Праздник, посвященный Дню рождения Коста Хетагурова.
Оформление: картины Коста,
высказывание Коста « Весь мир мой храм, любовь моя святыня, отечество вселенная моя».
Компьютер, диск фильм «Фатима» по поэме Коста Хетагурова «Фатима»
Коста- певец горской бедноты.
Вступление: Сегодня мы отмечаем очередной День Рождения Великого певца горской бедноты, основоположника осетинского языка и литературы, художника, публициста. Сегодня мы еще раз вспомним его, поговорим о нем как о человеке, которым гордится Осетия и весь осетинский народ.
1 ведущий:
С его именем в народе связано все самое возвышенное, все лучшее, прекрасное и светлое. Коста- творец, путеводная звезда униженных и оскорбленных, зачинатель осетинской литературы, пламенный певец дружбы народов.
2 ведущий:
Поэт любил свой народ и жил для него. Лучше всего об этом он сказал сам.
Я счастия не знал, но я готов свободы
Которой я привык как счастьем дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда- нибудь к свободе положить.
3 ведущий:
Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно?
Тебя родной аул и бедный наш народ.
1 ведущий:
Имя Коста Хетагурова, основоположника осетинской художественной литературы и литературного языка, выдающегося общественного деятеля дорого не только осетинскому народу, но и всем народам нашей многонациональной Родины.
2 ведущий:
Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в селении Нар Алагирского ущелья Северной Осетии. Потеряв мать, он рос на попечении родственницы Чендзе Хетагуровой, а затем мачехи Кызмыды Сохиевой. В 9 летнем возрасте был отдан в Нарскую начальную школу. Мальчик отличался любознательностью и прилежанием.
3 ведущий:
В 1870 году отец будущего поэта, Леван Хетагуров, выехал на плоскость и поселился вместе с другими горцами, вблизи станицы Лабинской, Образовав селение Лаба( сейчас это селение имени Коста Хетагурова) С ноября 1871 года Коста начал учиться в Ставропольской гимназии, старейшей из учебных заведений России.
1 ведущий:
Большое влияние на формирование мировоззрений и развитие таланта Коста оказали преподователь словесности М. В. Краснов и учитель рисования В. И. Смирнов, воспитывающие своих питомцев в духе передовых идей.
2 ведущий:
Еще в гимназии проявляется поэтическое дарование поэта.Он пишет на осетинском языке стихотворения « Ус æмæ лæг», «Ногбоны хсæв» и другие, принимает самое активное участие в самодеятельных драмкружках.
3ведущий:
В шестом классе Коста лишили стипендии, и не окончив гимназии, в 1881 году поехал в Петербург, где поступил в Петербургскую Академию Художеств.
1 ведущий:
В столице он встречался с революционно настроенной молодежью, и это общение ускоряло формирование его передового мировоззрения. Поэт учился в очень тяжелых материальных условиях, жил впроголодь, и в 1885 году вынужден был вернуться в Осетию. Он был потрясен увиденным. В стихотворении «Взгляни» он писал:
2 ведущий:
Но более бедным чем я,
Вернувшись, нашел я тебя,
Народ мой, согбенный заботой.
3 ведущий:
Живопись становится основным источником его материального обеспечения. Он пишет картины, сюжеты, которых подсказываются тяжелой жизнью народа («Дети на каменоломне», «За водой» и другие). Он первый на Северном Кавказе организовал художественные выставки своих картин и картин других художников. Он пишет портреты, театральные декорации и так далее, ставит пьесы, сам участвует в спектаклях. Во всем блеске раскрывается и поэтическое дарование Коста.
1 ведущий:
Сборник его стихотворений «Ирон фæндыр» ( «Осетинская лира») написанных на осетинском языке, является поэтическим выражением его революционно-демократических идеалов. Сборник открывается стихотворением «Завещание», в котором Коста говорит, что поэт должен активно вмешиваться в борьбу за народное счастье. В этом он видит смысл и назначение поэзии.
2 ведущий: Много стихотворений он посвятил детям: «Гино», «Уасæг», «Скъолайы лæппу», «Кæмæн цы», «Æрра фиййау», «Сæрд», «Уалдзæг», «Зымæг», «Фæззæг», «Лæгау» и много других.
3 ведущий: «Будь мужчиной».
Встань рано, будь мужчиной,
Оденься, помолись,
О Господи, единый,
Защитой мне явись.
Будь хлеба дама вволю,
Ты б свой имел кусок,
А нет, так будь доволен
Чуреком, мой сынок.
Скорей беги учиться,
Да сумку не забудь.
Не будешь ты лениться
Найдешь свой верный путь!
Учись дружок с охотой,
Чтоб мудрость всю познать,
И с радостью работай,
Чтоб человеком стать!
1 ведущий:
Мрачные картины угнетенной жизни бедноты создает поэт в стихотворениях «Кубады», «Спой», «Пропади». И как боевой клич звучали его строки из стихотворения «Горец»:
2 ведущий:
Цепью железной нам тело сковали,
Мертвым покоя в земле не дают.
Край наш поруган и горы отняли
Всех нас позорят и розгами бьют.
3 ведущий:
Мы разбрелись , покидая отчизну,
Скот разгоняет так бешеный зверь.
Где же ты, вождь? Для радостной жизни
Нас собери своим словом теперь.
1 ведущий:
Многообразная творческая общественная деятельность Коста на благо народа сделала его имя чрезвычайно популярным. Стихотворения Коста передавались из уст в уста, переписывались от руки и распространялись в народе. Он продолжает традиции русских реалистов XIX века- Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Добролюбова, Чернышевского. Под влиянием идей Добролюбова и Чернышевского он поднимает вопрос освобождения женщин, изнемогающих под тяжестью векового гнета реакционных адатов. По словам Коста:
2 ведущий:
«Кроме рабства, борьбы и труда,
Ни минуты отрадной свободы
Ей бы жизнь никогда не дала.»
Просмотр кадра из фильма «Фатима».
3 ведущий:
Творчество поэта по идейной насыщенности, по глубине образов, по богатству и гибкости языка, по поэтическому мастерству является высоким образцом. Оно воодушевляло народные массы, вселяло бодрость духа в борьбе за свободу. Очень хорошо сказал о Коста А. Фадеев: «Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом и общественным деятелем».