Рабочая авторская программа по мировой художественной культуре 10-11 классы- Л.А Рапацкая

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»

у [pic] л. Школьная, д. 20, с. Новоатьялово, Ялуторовский район, Тюменская область, 627050

тел./факс 8 (34535) 34-1-60, e-mail: [link]

ОКПО 45782046, ОГРН 1027201465741, ИНН/КПП 7228005312/720701001



«Принята»

на методическом совете



Протокол от «__»_____________20___г.

___


«Согласована»

Заместитель дир. по УВР

___________Кадырова А.И.

«__»____________20___г.


«Утверждена»

Директор школы:__________

Исхакова Ф.Ф.

Приказ от «__»_______________20___г.

___




Рабочая программа

по мировой художественной культуре 10-11кл

Составитель РП: Балыбердина Н,Н,

учитель русского языка и литературы

2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура 10-11 кл. – М.: Владос, 2008г. с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе­дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…).

В программе представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.

Задачи:

  • Повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  • Воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  • Раскрытие художественно-образного языка изображения окру­жающей действительности в различных видах и жанрах изобра­зительного искусства;

  • Развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  • Развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  • Формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;

  • Формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

  • Формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Программу отличает открытость к художественному многообра­зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио­нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое­ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога­щения при сохранении собственного своеобразия.

Построение программы «Мировая художественная культура. 11 клас­с» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;

- принцип историзма;

- принцип опоры на творческий метод (стиль);

- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

- принцип художественно-педагогической драматургии урока.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диф­ференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкрет­ными задачами их воспитания и развития.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.

На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.

Проверочных контролирующих уроков: 4: 1 полугодие-2; 2 полугодие-2.



Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;

-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;

- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;

- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

- основные художественные музеи России и мира.

Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать:

- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

УМЕТЬ:

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, проекты).

Использовать приобретённые знания и умения в жизни.


Календарно-тематическое планирование

По мировой художественной культуре 10 класс


час


Тема урока


Домашнее

задание


Дата

план. факт.


Дополни­тельный

материал


Региональный

компонент

1.


1

Введение

Конспект


Легенда о сотворении мира




Раздел I.Художественная литература древнего и средневекового востока.

2.

1

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

С.11-25



Фильм BBC о пирамидах



3.


1

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

С.25-31



Археологические исследования на территории нашего края


4.


1

Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции

С.31-37





5.


1

Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции

С.39-47



Махабхарата


6.

1

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений

С.47-51


Презентация

Семья и бытовой уклад коренных народов Тюменской области (А.М Конькова» Сказки бабушки Аннэ»- о населении манси)

7.


1

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой, защита проектов на тему древний и средневековый Восток


С.55-67


Икебана, цубаи и др. традиции


8.

1

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

Конспект




9.

1

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

С.70-93

Презентации


презентация


Раздел II.Художественная культура Европы: становление христианской традиции


10.


1

Античность: колыбель европейской художественной культуры


С.98-121

Презентации


презентация


11.

1

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия

С.121-134


Презентация, встреча с отцом


12.

1

Художественная культура европейского Средневековья освоение христианской образности

С.135-151

Сообщение


Институт папства


13.

1

Художественная культура итальянского Возрождения: Трудный путь гуманизма

С.151-195


Презентация



14.


1

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке

С.195-217





15.

1

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.


С.217-221




16.

1

Контрольная работа по теме

«Художественная культура Европы»

С.221-247





17.



1


Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума


Конспект






18.

1

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

С.247-257






Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры:

У истоков национальной традиции (Х-XVIIIвв.)

19

1

Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства

С.287-299


Презентация «Культура Киевской Руси»


20.

1

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

С.299-307



Интегрированный урок с уроком английского


21.

1

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты


С.307-313




22.

1

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля


С.313-333

Презентации


Презентация «Иконопись»

.

23.



1

Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.


С.333-343




24.



1

Русская художественная культура в эпоху Просвещения формирование гуманистических идеалов.

С.349-367


Интегрированный урок с уроком истории


25

1

Тест» Духовно-нравственные основы русской культуры»





26

2


Часть 2: От языческой к православной художественной культуры


ч.2, С.14-48



Храмы Тюменского края


27


1

Художественное наследие древнерусских княжеств


С.64-108





28


1


Иконопись: творчество Андрея Рублева и Дионисия.


С.116-135


презентация


29

1

Художественная культура «Бунташного века»

С.174-195




30

1

По пути к европейскому обществу: «Россия молодая мужала гением Петра…»

С.206-253



Традиции и праздники жителей Тюменской области

31

1

«Строгий стройный вид» (логика нового зодчества)

С.266-276




32

1

Строительство Санкт-Петербурга

С.276-280


Интерактивная экскурсия по Петергофу


33

1

Художественный кружок Н.А.Львова. Итоги «осьмнадцатого века»: на Олимпе мастерства

С.286-315





34

1

Урок-проект по теме «Русская художественная культура»






10 КЛАСС

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ

Введение

Восток и Запад как условные ориентиры мировой художе­ственной культуры. Особенности художественно-образного ос­воения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориенти­ров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) -как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств художественной выразитель­ности как закономерность развития мировой художественной культуры. Основные этапы развития художественной культу­ры народов мира. Неравномерное «прохождение» различных эта­пов художественными культурами Востока и Запада.

Особенности исторического облика и менталитета России. Положение России между Востоком и Западом. Сохранение ев­ропейской ориентации в развитии русской художественной культуры (связи с Византией, Болгарией, Сербией, Польшей, Германией, Италией, Францией и др.) Христианские нравствен­ные идеалы как основа развития художественной культуры Рос­сии. Самобытность русского искусства. «Свой путь» русской художественной культуры от Древней Руси до XX в.

РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность

Сохранившиеся ценности художественной культуры Древ­него Египта. Искусство Древнего Египта — свидетельство ре­лигиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей Цивилизации. Деспотическая форма общественного правления в Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссоздан­ная египетским искусством, отражающая представления о жиз­ни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитекту­ры. Пирамиды. Древние храмы. Статичность и символичность изобразительного искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных хри­стианских представлений о сути мироздания.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии

Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» — стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Ра­маяна».

Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху сред­невековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Индия — мир, издревле привлекающий к себе взоры рус­ских людей. Афанасий Никитин («Хождение за три моря»). Ду­ховные откровения индийских мудрецов и творчество Н.К. Рериха. Влияние образов индийской культуры на творче­ство А.Н. Скрябина (замысел «Мистерии»).

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая

Своеобразие художественных традиций китайского народа. Отражение в художественном творчестве религиозных пред­ставлений об устройстве мира. Философская подоплека искус­ства. Учение Лао-цзы и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка.

Устойчивость древних традиций в художественной культу­ре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии фило­софского начала искусства. Обожествление власти императора. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музы­кальные инструменты.

Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья

Художественные традиции Японии. Влияние китайского искусства на развитие японской художественной культуры Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский на­родный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верова­ний. Сохранение национальной уникальности культуры на протяжении столетий; влияние европейского и русского ис­кусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

Ислам — мировая религия, оказавшая влияние на развитие художественной культуры арабских стран. Нравственные зако­ны ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухам­мед. Образы Иисуса Христа и христианских святых в Коране.

Архитектурные особенности мечети, ее канонические фор­мы, ориентация на Мекку. Сохранение принципов возведе­ния мечети в наши дни (мечети России). Минарет, его предназначение и архитектурный облик. Запрет на изображе­ние видимого мира и развитие орнамента в изобразительном ис­кусстве Арабского Востока. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Обра­зы арабских, персидских, иранских сказок «Тысяча и одной ночи».

Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии (А.С. Пушкин, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков).

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры

Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Вне-моральные законы жизни в древнегреческой мифологии. Народ­ные верования и высокая философия эллинских мудрецов, поиск разумного вселенского начала и единого Бога (Логоса). Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в фило­софии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора.

Эволюция взглядов на Вселенную и человека, ее отражение в древнегреческом искусстве. Стремление к гармонии, красоте, совершенству внешней формы. Образы языческих богов как устойчивые символы развития искусства. Основные этапы развития античной художественной куль­туры. Древнегреческая архитектура. Ордер, его виды. Памят­ники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Портреты. Вазопись.

Искусство театра. Древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид). Роль музыки в театре. Хоровые эпизоды. Монологи ге­роев с инструментальным сопровождением. Инструменты Древ­ней Греции: лира, кифара, сиринкс (флейта Пана), авлос (инструмент типа гобоя). Теория музыки, учение о ладах и их влиянии на человека («грусть лидийского, приподнятость фри­гийского и воинственность дорийского лада»).

Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художе­ственной культуре Древнего Рима. Архитектурные памятни­ки «вечного города». Расцвет скульптурного портрета, черты реализма.

Античные идеалы как основа представлений о совершенной красоте в европейском искусстве последующих эпох.

Отношение к античному искусству в России: переводы ан­тичных поэтов, мифологические образы в музыке и живописи (Е.И. Фомин. Мелодрама «Орфей»; М.А. Врубель. «Пан»). Из­бирательное отношение к античному наследию. Роль древне­греческого ордера в русской архитектуре.



Тема 7. От мудрости Востока к библейским заветам

Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Вет­хий Завет — духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилон­ская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.

Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа — Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноев­ропейском искусстве (становление основной иконографии).

Тема 8. Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма

Христианские основы средневекового европейского искусст­ва. Рождение новой художественной картины мира, отражающей представления о двух порядках бытия и духовной жизни челове­ка. Становление новых средств художественной выразительнос­ти, жанров и форм искусства.

Разделение церкви, два типа христианской культуры. За­падная католическая церковь. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. Внутренняя структура и символика храма. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Изобразительное искусство, развитие живописи, скульптуры; мозаики и фрес­ки. Древнейшие напевы христианских храмов. Григорианский хорал. Средневековая секвенция «Dies irae», ее символика в мировой музыкальной культуре. Орган.

Византийские (восточные) христианские традиции. Право­славие. Художественный канон православного храма. Иконо­пись, ее смысл. Гимнография. Общий образ храма. Византия и Русь.

Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения: Про­торенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Предше­ственники Возрождения. Н. Пизано, Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто. Флорентийские мастера: Ф. Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Расцвет живописи во второй половине XV в. (Ф. Липпи, П. Перуджино, С. Боттичелли).

Мастера Высокого Возрождения. Наследие Л. Да Винчи, Ра­фаэля, Микеланджело. Венецианская школа живописи и архи­тектуры (Б. Джорджоне, П. Веронезе, А. Палладио). Собор св. Петра в Риме. Д. Браманте.

Развитие музыки в эпоху Возрождения (хоровая полифони­ческая музыка, мадригал, инструментальная музыка для лют­ни, виолы, флейты, клавесина и др.). Рождение оперы, первые оперные композиторы (К. Монтеверди).

Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов (И. Босх, А. Дюрер, П. Брей­гель - старший и др.). Возрождение во Франции и Испании.

Тема 9. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей

XVII в. Как «переходная эпоха» в художественной культу­ре европейской традиции, вобравшая в себя опыт средневеко­вья и Возрождения. Шекспир. Его значение для развития мировой культуры. Стиль барокко. Пестрое сочетание художественных образов, почерпнутых из античной мифологии, христианского вероучения, окружающей действительности. Стремление мастеров увидеть мир во всей его многогранности и противоречивости.

Барокко в архитектуре (Д. Л. Бернини). Расцвет светского музыкального искусства. Опера (К. Монтеверди, А. Скарлатти), инструментальные сочинения А. Корелли, А. Виваль­ди; творчество французских клавесинистов (Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперена, Л.К. Дакена). Титаны музыкального искусства: И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Философское и религиозное содержа­ние музыки Баха. Духовные сочинения (Высокая месса си ми­нор, Страсти по Матфею). Органная и клавирная музыка. «Хорошо темперированный клавир». Судьба наследия Баха.

Классицизм как общеевропейский стиль. Эстетика класси­цизма, рожденная под влиянием рационализма и нормативных установок. Воплощение в эстетике классицизма представлений о главенстве общественного над личным, долга - над чувством. Канонизация античной классики как образца для подражания. Возрождение и классицизм — преемственность художествен­ных традиций. Стремление к выражению возвышенных геро­ических образов. Франция — родина классицизма. Теория классицизма (Н.Буало). Классическая трагедия (П.Корнель и К.Расин). Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.

Расцвет комедийного жанра, испанская комедия «плаща и шпаги» (Лопе де Вега, П. Кальдерон).

Изобразительное искусство XVII в., сочетание сюжетов и об­разов, обобщающих развитие художественной культуры Евро­пы предшествующих столетий. Европейские школы живописи и выдающиеся мастера (Караваджо, Эль Греко, X. Рибера, Ф. Сурбаран, Э. Мурильо, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йордане, А. Ван Дейк, Рембрант, Ф. Хальс, «малые голланд­цы» и др.).

Тема 10. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

Просвещение как важнейший этап обновления художествен­ной культуры Европы. Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений и нравственно­го облика человека — главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.

Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного творчества.

Изобразительное искусство, парадоксы несовместимой об­разности (сочетание утонченности и изысканности с грубова­тостью, заземлённостью, простонародностью). Творчество Ж.А. Ватто, Ф.Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Дави­да. Скульптура в творчестве Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, А. Ка-новы. Архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера.

Расцвет литературы. Романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Поэзия И.В. Гете, Р. Бернса. Драматургия Ф. Шиллера, Р. Шеридана (по выбору учителя).

Венский музыкальный классицизм. Творчество И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Кристаллизация форм класси­ческой сонаты и симфонии. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

Значение искусства европейского Просвещения для разви­тия русской художественной культуры. Классицизм как важ­нейший стиль, освоенный русским искусством.

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 11. Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей

Древнейшие памятники художественной культуры язычес­кой Руси. Культ природы и матери-Земли. Обрядовый фольк­лор, красота народных песен. Героический эпос. Былины. Формирование дохристианских нравственных установок и эс­тетических представлений.

Восхождение русской художественной культуры от язы­ческой образности к христианской картине мироздания. Опыт постижения духовного смысла бытия в древнерусском искусстве. Обращенность художественной культуры к «веч­ным ценностям». Православный храм и синтез храмовых искусств.

«Мистический реализм» как общая стилевая основа древне­русского искусства. Воплощение в художественных образах высшей правды жизни и смерти. Надличностный характер ху­дожественной культуры.

Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Монументальный историзм» (Д.С. Лихачев) искусствадревнего Киева. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет». Возвеличива­ние духовных подвигов, жанр жития. Образы первых русских святых Бориса и Глеба. Памятники архитектуры. София Киевс­кая. Фрески. Мозаики. Знаменное пение — хоровое одноголо­сие. Особенности интонирования богослужебного текста.

Утверждение в искусстве Киевской Руси единства прекрас­ного и духовного. Продолжение традиций в художественной куль­туре древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое каменное зодчество. Искусство колокольного звона.

Художественная культура Владимиро-Суздальского княже­ства. Архитектура. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Хра­мы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова.

Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства. Роль Троице-Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры. Св. Сергий Радонежский. Литература Московской Руси. Епифаний Пре­мудрый и Максим Грек. Расцвет мелодизма в храмовом пении. Федор Христианин.

Иконописные шедевры. Экспрессивная манера письма Фео­фана Грека. Наследие Андрея Рублева, значение «Троицы» в общественной, духовной и художественной жизни Руси. Мас­тер Дионисий, фрески собора Рождества Богородицы Ферапон­това монастыря.

Облик Московского Кремля; сочетание итальянских и рус­ских традиций. Шатровое зодчество. Храм Вознесения Господня в Коло­менском. Покровский собор (Собор Василия Блаженного).

Усиление личностного начала в искусстве XVI в. Жанр по­каянного стиха. Творческие школы в храмовом пении и храмо­вой живописи.

Искусство «переходного периода» — «бунташного века»: противоречивое сочетание «старины и новизны». Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения. (С. Полоцкий).

Церковная реформа и ее культурные последствия. Рождение храмового многоголосия. Партесный хоровой кон­церт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова).

Новые иконописные традиции, обмирщение иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи. Завершение древнерусского этапа развития искусства в русле канонических традиций «мистического реализма». Разделение искусст­ва на светское и церковное. Общность нравственных ориенти­ров русского искусства.

Тема 12. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейскости».

Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учи­теля). Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумароко­ва: общее и различное. Значение классицизма для развития музыки.

Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Дубянский, И.А. Козловский). Опера: европейское и русское. Раз­витие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин — родоначальники русской оперы. Духовная му­зыка. Творчеством.С. Березовского и Д. С. Бортнянского. Классицистский хоровой концерт.

Становление инструментальной музыки в России. «Рус­ский Паганини» — И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского.

Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искус­стве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драма­тургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сати­рические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя).

Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге.

Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения. Портретнаяживопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Твор­чество А.П. Лосенко. Скульптура — новый вид искусства в Рос­сии. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э. М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского.

Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм — российс­ких и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Ероп­кин, СИ. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» — предвес­тие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.



Место предмета

Государственная программа в 11 классе рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с учебным планом МАОУ »Старокавдыкская СОШ» на изучение предмета «МХК» в 11 классе выделено 1 час в неделю, 34 часа в год.




п\п

Наименование темы

Кол-во часов модифицированной программы

1

Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века.

12

2

Раздел 2. Художественная культура России19-20 века.

10

3

Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века.

6

4

Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

6












Календарно-тематическое планирование

11 класс

Наименование раздела и тем


Количество часов

Дата (план/ факт)

домашнее задание

словарная работа

НРК

Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века (12 часов).



Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека



1


конспект

Романтизм, открытие внутреннего мира человека


Романтизм в художественной культуре Франции 19 века.

1


с.8-9

художественная культура Франции


Образный мир испанского художника Ф. Гойи.

1


с.28-34

испанское искусство

музыкальное творчество Тюменского края

Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.

1


с.38-50, конспект

музыкальное искусство


Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.

1


с.51-58, вопросы

европейская культура


Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

1


с.62-69, презентация

импрессионизм

знаменитые художники Тюменского края

Импрессионизм в музыкальном искусстве.

1


с.69-73

импрессионизм в музыке


Тема 4. Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха.

1


конспект

эпоха экспрессионизма


Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков.

1


с.92-109, индивидуальные сообщения

течение, «мир новой реальности»


Эстетика символизма

1


конспект

символизм и его представители


Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.

1


с.110-126, вопросы

постимпрессионизм, живопись, скульптура, архитектура


Тест по темам раздела »Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века»

1


повторение изученного по разделу

изученные термины по теме


Раздел 2. Художественная культура России19-20 века (10 часов).



Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.



1


индивидуальные сообщения о писателях

классическая литература, музыка, архитектура, живопись, их представители

знаменитые писатели Ялуторовского района и Тюменской области

Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века.

1


с.141-152

ИЗО и архитектура, сопоставительный анализ, конспектирование


Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа



1


конспект

образ народа в искусстве


Развитие отечественной живописи в пореформенный период

1


Презентация

живопись и ее разновидности


Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма

1


подготовка к защите проектов

символизм в русском и зарубежном искусстве


Символизм в русской живописи

1


конспект



Тема 9. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

1


конспект

аванградные направления, их представители


«Русский футуризм»

1


индивидуальные сообщения

течение »футури зм», представители


Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм

1


с.221-248

неоклассицизм, поздний романтизм, основные темы и проблемы


Художественное обьединение «Мир искусств»

1


конспект

представители течения, их идейные взгляды


Раздел 3 Европа и Америка: Художественная культура 20 века (7 часов).



Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.

1


с.249-261

Искусство Латинской Америки. Творчество Р. Кента и А. Сикейроса


Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот

1


вопросы по теме

сопоставительный анализ музыкального искусства России 20 века и Латинской Америки


«Музыкальный авангард»20 века

1



термины


Тема 13. Театр и киноискусство 20 века: культурная дополняемость

1


написать отзыв по любому американскому фильму 20 века

киноиндустрия, театр, музей, проблемы их развития

знаменитые театры и музеи Ялуторовского района и Тюменской области

Тема 14. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Искусство Латинской Америки

1


индивидуальные сообщения

художественная культура Америки


Защита проектов

1


повторение изученного



Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам (6 часов).



Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.

1


конспект

эпоха перестройки, культ И.В Сталина, «железный занавес»


Тема 16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века

1


с.337-355, индивидуальные сообщения о своих близких-фронтовиках

«война и мир», отражение войны в искусстве

имена родных, солдат, ветеранов ВОВ Ялуторовского района и Тюменской области

Тема 17. Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Развитие живописи и музыки в 60-е годы

1


с.355-369

период «оттепели», советское искусство, живопись и музыка 60 гг.


Тема 18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века

1


индивидуальные сообщения

современные проблемы развития искусства, духовная направленность в политике государства


Итоговое повторение

1


презентация

повторение изученного по разделам


Итоговое повторение

1





















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3) Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.

Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.

Тема 3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Сообщение о творчестве Э.Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара.

Тема 4. Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха.(2) Сообщение о творчестве Э. Мунка, Г. Тракля, А. Шёнберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.

Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. (4) Сообщение о творчестве П. Верлена, С. Малларме. Сообщение о творчестве Э. Золя, Ги де Мопассана, А.К. Конан-Дойла. Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.

Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К. Брюллова, А. Воронихина, П. Федотова, Д. Захарова, И. Мартоса, П. Клода. Сообщение о творчестве П. И. Чайковского, М. Мусорского, Бородина, Н. Римского-Корсакова.

Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(2) Сообщение о творчестве В. Перова, И. Крамского, В. Сурикова, Шишкина, Васнецова

Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебрянного века»: открытие символизма.(2) Сообщение о творчестве М. Врубеля, А. Скрябина, В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта.

Тема 9. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Сообщение о творчестве И. Северянина, В. Маяковского, А. Ахматовой

Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Сообщение о творчестве В. Серова, Ф. Стравинского. Художественное объединение «Мир искусств».

Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф. Кафки. Экзистенциализм. Жанр «интеллектуальный роман». Постмодернизм.

Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века

Тема 13. Театр и киноискусство 20 века: культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа: братья Люмьер, А. Ханжонков. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа.

Тема 14. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество Марка Твена, Т. Драйзера, Д. Стейнбека, Э. Хемингуэя. Американская музыка.

Искусство Латинской Америки. Творчество Р. Кента и А. Сикейроса.

Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Творчество К.С. Петрова-Водкина, А.А. Дейнеки, И.И. Машкова, М.В.Нестерова.

Тема 16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Творчество А.А. Пластова, П.Д. Корина, И. Грабаря, Н. Крымова.

Тема 17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В. Попкова. Д. Жилинского, П. Оссовского

Тема 18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Музыкальное искусство и театр.

Формы и средства контроля

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М.: 1996.

  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.: 1998.

  3. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М.: 1979.

  4. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М.: 1995.

  5. История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М.: 1991.

  6. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.

  7. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М.: Новая школа,1996.

  8. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10-11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа, 2004.

  9. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992.

  10. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.

  11. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

  12. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.: Владос»,2008.

Тест


1 Защита проектов по теме: «Древний и средневековый восток»

2. Самостоятельная работа по теме «Древнерусская архитектура»

1.Какие утверждения являются верными? Выпишите их номера

1.Собор Святой Софии в Киеве построен раньше собора Святой Софии в Новгороде

2.Успенский собор во Владимире построен по повелению Ярослава Мудрого

3.В строительстве Успенского собора принимали участие архитекторы из Западной Европы

4.У Софийского собора в Новгороде 5 куполов

5.Софийский собор в Новгороде обильно украшен рельефами

6.При строительстве Софийского собора в Киеве русских архитекторов обучали строители из Византии.

7.Успенский собор во Владимире несколько раз пострадал от пожаров

8.Софийский собор в Новгороде производит впечатление изящества и легкости


2.Исправьте ошибки, допущенные в определениях:

1)Подпружные арки – четыре вогнутых треугольных поверхности, ведущих от стены к барабану купола

2)Купол - венчающая часть церкви в форме цилиндра

3) Закомара – выступ в восточной части церкви, перекрытый полукуполом

4)Паруса– проходы в храме, образованные рядами колонн

5) Апсида– полукруглое завершение верха церковной стены

3.Кратко ответьте на вопрос:

Почему авторы икон не подписывали на них свои имена?

4.Завершите начатые предложения:

1. Архитектура Древней Руси обогатила византийский тип храма следующими особенностями:………………………………………………..

2.Для храмов Владимиро-Суздальского княжества характерны следующие особенности:………………………………………………………………..

3.Нарядность русского храма вызвана тем, что он символизирует…………….

.

1

2

3

4

5

[pic]


5.Надпишите, как называются основные части храма

6. Кратко ответьте на вопрос:

Объясните выражение «Иконопись подчинена канону»

4. ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ


ЗАДАНИЕ 1

I.Объясните, какие изменения и почему произошли в иконописи из-за периода иконоборчества в Византии в VIIixвв.?


II. Распределите на три колонки особенности, присущие иконам, созданным

- Феофаном Греком

- Андреем Рублевым

- Дионисием :

1.Удлиненность пропорций фигур

2.Темный колорит в стиле северной иконописи

3.Особая одухотворенность ликов

4.Создание собственной вариации канона изображения одного из ветхозаветных сюжетов

5.Изящество и нарядность

6.Голубой фон иконы вместо золотого

7.Передача движения фигур и бурных эмоций

8.Светлый гармоничный колорит

9.Ярко выделенные пробела (оживки)

10.Согласованный ритм линий

ЗАДАНИЕ 2.


I. Каковы особенности передачи пространства в иконописи?

II. Из предложенных вариантов выберите правильный ответ на вопрос:

1)Период иконоборства в Византии завершился:

А)военной победой сторонников иконопочитания

Б)указом императрицы Ирины о разрешении почитания икон

В)VII Вселенским Собором высших чинов церкви, на котором были разработаны иконописные правила


2)Главным принципом иконописи можно назвать:

А)стремление следовать канону

Б)стремление разделить мир земной и небесный

В)стремление как можно точнее изобразить события жизни Христа и святых


3) Иоанн Дамаскин считал:

А)что поклонение иконам нужно запретить

Б)что иконопись должна как можно точнее изображать реальный мир

В)что поклоняться нужно не самой иконе, а священному образу


4)Иконографический тип, изображающий Христа, в одной руке держащего Евангелие, а другой – благословляющего, носит название:

А)Спас Вседержитель

Б)Спас Нерукотворный

В)Спас в Силах


5)Знаменитая икона «Богоматерь Владимирская» принадлежит к иконографическому типу:

А) Одигитрия

Б) Умиление

В) Знамение


ЗАДАНИЕ 3.

I. Почему на протяжении нескольких веков в России было утеряно понимание художественной ценности икон?


II.Распределите приведенные ниже особенности по двум колонкам:


-особенности иконописи

- особенности обычной живописи

1.Строгое следование канону

2.Символическое значение цветов

3.Стремление передать объем фигур и глубину пространства

4. Рисование с натуры

5.Обратная перспектива

6.Линейная и воздушная перспектива

7.Светотеневая моделировка

8. Изображенные свечи и факелы не являются источниками света

9.Полная свобода художника в трактовке образов и сюжетов

10.Одновременное изображение разновременных события


ЗАДАНИЕ 4.


I. Как в Византии возникло движение иконоборчества?


II. Исправьте ошибки, допущенные в описании технологии создания иконы:

1.По канону иконы должны быть написаны только на досках

2.Первым этапом изготовления иконы было нанесение на доску золотого фона

3.Для грунтовки доски приготовляли смесь из олифы и алебастра

4.Контуры фигур наносились на доску до грунтовки

5.Грунт наносили в один слой

6.Лица и руки святых расписывались раньше, чем одежда и детали окружающей среды

7.Тонкие золотые полоски – ассист – наносили поверх красочного слоя

8.Для иконописи использовалась техника энкаустики – восковые краски

9.Для защиты красочного слоя икона покрывалась особым лаком на основе смолы