Конспект урока изо ПРЯМЫЕ ЛИНИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА (7 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Изобразительное искусство, 7 класс

УРОК № 2

ТЕМА УРОКА. ПРЯМЫЕ ЛИНИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Цели деятельности учителя


Формировать умение решать с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональные задачи; учить использовать прямые линии в организации пространства; развивать первичные навыки монтажности

соединений элементов, порождающие новый замысел

Планируемые образовательные результаты

Предметные ууд

Метапредметные ууд

Личностные ууд

• понимать и объяснять роль прямых линий в организации пространства;

использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое, исходя из образного замысла;

членить композиционное пространство при помощи линий;

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

Познавательные:

выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций.

Регулятивные:

работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность).

Коммуникативные:

планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей)

• осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве

со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности


Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядно-практический.

Формы: фронтальная, групповая, парная

Образовательные ресурсы

• Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Режим доступа: http://www.artsait.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: белая бумага, чёрная и цветная, ножницы, клей, резак

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Линии в композиции»


Основные понятия и термины

Организация пространства. Акцентировка планов. Единое композиционное целое


Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1

2

3

4

5

6

7

I. Органи-зацион-ный момент



Подготовка

учащихся к изучению нового материала.

Беседа с элементами дискуссии


- В шестом классе мы с вами знакомились с характером линий. Мы узнали, что основным элементом рисунка является линия. Линия способна передать и чувства, и переживания художника. Линия в эмоциональном восприятии может быть «легкой», изящной, стремительной, жесткой и т. д.

Думаю, что пришло время узнать, как можно использовать линию для организации пространства и рождения художественного образа.

Тема нашего урока: «Прямые линии и организация пространства»

Слушают учителя. Знакомятся с темой урока


Фронталь-ная


Познавательные: устанавливают тему урока.

Личностные: осознают свои интересы в учебной деятельности



II. Изу-чение нового материала


Наглядно-иллюстратив-ный


- с чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости. Мысленно отметим две точки в пространстве и проведём линию от одной точки до другой и за пределы точек в бесконечность.

Прямая линия - простой, но очень выразительный элемент. Линия делит пространство, она же объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции.

Эстетичность, эмоциональность обязательны для любого художественного произведения. Все, что разрабатывает дизайнер, должно быть выразительным, содержательным, образным. Работа по созданию художественного произведения - это, в первую очередь, работа над образом. В соответствии с образом разрабатывается композиция. Композиция в дизайне выражает идею, которая определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения. Глубинный смысл композиции проявляется в том случае, если она вызывает ассоциации.

- Рассмотрим картину известного русского художника Василия Кандинского «Тридцать». (Слайд 2.) Плоскость для художника - это в первую очередь формат листа. Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Анри Матисс. Аппликация. (Слайд 3.)

Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали, удобен для изображения эпического действия.

Марк Шагал. Композиция с окружностями. (Слайд 3.)

Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток.

Анри Матисс. Аппликация. (Слайд 3.)

Чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции. Пабло Пикассо, Герника. (Слайд 3.)

Использование линий в композиции, их положение и направление играет огромную роль в том, как мы воспринимаем образ. (Си. ресурсный материал к уроку на с. 52.)

Линии, пересекающие изображение по диагонали, имеют более сложное воздействие. Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины. Василий Кандинский «Маленькие миры». (Слайд 4.) Презентация «Линии в композиции». (Слайды 4-8.) Классическая композиционная техника подразумевает использование диагоналей или сходящихся линий, позволяющих увлечь взгляд зрителя в глубь изображения. (Слайд 5.)

Направляющие линии можно использовать для привлечения взгляда зрителя к композиционному центру; их же можно использовать самостоятельно, чтобы создать более загадочную композицию. (Слайды 6-7.)

В работе Василия Кандинского «Импровизация 26» (слайд 8) нет четких правил гармоничного соединения отдельных элементов в единое целое, но эмоциональный художественный образ создается только тогда, когда соблюдены определенные условия.

Если композиция развивается на плоскости в двух направлениях - по вертикали и горизонтали, а глубина выражена не явно, образуется плоскостная или фронтальная Форма. для создания Фронтальной композиции используются плоские элементы. Если элементы врезаются друг в друга, имеет место активное взаимодействие, если примыкают - пассивное. Если элементы отстоят друг от друга, расстояние между ними должно быть таким, чтобы не нарушалась зрительная взаимосвязь и композиция не распадалась на отдельные части. Примером может служить картина «Ритм русского танца», написанная Тео ван Дусбургом в 1918 году. (Слайд 9.)

Необходимо уметь грамотно строить отношение между элементами и пространством. Это отношение определяет внутреннюю структуру композиции и внешнее воздействие ее как единого целого. Открытость или закрытость, направление силовых линий определяются соотношением элементов и пространства. Композиция. Казимир Малевич. (Слайды 10-11.)

Слушают учителя. Рассматривают изображения.
























Смотрят презентацию, анализируют и выражают свое мнение о произведениях художников.






















Смотрят презентацию, анализируют и выражают свое мнение о роли и значении линии в произведениях художников


Фронталь-ная


Познавательные: понимают и объясняют роль прямых линий в организации пространства; учатся членить композиционное пространство при помощи линий.

Регулятивные: определяют проблему практической деятельности; умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставят и формулируют для себя

новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение и разрешают конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

Личностные: формируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности

и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; развивают умения анализировать про изведения изобразительного искусства



ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность


Практический


- Ребята, вы поняли, что самыми простыми средствами можно достичь эмоциональной образности. Для организации пространства в своей практической работе вы будете использовать прямые линии. Рассмотрите при меры для практической работы:

Динамическое членение пространства. Прямые линии и организация пространства. Фронтальная композиция. Глубинная композиция.

Презентация «Линии в композиции». (Слайды 12-13.) Выполнение заданий: с. 22 учебника

Подготавливают рабочие места и материалы для работы: нарезают разные по длине и ширине полоски для выполнения задания. Создают композиции. Смотрят презентацию, анализируют и выражают свое мнение

Индивиду-альная


Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; работают по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность), добиваются эмоционально-образного впечатления. Личностные: понимают эмоциональное состояние, переданное в созданной композиции


IV. Итоги урока. Рефлек-сия

Демонстрация и анализ


- Сейчас мы рассмотрим некоторые работы и попробуем определить идею автора.

Определите роль линии в композиции:

- как линия влияет на построение композиции,

- направление линии и значение для композиции,

- в каком направлении развивается композиция,

-- какова идея автора

Представляют свои работы. Делают анализ работ товарищей


Индивиду-альная, фронталь-ная


Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию



Ресурсный материал к уроку 2

(Василий Кандинский «Маленькие миры».) Линии, которые ложатся по горизонтали, обычно осмысливаются как пассивные. Мы так привыкли видеть линию горизонта в повседневной жизни, что горизонтальные линии вызывают у нас чувство стабильности и покоя. Рассматривание изображения слева направо (или справа налево) наиболее естественно и привычно, и горизонтали этому способствуют. Линии, пересекающие изображение. (В. Кандинский. «Абстрактная композиция».) Две или более сходящиеся линии придают вашей работе ощущение значительной глубины. Это классический способ наделить двухмерное изображение перспективой, поскольку нам знаком эффект уменьшения предметов на расстоянии.





7