Рабочая программа по ИЗО (5класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Областное государственное автономное образовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»





РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______________ФИО


«_____»__________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

______________Е.А.Попова

«_____»__________ 20____г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»

от__________№______









Рабочая программа

по учебному предмету «Изобразительное искусство (ИЗО)»

для учащихся 5 классов










Составитель: Кузьменок И.М.

учитель первой

квалификационной

категории











г. Биробиджан, 2016 г.



Содержание программы


Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.


Раздел 1 : «ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА» (4 часа)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.


Раздел 2 : « СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ » (4 ч)

Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.Особенности гжельской росписи.

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы и учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.


Раздел 3: « ДЕКОР ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ» (5ч)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.


Раздел 4: « ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» (5 ч)

Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью классов, работающих по данной теме. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника. Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Создание декоративной работы в материале( творческий проект).

В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».


Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). По индивидуальным учебным планам учащихся с ОВЗ в 5классе на изучение предмета «Изобразительное искусство» отведено 0,5 часа в неделю и рассчитана на 18 часов в год , в связи с этим в программу внесены изменения ( объединение тем).



Учебно-тематический план 5 класс


Название раздела

Количество часов

1

Древние корни народного искусства

4 ч.

2

Связь времён в народном искусстве

4 ч.

3

Декор- человек, общество, время



5ч.

4

Декоративное искусство в современном мире



5ч.

Итого

18ч.



Календарно – тематическое планирование

5 класс

по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

( 0,5 часа в неделю - 18часов в год.)

Основная задача года – формирование представлений о содержании и языке декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Личностные

Метапредметные

Предметные

1 четверть

тема четверти: «Древние корни народного искусства»(4 часа)

Основная задача четверти – знакомство с условно-символическим языком народного крестьянского искусства как истоком языка искусства декоративного.

1.



Древние образы в народном искусстве.


[pic]

1ч.

Графические импровизации на тему древних образов.

Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки) Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дepeву, в орнаментах народной вышивки.

Цветные мелки, уголь, сангина, гелевые ручки, тонированная

бумага (тонировка бумаги чаем,кофе)

Личностные результаты:

1. воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к культурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

2. формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;

3. формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

4.развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

1. умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании,понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.;

2. умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве: умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;

3. умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география);

4. умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач;

5. умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Предметные результаты

1. осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

2. знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

3. умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

4. освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

5. приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

6. приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.



2.



Декор русской избы. Орнамент как основа декоративного украшения.

Внутренний мир русской избы.


[pic]



[pic]

[pic]

1ч.

Индивидуальная или колл. работа над рисунком на тему

«В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалевка). Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента (резного, расписного). Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов.

Цветные восковые мелки,

уголь, сангина, гелевые ручки, тонированная цветная бумага для пастели.



По мере освоения последующих тем данного тематического блока композиция постепенно обогащается изображением предметов крестьянского быта и труда, людей в народной праздничной одежде.

3.



Конструкция и декор предметов народного быта и труда.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.



[pic] [pic]


1ч.

Индивидуальная работа по теме «В русской избе», с врисовыванием в неё различных предметов народного быта. Или вырезание из картона(плотной бумаги) выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. Или роспись деревянных заготовок.

Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

Бумага или картон, клей ПВА, ножницы, гуашь, кисти, восковые мелки, акварель или фломастеры.

4.



Народные праздничные обряды. Масленица.

Народный празднич

ный

костюм.

[pic]




1ч.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов. Эскиз и композиция на тему праздничных народных гуляний.

Бумага, ножницы, клей, ткань ситцевая или х/б разных расцветок, нитки (шпагат) или солома, ленточка атласная, фурнитура, гуашь, кисти, мелки, пастель.

2 четверть

тема четверти: «Связь времён в народном искусстве» (4 часа)

Основная задача четверти – знакомство с формами бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, формирование представлений об общности народных художественных промыслов и их различиях

5-6.



Древние образы в современных народных игрушках.

[pic]


[pic]

2ч.

Народная глиняная игрушка. Живучесть в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам (пластическое своеобразие).

Приёмы работы, образ народного мастера. Место и значение современных народных художествен-ных промыслов в современной жизни.

1 урок: Создать пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое.

2 урок: Роспись игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение) или создание из бумаги силуэтов игрушек и роспись.

Бумага, пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи;



Личностные результаты:

1.воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни;

2. формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;

3. формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками — представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;

4. формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности.

Метапредметные результаты:

1.умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

2. умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку;

3. умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;

4. умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.;

5. умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями;

6. умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы.

Предметные результаты:

1.умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

2.умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы;

3. развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

7.





Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

[pic]

1ч.

Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма.

Картон,белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти или гуашь.

8.



Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

[pic]

1ч.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов

Проведение беседы обобщение информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти.

Гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага или кухонные деревянные досточки.

Наборы открыток; подлинные изделия, в частности – мастеров Урала.

3 четверть

тема четверти: «Декор - человек, общество, время»(5 часов)

Основная задача четверти – знакомство с ролью декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

9.



Зачем людям украшения.

Декор и положение человека в обществе.


[pic]

1ч.

Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества. Выполнение эскизов браслетов, ожерелий и др. ювелирных украшений, алебастровых ваз по мотивам искусства Древнего Египта. Вариант задания – создание композиций с изображением человека и его украшений.


Акварель, цветные карандаши, фломастеры, бумага. Или бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти

Личностные результаты:

1.воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;

2. формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;

3. формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;

4. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

5. формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля.

Метапредметные результаты:

1. умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);

2. умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

    1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.


Предметные результаты:

1. осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций;

2. расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;

3.умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики;

4. умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;

5. приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела.

10-11.




Одежда говорит о человеке.


[pic]

2ч.

Декоративная и социальная роль костюма. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Костюмы эпохи Средневековья.Коллективная работа «Бал во дворце», по мотивам сказок средневековья

Бумага белая и цветная, кусочки ткани, клей, ножницы, гуашь, кисти большие и маленькие.

12.




О чём рассказывают гербы и эмблемы.



[pic]

1ч.

Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобрази­тельных элементов и цвета в искусстве геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе.

Задание: Эскизы гербов ремесленных цехов, фамильных гербов знатных людей с определенным кругом интересов ( на материале западноевропейского Средневековья) или Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи (на основе

Белая бумага и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти цветовой (ограничение цветовой палитры).

13.



Роль декоративного искусства в жизни

человека и общества (обобщение темы)

1ч.

Обобщение полученных знаний по теме четверти.

Задание: Беседа, итоговая викторина.

На каникулах дети должны присмотреться к образцам современного декоративного искусства в фойе кинотеатра, в общественныx зданиях разного назначения. Желательно посетить музей декоративно-прикладного искусства или выставку произведений современных профессиональных художников-мастеров декоративно-прикладного искусства.

4 четверть

тема четверти:« Декоративное искусство в современном мире»(5 часов)

Основная задача четверти – знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы

14.



Современное выставочное искусство.

[pic]


[pic]

[pic]



1ч.

Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоратив­ного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества, материалы, техники (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани ).

Единство материала, формы и декора. Средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества.

Задание: Ориентация на проектную деятельность. Выбор места и темы для оформления интерьера школы.

Беседа

Личностные результаты:

1. воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству;

2. развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

3. формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);

    1. развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.


Метапредметные результаты:

1. умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой;

2. выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;

3. умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.


Предметные результаты:

1. понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;

2. осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;

3. приобретение опыта работы над декоративной композицией (панно), связанной с украшением школьных интерьеров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоративная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).


15.




Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.


[pic]

1ч.

Разработка эскизов коллективных панно и витража для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древних образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли. Создание декоративной работы.

Гуашь,баночки для разведения красок-6шт., кисти, клей ПВА,орг.стекло или плотный пластик, пипетка-1шт или одноразовый шприц без иглы.

16- 17-18




Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале.

[pic]






2ч.

Батик.Составление эскиза.

Акриловые краски «Батик» кисти,баночка для воды, резервирующий состав,ткань х/б или атлас (формат А3)


Итого:

18ч.


Контрольно измерительные материалы (КИМ)

Изобразительное искусство 5 класс

Вариант 1

Выбери правильный ответ

1. К ахроматическим цветам относятся:

а) черный; б) красный; в) желтый; г) белый; д) серый; е) синий.


2. Красный, желтый, оранжевый – это:

а) ахроматические цвета;

б) холодные цвета;

в) основные цвета;

г)теплые цвета.


3. Как называется посуда белого цвета, расписанная голубыми красками?

а) хохлома б) гжель в) жостово


4. Портрет – это изображение

А) природы б) животных в) человека г) архитектуры


5. Как называются рисунки в детских книжках?

а) красочные б) яркие в) иллюстрации г) картинки


6. Пейзажист- это

а) художник, рисующий море б) художник, рисующий предметы

в) художник, рисующий природу


7. Крестьянский дом-жильё в России

а) юрта б) яранга в) изба


8. Основной цвет в народной вышивке

а) зелёный б) красный в) синий


9. Какими инструментами пользуется художник (напиши)?

_______________________________________________________________

________________________________________________________________


10. Цвет спектра радуги всегда располагается в такой последовательности:

а ) желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой;

б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

в) красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый;

г) фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый.


11. Составь орнаментальную композицию из двух элементов в квадрате.




Изобразительное искусство 5 класс

Вариант 2

Выбери правильный ответ

  1. К хроматическим цветам относятся:

а) желтый б) серый в) красный г) белый д) оранжевый е) черный


2. Красный, синий, желтый – это:

а) холодные цвета; б) теплые цвета в) основные цвета;


3. Круг, разделенный на четыре части солярный знак

а) воды б) солнца в) земли


4. Пейзаж – это изображение

а) природы б) животных в) человека г) архитектуры


5. Как называются рисунки в детских книжках?

а) красочные б) яркие в) иллюстрации г) картинки


6. Основной цвет в народной вышивке

а) зелёный б) красный в) синий


7. Пластилин -..

а) материал для лепки; б) материал для красок; в) основа ткани.


8.Орнаменты бывают

а) растительные б) с изображением людей в) геометрические г) с изображением техники


9. Какими инструментами пользуется художник (напиши)?

_______________________________________________________________

________________________________________________________________


10. Цвет спектра радуги всегда располагается в такой последовательности:

а ) желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой;

б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

в) красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый;

г) фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый.


11. Составь орнаментальную композицию из двух элементов в квадрате



ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ

1 вариант:

-карандаши, -кисти,

-палитра,

-стакан непроливайка,

-точилка, -ластик

в



2 вариант:

-карандаши, -кисти,

-палитра,

-стакан непроливайка,

-точилка, -ластик

в


Система оценивания заданий с 1-10 работы по 1 баллу, 11 работа - 3 балла.