002. 

  4. Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008.


Организация текущего и промежуточного контроля знаний


В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная программа предполагает использование предварительного (перед изучением раздела, курса), текущего (по окончанию урока), тематического, итогового контроля. По форме проведения эти виды контроля  могут быть устными, письменными и комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля на уроках МХК - это тестирование по изученной теме, зачет, контрольные работы, защита рефератов, дискуссии по теме урока, взаимоопрос.

В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,

фронтальный устный опрос,

понятийные диктанты,

тематические тесты по изученному блоку;

- итоговый контроль – контрольная работа.

Единство и многообразие культуры.

Мировое Древо как отражение единства мира

Письменная проверочная работа по терминам


7

Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций

Тест


13

Греция – «колыбель европейской цивилизации»

Самостоятельная работа (эссе)


18

Художественные достижения доколумбовой Америки

Тест


25

Идеал Человека в культуре народов мира

Тест


30

Герой и защитник Отечества

Письменная проверочная работа


34

Образ женщины - матери

Сам. работа -сочинение

Итого:

Список учебной литературы:

Литература для учителя:

  1. Данилова Г.И. Учебник «Мировая художественная культура. 7-9 класс». – М.: Дрофа, 2012 г.

  2. Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания культурологического цикла. – М.: Феникс, 2012г.

  3. Учебное издание Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002. 

  4. Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008.

  5. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству.- Ростов н/Д: Феникс, 2008г.

  6. Моисеева Н.А. История мировой культуры. учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007 г.

  7. Л.Г.Емохонова МХК. М. «Академия», 2001 г.

  8. Л.В.Пешкова Методика преподавания МХК М.,2002г.

Литература для ученика:

  1. Данилова Г.И. Учебник «Мировая художественная культура. 7-9 класс». – М.: Дрофа, 2012 г.

Справочная литература

  • Атлас чудес света М., 1996 г.

  • И.И.Комарова, Н.И.Железнова Художники. Краткий биографический словарь. М., «Рипол Классик», 2001 г.

  • Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1, М., 1980 г., Т. 2, М., 1982 г.

Художественная литература

  • Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии, М., 1973 г.

  • Мифы Древней Индии, М., 1985 г.

  • Мифы и легенды народов мира в 8 тт., М., «Мир книги», 2006 г.

  • А.И.Немировский Мифы и легенды Древнего Востока, М., 1994 г.

Дополнительная литература

  • Античность и Византия. М. 1975.

  • Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

  • Боги, брахманы, люди: четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.

  • Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

  • Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

  • Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1990.

  • Византия и Русь. М., 1969.

  • Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. Основания японской эстетики. Дзэн-буддизм, даосизм, конфуцианство. М., 1979.

  • Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. М., 1974.

  • Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

  • Гусева Н.Р. Индуизм: история формирования, культурная практика. М., 1997

  • Древние цивилизации. М.,1989.

  • Кто есть кто в античном мире. М., 1993.

  • Культура Древнего Египта. М., 1976.

  • Культура Древней Индии. М., 1973.

  • Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1982.

  • Культура эпохи Возрождения. Л., 1986

  • Лазарев В.Н Русская иконопись от истоков до начала ХVIII в. М., 1983.

  • Литература Древней Руси. М., 1990.

  • Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1993-1995.

  • Немировский А.И., Ильинская А.С., Уколова В.И. Античность: история и культура М.,1994.

  • Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.

  • Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1972.

  • Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

  • Фрезер Т. Сокровища человечества. М., 1997



17